Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2.doc | 88 КБ |
Из опыта работы учителя химии Семёнычевой Ларисы Витальевны МОУ СОШ № 12 Ставропольский край г. Новоалександровск
Тема моего самообразования: «Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии»
Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Творческие работы задаю учащимся по желанию, для повышения интереса к предмету, развития мыслительной деятельности и самовыражению ученика. Формы творческих работ: сказки, стихи, сообщения, алгоритмы решения задач, презентации по заинтересовавшим учеников тем. Хочу показать некоторые работы своих учеников. Форма выполненных работ: сказка и стихи.
Творческие работы учеников 8, 10 классов
Сказка по теме: кислоты « Однажды ночью»
В этом году мы стали изучать один из самых интересных, но в тоже время трудных предметов - химию. Ты попадаешь в таинственный и волшебный мир химических веществ. А если прийти в кабинет химии ночью, внимательно прислушаться, то можно услышать много интересного. Одну такую историю я хочу рассказать, которая произошла со мной. Однажды в полночь отрыла глаза, увидела, что нахожусь в школьном кабинете химии. У окна стоял круглый столик, на котором находятся пробирки с реактивами. Оказалось, что это были кислоты.
Между ними разгорелся спор кто из них важнее.
- Я самая первая кислота, которую научился добывать и использовать человек - около 3 тысяч лет. - сказала уксусная кислота .- Почему первой догадаться несложно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Меня на рубеже17-18 веков в России называли, кислой влажностью" или „древесной кислотой"
- Ну и что. Со мной, с серной кислотой, люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием железного купороса в глиняной реторте.
-Я меня, Соляную кислоту, люди называли соляным спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно было и вещество по имени - дух из солей-( по латыни- спиритус салис) или кислый спирт. Меня, Соляную кислоту, научились добывать в аптеках, получали прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом.
Спор между ними продолжался. И я прислушалась.
- вторила ей Серная Кислота.
-скороговоркой сказала уксусная кислота.
В спор вступилась азотная кислота:
- Я и летучая, и растворимая, и по электрической диссоциации одна из самых сильных
кислот, так как объединяю ряд признаков классификации, значит я сильная и главная.
Так бы они долго спорили, но вдруг в спор вмешался лакмус:
- Каждая из вас очень важна, у вас есть ряд общих свойств: кислый вкус, изменения
окраски меня на красный, взаимодействие с другими веществами. Распознавать вас на
вкус не решится ни один химик- это опасно. Если кто-то выпьет кислоту, то ему дают
очень много воды. Для нейтрализации кислоты применять раствор питьевой соды не
рекомендуется, так как в органах пищеварения образуется пена, которая может вызвать
осложнения.
И тогда я поняла, что кислоты сложные вещества и в тоже время опасны. Они разрушают ткани и вызывают ожоги. Поэтому буду очень осторожна при работе с ними. А химия хоть и сложная дисциплина, но интересная и полезна.
Подготовила ученица 8 «Г» кл.
Казакова Алина
* * *
Сказка по теме: кислоты «Кислотное царство»
В некотором кислотном царстве, в некотором кислотном государстве жила была Царская водка (смесь одного объема концентрированного HNO3 и трех объемов концентрированный НСl) Очень сильными кислотами - окислителями она была. Никого не щадила, даже такие благородные металлы как золото и платина, растворяла.
У Царской Водки было шесть сестер. Особенно злой была вторая сестрица, серная кислота (H2SO4). Она была бесцветной жидкостью, вязкой и не имела запаха. Ее не любили, она была опасна. Даже люди ее боялись и сторонились. Если брызги H2SO4 попадали на кожу человека или ткань и даже дерево - обугливалось. Все сестры содержат кислотный раствор и чтобы распознать их, люди используют индикатор, так как на вкус распознать кислоты очень опасно.
Вода Н2О не любила Серную кислоту и при встрече с ней, даже не успев смешаться, тут же закипала, выделяла большое количество тепла и старалась выбросить её. Пятая сестра, Кремневая Кислота (H2SiO3) Она вела скрытый образ жизни. Кремневая кислота была равнодушна к воде и не растворялась в ней.
Это царство было наполнено не только злыми кислотами, но и добрыми. В нем жили: лимонная кислота, яблоневая, щавельная, молочная и другие
Подготовила ученица 8 «Г» кл
Веверовская Виктория
* * *
Сказка по теме: кислоты «Сказка о кислоте»
Что случилось в городе? Куда она могла пойти?
Куда пропали дети? Куда поехать, где пролезть?
Не играют, не поют, А химик начал вспоминать:
Стекла, мальчики не бьют «Могла пойти к металлам в гости,
Позабыли дети обо всём на свете. Зайти к солям,
А дело в том, что в городе Оксид металла тоже с ней дружил,
Появилось объявление: Ещё могла поехать в гости к основаниям».
«Приходите всего лишь на одно. Задачу детектив поставил
Представление «Найти ее, во что бы то ни стало».
Своими трюками, Направился на поиски к солям:
Немыслимыми штуками. Нитраты и нитриты,
Все страны покорил Хлориды и сульфиты,
Великий химик Капозил!» Сульфаты и сульфиды,
Покупают все билеты, Ещё фосфаты, карбонаты, силикаты.
В кассу очередь толпится. Но не нашёл здесь детектив её.
Триста тридцать три руки, А химик Капозил всё вспоминал,
Крепко сжали пятаки. Куда могла поехать кислота?
Вдруг скрипнула дверь... И вспомнил он, что кислота,
Может, там чародей? На химзаводе раз была.
Интересно, какой? Ой! И детектив отправился туда.
Выходит весь заплаканный, Прибыв, он, видит, что она
Грустный Капозил: Работает, не покладая рук. Сама.
«Дети не шумите! И химик громко закричал:
Прошу вас, прекратите! «Ну, неужели ты нашлась!»
Дело в том, что от меня
Сейчас сбежала кислота».
Все девчонки и мальчишки,
Побежали все на кассу.
А в городе тем временем
Шум и суета –
Наделает большой беды
Эта кислота.
На помощь детектив пришёл,
И начал разбираться. Выполнил ученик 8 «В» Попов Дмитрий
* * *
Сказка о «Магнуме и Солянке»
В некотором царстве в некотором государстве жили-были Водород и Хлор. Была у них красавица-дочь Солянка. Пришла весна и она встретила красавица Магнума. Мягкий серебристо-белого цвета. Он относился к древнему роду и появился в 1808 году. Магний из знатного рода и имел много родственников в земной коре. Он входил в состав почти двухсот минералов. Самые важные персоны доломит, магнезит, карналлит.Когда молодые решили обвенчаться родители были против
-Ты не можешь жениться на ней. Я этого не позволю!
- Так сказал глава рода отец Бериллий.
- Чтобы ты элемент из знатного рода женился на этой бездарной простушке Соляной кислоте?!
- Ты запятнаешь честь нашей семьи и вторых валентных, погубишь свою карьеру.
- Не бывать этому!
Солянка и Магнум, встретившись ночью, договорились тайно пожениться, на окраине была старая
церковь в момент произношения супружеской клятвы в церковь ворвались родители Магнума и
Солянки. Магнум, вырвавшись из рук отца, бросился к Солянке . Она кинулась к нему навстречу и накрыла кислотной волной...
Тут же к потолку вознесся Водород и сгорел. В опустевшей церкви на полу возле алтаря осталась капелька воды. В ней вновь встретились влюбленные.
Выполнил ученик 8 «В» кл
Соболев Василий
* * *
Друзья!
Очень сложное оно,
Из металлов и ионов,
Получилось вещество
Под названием – ОСНОВАНИЯ.
Оно разное бывает
Растворимое к примеру: NaOH, Ca(OH)2, KOH
И не очень иногда: Cu (OH) 2, Fe(OH) 3
А ещё у оснований есть подруга – КИСЛОТА.
Состоит из водорода, Плюс кислотные остатки
И без атомов не как!
Выполнила ученица 8 «А» Кл
Чернышова Светлана
Несовместимые элементы
Эта история случилась очень давно. Когда ещё совершенно несовместимые элементы могли гулять рядом, ничего не боясь.
В один прекрасный жаркий день, на скамейке в парке сидела капелька этанола, пытаясь спасти от горячих лучей солнца за листьями высоких деревьев.
«Можно я посижу с вами?» - услышала она чей-то голос. И не дожидаясь ответа, рядом оказался кислород. Они взглянули друг на друга так, как будто были знакомы тысячу лет. Кислород взял, капельку этанола за руку и под действием температуры жаркого дня произошла реакция горения. Так от этого знакомства осталась только вода... С тех пор, дружба разрешается строго между определенными элементами. С2Н5ОН + 302 = 2С02 + ЗН20
*** *** ***
Баянист играет песни, Наша Маша-медсестра, Самый быстрый наш спортсмен -
Пляшут бабушки на месте, Сделает укол, Это этанол,
Съешь для громкости метан, Ни таблетки, ни лекарства Он играет и в хоккей
И пой с нами под баян! Вколет вам бензол! И в большой футбол.
Автор: Пузанова Ольга, 10 кл
*******************************************************
Вовка «Глицерин»
Все мы знаем Глицерина - Вовку... .Вон из той квартиры.
Озорной был мальчуган, всем девчонкам он проходу не давал.
Был в компании всегда он главным, всем активно управлял.
С кислотой азотной ладил, помогал всегда во всем он ей.
А с гидроксидом меди дважды стал друзьями на века...
Глицерин был очень сильный, шел он верно по,
жизненному пути,
Если цели нужно добиваться, то успех - гарантия всегда.
Мечтою глицерин был окрылен одной уж,
В парфюмерии освоить все азы.
Познать успех секрета мазей, все запахи и свойства их веществ.
Узнать где применения а так же, и многое другое не и счесть...
Автор: Ярных Виктория, 10 кл.
*********************************
*** ***
О, химия! Великая наука! Какой прекрасный этот класс,
Не понимаю: счастье иль порука Из трёх подклассов состоящий!
В твоих просторах потеряться, Его запоминают в раз!
В твоих растворах растворяться. Но нам учиться нужно дальше!..
Ах, сколько нужно будет знать!
Но это в жизни пригодится:
Какие реагенты брать,
Чтоб цвет нам нужный получился,
Коэффициенты расставлять,
Об индексах не забывать!..
***
Из курса химии запомнил ты
Одну лишь тему, про спирты.
Зато теперь тебе известно,
Что пить спирты не так полезно.
Запомнил слово «глицерин»,
Ну а ещё «пенициллин».
Фенол, гликоль и ацетон –
Как пару пальцев об бетон!
Автор: Долженко Алёна, 10 кл.
Сказка по теме спирты: «О том, как этанол себе применение искал»
В некотором царстве, спиртовом государстве жил был, этиловый спирт звали его – Этанол. Долго уже жил и не знал для чего, стало ему обидно, что он никакой пользы людям не приносит, и пошел он по свету применение себе искать. Главная трудность его была в том, что он даже не знал о своем происхождении и вообще есть ли у него родственники. Прошел день, за ним второй, за ним третий поиски Этанола были безрезультатны, но вдруг увидел он избушку, возле которой стояла табличка с надписью «ХИМИК и ИЗОБРИТАТЕЛЬ». Этанол был страшно рад: даже ошибки, допущенные автором таблички, не насторожили его. Этанол смело вошел в избу. В избе было грязно и неубрано, а за столом сидел ужасно неопрятный старик
- «Вы тот самый химик и изобретатель?», - вежливо спросил Этанол.
- «Да именно так. Чем я могу вам помочь?»,- спросил старик.
- «У меня к вам просьба, не могли бы вы, что нибудь сказать о моем происхождении и какую пользу я могу приносить людям?»,- ответил Этанол.
- Так, ну, для этого я должен взять у тебя кое-какие анализы, а ты пока подожди
- У меня для тебя хорошие новости! - воскликнул старик.
- Вы узнали, что нибудь о моем происхождении?- поинтересовался Этанол.
- К сожалению, нет, но зато я узнал, какую пользу ты можешь принести людям - гордо ответил старик.
- Что же я могу сделать для людей? - радостно спросил Этанол.
- Из тебя могут получиться великолепные напитки, которые будут, приносит людям радость и удовольствие!
Странствовал так Этанол уже около месяца и ждал, когда же он услышит об этих великолепных напитках, которые обещал изобрести химик. Вскоре до него дошли слухи о том, что недавно появились некие спиртные напитки, приносящие людям много вреда, горя и несчастий.
Многие люди после употребления этих напитков жаловались на здоровье, а некоторые даже умирали. Этанол был ужасно огорчен и не знал, как загладить свою вину перед людьми. Он даже собирался вернуться обратно в спиртовое государство, откуда пришел, но вдруг увидел надпись: «Химик исследователь (информация о спиртах)» Этанол без стука влетел в дом, так велика была его радость.
- Здравствуйте, Этанол я владею дополнительной информацией о вашем применение и происхождении.
- Здравствуйте, профессор я был бы вам очень признателен, если бы вы рассказали обо мне
-сказал этиловый спирт.
«Известный с давних пор способ получения этилового спирта - спиртовое брожение органических продуктов, содержащих сахара. Аналогично выглядит переработка крахмала, картофеля, риса, кукурузы, древесины. Реакция эта довольно сложна: С6Н1206 —► 2 С2Н50Н + 2С02
В промышленности наряду с первым способом получения используют гидратацию Этилена.
Этанол может использоваться как сырье для получения таких химических веществ как: диэтиловый эфир, уксусная кислота, хлороформ и.т.д. Широко используется в медицине как обеззараживающее средство и растворитель для лекарств. Вот собственно и все»
- Спасибо вам огромное, теперь я знаю, где искать своих родственников, и чем я могу помочь людям! Спасибо вам еще раз - радостно сказал этиловый спирт.
- Ну что вы не стоит благодарности, это моя работа - смущенно ответил профессор.
Вот так Этанол нашел своих родственников и людям стал помогать, а молодой профессор с тех пор получил всемирную известность.
Подготовила ученица 10 кл
Жарикова Валентина
Сказка по теме: «Карбоновые кислоты»
В химическом царстве в органическом государстве жили-были Углеводороды. Это очень необычные вещества. Считалось, что они образуются только в живой природе при участии особой «жизненной силы». Но затем были синтезированы более 20 млн.. У каждого из них свой характер. Углеводороды очень разнообразны и своенравны. Но у них есть типичные свойства. А именно неполярные или слабополярные ковалентные связи, неэлектролиты, жидкости или твердые вещества с низкой температурой плавления, разрушаются при нагревании, окисляются на воздухе, горючи, нерастворимы или плохо растворимы в воде.
В углеводородном государстве много городов. Выделяется своей необычностью город карбоновых кислот. Как вы понимаете «кислота» - женского рода и в городе живут только женщины. У них есть сильная армия карбоксильной группы. Она делится на карбонильные и гидроксильные войска. Поэтому город амазонок практически непобедим.
Управляет всем метановая кислота. Эта правительница самая сильная среди себе подобных. Поэтому как истинная амазонка она не допускает в город ни одного мужского химического элемента. Но разве мужчинам что-то докажешь?! Вот однажды поспорили два принца: гидроксид натрия и оксид углерода (II), кто из них завоюет руку и сердце правительницы. Собрали они себе подобные армии и двинулись на город амазонок. Прикинувшись уксусной кислотой, разведчице - этановой кислоте удалось перехватить секретную вражескую электронную переписку. Рассказала она все правительнице. Стали они думу думать и обратились к бутановой кислоте. Та маслом прикинулась, пробежалась по соседним царствам и попросила правительницу: «Не вели казнить, вели миловать. Есть в соседнем государстве незамужняя принцесса - серная кислота. Обернись муравьем и пригласи к нам принцессу с подругами. Тогда проблему решим, да и население наше заметно прибавим». Сказано, сделано.
Вот и войска мужские за воротами стоят, того и глядишь, город погубят. Вышла октадекановая кислота к воротам и пригласила принцев к царице. Оделась наша амазонка на славу: ножи в волосах, пробирки в рукавах, на шее алмазная колба сверкает. Обомлели принцы от такой красоты писанной.
А метановая кислота молвит: «Выйду я замуж за того, кто сильнее окажется. В полдень встаньте спинами друг к другу и сдвиньте один другого с места. Кто дальше другого сдвинет, за того и замуж выйду». К слову сказать, какие-то неказисьтенькие принцы были. Один толстый и маленький, другой худой и длинный. Удивились принцы такой легкой задаче. Мы и войска свои заставим так соревноваться. Царица улыбнулась очаровательной кислотной улыбкой, и пошли мужчины задачу выполнять. Все лучше, чем драться.
В полдень начались соревнования. Давят гидроксиды натрия и оксиды углерода друг на друга* вспотели» жарко им, нагрелись» И, о, чудо! Вместо двух веществ образовалось одно - красивый юноша формиат натрия. Вместо двух войск стоит одно, состоящее из таких же красавцев. Вышла к ним заморская принцесса с подругами серная кислота. Понравились юноши девушкам. Поженили их амазонки, устроив пышные свадьбы. И родились у них дети метановые кислоты. Еще больше расцвел город. Метановая кислота стала называться муравьиной. Так и стали они жить поживать и добра наживать.
Подготовила ученица 10 кл
Лагачева Елена
Альдегиды
Что мне сказать об альдегидах?
Что встретим их ещё не раз
И в знаниях своих разбитых
Что-то искать про этот класс? Необходимость есть одна, Считаться с нею стоит: Свойства альдегидов для себя Не будет зря запомнить! Общую формулу, изомерию И как это всё получать, Будто столицу нашей России, Каждый обязан знать!
Гомолог
Ты гомолог, изомер?
Отличить непросто мне.
Кислота была - теперь
Ты алкан или -диен?
Ты предельный или нет?
Формула какая?
Ядовит? Какой твой цвет?
Спирт
Запомни, друг, и я, и ты:
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит,
R - это значит: радикал,
Насыщенный иль непредельный.
Он может быть велик и мал,
Но это разговор отдельный...
Выполнила ученица 10 кл
Казменко Натьлья
Нарисуем попугая цветными карандашами
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сказка "Морозко"
Горка
Сказка "Узнай-зеркала"