Статья по материалам писателей XX-XXI вв. на тему "Человечность - одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе".
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_po_literature.doc | 53 КБ |
Человечность - одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе
Мелещенко И., ученица ГБОУ СОШ № 510
Вопросы человечности интересовали людей всегда, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Но особенно остро они стоят в наш «жестокий век», полный экстремальных для всего человечества ситуаций. Многие писатели задавались целью раскрыть тему любви к людям в своих произведениях, кто-то с точки зрения конфликта, кто-то с точки зрения гуманистических рассуждений. С особым мастерством эта тема отражена в произведениях наших современников, таких замечательных писателей, как Анатолий Георгиевич Алексин, Владислав Петрович Крапивин, Василь Владимирович Быков. Почти каждый рассказ или повесть этих авторов – гимн человечности.
Рассмотрим, к примеру, повесть А. Г. Алексина «А тем временем где-то…» Эта книга - крик о помощи, обличение равнодушия и казенных фраз, поиск личности в толпе обывателей, поиск сердца, еще способного чувствовать страдания других.
Произведение не отличается особой оригинальностью сюжета, но читается на одном дыхании, так как встают за кажущейся простотой сложные и самобытные характеры русских людей.
Основной темой повести стали взаимоотношения Сережи Емельянова с первой женой его отца, Ниной Георгиевной.
Их знакомство начинается с того дня, когда Сережа получает два письма: одно от отца, другое от Нины Георгиевны, попавшее к нему в руки совершенно случайно. Героиню постигло несчастье, рассказать о котором некому, кроме бывшего мужа: от нее уходит к настоящим родителям приемный сын Шурик. И Сережа решает заменить отца, подставив сильное плечо человеку, в один миг ставшему для него близким и родным.
С этого момента и начинается тернистый путь нравственных исканий ребенка, мечущегося между собственной семьей, горячей любовью к матери и отцу, стремлением скрыть все происходящее ради спокойствия родных и желанием спасти от отчаяния, протянув руку помощи.
Сереже противопоставляется мир равнодушных людей, глухих к чужой беде. Это Шурик, его родители, ученики Нины Георгиевны и многие другие. Мальчик борется с обывательщиной в других и подавляет ее в себе самом, рассудком ища пути к отступлению: «…Ведь я же не сказал ей твердо и уверенно, что буду приходить», а сердцем все же стремясь к человеку, близкому по духу. Но ребенку трудно. Он, зажатый в тиски правил и здравого смысла, ищет оправдания своему приходу (руководствуясь, опять же, человечностью, заботой о своем лучшем друге, которого всей душой желает излечить от стеснительности), ищет лазейки, боясь среди жестоких и «пустосердечных» людей идти прямо. И тут ему на помощь приходит Нина Георгиевна, протянув, как спасательный круг, слова: «Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки. Но чтобы прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и все…»
Взрослая женщина находит в Сереже друга и единомышленника. Конечно, мальчику, как и всем в его возрасте, свойственны горячность и максимализм, но по сути он так же добр и отзывчив, так же способен понять боль других людей, как и Нина Георгиевна. Им вдвоем очень тяжело бороться против холодности людских сердец. Главные герои, спасая друг друга, пытаются растопить лед вокруг. Она искренне хочет помочь его товарищу Антону, а Сережа, проводив Шурика, забирает его ключ, еще не зная зачем – просто так подсказывает ему сердце.
Герой повести в споре с равнодушными взрослыми отстаивает свое право дружить с кем хочешь, мечтать о чем хочешь, жить как хочешь в своем радостном и честном мире.
Вспоминаются слова В. Крапивина: «Если кто-то в этот миг зовет на помощь… Что ж… Спеши туда, будь всадником сам!» Именно эту роль всадника и играет в жизни простого школьного врача Сергей Емельянов. Героиня полна нерастраченной любви, она нуждается в поддержке и понимании.
Но Сережа стремится помочь не только ей. Добрые семена, брошенные в его душу Ниной Георгиевной, взошли и не завянут больше, подпитываемые искренними, светлыми порывами ребенка. Мальчик взваливает на свои худенькие детские плечи груз, принадлежащий его отцу. Зачем? По велению долга? Вовсе нет. Сережа сам отвечает на этот вопрос, считая, что «потребность стать чьим-то защитником и избавителем пришла первым зовом мужской взрослости». Он прав, полагая, что нельзя забыть того человека, который стал нуждаться в тебе.
А что же Нина Георгиевна? Она с радостью оперлась о подставленное плечо и стала потребителем? Да это настолько против ее природы человека, живущего ради других, что и рассуждать-то об этом смешно. Нет, она сторицей воздает Сереже за его добро, открывая ребенку «четвертое измерение» мира – жизнь для других. И пусть возразят, что высочайшее счастье – собственная радость. Но это произнесут люди эгоистичные и ущербные. Анатолий Алексин же видит высшее проявление человечности в том, чтобы дарить себя другим, вырывать свое сердце, подобно горьковскому Данко, и освещать путь позади идущим людям.
Нина Георгиевна живет ради других, строгая к себе самой, но неимоверно добрая к окружающим. Ее слова: «Это можно понять!» - обращены к каждому человеку, к любому поступку, что свидетельствует о ее безграничной любви к другим людям.
Сережа, перенявший ее идеи и суждения, твердо придерживается выбранного пути. И когда судьба вновь испытывает его на прочность, ставя на одну чашу весов долгожданный летний отдых у моря, а на другую – поездку к Нине Георгиевне, ребенок с честью проходит испытание, трудное и для взрослого. Семья, ничего не знающая, обвиняет его в «бескрылости», а отец даже приводит в качестве примера сравнение жизни человека с маршрутом, который нужно пройти точно по расписанию. Ответ несломленного Сережи до боли глубок и прочувствован: «А я подумал о том, что ведь есть самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»
Человечность проявляется в отречении от собственных интересов ради того, чтобы жизнь близкого человека хоть раз вспыхнула и засияла яркими красками, заискрилась всеми оттенками радуги. К такому выводу приходишь, прочитав тонкое и прочувствованное произведение А.Г. Алексина.
Эти же идеи гуманизма и человечности встречаются во многих работах Владислава Петровича Крапивина, писавшего, в основном, о детях и для детей. Именно об этом повествует роман «Мальчик со шпагой». В нем описывается становление личности шестиклассника Серёжи Каховского, характер которого крепнет на глазах читателя. Серёжа встает на защиту справедливости, попадает в тяжёлые испытания, учится не задумываясь совершать смелые поступки и делать правильный выбор между честью и бесчестием.
Главный герой романа — мальчик честный, смелый и справедливый — все время вынужден бороться с трусостью, подлостью и предательством. Доверив товарищам придуманную им сказку о всадниках, Сергей сталкивается с непониманием, насмешками и издевками. Но вдруг, в тот самый момент, когда мальчик готов расплакаться от беспомощности и несправедливости, происходит чудо – внезапно появляются и встают на его защиту настоящие всадники: «И самый главный всадник — смуглый, белозубый, в зелёной рубашке и парусиновой будёновке с суконной голубой звездой — негромко сказал: — Не трро-огать…» Оказалось, что Алексей Борисович Иванов, друг мальчика, позвал на помощь своих знакомых студентов с отрядом. Они-то и сыграли столь блестяще роль Серёжиных всадников. Однако такие чудеса случаются, быть может, раз в жизни, и всадники не могут приходить ко всем: «Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовёт на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?» На вопрос «Что же мне делать?» Иванов даёт Серёже совет: самому быть всадником, причём не обязательно на коне и в шапке со звездой.
Слова, сказанные Серёже журналистом Ивановым, не остались пустым звуком. Он действительно старается слышать, когда кто-то зовёт на помощь, и стремится эту помощь оказать. Серёжа заступается за второклассника Стасика Грачёва, за дворовых ребят, у которых взрослый хулиган отнял мяч. Мальчик всегда оказывается там, где слышен чей-то крик, видны слезы. И даже когда в случае послушания и покорности он будет награжден долгожданной поездкой в Херсонес, Сергей Каховский остается верен своим принципам, заступаясь за случайных попутчиков-ребят, на которых нападают озлобленные взрослые. Словно эхом всадников звучат его собственные слова: «И будто со стороны он услышал свой голос: — Не трогать!»
Роман Крапивина учит не мириться с несправедливостью, с жестокостью, где бы она ни проявлялась: во дворе, на улице, в школе или в далекой стране. Его героям до всего есть дело. Обижен ли малыш, пристали ли к кому-то хулиганы, убит ли в Чили их сверстник — мальчишки из «Эспады» всегда готовы обнажить свои шпаги в защиту человека.
Не менее остро ставят вопросы человечности и авторы более серьезных и «взрослых» произведений. Одной из работ, в которой автор раскрывает тему любви к людям, является повесть Василя Быкова «Альпийская баллада». Белорусский писатель очень часто пишет о Великой Отечественной войне. Именно на войне, по мнению автора, наиболее остро проявляются любовь человека к другим людям, умение сострадать и сопереживать, неравнодушие и подлинный героизм.
Герои этой повести - русский солдат Иван Терешка и итальянская девушка Джулия, которые сумели бежать из фашистской неволи. Их встреча случайна и неожиданна. Они проводят в Альпах несколько дней и ночей, но немцы все же настигают беглецов.
Поражает сам способ освобождения из плена отчаявшихся людей. Один из заключенных жертвует своей жизнью, чтобы остальные спаслись. Он ударяет кувалдой по взрывателю бомбы, погибает сам, но открывает дорогу спасения своим товарищам. Это ли не подлинный подвиг человечности?
Подобно товарищу по несчастью, демонстрирует свою безграничную любовь к людям и сам Иван. Он делится хлебом с сумасшедшим, помогает Джулии одолеть изнуряющий подъем в горы. Когда девушка совсем теряет силы и не может идти дальше, Иван на своей спине выносит ее на альпийские луга с цветущими алыми маками и высоким голубым небом. Одно уже это изображение мирного луга и неба над ним демонстрирует читателям подлинное мастерство автора, который будто восклицает: «Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Перестаньте убивать друг друга, ведь на этой огромной просторной и прекрасной земле так много места для всех!»
Любовь к Ивану и Джулии приходит неожиданно, очень красивая, большая и настоящая. Юноша и девушка плохо понимают язык друг друга, но они слышат и любят сердцем. Наверное, они были бы счастливы и прожили долгую жизнь, если бы их не настигли фашисты. Иван погибает в неравном бою с немцами и овчарками, натренированными на убийство людей, но перед смертью он спасает любимую. Смерть во имя жизни других – вот лозунг героев Быкова, вот их ответ всему злу и насилию, что творится в мире.
Джулия оказывается достойной Ивана. Она продолжает любить его долгие годы. Девушка родила и воспитала их сына Джованни, который выучил русский язык в совершенстве и знал много о Белоруссии. Через восемнадцать лет письмо Джулии наконец-то разыскало родственников Ивана, и они узнали о его подвиге. Заканчивается письмо Джулии словами: "С благодарностью ко всем - родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте Его!"
Устами своих героев Быков сообщает читателям, что, несмотря на тьму, горечь и грусть, которые окружают нас, в мире всегда остается место для любви. Любовь мужчины к женщине, любовь человека к человеку – вот единственное, по мнению автора, оружие против зла и жестокости. «Альпийская баллада» — это рассказ о трёх днях жизни бежавших из плена юноши и девушки. Это история о трех коротких днях, вместивших в себя целую вечность. Это три дня, подарившие бывшим узникам концлагеря безграничную любовь и надежду на спасение. Это страстный призыв автора дарить друг другу счастье и веру.
Максим Горький говорил: "Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников, великих и малых". Работы рассматриваемых выше авторов являются яркой иллюстрацией этого высказывания. Сквозь слова героев и рассказчиков проглядывает неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевших и знающих в жизни людей. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Искусство должно учить добру. Русские писатели в способности чистого человеческого сердца к добру видят самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорят они. С этим жили и живут, в это верили и продолжают верить Анатолий Алексин, Всеволод Крапивин и Василь Быков.
Что есть на свете красота?
Юрий Визбор. Милая моя
Спасибо тебе, дедушка!
Именинный пирог
Рисуем осенние листья