Исследовательская работа является частью диска "Горенки литературные", созданного воспитанниками объединения "Литературное краеведение" МОУ"Лицей" г.Балашиха
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_kozma_prutkov_.doc | 92 КБ |
Краеведческая конференция
городского округа Балашиха
«Моя малая родина»
Муниципальное учреждение
городского округа Балашиха
«Лицей»
Кто такой Козьма Прутков
и как он связан с усадьбой Горенки.
Выполнила
ученица 9 «В» класса
Кирсанова Наталья
15 лет.
Руководитель
Егупова Альбина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
ЦДОд «Созвездие» г. Балашиха,
руководитель объединения «Литературное краеведение»
Балашиха 2010
I. Обоснование темы.
Передо мной книга Козьмы Пруткова. Но как человек он никогда не существовал. Это литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы 19 века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов.
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.
Мне это имя стало интересно и потому, что А.К.Толстой принадлежит к одному из старинных дворянских родов Разумовских, которым принадлежала балашихинская усадьба Горенки. Ею владел К.Г. Разумовский. Я решила изучить биографию А.К. Толстого и познакомиться с сочинениями Козьмы Пруткова.
II. Обзор литературы.
В основу исследования положена книга сочинений Козьмы Пруткова.
Я самостоятельно проанализировала басни Пруткова. Биографические сведения взяты с сайта kozma.ru.
О жизни и творчестве А.К. Толстого я прочитала на сайте www. Bryansk.ru
Развенчивание мифов о жизни А.К. Толстого прозвучало на юбилейной конференции в Брянске, об этом я узнала с сайта goldigroup.ru Немало биографических сведений было получено на сайте www.alekseytolstoy.org.ru
III. Основная часть.
Алексей Константинович Толстой [24 авг. (5 сент.) 1817 — 1875], граф, русский поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873). Судьба самого известного из создателей Пруткова писателя не уступала в фантастичности книжным биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, а эти молодецкие забавы не мешали высоким гражданским поступкам. Он организовывал ополчение в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа, а потом женился на своей спасительнице. Его заступничество спасло от ссылки его друга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был друг детских игр наследника престола Александра (II), а в девять, сидя на коленках у старина Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста в разгар его творения и еще в молодости стал родоначальником русского мистического триллера («Упырь», 1841, опубликован его другом Владимиром Соловьевым в 1900). Автор баллад, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»), сатирических поэм «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859) и опубликованных посмертно — «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878) и «Сон статского советника Попова» (1882), баллад и сказаний («Василий Шибанов»), исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова, для которого им написаны самостоятельно «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и, предположительно, «Философ в бане». Остроумнейший «Путник» Козьмы Пруткова среди пародий не менее значителен, чем среди лирических стихов вдохновившие его популярные «Колокольчики мои» А. К. Толстого, получившие в автопародии неожиданное продолжение.
Владимир Михайлович Жемчужников [11 (23) апреля 1830 — 1884], русский писатель, в отличии от других создателей Пруткова писавший только под его именем. Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, не только предложившему писать вместе под вымышленным именем, но и сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений с установленным авторством его создателей. После многолетних попыток опубликования собрания сочинений Пруткова, неоднократно срывавшегося в течении 30 лет по самым невероятным причинам, в последнем в своей жизни 1884 году он издал-таки том сочинений Козьмы Пруткова, сохранив для нас образ, вероятно, затерявший бы свою цельность в старых журналах. Его перу принадлежат «Немецкая баллада», «Разница вкусов», «Поездка в Кронштадт», «Мое вдохновение», «Аквилон», «Проект: о введении единомыслия в России», «К друзьям после женитьбы», «Пятки некстати», «Эпиграмма № III», «Желания поэта», «Безвыходное положение», «В альбом красивой чужестранке», «К толпе», «Возвращение из Кронштадта», «Защита памяти Косьмы Петровича Пруткова», «Биографические сведения о Козьме Пруткове», «Мое посмертное объяснение к комедии «Фантазия», «Разочарование», «Осень», «Эпиграмма № II», «Предсмертное». Кроме того, значительную часть сочинений Пруткова написал с совместно с братьями и Алексеем Толстым. Единственное из написанного им и не относящееся к сочинениям Пруткова — его «Записки». Они опубликованы после смерти писателя.
Алексей Михайлович Жемчужников [10 (22) февраля 1821 — 1908],
русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной критикой считался совестью русской интеллигенции. Завершили творчество патриарха великого века русской словесности «Песни старости» и «Прощальные песни» спустя полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией в стихах «Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве с А. К. Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима, для которого писал самостоятельно «Древней греческой старухе...», «В альбом N. N.», «Стан и голос», «Чиновник и курица» «Сродство мировых сил», «Помещик и садовник», «Помещик и трава», «Блестки во тьме», «Перед морем житейским» и написанное за год до смерти в возрасте 86 лет «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».
Александр Михайлович Жемчужников [13 (25) июня 1826 — 1896],
русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки», «Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая», «Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне («На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».
Петр Павлович Ершов (1815 — 69),русский писатель. Автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-Горбунок» (1834, полное издание в 1856). Во время Русско-Турецкой войны находившийся на службе Владимир Жемчужников был командирован в Тобольскую губернию и познакомился в Тобольске с жившим там П. Ершовым, а известный сказочник познакомился с Прутковым, и, в свою очередь, познакомил Владимира Жемчужникова с прежними своими шутками и передал ему свои куплеты — стихотворную сцену «Черепослов, сиречь Френолог» — и, сказав, что уже стар и ничего не напишет, просил куда-нибудь их поместить, что и было сделано. Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог» с успехом шла на комедийной театральной сцене начала 20 века и не потеряла актуальности.
2. Родословная А.К.Толстого.
Дед А.К. Толстого граф А.К. Разумовский был сенатор при Екатерине I и министр народного просвещения при Александре1. Алексей Кириллович был еще и ученым – ботаником и поэтому был прозван русским Линнеем. Именно он отстроил Горенки и создал на территории усадьбы ботанический сад, где профессора и студенты московского университета проводили занятия и исследования. Кроме собственных детей, он имел шестерых внебрачных детей от девицы Соболевской. По названию имения, которое им даровал Разумовский, они стали носить фамилию Перовские. Один из этих детей – писатель Антоний Погорельский. Мать Толстого - Анна Алексеевна.
Родился А.К. Толстой в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в селе Красный Рог, в имении его дяди, так как брак его матери и отца, Константина Петровича Толстого распался.
Жизнь А.К. Толстого.
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Умер 28 сентября 1875г. в селе Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.) — граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873).
Об этом человеке написано немало статей и существует много мифов, некоторые из которых можно развинтить. Человек гораздо сложнее, чем его отражение, которое остается в памяти близких людей. А если люди не близкие и настроены не слишком доброжелательно? Отсюда искажения, домыслы, вымыслы, инсинуации.… Не избежал этой участи и граф Алексей Константинович Толстой. Написано о нем, правда, не так много, как о других знаменитостях, но кое-что вообще не стоило бы издавать, так как эти "биографии" тиражируют вместо документальных фактов легенды и далеко не безобидные сплетни.
Если скрупулезно отделить зерна от плевел, то можно нанести удар по мифотворчеству о графе, доказав необоснованность сплетен о том, что Алексей Константинович был "плодом от супружеских отношений брата и сестры" Перовских. Так же можно отмести и несправедливые обвинения в адрес жены поэта Софьи Андреевны. В молодости она пережила глубокую личную драму: ее предал возлюбленный, который к тому же застрелил на дуэли ее брата, вступившегося за честь сестры. С тех пор в свете о ней ходили разные пересуды. Но разве можно называть злым гением женщину, которой Толстой писал: "Думая о тебе, я в твоем облике не вижу ни одной тени, ни одной, все лишь свет и счастие"?
Свет излучал и еще один близкий Толстому человек – племянник его жены Андрейка, которого он любил как родного. Это позволило некоторым "толстоведам" объявить мальчика незаконнорожденным сыном писателя.
Из области вымыслов, увы, и распространенное на Брянщине убеждение, что писатель провел в селе Красный Рог не только зрелые годы, но и детство. Но есть неопровержимые данные, что райским уголком для маленького Алеши было имение дяди Алексея Перовского Погорельцы на Черниговщине.
Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен "студентом" в московский архив министерства иностранных дел, где мог знакомиться с историческими документами, и в 1835 году выдержал при Московском университете экзамен на чин. Много времени проводил Толстой в поездках по России и за границей. (Германия и Италия).
Во время Крымской войны Толстой вступил в армию. Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре". В 1861 году Толстой добился отставки, после этого поселился в своем имении под Петербургом, хозяйством не занимался и постепенно разорился. С середины 60-х годов разорение, усиливавшиеся болезни угнетающе действовали на душевное состояние поэта. Лечение помогало незначительно, и в 68 лет А. К. Толстой умер от большой дозы морфия.
За веселой розовой оградкой – скромное надгробие, увенчанное луковкой. Граф Алексей Константинович Толстой – с одной стороны. Графиня Софья Андреевна Толстая – с другой. По углам – тощие рябинки.
В скромной церкви с наружной почти довоенной электропроводкой, бедно и пустовато, как в сельском клубе. Колокола чернеют в углу. Колоколенка пока заколочена. Не слышно перезвона, который так любил Алексей Константинович. «Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов». Он, запечатлевший все запахи и звуки родного Красного Рога, единственный из брянских знаменитостей остался навсегда в этой земле. И дух его обитает тут. В этом парке и этих лугах и лесах. Каждый приезжая сюда, ощущает это вольно или невольно. И находит свое.
На книжном развале можно за символические 80 рублей купить объемистый двухтомник А.К. Толстого и другие его издания. Тут же окунуться в его лирику и освежиться в фонтане афоризмов Козьмы Пруткова.
На заднем крыльце Охотничьего домика устроили чайную «У Козьмы». Сам незабвенный директор пробирной палатки присутствует посредством текстов, озвученных актерами театра драмы им. А. К. Толстого. Их лучше слушать, припав к самовару с плюшками. А заодно попытаться вспомнить, сколько лет назад играли на брянской сцене «Князя Серебряного» и «Упыря». Не самые сильные были спектакли, но теперь и их не стало. Еще была очаровательная «Черная курица» в театре кукол по сказке Антония Погорельского, дядюшки поэта. А ТЮЗ так и не сподобился, не замахнулся на нашего Алексея Константиновича.
4. Творчество А.К. Толстого.
Творчество Толстого многожанрово. Он начал печататься как прозаик. В 1841 году издает повесть "Упырь". Мистико-фантастическую тематику продолжает в "Семье вурдалаков" и во "Встрече через триста лет". В повести "Амена" (1846) появляется тема раннего христианства и отступничества. В 40-е годы были опубликованы стихотворения "Бор сосновый в стране одинокий стоит...", "Колокольчики мои...", "Ты знаешь край, где все обильем дышит...", "Шумит на дворе непогода" и другие, начат исторический роман "Князь Серебряный", опубликованный в 1862 году. В 1857 году вышел единственный прижизненный сборник Толстого "Стихотворения".
Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, случайно..." (1851) и другие.
Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870).
Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие. Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты.
Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).
5. Биография Козьмы Пруткова.
Как истинно великий писатель, Козьма Прутков не тратил времени на детские и юношеские годы, он родился – и сразу стал печататься. И даже раньше стал печататься, чем родился. Произведения его вышли в свет за три года до того, как он появился на свет, - факт сам по себе примечательный.
Загадка времени рождения может быть объяснена местом рождения. Родился Козьма Петрович Пруткова в журнале «Современник» в 1854 году, после того, как дважды напечатался в нем безымянно. В «Современнике» родились многие замечательные русские писатели, так что рождение в нем Козьмы Пруткова делало этому автору честь. Хотя сам он так не считал. Он считал, что сам может сделать честь кому угодно. И об этом он прямо заявил при своем рождении в 1854 году.
Но давайте закроем глаза на общеизвестную истину, что наш герой никогда не существовал, и отнесемся к нему как к реальному человеку.
Прутков Козьма Петрович [11 апреля 1803 г. —13 января 1863 г]. – русский писатель, поэт, философ.
Родился в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска. Провел всю свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. В 1820 г. он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл в
этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. Вступив в
Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, т. е. до 13
января 1863 года. Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой
Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до Действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и орден св. Станислава 1-й степени, который всегда прельщал его, как это видно из басни "Звезда и брюхо".
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период
подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он "враг всех так называемых вопросов!". Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.
Но как бы ни были велики его служебные успехи и достоинства, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературного своею деятельностью. Между тем он пробыл в государственной службе (считая гусарство) более сорока лет, а на литературном поприще действовал гласно только пять лет (в 1853 - 54 и в 1860-х годах).
В 1850 г. Козьма Прутков познакомился с небольшим кружком
молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого. До знакомства Козьма Петрович Прутков и не думал никогда ни о литературной, ни о какой-либо другой публичной деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной Палатки и
далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 г. граф А. К. Толстой и
Алексей Михайлович Жемчужников, не предвидя серьезных последствий от своей затеи, вздумали уверить его, что видят в нем замечательные дарования раматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию "Фантазия", которая была исполнена на сцене с.-петербургского Александрийского театра, в высочайшем присутствии, 8 января 1851 г., в бенефис тогдашнего любимца публики, г. Максимова 1-го.
Делая эти первые шаги в литературе, Козьма Петрович Прутков не думал, однако, предаться ей. Он только подчинялся уговариваниям своих новых знакомых. Ему было приятно убеждаться в своих новых дарованиях, но он боялся и не желал прослыть литератором; поэтому он скрывал свое имя перед публикою. Первое свое произведение, комедию "Фантазия", он выдал на афише за сочинение каких-то "Y и Z"; а свои первые три басни, названные выше, он отдал в печать без всякого имени. Так было до 1852 г.; но в этом году совершился в его личности коренной переворот под влиянием трех лиц из упомянутого кружка: графа А. К. Толстого, Алексея Жемчужникова и Владимира Жемчужникова.
Козьма Прутков оказался поразительно разнообразным, именно: и стихотворцем, и баснописцем, и историком и философом и драматическим писателем. Трое опекунов Козьмы Пруткова заботливо развили в нем такие качества, при которых он оказывался вполне ненужным для своей страны; и, рядом с этим, они безжалостно обобрали у него все такие, которые могли бы сделать его хотя немного полезным. Присутствие первых и отсутствие вторых равно комичны, а как при этом в Козьме Пруткове сохранилось глубокое, прирожденное добродушие, делающее его невинным во всех выходках, то он оказался забавным и симпатичным. В этом и состоит драматичность его положения. Скончался Козьма Петрович Прутков в Санкт-Петербурге, после долгих страданий, на руках нежно любившей его супруги, среди рыдания детей его, родственников и многих ближних, благоговейно теснившихся вокруг страдальческого ложа его…
«Неоднократное сопоставление Козьмы Пруткова с Козьмой Мининым и даже с Козимо Медичи уводит читателя от истинного смысла его имени. Скорее всего Кузьмой, а впоследствии Козьмой, его назвали, желая читателя подкузьмить. А Прутковым, - вероятно, желая читателя высечь. Нет, не высечь в мраморе, на что мог рассчитывать только Козьма Прутков, а высечь насмешкой, причем самодовольного и напыщенного поэта-чиновника. Высечь в мраморе и одновременно высечь насмешкой, - вот как, видимо, расшифровывается это загадочное имя», - писал Феликс Кривин.
6. Анализ произведений.
В нашей повседневной речи мы очень часто употребляем такие афоризмы, как «Не ходи по косогору, сапоги стопчешь», «Имея, не храним, потерявши, плачем». Но очень немногие из нас задумываются о том, что все это афоризмы К. Пруткова. У этого автора очень много таких крылатых фраз и выражений. Не задумываемся мы об их происхождении потому, что все они очень меткие, хорошо обдуманные, и в то же время очень простые и подходящие под любую бытовую ситуацию.
Творя за десятки лет до нашего рождения, Прутков высказывал такие мысли, которые очень хорошо подходят и под любую современную ситуацию. Вот взять хотя бы первый вспомнившийся его афоризм: «Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание». И ведь в нем заключен опыт жизни, ее правда! Во все времена в обществе и в окружающем нас мире ценилось хорошее воспитание. Лишь человек образованный мог пробиться в люди, проделать определенный карьерный рост, удовлетворяющий его. Если же человек умен от природы, но не умеет подобающе себя вести в обществе или не получил необходимого должного образования, то скорее всего о нем будут отзываться негативно, а ведь земля слухами полнится.
Вот так и в любом другом творении Козьмы Пруткова можно найти связь прошлого и настоящего. Из чего можно сделать соответствующий вывод: жизненный опыт универсален. Но, к сожалению, чужие ошибки, почему-то так привлекают нас, что мы не можем не воспользоваться случаем, что бы их повторить. Хотя Прутков старается нас предостеречь от них, давая нам советы не в форме чтения морали, а в более необычной, эффективной форме – афоризм, они все равно нас очень притягивают. Думаю, что только человек, переживший эти ошибки, мог написать о них так коротко и ясно. Просто не многие из нас могут обличать происходящие ситуации в краткую словесную форму. И ведь в будущем люди, прочитавшие эти высказывания, скорее всего, смогут сопоставить их с реальностью, найти связь с происходящим. Они так же будут думать, что за десятки лет все очень меняется. Да, меняется все, развивается, но вместе с тем наши, человеческие проблемы, присущие каждому из окружающих, остаются прежние. Но, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Во все времена стояли одни и те же проблемы. Но происходили они в различных обстановках, а, следовательно, рассматривались тоже по-разному, но суть их была одна. Несмотря на очень большое расстояние во времени, мы не сомневаемся ни на минуту в их актуальности.
Прутков написал еще немало басен, в которых он заключил свое отношение к окружающему миру. Вот, например,«Помещик и трава».
На родину со службы воротясь,
Помещик молодой, во всем любя успехи,
Собрал своих крестьян: «Друзья, меж нами связь – залог утехи;
Пойдемте же мои осматривать поля!»
И, преданность крестьян сей речью воспаля,
Пошел он с ними купно.
«Что ж здесь мое?» - «Да все, - ответил голова.-
Вот тимофеева трава…»
«Мошенник! – тот вскричал, - ты поступил преступно!
Корысть мне недоступна;
Чужого не ищу; люблю свои права!
Мою траву отдать, конечно, пожалею;
Но эту возвратить немедля Тимофею!»
Оказия сия по мне уж не нова.
Антонов есть огонь, но нет того закону,
Чтобы всегда огонь принадлежал Антону.
В этой басне Прутков высмеивает одно из человеческих качеств - ограниченность. Главный герой не может понять, что одно и то же слово, употребленное в разных контекстах, может принимать разное значение. Он понимает фразеологизм в его прямом, бытовом значении, не зная его переносное значение. Вот и привлекла меня эта игра слов в басне: «Трава тимофеева» и «Тимофея трава». Таких профанов, как герой басни среди нас не так уж и мало. Жизненность басен Козьмы Пруткова очевидна. В этой басне проявилось самое убийственное оружие сатиры – ирония. Это была ирония над помещиком, и в то же время над многими из нас.
IV. Выводы.
Изучение творчества таинственного Козьмы Пруткова открыло для нас еще одну страницу в культурном наследии усадьбы Горенки. Наряду с имене первой русской женщины-писательницы 18 века Натальи Долгорукой, автора «Черной курицы! Антония Погорельского стоит имя Алексея Константиновича Толстого. Этот факт заставляет задуматься современного читателя о необходимости читать и изучать наследие своих предков-земляков.
V. Использованная литература.
Сочинения Козьмы Пруткова. – М.: «Художественная литература», 1988.
goldigroup.ru/2009/12/ neizvestnyj-tolstoj/
www.alekseytolstoy.org.ru
Две лягушки
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Финист - Ясный сокол
Как нарисовать китайскую розу
Без сердца что поймём?