В каждом доме есть икона или даже несколько. Они находятся на самом видном месте. Чаще всего это иконы с изображением Спасителя, Богоматери или Святителя Николая Чудотворца, очень почитаемго на Руси. Ученицу заинтересовал вопрос: действительно ли это из религиозных соображений или это просто дань моде. Она рассуждает об этом и выясняет вопрос на примере семей в своем селе.
Вложение | Размер |
---|---|
svyat.ugly_bez_pril..doc | 67.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Старооскольского городского округа Белгородской области
Святой угол в XXI веке: дань религии или традиции.
Работа ученицы
8 класса
Сошенко Ляны
Руководитель:
Кондратенко Валентина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
2012
Содержание
Источники………………………………………………………………… 11
Литература…………………………………………………………………12
Приложения………………………………………………………………. 13
Введение
Мне хочется начать свое исследование с моего детского воспоминания. Когда я приезжала в гости к бабушке, то видела, как она всегда крестилась прежде чем сесть за стол, приступить к какому-либо делу и т.п. Креститься она обязательно оборачивалась к иконам, которые у нее были в «большой хате» в углу. «Большой хатой» она называла одну из трех комнаток ее маленького домика. И я никак не решалась спросить ее, для чего она это делает. Получалось, что я никак не реагировала, хотя мне было интересно это знать.
У нас дома тоже стояли в углу на тумбочке несколько икон. Я спрашивала у мамы и даже ни один раз: «Для чего это?» И каждый раз слышала примерно одно и тоже: «Так принято». Мама в церковь не ходила, а там, где бабушка жила, церкви не было. Говорили, что когда-то давно была, но ее разрушили.
И тогда я обратила внимание, что в нашем селе в каждом доме есть иконы. В старых домах у пожилых людей они чаще всего висят в углу, покрытые вышитыми рушниками. А в новых домах, у хозяев более молодых, стоят на полочках или на тумбочках: у кого в углу, у кого в стенках, а у кого и просто на столе. У одной бабушки, в Николаевке, я увидела в углу, перед иконами, огонек горит. Такого раньше в домах я нигде не видела. Видя мое удивленное лицо и взгляд, который я никак не могла оторвать от загадочно мерцающего огонька, она сказала: «Это лампада горит». Потом я видела лампады еще в одном доме, а так же в церкви.
Иконы мне довелось видеть и в городских квартирах. Там тоже они находятся чаще на полочках. Я, конечно, понимала, что это связано с религией, но хотелось подробнее узнать, что и к чему. И поскольку я занимаюсь краеведением, то решила сама вникнуть в этот вопрос, чтобы хоть что-нибудь понять.
С чего я начала вникать в этот вопрос
Сначала я решила спросить у моей бабушки, т.е. у маминой мамы: почему в домах все иконы в одно место помещают, да еще и огонек зажигают. Она долго смотрела на меня, как-будто раздумывала, следует ли говорить со мной об этом, или, может быть, как мне сказать, чтобы я поняла. А потом вдруг сказала:
- Человек не поросенок. Тому выльешь ведро месива, он почавкает, а потом ляжет сытый. Ничего ему больше не надо. А человек часто тоже на поросенка смахивает. Ест - не перекрестившись сколько влезет, а не сколько надо, к делу приступает без благословения Господа, а, сделав дело – не поблагодарит Его. Чаще люди вспоминают о Боге, когда им плохо. А если все в порядке, то вроде бы им Бог-то и не нужен. А это не так. Или я не права? – спросила она. Я молчала.
Бабушка тоже помолчала, подумала о чем-то своем, а потом добавила:
- Вот Святой угол и напоминает нам, что Господь есть. И что человек, в отличие от поросенка, в каждом деле благословение Господа получить должен. Тогда и дело легче спорится.
Она ушла по своим делам, а я стала думать над ее словами. Но вопросов у меня после этого меньше не стало, скорее наоборот.
Я, конечно, помню из школьных учебников кое-что о религии. Отношение людей к ней менялось на протяжении веков. Но вот зачем в каждом доме столько икон, мне было непонятно.
Я читала Жития некоторых Святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, и знаю, что в их кельях были иконы, горели лампады. Но они другое дело. Они жили долгое время в изоляции от общества по собственной воле, и их общение с внешним миром было очень узким. Вобщем там почти понятно, а здесь – нет.
Я знала уже, что крестьяне в наших селах жили в тесноте: избы были маленькими, а семьи большими. Поэтому, когда прочла в книге «Живые родники Староосколья»[1]:
- …каждый угол в избе имел свое определенное назначение. По диагонали от печи находился передний («красный») угол, где висели иконы, и стоял обеденный стол…- то поняла, что в тесном бедном крестьянском жилище самое лучшее место, светлое и чистое, выделялось для Святого угла.
И относится это описание к XIX веку
Карпунина Матрена Ивановна, проживающая в селе Николаевка, рассказала мне, что в наших краях в Святом углу помещали чаще всего три иконы: вверху – почти под потолком – Спасителя, а пониже - на «угольнике»[2] - стояли иконы Богоматери и Святителя Николая (в народе Николая Угодника). Все иконы покрывали специальными рушниками.
Иконами из Святого угла благословляли в самые торжественные и важные моменты жизни.
Когда выдавали замуж дочь, то ей обязательно покупали икону. В доме мужа иконе редко находилось место в Святом углу, потому что семьи были большими. А каждая сноха приносила с собой икону. Поэтому молодые женщины прятали их в сундук.
Говорят, что икона, которой отец благословлял дочь, и которая находилась во время венчания в храме, обладала определенной силой. Если вдруг кто-то болел, например, ребенок, то его «прикладывали» к иконе, надеясь на исцеление.
А когда молодые после венчания входили в хату мужа, то свекровь встречала и благословляла их иконой из Святого угла. После этого икону помещали на место.
Как человек «возделывал»[3] себя
Религия – это часть общечеловеческой культуры. Изучив религиозные представления людей всегда можно понять их сущность на определенном этапе становления. Человек становится личностью, выходит из животного состояния, когда начинает творить или формировать культуру. Происходит саморазвитие личности. Таким образом, религия помогает развитию личности, самосовершенствованию.
Очень интересно рассматривает значение слова культура В.П. Кичигин.[4] Он считает, что у слова «культура» есть исторический корень «культ», в переводе с латинского он означает «поклонение», «почитание». То есть воспитание человека через культ. Если это взять за основу, то получается, что религиозная культура – это «окультуривание» человека через религию, через ее культовые (обрядовые) традиции. Действительно, грамотных людей среди крестьян наших сел даже в начале ХХ века было немного. Как же приобщить их к культуре? Единственным средством была церковь. Именно она воспитывала человека как человека: почитать родителей, защищать веру и царя, т.е. Родину, не убивать, любить ближнего своего и т.д. Это всем известные христианские заповеди.
Религиозная культура – это духовная культура. И если достижения материальной культуры можно видеть, имея только глаза, то чтобы увидеть культуру духовную, иметь глаза – этого мало. Потому что она составляет как-бы внутреннюю суть человека. Духовная культура указывает человеку путь к Истине, а это – путь развития. И, наоборот, отказ от духовности ведет к антиподу Истины, т.е. к окаменелости и, в конечном счете, к разрушению. Мне кажется, что это всем понятно.
Так что же такое Святой угол
Церковь - любая,- в том числе и православная, учит человека владеть собой в любой жизненной ситуации. Она укрепляет силу духа человека через Веру. Церковь всегда делала ставку именно на душу человека. Почему? Ответ очень прост. Потому что плоть (тело) слаба, а дух – крепок. Плоть отмирает, а душа – бессмертна. А у людей, к сожалению, в жизни чаще бывает наоборот. Люди, испокон веков, заботятся о своем теле: кормят его, холят, наряжают. И при этом как-то забывают о душе.
И вот наличие Святого угла в доме и напоминает человеку о том, что он – человек. В самой большой и светлой комнате дома обычно решались раньше, и решаются сейчас самые важные вопросы. И Святые лики с икон всегда укажут правильный путь, если к ним, конечно, обращаться за помощью и советом. Так считает православная церковь.
Человечество живо только благодаря передаче от поколения к поколению опыта выживания. А здравый смысл подсказывает, что у людей больше шансов выжить, если их деятельность (способы добывания пищи) более разнообразна. А чем разнообразнее деятельность, тем разнообразнее культура. В Святом углу все это представлено. Конечно, не прямо, а опосредованно.
Например, горящая лампада – символ очищения через огонь. Огонь и его дым в православии призваны изгонять нечистую силу. Именно огонь использовали люди для расчистки места при освоении новых территорий, да и для чистки уже обжитых, но по каким-то причинам запущенных. В данном случае огонь очищал местность не только в физическом плане, но и в духовном: освобождал от нечистой силы. Он подготавливал место для нормальной жизнедеятельности человека. Можно предположить, что таким способом пользовались и наши предки, обживая «дикое поле» в XVIII веке, и основывая, села Знаменка и Николаевка. С другой стороны огонь – символ тепла,- очаг – вокруг которого проходила жизнь людей в суровых условиях нашего климата. Огонь также,- в случае выхода из под контроля человека, – стихийное бедствие, беда. Т.е. косвенно он предупреждает, что от добра до зла всего один шаг.
У некоторых наших жителей я увидела в Святом углу подсвечники и свечи. А из школьного учебника истории известно, что свеча символизирует жертву, которую человек приносит Богу. Архипова А.П. говорит, что свечи, приобретенные в храме, можно зажигать в доме во время вечерней или утренней молитвы. По ее словам, это «помогает отвлечься от суетных мыслей, от обыденности и почувствовать себя ближе к Господу».[5]
В Святом углу обязательно находится посуда со святой водой. «Так было спокон веку»,- комментирует Анна Прокофьевна. Это тоже недаром. Вода – символ очищения, омовения. Без воды нет жизни. Водой освящают дом, в воде крестят, и вообще ритуал водосвятия присутствует очень во многих обрядах православной церкви. К Святым источникам люди идут и едут за много километров. А потом увозят из источника воду с собой.
Святой угол был и местом проведения некоторых обрядов. В наших селах до настоящего времени сохранился один из них. Под Старый Новый год ходят по домам засевальщики и, бросая зерно пшеницы в Святой угол, приговаривают, примерно, следующее:
- Здравствуйте хозяин с хозяйкой.
С новым годом, с новым счастьем!
Пошли вам Бог ржицу на каждой пашнице.
Чтоб у вас наседочки садились,
Чтоб цыпляточки водились.
Чтоб овечек было столько, на небе звезд сколько.
Потом засевальщики приседают на пороге и, подражая животным и птицам, произносят:
- Ко-ко-ко…
- Хрю-хрю-хрю…
- Бе-бе-бе…
Этими культовыми действиями они как бы притягивают, накликают в это хозяйство курочек, поросят, овец и т. д.
После этого засевальщикам надо было дать немного денег: кто сколько может. Если денег не дашь, всем расскажут, и в другой раз никто не придет засевать, а это плохая примета.
Это зерно три дня не убирали, а потом собирали и отдавали скотине и птице вместе с кормом. А несколько зернышек оставляли лежать в Святом углу. Весной перед началом сева их бросали в землю. Это означало преемственность в сельхозкалендаре, и служило доброй приметой для задела нового урожая.
Получается, что Святой угол способствовал возвышению человека над повседневностью. Обращаясь к нему, человек всегда думал о будущем. А это и была духовная связь поколений, связь текущего момента с будущим.
В настоящее время в Святых углах многие имеют помимо икон, упомянутых мной выше, иконы Святого целителя Пантелеимона, Сергия Радонежского, святых, имена которых носят члены семьи. Во многих семьях имеются Библии. Некоторые даже пытаются их читать. А кое-кто просто ограничивается популярной литературой на эту тему, дабы не утруждать себя чтением Библейских текстов, которые порой довольно трудно понять нашим современникам.
Вот только часть той информации, о которой может «рассказать» Святой угол.
Заключение
Встречаясь и беседуя со старожилами, я сфотографировала Святые углы в их домах. Эти фотографии использую как приложения к моей работе.
В поисках литературы, которая могла бы мне помочь освятить данную тему, прочла некоторые книги на религиозную тематику. Хочу упомянуть одну из них: «Путь слепцов прозревших»[6]. И еще более убедилась, что наши предки ничего не делали даром: у них все было подчинено одному – идее выживания.
И еще очень хочу поделиться такими мыслями: изучая историю в школе, у меня сложилось впечатление, что цель религии - воспитание населения в духе смирения и покорности. А вот почитав литературу, указанную выше, побеседовав с нашими старожилами, я поняла, что цель у нее совсем иная. У культуры и у религии, как части культуры, одни цели:
- способствовать гармонии человека и окружающего мира;
- поддержание в человеке духовного начала;
- формирование высокой нравственности, целостности личности;
- поддержание общественного опыта.
И Святой угол, как маленькая частичка религиозной культуры способствовал реализации этих задач. Так было «в старину», так есть и сейчас. Но различие, по-моему, все же есть. И оно в том, что «в старину» наличие Святого угла в жилище человека было данью религии, а сейчас – традиции. То есть наши современники обустраивают Святой угол чаще всего, не задумываясь о его первоначальном назначении, просто по традиции. Но, судя по тому, что сейчас в нашем обществе и в нашей области наметились некоторые изменения, и обращается внимание на возрождение духовности, появилась надежда, что Святой угол опять будет выполнять свое прямое назначение.
Источники
Литература
[1] Беликова Т.П. Живые родники Староосколья. с. 32 - 33
[2] Угольник – так у нас еще в конце ХХ века называли треугольную полочку в Святом углу.
На ней стояяи иконы. Она покрывалась специально вышитым рушником.
Кичигин В.П. Народная культура юга России. С. 39
[4] Там же
[5] Воспоминания Архиповой А.П. Записаны автором 21 сентября 2005 года.
[6] А. Зеликов.Путь слепцов прозревших».
Ледяная внучка
Галка в чужих перьях
Две лягушки
Кто самый сильный?
Сторож