Данная работа была отмечена жюри МГУ в рамках Олимпиады Ломоносова. Студеникина Ксения стала призёром данной Олимпиады по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_na_konkurs_studenikina_k..doc | 49.5 КБ |
Студеникина К.А.
Эпический рассказ «Тема глупости в баснях И.А.Крылова и не только…».
Иван Андреевич Крылов — русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических творениях отразилось желание поэта сделать людей умнее, добрее, честнее. Мне кажется, он добивался в баснях того, чтобы мы увидели свои недостатки и пути их исправления.
Одним из человеческих изъянов является глупость, то есть отсутствие или нехватка разума у человека, когда он попадает в ту или иную жизненную ситуацию. Проявление её может застать человека врасплох в любом месте: к примеру, в школе. Я думаю, с глупостью частенько сталкиваются все ученики.
Один город, имя которому Волжский, нельзя назвать мегаполисом или важным для всей страны, но в тоже время он ценен для его жителей. Здесь много школьников, которые, нет сомненья, ходят в школу с удовольствием и без него, общаются со сверстниками. Я же расскажу вам о том, как эти дети сталкиваются с глупостью и неловкими жизненными ситуациями.
В одной из лучших школ этого города, в одном из лучших классов этой школы под названием 6 «Г» учатся дети, в том числе и я.
Приходя на урок, могу уверенно сказать, что я и мои одноклассники мечтаем, чтобы нас понимали. Под пониманием я подразумеваю умение услышать. Как правило, а может даже вопреки нему, бывает так, что наши точки зрения отличаются друг от друга. Было бы здорово, если бы каждый умел выслушать, понять, а затем уже оспаривать, а не категорически отрицать мнение другого. Это очень тяжело. Много идей, много мыслей, хочется перебить собеседника. Сама ловлю себя на том, что перебиваю, плохо слушаю, значит, не понимаю. И тогда я вспоминаю замечательную басню «Лебедь, Рак и Щука». Она рассказывает, как животные собрались везти поклажу. Каждый из них был уверен в своей правоте и не желал прислушаться к мнению других. В таком поведении автор высмеивает одну из сторон глупости, когда без согласия нельзя достичь хороших результатов. А каждый из героев тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места. И если мы не научимся прислушиваться к мнению друг друга, то, как Лебедь, Рак и Щука, никогда не станем лояльными и справедливыми.
С помощью басен Крылова можно найти ответ на вопрос: как вести себя в нашем огромном и сложном мире. И даже узнать, как правильно строить отношения с другими людьми, избегая при этом глупых ситуаций. Например, в басне «Ворона и Лисица» Иван Андреевич даёт нам возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать её.
Однажды я сама на себе испытала силу лести. На перемене мальчик Артём, сидевший на соседней парте, начал делать мне комплименты. Дождаться от шестиклассника в адрес его одноклассницы добрых и красивых слов, вы согласитесь со мной, практически невозможно, поэтому и для меня это стало полной неожиданностью. Я так заслушалась, когда Артём сказал, что именно сегодня выгляжу «классно и клево», у меня «потрясная причёска» и «прикольный браслет», что не заметила, как пообещала дать списать задачу на начинающейся контрольной работе! Да уж, недаром, Иван Андреевич утверждал, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, и очень опасна. Она «…гнусна, вредна», – говорит автор.
Добросовестно готовиться к любой, даже самой сложной контрольной работе, нам помогают учебники. Глядя на них можно понять, как ученик ценит знания, содержащиеся там. Старательные ребята даже неновые, потёртые учебники оборачивают в обложку, не рисуют на страницах. А учебник в благодарность открывает им свои тайны, помогает учиться и получать хорошие оценки. Некоторые же школьники забывают его дома в шкафу, и он лежит там долгое время. Если они и достают учебник на свет, то даже не читают, а просто листают, рассматривая картинки. А учебник должен быть полезным. Бывает ещё хуже. Ученик берёт его жирными или грязными руками, а иногда рисует в учебнике человечков, самолеты, танки, не зная как иначе им воспользоваться. Напоминает мне такой ученик главную героиню басни Крылова «Мартышка и Очки».
В басне под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен человек, который глупо отвергает все полезное, потому что не умеет им пользоваться. А ведь изучая новое и интересное, человек становится зорким и дальновидным, как это происходит благодаря очкам и учебникам:
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее ещё и гонит.
Многие строки из басен Крылова легко запоминаются и входят в обыденную речь людей как пословицы: «А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает, да ест» («Кот и Повар»). Они звучат как наставление или суждение, предостерегающее человека от попадания в глупое положение.
Как-то раз, я взяла из дома в школу несколько пирожков, которые мне накануне приготовила бабушка. Достав на перемене один, я не успела его даже откусить, как самый хулиганистый мальчик нашего класса Глеб отобрал у меня бабушкин гостинец. Один положил в рот, а остальные пирожки стал раздавать своим друзьям. Я бросилась за Глебом, забыв о страхе и представив мою бабушку, которая простояла целый день на кухне. Сколько труда и любви она вложила в эти пирожки, готовя для меня! Я просила вернуть, пыталась объяснить, потому что слабее и в драке ни за что бы не одолела его, но он не слушал, наслаждаясь бабушкиными вкусностями. Вот и в басне «Волк и Ягненок» вся суть объясняется сразу первой фразой: «У сильного всегда бессильный виноват». А заканчивается тоже словами, очень красноречивыми в данной ситуации и популярными в речи людей: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Иногда глупость людей проявляется в излишней самоуверенности. В басне «Орел и Крот» Крылов рассказывает нам, о том, что царь птиц не захотел прислушиваться к скромному голосу Крота и за это поплатился жизнью Орлицы и детей:
Орел с Орлицею вдвоем...
…И, выбравши ветвистый дуб, высокой,
Гнездо в его вершине стали вить…
…Крот… взял смелость доложить,
Что этот дуб для их жилища не годится…
Но кстати ли Орлу принять совет из норки...
Однажды… Орел… к семье своей
С богатым завтраком с охоты торопился,
Он видит, дуб его свалился,
И подавило им Орлицу и детей...
Как правило, стараясь слушать внимательно учителей на уроке, мы забываем об их наставлениях о поведении на перемене и, как Орел, попадаем в сложные ситуации. Как только звенит звонок с урока, и распахиваются двери, волна рвущихся на свободу мальчишек и девчонок сносит и сминает всё на своём пути. И, несмотря на то, что учителя вслед напоминают нам об осторожности и вежливости, уже есть первые жертвы. Денису из 6 «Б» кто-то сделал подножку, и он заскользил по коридору, сбивая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подкошенные, школьники, и Денис останавливается. Но что делается у столовой! Жаждущая и голодная толпа школьников пытается пробить затор перед прилавком с пирожками. Не видно лиц. В воздухе машут только руки, размахивающие десятирублёвыми купюрами. Из классов вслед за учениками спешат предотвратить опасную ситуацию учителя. Зоя Анатольевна, учитель биологии, бросилась разгребать завал, а Светлана Валентиновна, учитель истории, дежурящая в столовой, объясняет школьникам, что пирожки не закончатся через минуту и все смогут их купить по очереди. Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. А взъерошенный Давыдов из 6 «В» пытается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Напрасно уже в пятый раз учитель музыки Марина Анатольевна пытается рассказать ему, как важно проветривать на перемене помещение. Лишь только резкий звук звонка на урок заставил его вздрогнуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. Внимая рассказу учителя, ученики подсчитывают раны за закрытыми дверями. И так до следующей перемены.
Теперь у нас урок русского языка. Учительница Ольга Викторовна, проверяя наши тетради, обращается к Фёдору:
– Как неопрятно ты пишешь! Да ещё неграмотно! В чем дело?
– Я не виноват, – пробормотал он, – это у меня ручка плохая. Она грязно пишет...
– И неграмотно! – добавила учительница.
В этот момент ручка сломалась, и её осколки разлетелись по классу. Мы все, конечно, рассмеялись! Но как же напоминает эта история героев басни «Свинья под дубом». В ней И.А. Крылов выставляет напоказ невежество. Он осуждает глупость человека, неспособного проанализировать события, происходящие в его жизни и даже полное нежелание вообще что-либо объяснять.
Свинья в басне выступает ленивым и глупым персонажем, не способным видеть дальше своего носа. Ворон — наивный персонаж, пытающийся открыть свинье глаза. Свинья слушает его, но не слышит. Дуб – всего лишь растение. Его существование свинье глубоко безразлично. Но как раз дуб становится тем, кто объясняет ей истину.
Людей без недостатков не бывает и сейчас. Как в былые времена, ум соседствует с глупостью. Не ушли в прошлое труженик Муравей и несерьезная Стрекоза, неискренний Петух и Кукушка. Басни Крылова жизненны и сегодня. Я уверена, что многие люди, прочитав произведения этого замечательного баснописца ещё в школе, смогли увидеть свои недостатки со стороны. И это был первый шаг к их исправлению.
Как нарисовать китайскую розу
Машенька - ветреные косы
О чем поет Шотландская волынка?
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Флейта и Ветер