Ломоносов Михаил Васильевич — первый рус¬ский ученый естествоиспытатель мирового значе¬ния, человек энциклопедических знаний, разно¬сторонних интересов и способностей.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov- | 55 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Биюрганская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района РТ
Великий русский учёный, выдающийся поэт М.В.Ломоносов
Выполнила:
обучающаяся 9 класса
Шамилова Ландыш И.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Маннанова Рафиня Фанировна
д. Биюрган
2011 г.
Кто малого не может,
тому и большее невозможно.
М.В.Ломоносов
Ломоносов Михаил Васильевич — первый рус ский ученый естествоиспытатель мирового значе ния, человек энциклопедических знаний, разно сторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, за ложивший основы современного русского литера турного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоя тельной русской науки.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовке, в просторечии Болото, распо ложенной на одном из островов Северной Двины (Курострове), против уездного города Холмогор, в 70 верстах от Архангельска в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был предприимчивым помором.
Мать М. В. Ломоносова—дочь дьякона соседнего села Матигор, Елена Ивановна, урожденная Сивкова.
Из известной книги „Путешествие академика Ива на Лепехина, в 1772 году" Василия Варфоломеевича видно, что уже с десятилетнего возраста М. В. Ломо носов вместе с отцом каждое лето и каждую осень отправлялся на рыбную ловлю в Белое море, а иногда они и в Северный Ледовитый океан до 70° широты.
Суровая природа севера с величественным явлением северного сияния производила сильное впечатление на юношу Ломоносова, а постоянная борьба с грозной морской стихией выработала в нем черты, столь характерные для поморов: выносливость, наблюдатель ность, настойчивость и смелость.
Грамоте М. В. Ломоносов научился, вероятно, у своего односельчанина Ивана Шубного.
Есть сведения, что в доме зажиточного крестьянина Христофора Дудина М. В. Ломоносов впервые увидел книжки светского содержания. Это были: грамматика Мелетия Смотрицкого и арифметика Магницкого; в последней книге были также помещены некоторые сведения по физике, геометрии, астрономии, географии и навигации.
Эти книжки М. В. Ломоносов выпросил у сыновей Дудина и, как говорит запись, с ними более уже не рас ставался. Сам Ломоносов потом называл эти книги „вратами своей учености".
Семейный гнет ( вторая мачеха, невзлюбившая пасынка, всячески пыталась отвлечь его от книг) и сильное влече ние к знанию и наукам привели к тому, что юноша М. В. Ломоносов в 19 лет покинул семью и направился в Москву.
В Москву молодой Ломоносов отправился пешком, имея в кармане несколько рублей денег и паспорт.
В начале января 1731 года М.В. Ломоносов прибыл в Москву, где он подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском мо настыре.
Занимался М. В. Ломоносов в школе весьма усердно и быстро делал удивлявшие всех успехи. В первый же год обучения он прошел три класса школы.
В Славяно-греко-латинской академии М. В. Ломоно сов в совершенстве изучил латинский язык. 1735 году М. В. Ломоносов был уже в последнем классе школы, и неизвестно, что ожидало его по окон чании Славяно-греко-латинской академии, как неожи данно его жизненный путь круто изменился.
В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был послан в Петербург для зачисле ния в академический университет, а в 1736 го ду — командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руко водством известного физика и философа X. Воль фа, а затем во Фрейберге у химика и металлур га И. Генкеля. За границей пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении (в январе 1742 г.) был назначен адъюнктом Академии наук по физи ческому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. Однако бедственное материальное положение Ломо носова продолжалось и после определения его адъюнк том Академии наук. Причина этого заключалась в тех непорядках, какие царили в Академии наук: не хватало денег на уплату жалования не только служащим, но и академикам.
При таких условиях казалось бы, что никакими нау ками заниматься не было никакой возможности.
Надо к этому прибавить, что в Академии не суще ствовало химической лаборатории, и это обстоятель ство еще более затрудняло положение Ломоносова как специалиста по химии и физике.
И вот Ломоносов вскоре после возвращения из-за границы принимается за хлопоты об устройстве в Ака демии первой русской химической лаборатории!
Напрасно, однако, Ломоносов доказывал, что без лаборатории он никаких экспериментов производить не может, а потому деньги, затраченные государством на его обучение в Германии, пропадают даром.
Из академической канцелярии последовал на про шение ответ: „Адъюнкту Ломоносову отказать, что за неимением при Академии денег и за неподтверждением штата по сему его донесению ничего сделать не можно".
М.В. Ломоносов в 1746 году он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспе риментальной физики» X. Вольфа. Только в 1748 году (по его настоянию) для него была построена первая в России химическая научно-исследова тельская лаборатория.
Наряду с научными исследованиями Ломоно сов занимался литературным творчеством и опуб ликовал несколько од и трагедий. Движимый вы соким патриотизмом, он предпринял детальное изучение ряда источников русской истории. Про являя заботу о распространении просвещения в России, настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям насе ления. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 году по его проекту был организован Московский университет, носящий ныне имя Ломоносова.
На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, тех нических и культурных мероприятий, направлен ных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное зна чение.
Велики заслуги Ломоносова и в развитии рус ского литературного языка. До него изучением грамматических свойств русского языка никто не занимался. В школах преподава ли славянскую и иностранную грамматику. О рус ской же грамматике ни у кого не было сколь-нибудь опре деленных понятий. И вот Ломоносов, желая по мочь соотечественникам овладеть искусством слова, создает в 1755 году первую «Российскую грам матику», в которой систематически и глубоко раз рабатывает важнейшие грамматические категории родного языка.
Появление «Грамматики» способствовало раз витию литературного языка, открывало доступ грамоте самым широким слоям русского обще ства.
В «Российской грамматике» шесть глав, на званных «наставлениями». В первой главе расска зывается о роли языка в жизни общества. В последующих пяти главах изложены важнейшие правила русской орфографии и синтаксиса. Осо бенно ценны наставления Ломоносова, относя щиеся к именным частям речи (существительным, прилагательным, числительным). Он осуществил их научную разработку.
Основные нормы и правила сохраняют свое значение и на сегодняшний день.
Одновременно с грамматикой Ломоносов раз рабатывает и теорию «трех штилей», которая явилась опорным моментом всех его начинаний в области преобразования русского литератур ного языка. Надо было найти меру использования церковнославянских слов в литературном языке. Такая мера определялась в учении Ломоносова о «трех штилях»: высоком, среднем и низком.
Таким образом, Ломоносов взял курс на огра ничение церковнославяниз- мов, на сближение ли тературного языка с разговорной речью. Осво божденный от устаревших слов, литературный язык креп, развивался. Учение о «трех штилях» способствовало повышению литературного мас терства каждого пишущего.
Преобразования Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необ ходи-мостью. Обладая прекрасным чутьем, он переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат и т. д.
Большое значение придавал Ломоносов искус ству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда. В 1748 году опубликовал «Риторику» (руководство к красноречию). Цель этой рабо ты — научить русских людей выражать свои мысли образно, точно, красиво, найти наиболее эффек тивные способы использования родного слова в различных сферах общественной жизни.
К началу XVII века в русском обществе чрезвычайно обострился интерес к поэзии. Это было обусловлено многими причинами: развитием буржуазных отношений, ростом экономики и культу ры в связи с преобразованиями Петра I. Появились и поэты, которые стремились к глубокому отра жению новых явлений общественной жизни,— Ф. Прокопович, А. Кантемир. И все же подлинным преобразователем рус ского стиха стал Ломоносов. Он выступил смелым новатором в вопросе употребления рифм.
По мнению Ломоносова, богатому русскому языку свойственны самые различные виды рифм. Чем больше разнообразия в приемах стихотвор ства, чем шире будет поэт использовать богатства русского языка. В подтверждение этого он при водит образцы различных стихотворных разме ров — ямба, хорея, дактиля, анапеста и др. Но самым убедительным доказательством неисчерпаемых возможностей русского языка и преимущества размеров была его ода «На взятие Хотина».
Его поэзия привле кает нас общественно-патриотической направлен ностью, утверждением важности и красоты герои ческого подвига во славу родной отчизны. Произведением, изучаемым в 9 классе, является стихотворение «Разговор с Анакреоном», где он ставит вопрос о том, чему и как должна служить поэзия. Анак реон видит назначение поэзии в том, чтобы вос певать дружбу, любовь. Ломоносов заявляет, что у него другая страсть:
«Героев славой вечной
Я больше восхищен».
Основной образ «Разговора с Анакреоном» — это образ его возлюбленной, пышногрудой и крас нолицей женщины. Для Ломоносова возлюблен ная — это родина, Россия, которой он отдает весь жар своего сердца и ума. Так определяется глав ная задача поэзии: она должна служить общест венным интересам, содействовать укреплению мо щи и величия родины.
Прославление военных побед России у Ломо носова было подчинено важнейшей задаче века — показу неисчерпаемых возможностей родины, и величия народа, сумевшего отстоять свою нацио нальную независимость на нелегких и грозных перевалах истории. Вот как описывается героизм русских солдат в оде «На взятие Хотина»
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.
Наряду с показом героизма русских воинов Ломоносов рисовал в своих одах образы выдаю щихся исторических деятелей: Дмитрия Донского, Ивана IV. Особенно часто он обращался к Пет ру I. С его именем связывал свои представления о России. В лице Петра воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации.
Ломоносову как гуманисту были ненавистны войны. Он испытывал физическое отвращение к тем, кто больше помышлял о разрушении, неже ли о созидании. И в этом он наш современник. Наиболее убедительно говорит он о мире в «Оде 1747 года». Эта ода писалась в тот момент, когда Елизавета Петровна готовилась к вооруженному выступлению на стороне Австрии и Англии про тив Пруссии и Франции. Ломоносов знал о пла нах императрицы, и, желая предостеречь ее от опасного шага, подчеркнуто рисует преимущества «тишины перед войной».
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.
Подобных слов в защиту мира еще не знала ни русская, ни западноевропейская поэзия.
Более двух столетий прошло со времени смер ти М. В. Ломоносова. Русский народ ( и не только русский) чтит па мять о нем. Многим учебным заведениям и пред приятиям нашей страны присвоено его имя. Ака демик С. И. Вавилов писал: «Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что краеуголь ные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом еще Ломоносовым». Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков. Он прожил её так, как мечтал прожить свою один из его героев:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами входить на верьх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
В конце своей работы я хочу привести слова А.С. Пушкина, в котором он дал характеристику личности Ломоносова : « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и всё проник»
Литература:
1. А.Е. Арбузов. Великий русский ученый. Татгосиздат,1950 г.
2. Краткая литературная энциклопедия. М., изд-во «Советская энциклопедия», № 4, 1961.
3. Ломоносов М. В. Избранное. М., «Дет ская литература», 1982.
4. Совет мэктэбе № 10, 1986г.
5. Учебник-хрестоматия для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. Ч.1 Казань, изд-во «Магариф», 2008 г.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Весенняя гроза
Музыка космоса
У меня в портфеле
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018