В работе описываютс последние дни жизни известной русской поэтессы серебренного века М.И.Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
cvetaeva_v_evakuacii._referat.docx | 62.82 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1"
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Реферат на тему:
М.И.Цветаева в эвакуации.
Работу выполнила
Ученица 8 А класса
Камалетдинова
Эндже Дамировна
Научный руководитель:
Учитель истории
Мыльникова
Наталья Николаевна
Елабуга 2012
Оглавление
Введение с.3-4
Глава 1.Биография М.Цветаевой с.5-8
Глава 2. Причины эвакуации с.9- 11
Глава 3.Марина Цветаева в Елабуге с.12-14
Глава 4. Гибель Марины Цветаевой c.15-19
Заключение с.20
Список литературы с.21
Приложение с.22-25
2
Введение
... Моим стихам, как драгоценным винам. Настанет свой черед.
М. Цветаева (приложение 2)[8] Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумелев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.
Цель написания данной работы - раскрыть тему «М. Цветаева в эвакуации», тем самым показать какую роль сыграла в судьбе известной поэтессы Великая отечественная война.
С именем Марины Цветаевой связана история города Елабуга, сыгравшего трагическую роль в жизни известной поэтессы. В своей работе автор попытался представить, что заставило М.Цветаеву уехать из Москвы, почему не сложилось ее творчество и жизнь в Елабуге, почему Марина Ивановна ушла из жизни. Когда подплываешь к Елабуге со стороны Казани — так и Цветаева к ней подплывала — первое, что видишь, — высоченный крутой обрыв над пристанью. Пристань под ним кажется маленьким ненадёжным гнёздышком, а наверху он оканчивается мысом с круглой белой башней, сохранившейся со времён древнеболгарской крепости — Чертово городище. Все это очень красиво. Вдали, километрах в двух-трёх от пристани, виден силуэт
3
города: двухэтажные каменные купеческие дома на холме над лугами и рекой, за ними ряды одноэтажных домиков и домишек, и над всем этим три огромные каменные церкви и пожарная каланча. Тоже красиво. А когда едешь в город по
асфальтированной (ещё несколько лет назад — булыжной) дороге — высокой
искусственной насыпи, построенной в самом начале века и по бокам
обсаженной густо разросшимися деревьями, и ярко светит солнце, и ветер
бьёт в лицо, — охватывает ощущение радости и покоя. Не с такими
чувствами подъезжала к Елабуге Цветаева. Могла ли она заметить эту
красоту?
За долго до своей гибели М.И.Цветаева писала о своих будущих похоронах:
По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете вы.
И не один дорогою отстанет
И первый ком о крышку гроба грянет,-
И наконец –то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий с он
И ничего не надобно отныне
Новопреставленной боярыне Марине.
В изучении данной темы большую помощь оказывает дневник сына М.Цветаевой – Георгий Эфрон. Он провел с матерью последние ее дни, переживая все беды и лишения.
4
Глава 1. Биография М.Цветаевой .
Цветаева Марина Ивановна(1892 - 1941) русская поэтесса.
Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец - И. В. Цветаев - профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917)
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией,
5
возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России" 1922-1925, 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", 1927, опубликована под названием "Тезей", и "Федра", 1928; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. ("Эмиграция делает меня прозаиком..."). "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о М. А. Волошине ("Живое о живом", 1933), М. А. Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), А. Белом ("Пленный дух", 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы , воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман.
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием
6
(Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в
1941. Ариадна, после пятнадцати лет репрессий, была в 1955 реабилитирована). Как вспоминает А.Саакянц: «В последний отрезок своей жизни Ариадна Эфрон повторила судьбу матери: много переводила, часто – нелюбимое, чуждое, слабое. «Сижу и перевожу в любом состоянии, положении и настроении,» - жаловалась она». [5,c. 69]
Сама Цветаева в 1941году не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей.
31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством.
Ее похоронили у юго-восточного угла Петропавловского кладбища. Дом, где прошли последние дни жизни М. И. Цветаевой, сохранился. В 1980 году на нем была установлена мемориальная доска "В этом доме с 19-20 по 31 августа 1941 года провела последние дни жизни русская поэтесса Цветаева Марина Ивановна". В 1992 году в городе при Благотворительном фонде имени М.Цветаевой был открыт Литературный музей, у истоков создания которого стояла Инна Лимонова - поэт и писатель. Но только в последнее десятилетие Елабуга по-настоящему отдает дань памяти великому Поэту. Тысячи поклонников Марины Цветаевой приезжают сюда, выражая свое уважение и восхищение. В целях увековечения памяти М.И. Цветаевой в г. Елабуге на основе восстановления мемориального пространства и мест, связанных с ее именем, создан Мемориальный комплекс. В его состав входят дом, в котором провела последние дни жизни М.И. Цветаева (г. Елабуга, ул. М. Покровская, 20), "Культурный центр им. М.И. Цветаевой" (г. Елабуга, ул. Казанская, 61 и 61а), партамойня, место захоронения на Петропавловском кладбище, бронзовый памятник - бюст М.И. Цветаевой работы московских скульпторов
7
А.Головачева и В Демченко. Культурный центр, который входит в структуру Елабужского государственного историко - культурного и художественного музея-заповедника, объединил Литературный музей и реконструируемое ныне здание, где будет размещена библиотека поэтов "серебряного века" и наших современников. Открытие после реконструкции музея с новой экспозицией "М.И. Цветаева в Елабуге", состоявшееся в канун 2004 г., стало событием для города.[4,c.230].
8
Глава 2. Причины эвакуации.
То, что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе,после возвращения из эмиграции хорошо известно. 8 июня 1939 года Марина Ивановна с сыном вернулась на родину из эмиграции. На родине Цветаева вместе с родными первое время жили на даче НКВД в подмосковном Болшове, предоставленной Сергею Эфрону. Осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж…С этого времени ее постоянно посещает мысль о самоубийстве. Цветаева была вынуждена скитаться.Полгода. прежде чем получить временное , сроком на два года, жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицине. Встречи с А.Ахматовой и Б.Пастернаком не оправдали ожиданий М.Цветаевой. От нее отварачивались как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ее сборник стихов в 1940 году напечатан не был. Денег катострофически не хватало. Цветаева перебивается переводами. Она была вынуждена принимать помощь немногих друзей. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму мужу и дочери.
Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей
Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве…
Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не
достучаться. Ведь она для них — жена врага народа. Пока она писала письма , на Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…
9
Горьки записи Цветаевой тех дней.
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я год уже ищу глазами крюк… Я год примеряю смерть…»
1941 год стал трагедией в судьбе каждого жителя нашей страны. Не исключением была и семья М. Цветаевой.
Муж и любимый человек Марины Ивановны – Сергей Эфрон, был растрелен 16 октября 1941года, дочь –Ариадна находилась в застенках НКВД (реабилитирована в 1955 году). 22 июня началась Великая отечественная война. Цветаева в этот момент была занята переводом Федерико Гарсиа Лорки.Враг быстро продвигался к Москве.
В своих дневниках Г.Эфрон – сын Марины Цветаевой записал: « Вчера на двор нашего дома упало с полдюжины bombes incendiaires4, которые сейчас же потушили.»[ Дневники» (Георгий Эфрон),Дневник № 10,2 августа 1941 года].
Илья Эренбург о встрече с М.Цветаевой в 1941 году вспоминал: «Она пришла ко мне в августе 1941 года; встретились после многих лет, и встреча не
вышла – по моей вине. Это было утром, «тарелка» успела уже рассказать: «Наши части оставили…» Мои мысли были далеко. Марина сразу это почувствовала и придала разговору деловую видимость: пришла посоветоваться о работе, о переводах…» Арсений Александрович Тарковский вспоминает одну встречу — уже после начала войны, в бомбоубежище на (вернее, под) Арбатской площади.
10
Цветаева была в паническом состоянии. Она сидела, охватив руками колени, и,
раскачиваясь, повторяла одно и то же:
- А он все идет и идет...
Такой ее запомнил Арсений Александрович, такой она стояла у него перед глазами, когда он в той же чистопольской тетради рядом со стихами о Елабуге пишет жестокие строки о сошедшем в бомбоубежище ангеле Господнем...[ 3]
Вся эта тревога за близких, неустроенность. Отсутствие поддержки и помощи со стороны людей которые ей были так близки, заставили Марину покинуть Москву.
11
Глава 3.Марина Цветаева в Елабуге.
Основываясь на записи в дневнике Г.Эфрона мы можем сделать вывод о сложном душевном состоянии шестнадцатилетнего юноши , покидающем столицу и уезжающем в провинцию. «Мы плывем в 4-м классе — худшем. Откровенно говоря, все еще не слишком скверно. Мы спим сидя, темно, вонь, но не стоит заботиться о комфорте — комфорт не русский продукт. Я устроил свой Генеральный штаб на палубе первого класса. Я ведь — хитрец (я, кстати, там сижу, пока меня не выгнали). С палубы видна река, всё. В смысле жратвы — хлеб с сыром, пьем чай.»[7]от 4 августа 1941года.
«18 августа 1941 года. Вчера мы высадились в Елабуге. Пока мы живем в
библиотечном «техникуме». Питаемся в дешевых городских забегаловках.»
21 августа Марина Цветаева с сыном поселилась в доме Брадельщиковых. Комната была небольшая, всего 8 квадратных метров. Как вспоминала Анастасия Ивановна Брадельщикова ,» Марину Ивановну не устраивало только то, что рядом был спиртзавод. И когда из него выпускали отходы, бывал очень плохой запах». Одета М.Цветаева была неважно: темное длинное платье, старое осеннее пальто, вязанный берет горохового цвета. Дома все время носила большой фартук с карманами так и умерла в нем.
Марина Цветаева привезла с собой запас кое-каких продуктов: крупы, сахар, но сил и настроения готовить , видимо, не было. Ели в столовой, хотя кормили там плохо. Она часто уходила из дома в поисках работы и покупателей на столовое серебро, которое она привезла из Москвы.
Еще по дороге в Елабугу Цветаева написала письмо в Казань, в Татарский Союз писателей: «уважаемый тов. Имамутдинов! Вам пишет писательница-переводчица Марина Цветаева. Я эвакуировалась с эшелоном Литфонда в гор. Елабугу на Каме. У меня есть к Вам письмо от и.о. директора гослитиздата
12
Чагина, в котором он просит принять деятельное участие в моем устройстве и использовать меня в качестве переводчика. Я не надеюсь на устройство в Елабуге, потому что, кроме моей литературной профессии, у меня нет никакой. У меня за той же подписью есть письмо от Гослитиздата в Татиздат с той же просьбой. На днях я приеду в Казнь и передам Вам вышеуказанное письмо. Очень и очень прошу Вас и через Вас союз писателей сделать все возможное для моего устройства и работы в Казани. Со мной едет 16-летний сын. Надеюсь, что смогу быть полезной как поэтическая переводчица. Марина Цветаева.» Ответа на это письмо не последовало. Хранится оно в архиве Союза писателей Татарстана. Поперек него – резолюция: «К делу».
24 августа Марина Ивановна едет в Чистополь, а Георгий делает очередную запись в своем дневнике — «…Настроение у нее отвратительное, самое пессимистическое. Предлагают ей место воспитательницы; но какого черта она будет воспитывать? Она ни шиша в этом не понимает. Настроение у нее —
самоубийственное: «деньги тают, работы нет». Оттого-то и поездка в
Чистополь, быть может, как-то разрядит это настроение.»
Цветаевой нужна была прописка, но она была под подозрением: всего два года как вернйлась из-за границы, муж и дочь арестованы. Впрочем, не смотря на то, что справка ей всетаки была обещена, найти работу не представлялось возможным. Марина Ивановна оставляет заявление :
«В Совет Литфонда
Прошу принять меня на работу в качестве судомойке в открывающуюся столовую Литфонда.
М.Цветаева
26-го августа 1941 г.»[6,c.205]
13
Она отправляет телеграмму сыну в Елабугу: «Ищу комнату. Скоро приеду. Целую.»[7]
«Вчера приехала мать. Вести из Чистополя, en gros3, таковы: прописать обещают. Комнату нужно искать. Работы — для матери предполагается в колхозе вместе с женой и сестрами Асеева, а потом, если выйдет, — судомойкой в открываемой писателями столовой. Для меня — ученик токаря. После долгих разговоров, очень тяжелых сцен и пр., мы наконец решили рискнуть — и ехать. Матери там говорили: «Здесь вы не пропадете». Здесь — работы нет… Итак, мы решили ехать завтра. С нами едет один старик, который достанет — постарается достать — завтра подводу, чтобы отвезти вещи на
пристань. Самое трудное — найти подводу здесь и комнату там. Но нужно рискнуть. Асеевы так советовали. Celui qui ne risque rien n’a rien.1 Главное сейчас: подвода и выписка. Завтра утром пойду выпишусь и снимусь с военного учета. В Елабуге мало писателей и никаких перспектив работы. В Чистополе — неизвестность, но все-таки обещали, что постараются, чтобы это место судомойки осталось за матерью, а до этого — колхоз.»[7]
14
Глава 4. Гибель М.Цветаевой.
31 августа 1941 года было воскресенье. Случилось так, что Цветаева осталась дома одна на целый день— Если бы мы все в тот день не ушли, —
рассказывала Анастасия Ивановна, — может, и обошлось бы. А нас погнали на субботник — аэродром чистить. Вместо Марины Ивановны сын пошёл, лучше бы она сама пошла,ничего бы и не было — все же на людях...
В тот день всем, кто был на субботнике, выдали по буханке хлеба -
это запомнилось. Пошли Анастасия Ивановна с Муром, Михаил Иванович с
внуком отправились на рыбалку.
— День тогда очень хороший был. Мы с Павликом на рыбалку собрались.
Я говорю: «Марина Ивановна, мы пойдём порыбалим, побудете одна?» — Она
отвечает: «Побуду, побуду, идите...» — Вроде даже обрадовалась, что мы уходим. Знать бы, что так получится, — никуда бы не ушли...[6,c.272]Первой вернулась домой Анастасия Ивановна. В сенях она наткнулась на стул и удивилась: зачем здесь стул? А подняв глаза, увидела повесившуюся квартирантку. Она выбежала из дому, позвала соседку, та позвонила, вызвала милицию и «скорую помощь». Вынуть тело из петли онине решились. Врач и милиция приехали только через два часа. Я спросила:— Что же вы не посмотрели, может, она ещё живая была, когда вы пришли? Может, ещё можно
было спасти?— Надо бы посмотреть, — отвечает Анастасия Ивановна.— А как же снять? — удивляется Михаил Иванович. — Милиция приедет, скажет, зачем сами сняли... Хорошо, что она записки оставила, а то бы подумали, что мы убили... Тело Цветаевой увезли в больницу, а в комнате сделали обыск — не пропало ли чего.— Все перерыли, — говорит Анастасия Ивановна. — Сын тут присутствовал. Денег оказалось у них 400 рублей...
15
Почему же Марина Ивановна ушла из жизни? Этот вопрос постоянно возникает в ходе исследования.
Существует несколько версии ее гибели.
Исследователи жизни и поэтического наследия Цветаевой среди причин подтолкнувших ее к отчаянному шагу, называют три главных. И невероятно сложно судить о той последней капле, которая переполнила ее жизненную чашу. Но безусловно важным и единственно истинным здесь становится осмысление того, кто ведет человека по жизни, с кем он по сути своей: с Богом или с дьяволом. А третьего не дано. [1]
Итак, первая версия гибели поэта, на которую ссылаются исследователи, связана с сыном Цветаевой - Георгием. Сестрой Анастасией Ивановной эта версия принята как основная. В соответствии с ней Марина Цветаева ушла из жизни, «спасая или, по крайней мере, облегчая жизнь своего сына. Убедившись, что сама уже не может ему помочь, более того, - мешает прилипшей репутацией «белогвардейки», она принимает роковое решение, лелея надежду, что Муру без нее скорее помогут. Особенно если она уйдет так» (И. Кудрова, «Гибель Марины Цветаевой»). Марина Ивановна надеялась , что своей кончиной она поможет сыны. Об этом свидетельствуют и ее предсмертные письма (см. приложение).
Асеевы не выполнили просьбу Цветаевой: не «взяли в сыновья» Мура. Как Марина Ивановна могла на это рассчитывать? А как могла она нерассчитывать?
Ведь тогда бы получалось, что она оставляет Мура на произвол судьбы?
Оксана Асеева-Синякова потом рассказывала биографу семьи Цветаевой Марии Белкиной, как она отнеслась к внезапному появлению в их доме сына Цветаевой: «…это было ее (Цветаевой. — Л.П.) частное дело: хотела — жила, хотела — вешалась!.. Но представляете себе, вваливается к нам ее сын с
16
письмом от нее, она, видите ли, завещала его Асееву и нам — сестрам Синяковым! Одолжение сделала! Только этого и ждали… Он же мужик, его прокормить чего стоит, а время какое было?! Конечно, мы с Колей сразу решили — ему надо отправляться в Москву к теткам, пусть там с ним разбираются! Ну, пока мы ему поможем, конечно, пока пусть побудет у нас, ему надо было выправлять бумаги, пропуск в Москву достать. А когда он собрался уезжать, он стал просить оставить у нас архив матери, ее рукописи, в Москве, говорит, бомбежки. Пропасть могут. Коля, как услышал о рукописях, руками замахал: «Ни за что, — говорит, — этого мне еще не хватало, Хлебников оставил архив у Маяковского, сколько потом на Володю собак вешали! Это не оберешься неприятностей». Мур говорит: «Ну, тогда хоть тетради оставьте, это самое ценное, я боюсь их везти с собой, возьмите их». Коля взял одну тетрадь, открыл наугад. «Что, — говорит, — здесь о Пастернаке?! Ни за что не возьму, забирай все с собой, не хочу связываться!..» Это же подумать только, какую обузу на себя брать! Лучше она ничего не могла придумать?!. Он целую авоську рукописей хотел Коле оставить, а Коля сказал: «Это мне потом всю жизнь с архивом Цветаевой не разделаться! Сдавай все в Литературный музей, да и дело с концом». — «Нет, — говорит, — ни за что не отдам в музей, я им не доверяю». Это почему же он им не доверяет? Государственному учреждению — и не доверяет?»
26 февраля 1944 года Георгий Эфрон был мобилизован. А 7 июля смертельно ранен. Последнее, что нам известно: «Красноармеец Георгий Эфрон
убыл в медсанбат по ранению. 7.7.44 г.». Умер ли он по дороге в госпиталь или уже в госпитале? «Похоронку» на него не получили. Он считался пропавшим без вести.
Другая версия представлена Марией Белкиной. Она считает, что «к уходу из жизни Цветаева была внутренне давно готова, о чем свидетельствуют
17
множество ее стихотворений и дневниковые записи». Но здесь появляется еще один мотив, свидетельствующий о душевном нездоровье Цветаевой, обострившемся с начала войны. И. Кудрова пишет: «Белкина опирается на личные свои впечатления, личные встречи - и в этом как плюсы, так и минусы ее свидетельства. «Она там уже, в Москве, потеряла волю, - читаем мы в книге «Скрещение судеб», - не могла ни на что решиться, поддавалась влиянию любого, она не была уже самоуправляема... И внешне она уже изменилась там, в Москве, когда я ее увидела в дни бомбежек; она осунулась, постарела, была крайне растерянной, и глаза блуждали, и папироса в руке подрагивала...». В этом свете последний шаг Цветаевой предстает как закономерный, неотвратимый. Это шаг больного человека...».
А в 80-е годы появилась третья версия гибели поэта, в которой первостепенная роль отводится елабужским органам НКВД.
Сестра поэта Анастасия Ивановна считала, что роль эту сыграла ссора с сыном
30-го вечером. Но не в первый раз мать с сыном говорили на повышенных
тонах. Ссора ли то была или просто очередное объяснение с упреками со
стороны Мура — никто уже и никогда не скажет; ссорясь, они всегда говорили
между собой по-французски; смысла речей хозяева понять не могли.
Изучив жизнь Марины автор приходит к мысли что на тот роковой шаг оказало
влияние все три этих причины . Но остается вопрос: Почему, проживая всего в
нескольких метрах, Марина Ивановна ни разу не пришла в храм? Может в этом было ее спасение?
Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, записала слова Ахматовой, сказанные
18
много лет спустя после гибели Марины: «Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии, — не верьте этому. Её убило время, нас оно убило, как оно убивало многих...»
Но какая бы из причин ни была признана единственно верной, совершенно ясно одно: с трагическим уходом Цветаевой Россия потеряла настоящего поэта, человека незаурядного таланта и неповторимых личных качеств.
19
Заключение
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Она – поэт русского национального начала.
Поэт со сложной и трагичной судьбой .
Прожив меньше полувека, она прошла все испытания, которые выпали на долю этой хрупкой женщины. Судьба забросила ее в Елабугу.
Здесь, у последней черты, чувства Марины Ивановны достигли своего абсолюта. Тоска полнейшего одиночества и заброшенности; предстоящие впереди мрак и зима в глуши; трагическое ощущение собственной ненужности, беспомощности; роковое убеждение, что она ничего не умеет; паралич воли; страх за сына, которого она невольно втягивала в лабиринт отчаяния и безнадежности... Через три года Муру суждено будет погибнуть на войне. Разумеется, сын ни в коей мере не был виноват в смерти матери, как ошибочно писала Анастасия Цветаева. Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувал этот огонь со всех сторон...
20
Список использованной литературы:
1.Гордеева И. Елабуга, Цветаева и вечность…/Благовест, 25.05.2007.
2.Кудрова И. Путь камет. Жизнь и творчество Марины Цветаевой. –СПб 2002.
3. Каплан Ю.Последний всплеск. /«Зеркало недели» №25, 21 июня 1997.
4.Печенкина О., Шишкина Н. Елабуга тысячелетняя./книга – альбом.- Чебаксары -2007.
5.Саакянц. Только ли о Марине Цветаевой? Воспоминания.- М:Аграф -2002.
6.Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Возвращение на родину. – М.: Агриф, 2002.
7. Эфрон Г.С.Дневники. - М.:Вагриус, 2007.
8. http://images.yandex.ru
21
Приложение
1. Дневник № 10 (продолжение)
31 августа — 5 сентября 1941 года
Георгий Эфрон
За эти 5 дней произошли события, потрясшие и перевернувшие всю мою жизнь. 31-го августа мать покончила с собой — повесилась. Узнал я это, приходя с работы на аэродроме, куда меня мобилизовали. Мать последние дни часто говорила о самоубийстве, прося ее «освободить». И кончила с собой. Оставила 3 письма: мне, Асееву и эвакуированным. Содержание письма ко мне: «Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело-больна, это — уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Письмо к Асееву: «Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!» Письмо к эвакуированным: «Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте». Вечером пришел милиционер и доктор, забрали эти
22
письма и отвезли тело. На следующий день я пошел в милицию (к вечеру) и с большим трудом забрал письма, кроме одного (к эвакуированным), с которого мне дали копию. Милиция не хотела мне отдавать письма, кроме тех, копий. «Причина самоубийства должна оставаться у нас». Но я все-таки настоял на своем. В тот же день был в больнице, взял свидетельство о смерти, разрешение на похороны (в загсе). М. И. была в полном здоровии к моменту самоубийства. Через день мать похоронили. Долго ждали лошадей, гроб. Похоронена на средства горсовета на кладбище. 3го числа я закончил переукладку всех вещей (вещи матери — в одну сторону, мои — в другую), и все было готово для отъезда. С помощью Сикорского и Лёльки перевез на ручных тележках весь багаж на пристань, сдал на хранение его. Все эти дни ночевал у Сикорского. Продал на 80 р. продовольствия хозяйке, купил за 55 р. башмаки в универмаге. Простился с Димкой, Загорскими, Лёлькой и к вечеру 3го был на пристани, где ждал парохода вместе с неким Осносом (доцентом ИФЛИ), который возвращался в Чистополь из Елабуги и значительно помог мне в таскании вещей, билетах и т.д. Хорошо, что я с ним поехал. Пароход «Москва» был битком набит — а en йclater1 — эвакуированными, мобилизованными, все это воняло и кричало, и сесть туда не пришлось — не пускали. Наконец — часам к 12и ночи — сели на пароход «Молотов — Скрябин» в 3й класс, перетащили вещи и утром 4го были в Чистополе, после очень душного путешествия с грязными цыганами и пьяными мобилизованными. Хорошо, что я быстро уехал из Елабуги — там мне было невмоготу и все противно и растравительно. Приехав в Чистополь, я позавтракал у Осноса и пошел к Асеевым. Асеев был совершенно потрясен известием о смерти М. И., сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его жилплощади. В тот же день — вчера, перевезли — я и Н. Н. — все вещи от пристани к нему домой. Мы начали обсуждать положение. Дело в том, что Асеев с женой вызываются в Москву, так что на них опираться в Чистополе не приходится. Учитывая то, что в
23
интернат меня, очевидно, не примут — 16 лет и кто будет платить? — и мое нехотение пропадать в Чистополе в какой-то ремесленной школе, мое решение сегодня к утру было окончательно принято: я возвращаюсь в Москву и устраиваюсь там. Там — Литфонд, там — люди, знают и ценят М. И., там, быть может, помогут Муля и тетки, там, прежде всего — Москва-столица. Самое трудное — доехать, получить разрешение. Это — главное. Мы с Асеевым сообразили так: скоро будет в Чистополе созван совет представителей Литфонда. На этом совете Асеев походатайствует о том, чтобы мне выдали бумагу следующего содержания (примерно): «Ввиду смерти матери эвакуированный такой-то направляется в Москву для учебы, т.к. в Чистополе ему нет средств на существование». Эта бумага должна мне обеспечить беспрепятственный проезд до Москвы. Кроме того, я — учащийся, паспорт у меня — московский, так что вряд ли будут особые препятствия для пропуска меня в Москву. Другое дело, что в Москве трудно будет снять комнату, учиться, как-то на что-то жить. Лишь бы до нее доехать. Оставил бы вещи на хранение, позвонил бы Муле, пошел бы в Литфонд с письмом от Асеева (которое он напишет, если я поеду) и в конце концов наверное бы устроился. Самое трудное, страшное — доехать, чтобы пропустили, не вернули с полдороги. Но все это может лопнуть, я — ни в чем не уверен. Авось Асеев устроит как-нибудь мой проезд. Поеду один, очевидно, — страшновато. Но разве я чего-нибудь серьезно боюсь? Самое трудное, возможно, впереди, самое страшное — позади. Дожидаясь окончательного решения насчет моего отъезда в Москву, я занялся продажей вещей матери. Сегодня утром, благодаря содействию сестер жены Асеева, продал вещей носильных, белья и пр. на 650 р. Денег — итого — у меня примерно рублей 1.060. Это неплохо. И еще продам вещей, не знаю на какую сумму — рублей на 500, наверное. Отнес некоторые вещи в комиссионку. Tant pis1, если не продадутся до моего отъезда — ничего. Лишь бы доехать до Москвы, там — увидим. Здесь мне тухнуть нечего. Москву дней 10 не бомбили. Бомб я не боюсь, и в Москве у меня больше шансов
24
устроиться, чем здесь. Предпочитаю быть последним в городе, чем 1м в деревне. Увидим. Немцы взяли Таллин. Оснос говорит, что видел человека, который ему сообщил, что Ленинград полон английскими войсками и самолетами. Иран оккупирован английскими и советскими войсками. Интересно, какая армия будет в Тегеране. Нет, я решительно держу курс на Москву. Может, и Митька там будет, и Валя? Митька, наверное, уже учится в ИФЛИ. Увидим. Нет, курс, несмотря ни на что, — на Москву.
2.
Марина Ивановна Цветаева
25
Н. Гумилёв. Жираф
Цветущая сакура
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Почему Уран и Нептун разного цвета
Сказка об одной Тайне