Мир поэзии Пушкина охватывает самые разные стороны жизни. В том числе и искусство. Можно сказать, что нет такого вида искусства, которое не отразилось бы в пушкинской поэзии: музыка, от народной песни до Моцарта и Россини, скульптура европейская и русская, живопись, драматический театр, балет, не говоря уже о литературе.
Отмеченное мнение обуславливает существование следующей проблемы: почему наряду с образами непосредственной жизни через все творчество А.С.Пушкина проходит тема искусства?
Практическая значимость работы: основные результаты работы могут быть использованы на уроках литературы и искусства в школьном преподавании.
Вложение | Размер |
---|---|
zonalinaya_nauchno-_prakticheskaya_konferenciya_im._a.s._pushkina.doc | 52.37 КБ |
Зональная научно-практическая конференция имени А.С.Пушкина
Выступление
«Себя как в зеркале я вижу…»
(искусство в творчестве Пушкина)
Оглавление
Введение…………………………………………………………………....................................3
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Библиография………………………………………………………………………………….11
«Дивясь божественным природы красотам
И пред созданиями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья,
Вот счастье!...»
Введение
Александр Сергеевич Пушкин – спутник многих поколений. К его имени слух привыкает с детства. О нем говорят: «Мой Пушкин», «Наш Пушкин». В этом – признак безоглядного доверия к поэту, и кажется, что иначе и быть не могло. Но это взгляд с позиций нашего дня. Образ поэта у разных поколений не был единым и неизменным. История восприятия личности и творчества А.С.Пушкина в отечественной культуре не так проста, а порой даже парадоксальна и драматична. Сам Пушкин сформировал закон неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков – «вечно тот же, вечно новый»: завершив жизненный путь, он оставил миру свое наследие законченным, но его жизнь продолжается в памяти поколений.
Мир поэзии Пушкина охватывает самые разные стороны жизни. В том числе и искусство. Можно сказать, что нет такого вида искусства, которое не отразилось бы в пушкинской поэзии: музыка, от народной песни до Моцарта и Россини, скульптура европейская и русская, живопись, драматический театр, балет, не говоря уже о литературе.
Отмеченное мнение обуславливает существование следующей проблемы: почему наряду с образами непосредственной жизни через все творчество А.С.Пушкина проходит тема искусства?
Таким образом, предмет нашего исследования – произведения живописи, скульптуры и архитектуры в творчестве А.С.Пушкина.
Целью нашей работы является рассмотрения произведений живописи, скульптуры и архитектуры и их связи с творчеством А.С.Пушкина.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
Методы исследования.
В процессе работы над фактическим материалом мы пользовались:
1) методом сплошной выборки;
2) описательным методом;
3)методом сравнительно- сопоставительным в сфере искусства.
Актуальность исследования. Понять поэта или любого другого деятеля – значит войти в его мир, научиться видеть то, чего мы не видим, а он видит. Мир искусства огромен. Входя в него, мы как бы попадаем в могущественную и прекрасную страну. Границы ее беспредельны. И поэтому ведутся исследования в этой области. Но на сегодняшний день мало освещается роль искусства в творчестве писателей и поэтов. Из сказанного следует, что данная тема до конца не изучена и оставляет широкое поле деятельности.
Практическая значимость: основные результаты работы могут быть использованы на уроках литературы и искусства в школьном преподавании.
Пушкин по – особому смотрел произведения живописи, скульптуры, архитектуры, но его способ восприятия был определенным образом подготовлен и самой эпохой. Каждая эпоха в искусстве имеет свой тип зрения. Недаром зрение и мировоззрение родственные слова.
Весной 1827 года Пушкин посетил поместье князя Н.Б.Юсупова Архангельское. Он бывал там и позже. В результате этих посещений появилось стихотворение «К вельможе».
«От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюсь я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались».
Пушкин, как всегда, нашел исключительно точную словесную формулу – в данном случае для определения понятия «ансамбль». Именно состязание, соперничество, а иногда и конфликт живописи и скульптуры, мозаики и гобелена, света и тени, природы и архитектуры.
Каждая эпоха в искусстве требует взгляда, который сразу охватил бы все произведение, и предполагает постоянную точку зрения наблюдателя. В искусстве барокко подразумевается движение наблюдателя, смена его точки зрения. Будь то огромный фасад дворца или небольшая статуя, зритель обходит произведение вокруг, и оно все время меняет свой облик. А точки, с которой он охватил бы все целиком, часто даже, и быть не должно.
В искусстве внешнюю форму жизни прежде всего воспроизводит скульптура. Она дает слепок с живого. И Пушкина волнует образ статуи, имитирующей жизнь.
Любимый Пушкиным известный скульптурный портрет Вольтера, созданный Гудоном и хранящийся в Эрмитаже, замечателен именно тем, как меняется по мере движения зрителя выражение лица Вольтера. Вольтер улыбается, саркастически смеется, лицо его делается печальным, искажается гримасой горя и гнева – он плачет. Обходя скульптуру, мы видим и Вольтера – поэта, и автора философских романов, и яростного обличителя суеверия.
Мрамор не неподвижен. И вот это особенно волновало Пушкина. В его поэзии статуя почти никогда не ведет себя как статуя – она ведет себя как живой человек.
Исследователи давно заметили особый динамизм поэзии Пушкина, обилие глаголов, их выразительность, сложную систему отношений, выражаемых их с помощью. Мир Пушкина исключительно подвижен. Но именно поэтому в нем такую роль играет неподвижность.
Столкновение подвижного и неподвижного, прежде всего, становится средством противопоставления свободы и рабства.
Но не только свобода – самая жизнь отождествляется в сознании Пушкина с движением. В 1820 году, путешествуя с семьей Раевских по Кавказским водам, Пушкин заметил, и это поразило его воображение, что ветка, опущенная в кипящий минеральный источник, покрывается слоем минерала и превращается в каменную. Этот образ стал для него метаморфическим выражением омертвления души. «Сердце мертвое», «И для любви оледенел» - в черновиках «Кавказского пленника». Душа, превратившаяся в камень, неподвижная, мертвая душа.
Образ человека, превращающегося в камень, теряющего жизнь, делающегося вещью, проходит через творчество Пушкина – рядом с противоположным образом оживающей статуи, живого камня.
Живой и мертвый камень. Жизнь и смерть сталкиваются у Пушкина, становятся одним из лейтмотивов его творчества.
Живое живет и движется. Неживое движимо кем – то или чем – то другим. И Пушкин ищет ответ на вопрос о том, где же скрыт этот двигатель. Он разделяет, различает людей и вещи, игрока и игрушку в его руках.
Но в мире Пушкина есть и противоположное направление движения: не только человек превращается в камень, но и камень может ожить. Камень оживляется искусством. Искусство для Пушкина – высшее выражение жизни. Поэтому, выясняя, как Пушкин видел картину или статую, мы подходим к тому, как он смотрел на жизнь.
Жизнь – борьба со смертью, торжество над смертью. Искусство торжествует на неживыми. И если в одном направлении, в направлении мертвого, бюрократического, светского мира, человек каменеет, то в другом, полном жизни мире искусства камень наделяется душой.
Уже в «Руслане и Людмиле»:
«Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам:
Под ними блещут истуканы
И, мнится живы…»
У Пушкина, с его тяготением пластическим искусствам, было, можно сказать, особое зрение состоит в том, что неподвижный объект, скульптуру, он как бы читал. И, читая, превращал в динамическую, в живущую.
Динамический взгляд на скульптуру, которым обогатил русскую поэзию, имел продолжение. И здесь в первую очередь вспоминается Александр Блок.
«Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда.
Песни воды и хрипящие звуки
Тут же вблизи расплывались в хаос.
Их раздирали незримые руки.
В черной воде отраженье неслось.
Мерный чугун отвечал однотонно.
Разность отпала. И вечность спала.
Черная ночь неподвижно, бездонно —
Лопнувший в бездну ремень увлекла.
Всё пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженье молчанья
Вечно застывший висел человек».
Блоковская поэзия заставляет нас вспомнить Петербург – город с которым Пушкин был связан глубоко и кровно. И архитектурные ансамбли Петербурга Пушкин также видел динамически. В «Медном всаднике» первая часть, торжественно и ликующе описывающая город на Неве, исполнена глаголов движения: «Мосты повисли над водами», «В гранит одетая Нева»…Особняки города предстают здесь как огромная эскадра, которая причалила к невским берегам. Динамически живой и вместе с тем загадочный и трагический городской ансамбль Петербурга дает возможность повернуть новыми гранями тему пушкинского взгляда на искусство.
Сталкивая живого человека с подвижным, но не человеческим миром, Пушкин не дает однозначного ответа. Это столкновение заставляет задуматься.
Ярким примером этого столкновения является произведение Пушкина «Медный всадник»
В этой поэме действует стихия – Нева. Есть в поэме и «кумир на бронзовом коне» и народ, объятый страхом. Здесь статуя не бессильна, она активное лицо со сложной и трагической характеристикой.
Пушкин дает в поэме сложную партитуру ракурсов и точек зрения на памятник Фальконе. Он смотрит глазами своего героя и видит памятник со спины в страшную ночь петербургского наводнения:
«И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.»
В другом месте поэмы, в момент, когда безумный Евгений оказывается перед памятником, Пушкин сталкивает точку зрения героя и свою точку зрения, меняя и интонацию и оценку:
«Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался....»
Это узнал Евгений. А дальше пушкинский взгляд:
«Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Пушнинская поэма породила большую традицию в русской литературе, стала неотделима и от «Медного всадника» Фальконе и от Петербурга.
Пушкинский взгляд на скульптуру отразился и в его восприятии живописи.
3.Мир живописных впечатлений.
Принято считать, что живопись интересовала Пушкина меньше, чем скульптура, и нашла в его поэзии меньшее отражение. В петербургском мироощущение Пушкина заложено переживание искусства как области трагических конфликтов. Это накладывает отпечаток на пушкинское восприятие эрмитажной живописи. Александр Сергеевич часто пользуется выражениями, имеющими в прямом значении отношение к живописи, вкладывая в них более широкий смысл. Среди художественных сокровищ Зимнего дворца Пушкина особенно привлекала Военная галерея. Это объясняется не только интересом к героической эпохе 1812 года, важной для поколения Пушкина и, несомненно, для него самого.
«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой…»
«Художник быстроокий» - это Джордж Доу, который со своими помощниками, А. В. Поляковым и В. А. Голике, создал замечательную портретную галерею полководцев 1812года.
4.«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит….»
Портрет, который, по наивному представлению, наименее условен как жанр, наиболее прикован к непосредственно данному художнику материалу, для Пушкина становится средством выражения высшей правды искусства. Характерно, что портрет Барклая – де – Толли в Военной галерее Пушкин увидел явно более трагическим, чем он на самом деле предстаёт перед зрителями, глядящим на него.
В портрете раскрывается весь характер человека. Вместе с тем искусство художника останавливает один какой – то момент. И это сочетание волнует Пушкина.
Раздвоение человека и его портрета, раздумье над тем, где же истина, а где ложное, становится для Пушкина кардинальным и мучительным вопросом. И, как всегда, решение он дает неоднозначное. Пушкин видит и правду портрета, и правду жизни, находящуюся за пределами искусства.
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит….» -
Пишет Пушкин в послании Кипренскому, создавшему его известный портрет.
Это, конечно, комплиментарное стихотворение. Но важно, что здесь портрет – как бы что – то более высокое, чем реальность.
Заключение
Мы в который раз убеждаемся: Пушкин «летуч»; сколько бы мы ни знали о нем, зерно его личности кажется не столько неуловимым, сколько невыразимым словами, - во всяком случае, доступными нам словами. Всякие морализаторские суждения самым загадочным и роковым образом обнаруживают их, суждений, плоскость и её, морали, узость.
Загадки, загадки, загадки...Самый ясный, самый светлый из русских поэтов оставил их своим потомкам превеликое множество.
«Пушкин – наше все, - сказал поэт аполлон Григорьев. Все – это не только слава, гений, душевное богатство, это и неизбежные ошибки, падения, тяжелая внутренняя борьба, отчаяние. Это вся полнота жизни с ее светом, с ее тенями, - жизни, которая на Руси украшается, искупается, объясняется «веселым именем - Пушкин».
Пушкин – не прошлое. Александр Сергеевич Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее.
Библиография
Рисуют дети водопад
Просто так
Лягушка-путешественница
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Бородино. М.Ю. Лермонтов