Доклад ученика ГБОУ СОШ № 861 Логинова Ивана на научно-практической конференции ЮАО г. Москвы
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_loginova_ivana.doc | 60.5 КБ |
- -
Научно-практическая конференция
«Русь, куда ж несёшься ты?...»
(Прошлое, настоящее и будущее России в творчестве
А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова)
Учебная исследовательская работа
по теме:
«Роль художников-иллюстраторов в раскрытии идейного замысла писателя»
(на примере сказок А.С.Пушкина)
Автор работы:
Логинов Иван,
ученик 5а класса
ГОУ СОШ №861.
Учитель: Девятиярова О.Я.
Я очень люблю сказки А.С. Пушкина. Они наполнены добротой и теплом, светом и печалью, красотою и мудростью. Я думаю, что в каждой домашней библиотеке есть любимая иллюстрированная книга сказок великого русского поэта. Сказки А.С. Пушкина мы читаем с раннего детства. Нас окружает уют семьи, любящие родители, интересный мир, и каждая страница сказки, каждая иллюстрация расширяет его границы.
Что такое иллюстрация?
Иллюстрация – от латинского illustratij (иллюстрати) – освещение, наглядное изображение, это рисунок, иллюстрирующий и поясняющий текст. Нас интересует иллюстрация как особый вид книжной графики.
Я, думаю, что вопрос о роли художника-иллюстратора в раскрытии главной мысли произведения является очень важным и актуальным, потому что иллюстрации помогают нам усилить зрительное и эмоциональное восприятие текста.
Целью данной работы является: показать значение работы художника-иллюстратора в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения.
Задачи:
Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина создаются уже более полутора веков. Интересно, что самым первым иллюстратором этих произведений стал сам поэт. Его рисунки встречаются в черновиках сказок.
Какой же должна быть иллюстрация к сказке А.С. Пушкина?
Исследователь творчества великого поэта Б.В. Томашевский писал: «Нельзя к Пушкину подходить с чисто декоративным заданием. Пушкин не поэт чистого пейзажа. Центральное в его творчестве – человек. Люди, характеры не должны заслоняться декорацией обстановки. Мне кажется, основная задача – воскресить героев Пушкина, дать их лица, их характер.»[1]
С мнением Бориса Викторовича Томашевского трудно не согласиться, ведь самые лучшие иллюстрации к сказкам Пушкина и картины по его произведениям посвящены именно пушкинским героям.
Кажется, прямо в душу нам смотрит прекрасная Царевна-Лебедь, созданная Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году. Гордость и нежность, могущество и вечная сила добра, верность любви и очарование – все эти черты соединены в одном чудесном образе, воплощающем в себе музыку и поэзию.
Глядя на картину Н.Н. Ге «Бой Руслана с Головой», мы восхищаемся мужеством героя Пушкина, бесстрашно вступившего в бой.
А как верно сумел передать настроение своего героя В.А. Серов в иллюстрации к «Сказке о золотом петушке», созданной в 1900 году!
Одним из выдающихся иллюстраторов сказок Пушкина был Иван Яковлевич Билибин.
Он одним из первых обратился к народным традициям, работая над сказками Пушкина. Билибин увлекался стариной, хорошо знал древнерусское искусство, поэтому на его иллюстрациях мы видим элементы древнерусской архитектуры, старинной вышивки, орнаменты. Его иллюстрации покоряют нас атмосферой таинственности, старины и нарядности.
Обратившись к «Сказке о золотом петушке», художник создал лаконичную, предельно компактную книгу. Мы видим в ней всего четыре страничных рисунка, один разворот, заставку и концовку.
Каждая иллюстрация соответствует конкретному сюжетному моменту. Даже если мы не знаем содержания сказки Пушкина, а только видим иллюстрации к ней, то сюжет сказки нам становится понятен. Значит, художник очень точно понял особенность самой сказки, в которой Пушкин не столько любуется своими героями, сколько заставляет их действовать. Билибин изобразил самые важные, ключевые эпизоды сказки.
Четыре страничных рисунка похожи на акты классического театрального действия. Иллюстрации Билибина напоминают нам раскрашенную народную гравюру – лубок. Это подчёркивает поистине народный характер сказок А.С. Пушкина. Среди всех персонажей «Сказки о золотом петушке» по красочности и выразительности образа можно выделить царя Дадона.
Особенно ярко изображён царь в акварели «Царь Дадон и Шамаханская царица». Его отличает живость жестикуляции. Дадон изображён со спины, но мы ощущаем и потрясшее его горе, и восхищение красотой царицы. Пушкин и Билибин изобразили Дадона как человека, думающего только о своих прихотях.
Он способен забыть смерть сыновей, нарушить данное слово, убить Звездочёта.
И Пушкин, и Билибин протестуют против вседозволенности. Перед нами раскрывается глубокий смысл пушкинской сказки: главным героем его является не Дадон, а тот суд, который он сам на себя накликал. Сказка Пушкина утверждает победу добра и справедливости.
В работах Билибина сочетается возвышенно-лаконичное изображение с невзрачными, подчас смешными персонажами. Эта величавость рисунков художника даёт нам почувствовать глубину мысли пушкинской сказки.
Говоря о выдающихся иллюстраторах произведений А.С.Пушкина, нельзя не вспомнить о работах замечательного художника Куркина Александра Михайловича.
Куркин А.М. родился в 1916 году на хуторе Сибилёв Глубокинского района Ростовской области в многодетной семье. В период с 1935 по 1940 год обучался в Палехских художественных мастерских.
Художник в красках Палеха воспел жизнь донского казачества, создал декорации к опере «Золотой петушок», иллюстрировал альбомы патриотических песен. Произведения этого художника выставляются в Русском музее в С.-Петербурге, в музее А.С. Пушкина в Москве.
Он иллюстрировал три сказки А.С. Пушкина: «Сказку о золотом петушке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане».
Его иллюстрации отличает тонкий и плавный рисунок, чёткость силуэта, декоративность форм пейзажа и архитектуры, а также удлинённые пропорции фигур, заимствованные из иконописи.
Особенностью именно этой сказки является то, что в ней поэт к большинству персонажей относится с теплотой и любовью. Это ощущается и в иллюстрациях А.М. Куркина. В его рисунках есть добрая пушкинская улыбка.
В сказках Пушкина справедливость всегда торжествует. Художник в сказочной форме запечатлел своё отношение к окружающему миру, к человеческому обществу, к семье, к проблеме добра и зла. В этих отношениях воплотилось всё богатство личности как самого поэта, так и талантливого русского художника.
Самобытным художником-иллюстра тором сказок А.С. Пушкина был Борис Ва сильевич Зворыкин (1872-1942). Его работы отличает любовь к русской истории, иконо писи, деревянному зодчеству, древней кал лиграфии. Иллюстрируя «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», художник стремился не только показать характер пер сонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам, поведению.
Так, изображая эпизод встречи царевны с богатырями, он подчёркивает скромность и доброту девушки. Смиренность позы, на клон головы, молитвенно сложенные ла дони – всё говорит о её добром нраве. Пуш кин рисует образ царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую оче редь ценится скромность, душевная щед рость, хозяйственность. Молодецкая удаль богатырей сочетается с приветливой улыбкой на их лицах. Вместе с тем автор изображает на щите одного из богатырей змею, что свидетельствует о силе и мудрости защитников русской земли. Цветочный орнамент подчёркивает ска зочный характер иллюстрации.
Злой нрав и коварство старухи художник подчёркивает не только угрюмым выражением лица героини, но и выбором тёмных, мрачных тонов для её одежды, что выглядит контрастным по отношению к царевне. Напряжённость происходящих событий художник передаёт с помощью движений персонажей: они устремлены навстречу друг другу.
Отдавая должное красоте царицы, художник показывает её отрицательные черты посредством образа зеркальца, которое возражает своей хозяйке. Вся горделивая поза героини говорит о её душевной злобе и зависти. Изображением двуглавого орла в верхней части иллюстрации художник подчёркивает желание царицы властвовать над всеми. Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто находится рядом с ней.
Нельзя не обратить внимание на изображение солнца. Художник использовал традиции иконописи, изобразив небесное светило в образе человека, подобного Богу. Яркие солнечные лучи напоминают нам нимб святого.
В этой сказке художник и поэт попытались ответить на вопрос: что же такое красота – благо или зло? Читая сказку, рассматривая иллюстрации художника, мы понимаем, что настоящая красота олицетворяет торжество нравственных законов мира, а добро всегда торжествует над злом.
Иллюстрируя текст, художник создает своё, отличное от других произведение искусства. Для этого требуется огромный талант и душевная чуткость. Читатель воспринимает художественную иллюстрацию не только разумом, но и сердцем. Вот почему подлинно художественные иллюстрации способны глубоко воздействовать на читателя.
Дополняя и углубляя содержание текста, иллюстрация пробуждает в читателе мысли, чувства и эмоции, обогащает зрительное восприятие произведения.
Литература
При подготовке использованы материалы сайтов:
http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_illustrazii.htm;
http://eugeniashaffert.livejournal.com/23877.html;
http://www.screen.ru/school/pushkintales/PageBilibin.htm;
http://feb-web.ru/feben/pushkin/serial/v68/v68-0622.htm.
[1] Томашевский Б.В. Пушкинская книга и художник. Беседы в редакции: Пушкин в изобразительном искусстве. –М: «Литературный современник», 1937, № 1, стр. 221.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Большое - маленькое
Четыре художника. Осень
Цветок или сорняк?
Цветущая сакура