Поднятая тема сходства и различия женских образов важна для изучения творчества Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева и Н.А.Некрасова и важна для понимания их влияния на русскую культуру и литературу конца XIX - начала XX вв. Она также важна и для дальнейшей разработки проблемы художественного восприятия женских образов. Каждый из рассматриваемых мною авторов, независимо друг от друга, создаёт неповторимый или рассматривает реальный облик лирической героини, выражая в созданных произведениях свое понимание женской души. Кроме того, при оценке того или иного художественного образа важно учитывать специфику творчества писателя. Поэтому так многообразны и подчас противоречивы трактовки и интерпретации одного и того же женского образа у Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
Образы женщин в разные эпохи воспринимались неоднозначно. Во времена А.С. Пушкина она была представлена как робкая чувствительная натура, воспитанная на французских романах. Но время меланхоличных барышень прошло, и писатели конца XIXначала XXвека обращаются к народным женским образом. Теперь мы видим героиню простую, близкую народу, но в разных амплуа: с одной стороны, это сильная волевая натура, способная сделать шаг против общественного мнения, готовая к самопожертвованию, с другой стороны, это нерешительная, мнительная личность. У Ф.И Тютчева лирическая героиня величественна и зачастую возвышенна над главным героем; у Н.А. Некрасова- несчастна из –за трагической судьбы; у Ф.М. Достоевского- полна чувств, внутренних противоборств, нравственных качеств.
Ознакомившись с особенностями изображения женских образов в любовной лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова и в некоторых произведениях Ф.М Достоевского, можно прийти к выводу: женщина, в творчестве авторов - необыкновенная, возвышенная и, как бы это ни звучало, мужественная натура. Источником для создания новых образов послужили реальные отношения с женщинами. Писатели внесли бесценный вклад в дальнейшее развитие литературы, заинтересовали своим творчеством последователей.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_aleksandrovoy.docx | 54.56 КБ |
Исследовательская работа на тему:
«Героини произведений Н.А Некрасова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, их сходство и различие»
Автор:
Александрова Анастасия,
ученица 10 а класса
МОБУ гимназии №6 г.Сочи
Руководитель работы: Кожарова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
г.Сочи 2011 г.
Содержание:
I. Вступление.
II. Основное содержание.
1.3 Циклы стихотворений Ф.И.Тютчева и Н.А. Некрасова, посвящённые женщинам.
2.1 Особенности женских образов в лирике Н.А.Некрасова.
2.2 Сопоставление героинь произведений Ф.М Достоевского и Н.А.Некрасова.
3.1 Главные отличия в изображении героинь Ф.М Достоевского от Н.А. Некрасова и Ф.И.Тютчева;
3.2 Микротемы произведений Ф.М Достоевского.
III. Вывод.
VI. Список использованных источников.
Актуальность:
Поднятая тема важна для изучения влияния творчества Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева и Н.А.Некрасова на русскую культуру и литературу конца XIX - начала XX вв. Она также важна и для дальнейшей разработки проблемы художественного восприятия. Каждый из рассматриваемых мною авторов, независимо друг от друга, создаёт неповторимый или рассматривает реальный облик лирической героини, выражая в созданных произведениях свое понимание женской души. Кроме того, при оценке того или иного художественного образа важно учитывать специфику творчества писателя. Поэтому так многообразны и подчас противоречивы трактовки и интерпретации одного и того же женского образа у Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
Цели и задачи работы:
Целью моей работы было:
2. Проследить, воспринимают ли они женщину как личность в современном обществе.
3.Выяснить, почему автор наделяет свою героиню теми или иными чертами и связано ли это с моментами его личной жизни.
4.Рассказать, как каждый из авторов рассматриваемых мною произведений раскрывает женскую натуру.
Гипотеза:
В исследовательской работе я хочу доказать , что женские образы у Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского схожи между собой и в какой-то мере связаны, но при этом каждый из рассматриваемых мною авторов усложнял характер главных героинь, в зависимости от того, как эпоха , в которой они жили, отражалась на их характерах, действиях, поступках.
Методика исследования:
Мною рассмотрены произведения Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова ( «Тройка», «Я очи знал…», «Еду ли ночью..», «Преступление и наказание», «Идиот» и др.), в которых выделяется тот или иной образ женщины; обработаны письменные материалы, биографические данные и Интернет-ресурсы. При выполнении работы я пользовалась следующими методами: теоретическими, дедуктивными и индуктивными.
Вступление.
Образы женщин в разные эпохи воспринимались неоднозначно. Во времена А.С. Пушкина она была представлена как робкая и чувствительная натура, воспитанная на французских романах. Но время меланхоличных барышень прошло, и писатели конца XIX начала XX века обращаются к народным женским образам. Теперь мы видим героиню простую, близкую народу, но в разных амплуа: с одной стороны, это сильная волевая натура, способная сделать шаг против общественного мнения, готовая к самопожертвованию, с другой стороны, это нерешительная, мнительная личность. У Ф.И Тютчева лирическая героиня величественна и зачастую возвышена над главным героем; у Н.А. Некрасова - несчастна из –за трагической судьбы; у Ф.М. Достоевского- полна чувств и внутренних противоречий.
Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов.
Ф.И. Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных…[1] В стихах Ф.И.Тютчев пытался «высказать сердце», им он доверял свое самое сокровенное, задушевное, тайное. Стихи выливались из души, когда она переполнялась через край.
В поэзии Ф.И. Тютчева образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в стихах была побочной и второстепенной до 50-х годов прошлого века. После этого периода в лирику поэта входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Он одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир.
У Ф.И. Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. Он продолжает традицию Н.А.Некрасова и также создает автобиографичный цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Ф.И.Тютчев и Е.Денисьевой.
Будучи женатым, в 1849 году Ф.И.Тютчев познакомился с Е.Денисьевой и влюбился в нее. Он не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Е.Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее. Тяжелее были переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Ф.И. Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной.
Ф.И. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит его, так как страдает больше, чем он. Ф.И.Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле.
Его предшественник Н.А. Некрасов, создал, как уже известно, автобиографичный цикл лирических произведений. Данный цикл включает стихотворения, обращенные к А. Я. Панаевой («Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»), в которых поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания, делится собственными противоречиями и сомнениями, подвергая свои чувства тщательному анализу. Именно «панаевский цикл» Н.А.Некрасова часто сравнивают с «денисьевским» циклом Ф.И.Тютчева. Удивительно, что эти великие поэты, независимо друг от друга,создавали полные чувств, любовные стихотворения. И ,тем не менее, каждый "лирический цикл" уникален.
Любовную лирику Н.А.Некрасова отличает сюжет и конкретность, которых раньше в любовной поэзии не наблюдалось. Героиня стихотворения ненавязчиво входит в повествование со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В лирическом цикле Н.А.Некрасов создает новый, самоотверженный характер. Можно заметить, что многие произведения любовной лирики закачиваются загадочным знаком препинания - многоточием, а значит, ситуация еще не разрешена, не окончена и должно следовать продолжение. Высокий взлет человечности - в драматическом диалоге стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю…». Таким женщинам не нужно богатство и знать, им нужно простое семейное счастье, ради которого они и идут на подвиги и готовы смириться с неприятностями. Как раз в этом произведении прослеживается образ мудрой, выносливой, решительной, способной всегда прийти на помощь своему другу женщины. Несколько иное изображение любимой у Ф.И. Тютчева.
В своих лирических стихотворениях Ф.И. Тютчев выражает эмоции и личные переживания, свои или возлюбленной, не подвергая их анализу. Для Ф.И.Тютчева любовь - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях выражены такие чувства, как страдания и муки, а это значит, что любовь - отнюдь не счастье. Поэзия Ф. И. Тютчева отличается тонким психологизмом.
Стихотворение «Я встретил вас — и все былое...» — стало одним из красивейших романсов. Для любовной лирики поэта характерна страстность, чувство в ней тесно соседствует с картинами природы. Героиня любовной лирики поэта — средоточие всего лучшего, светлого. Тютчев поэтизирует женщину, идеализирует ее образ. Примером служит стихотворение Федора Ивановича «Я очи знал, - о, эти очи!», в нем важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир любимой женщины. Ее портрет является отражением духовных переживаний:
Дышал он (взор) грустный, углубленный,
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, а образ самой девушки создается из « непостижимого взора», передающий чувства лирического героя.
“Я всегда гнушался этими мнимопоэтическими профанациями внутреннего чувства, этою постыдною выставкою напоказ своих язв сердечных”, — писал Ф.И.Тютчев в письме А.И. Георгиевскому 13 декабря 1864 года[2]. И важно помнить, что письмо это написано через пять месяцев после смерти Е.А. Денисьевой, в чрезвычайно тяжёлое для поэта время, значение этого признания не следует недооценивать. Любовь у Ф.И.Тютчева всегда трагедия, всегда чревата потерей, разлукой — при этом следует заметить, что у него, быть может единственного, нет трагедии неразделённой любви. Любовь испепелила жизнь героини стихотворения «1-ое декабря 1837"
Принято говорить о “денисьевском цикле” любовной лирики Ф.И.Тютчева, но при этом мы должны отчётливо понимать, что сам поэт ни о каком “цикле” не помышлял и само это выражение принадлежит позднейшим исследователям.
Особенности женских образов в лирике Н.А.Некрасова
Среди ярких имен великих писателей и поэтов имя Н.А.Некрасова не теряет своего блеска, поскольку когда его слышишь, сразу представляешь безграничные русские просторы, обыденную, но полную неожиданностей жизнь крестьян и необыкновенных, стойких физически и духовно, русских женщин. Некрасов был разносторонним поэтом, поэтому в своих произведениях затрагивал самые различные темы: тему родины, поэта, народа и толпы, любви.
Вот как раз тема любви в "исполнении" Н.А.Некрасова отличалась неким новаторством: отношения между любящими в его лирике стали более сложными, поскольку между ними появились размолвки, ссоры, непонимание друг друга, что омрачает их нежное чувство. Теперь женщины - сильные, решительные и уравновешенные, а их спутники подвержены сомнениям и слабости.
Творчество Н.А.Некрасова проникнуто особым, полным восхищения, отношением к женщине. В его стихотворениях появился образ независимой и своенравной героини. (“Я не люблю иронии твоей...”). Однако восхищается автор отнюдь не только красотой и способностями русских девушек, а их умением выжить и сохранить в себе всю нежность и доброту в суровых условиях, предначертанных нелегкой женской судьбой.
В поэме "Мороз, Красный Нос" рассказывается о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя мужскую работу и от этого погибает. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением перед ее ловкостью и силой в работе. Дарья – героический образ русской крестьянки, который "впитал" лучшие черты национального характера. Внешняя привлекательность, красота этой простой крестьянской женщины сочетается с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью. Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Высокие моральные качества раскрыты в предсмертном сне Дарьи. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", «молодая вдова». Поэт неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому…
Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. В беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей.
Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: крепостной и семейный. Героиня любовной лирики Н.А.Некрасова погружена в житейскую действительность, наделена милыми чертами, но роковая судьба и суровые условия жизни героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле.
Сопоставление героинь произведений Ф.М Достоевского и Н.А. Некрасова.
Рассмотрим стихотворение “В дороге”. Содержание – простой рассказ ямщика о семейной трагедии. Его жена, крепостная девушка Груша, получила воспитание в барском доме. Она не приучена к тем нечеловеческим лишениям, к тому каторжному труду, что были уделом крестьянки. Внезапно по капризам молодого барина Груша была изгнана из господского дома и выдана замуж за крепостного мужика.
Женские образы стихотворения напоминают нам о нелегкой судьбе Катерины Ивановны из романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, горьким пьяницей, человеком, находящимся на последней стадии духовного падения. Рядом с ним находится его жена. Она отдает последние силы, чтобы хоть как-то содержать семью, она не бросает своего нерадивого мужа, хотя знает, что он дни свои проводит в кабаках, пропивая её вещи. Когда автор описывает быт этой семьи, читатель удивляется огромному количеству несчастий, выпавших на долю бедной, в обоих смыслах этого слова, Мармеладовой. Вообще Катерина Ивановна попала в низшие слои из дворянского общества, и ей трудно смириться с несправедливостью судьбы, поскольку женщине есть с чем сравнивать. Достоевский показывает отчаянность и безвыходность ситуации у женщины, т.к. ей тоже была предначертана несчастная жизнь. Она вышла замуж за любимого человека, но он "в картишки пустился", тогда образованная и воспитанная Катерина Ивановна пошла за Мармеладова, "плача и рыдая, и руки ломая". От ужаса, происходящего вокруг нее, женщина может спрятаться лишь в воспоминаниях. Для нее характерен жизненный тупик. Внешне Катерина Ивановна выглядит очень плохо : ужасно похудевшая, с высохшим чахоточным лицом и красными пятнами на щеках, иссохшими, запекшимися кровью губами, глазами с лихорадочным блеском и хриплым голосом. Она больна, "искривлена болью" и порой похожа на сумасшедшую, но тем не менее, в ней сохраняется человеческая душа и чувство собственного достоинства, которое она всеми силами пытается защитить.
Известно, что в «Тройке» Н.А.Некрасов впервые изобразил общую картину крестьянской женской судьбы и сам народный образ женщины. В произведении, в котором поэт рассказывает об очаровательной крестьянке, которая мечтает о светлом будущем, поэтому заглядывается на мчащуюся мимо нее тройку и корнет, который несется к другой. Милой девушке суждено выйти за "неряху мужика" и жить, подвергаясь избиениям и гнету. Отчего вся ее пленительная красота "угаснет". Это свидетельствует о тонкой чувствительности автора, его понимания простых россиянок. Стихотворение «Тройка» похоже на народную песню, однако все романтические элементы принадлежат одному голосу автора. Поэтика приведенных нами строк стихотворения – это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его вступления в литературу: с одной стороны, патетическое – «Взгляд один чернобровой дикарки, полный чар, зажигающих кровь»; с другой – почти «галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».
Романтическая литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию женских характеров и образов. Можно выделить два типа идеальной красавицы: восточная женщина с черными глазами ( которая представлена в «Тройке») и прекрасная христианка, голубоглазая и светловолосая. Несмотря на неоспоримое различие, оба облика являлись эталоном безусловной красоты и женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую неразрешимость романтического философского конфликта.
«Сквозь румянец щеки твоей смуглой …
…Вьется алая лента игриво, в волосах твоих черных, как ночь…
Из-под брови твоей полукруглой….
Взгляд один чернобровой дикарки, полный чар…»
Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой позднеромантической ориенталистике. (Ориентальный – восточный.)
Можно заметить, что героини Н.А.Некрасова стремятся к самой свободе выбора и к свободе души. В его произведениях часто присутствует образ свободы, но, к сожалению, он проносится мимо женщины, оставляя её далеко позади.
В стихотворении "Еду ли ночью" будто описывается реальная история из жизни автора. Удивительно подробно передан образ несчастной девушки, которая, похоже, смирилась с роковой судьбой. Бедная женщина не стерпела побоев мужа и сбежала от него с ребенком, который умер от холода. Она вместе с отцом ее ребенка тоже бы "глубоко и сладко заснули", если бы смелая девушка не собрала бы волю в кулак и не нашла ужин. Какую же силу духа нужно иметь женщине, чтобы не опустить руки и продолжать борьбу за жизнь! Неудивительно, что автор преклоняется перед ней, веря, что теперь в его душе проклятья "бесполезно замрут".
О стихотворении «Еду ли ночью…» Чернышевский писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта ». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, глубоким уважением к героине, которой присуще безудержное стремление к воле. Для творчества Н.А.Некрасова характерно сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к миру повседневности.
Поэт, в отличие от большинства своих предшественников отказывается от восторженных гимнов красоте. Взамен этому автор включает в свою поэзию описания повседневной жизни, быта, детали непростых ситуаций встречающихся на пути лирической героини. Вновь обращусь к стихотворению «Еду ли ночью по улице темной…», в котором показано свободное любовное чувство между мужчиной и женщиной. Поэт не осуждает влюбленных, он приветствует их смелость и восхищается тем, что они живут без оглядки на светские и церковные законы.
Изучая «панаевский цикл», можно задаться вопросом: «Что послужило источником вдохновения для Некрасова?» Это могли быть и реальные ситуации из жизни поэта, встречи и отношения с девушками (француженкой Селиной Лефрен, некая гувернантка, А. Я. Панаева ),но одно известно точно: многие стихотворения появились благодаря воспоминаниям автора о своей родной матери. Материнская любовь для Н.А.Некрасова олицетворяет все самое несомненное и человечное, первичное и безусловное. Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам, ведь сын так и не увидел мать перед ее смертью.
Н.А.Некрасов внес в русскую литературу определенные новшества, которые послужили "опорой" для развития творчества его последователей. Многие из мотивов и художественных особенностей некрасовской лирики продолжил замечательный русский лирик Александр Блок.
Подытоживая вышесказанное, хотелось отметить, что только в смерти обретает героиня покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Эти же черты прослеживаются в жизни Катерины Ивановны из романа Ф.М. Достоевского, которая работает вместо мужа и сама содержит детей и домашнее хозяйство.
Ф.М. Достоевский.
“Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”[3]. Действительно, образы героев произведений Ф.М. Достоевского будто бы составлены опытным психологом: уж слишком точно и подробно описаны и растолкованы мотивы поступков персонажей, раскрыто состояние человеческой души, своеобразие людской мысли, да и одежда на человеке отображает не только социальное положение, но и его внутреннее состояние. Все это является одним из отличий автора от других писателей.
Знакомясь с содержанием того или иного текста Ф.М. Достоевского, нельзя не обратить внимание на женский образ, зачастую оказывающий непосредственное влияние на развитие сюжета.
Обратимся к роману "Преступление и наказание". В романе, как и в произведениях Ф.Тютчева и А. Некрасова, прослеживается тема нелегкой судьбы и отчаяния простых женщин. Только Ф.М.Достоевский вдобавок ко всему представляет читательскому анализу образ героини, оказавшейся на дне общества и несущей жребий жертвы. В жизни Р. Раскольникова, главного героя, важную роль сыграло знакомство с удивительной девушкой Соней Мармеладовой.
Белокурая, с бледным худеньким лицом и кротким голоском - такой видели Сонечку прохожие люди. Хоть и была она довольно - таки религиозным человеком, однако, ради голодных ребятишек, пошла зарабатывать "бесчестным" путем деньги, которые тут же отдавала своей семье, привыкшей пользоваться ею. Соня переступила через себя, жертвуя собой ради других. Поэтому в грешнице видится святая. Не зря ж автор наделяет эту бедную девушку ангельскими чертами: белокурая, с голубыми глазами, выдающими в ней христианскую воительницу. Образ Сонечки оттенил русскую уникальность женской судьбы, поскольку немало реальных русских женщин разделило ссылку или каторгу с любимым человеком (девушка последовала за Раскольниковым в Сибирь). В романе есть и двойник Сони Мармеладовой - самоуверенная и грациозная Дуня, сестра Раскольникова. Она не находится в полной нищете и может позволить себе немного больше (в плане выбора), но она так же несчастна, поскольку семья в долгах, любимый брат далеко, отчего мать ее очень страдает. Прошлое Дунечки было ужасающим: она натерпелась много грубости и насмешек, под которыми скрывалась страсть одного мужчины, отчего она попала в неприятную ситуацию. Твердость характера девушки помогала переносить трудный период жизни и несмотря ни на что утешать и ободрять мать, называвшую свою дочь ангелом. " Ведь она хлеб черный будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт..."- восклицал Раскольников, узнав, что сестра дала согласие на предложение 45-летнего обеспеченного мужчины. Действительно, Ф.М. Достоевский описал Дунечку как девушку, с чувством собственного достоинства и сложившимися нравственными устоями, но за обожаемого человека, за брата, за мать, ради их счастья и благополучия она пойдет на брак по расчету. "Дунечка многое может снести". Авдотья Романовна не упоминает о Боге, однако ее отношение к преступлению Раскольникова совпадает с Сониным. После множества ненужных встреч, Дуня выходит замуж за Разумихина, по заву сердца.
Так же как у Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева, в произведениях Федора Михайловича заметна духовная и нравственная возвышенность героини, в сравнении с главным героем. У всех героинь есть выбор: покончить жизнь самоубийством или продолжать выживать, надеясь на благосклонность судьбы. Ф.М.Достоевский же дает героиням не просто вымышленные имена, а имена, которые отображают внутренний мир и нравственные позиции обладательниц. Так Софья, в переводе с греческого означает "мудрость". Такое имя придает дополнительную смысловую глубину образу героини: она мудра, поэтому терпит все невзгоды, поэтому не прекращает верить в Бога и в любовь к людям. Имя героини романа "Идиот" Анастасия, что означает "воскресшая".
Многие женщины Ф.М.Достоевского унижены, но и сами не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя и героиня “Белых ночей”, есть агрессивные и бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Ф.Достоевского нет — счастливых. Но нет и счастливых мужчин, нет счастливых семей. В произведениях Ф.М. Достоевского обнажена жизнь честных, добрых людей, которые должны преодолеть все трудности, встречающиеся на их пути.
В “Идиоте” расчетливой девушкой является Варя Иволгина. Однако внимание акцентируется на Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что-то общее, и в то же время они отличаются друг от друга. Мышкин считает, что Аглая хороша “чрезвычайно”, “почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое». Но лицо показывает только внешность, которая может быть схожа с другой внешностью, а вот характер у каждого свой. Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, но недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна — иная. Она так же неспокойна, но покорна судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина. Женщина ведет себя эксцентрично, кажется хуже, чем она есть на самом деле. Настасья Филипповна любить не способна, однако не бесчувственна. Говорит она лишь об “одном своем позоре”. Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно “мир перевернуть”. Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Одних она не достойна, а другие не достойны ее. Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным, под чьим ножом и погибает. «Мир погубил красоту».
Тема «инфернальная женщина в литературе» очень актуальна, ведь сегодняшние представительницы прекрасного пола мало изменились с доисторических времен. Наше общество наполнено такими женщинами и они повсюду. В толковом словаре значение слова инфернальный объясняется так: находящийся в аду, происходящий в аду, адский.. Одержимый бурными страстями, демонический. «Это тоже инфернальная душа и великого гнева женщина» (Достоевский)»
В русской литературе многие писатели вводят в свои произведения образ такой женщины, которая всегда чем-нибудь интересна. Часто они прибегают именно к образу инфернальных женщин, поскольку они притягивают мужские взгляды и внимание, с ними не соскучишься, они умны и оригинальны. Ф.М.Достоевский изобразил целую галерею таких героинь, наделив их чувственностью, бессердечностью и злостью. Эта женщина жестока и отчаянна, груба и жестока, черства и непредсказуема, но при всем этом у неё есть только два достоинства - это, безусловно, её красота и гордость.
Однако не всегда инфернальная женщина эгоистична, встречается тип женщины, которая сочетает в себе такие качества как сильная натура, умение любить, доверять и прощать, не скупиться на добрые поступки. Такая особа верит в Бога, и считает, что каждый человек заслуживает еще один шанс, чтобы исправиться самому и исправить свои ошибки и промахи.
Для примера, нужно вновь обратиться к образу Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны из романа "Идиот". Известно, каким способом Сонечка зарабатывала на жизнь себе и своей семье. Она оставалась доброй, но при этом казалась холодной и несколько дерзкой. Но вскоре, найдя свою любовь и преодолев всевозможные преграды и трудности, она совершенно изменилась, не потеряв при всем этом веры в Бога. Она не сломалась и осталась такой же сильной и красивой женщиной. Любовь придала ей сил, уверенности, подтолкнула на необыкновенные поступки, добавила смысла в ее жизнь, сделала ранимой только ля своего возлюбленного.
В Настасье Филипповне, пожалуй, гораздо ярче показана инфернальная черта, которая гармонирует с гордостью. Она несчастна, много страдала, никогда никого не любила, очень любила себя, была поразительно красива, хитра и умна. В её присутствии в обществе ни одна женщина не сияла так же ярко, ни была так величественна, ни одна не могла заставить молчать, только взглянув своим испепеляющим взглядом. Порой кажется, что гордость досталась ей от какой- то темной силы, т.к. ей чуждо чувство сострадания, и она уже не способна представить нам «образ чистой красоты». В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» . Из сюжета становится очевидным, что в судьбе Настасьи Филипповны действует «закон саморазрушения»; в её лице красота не спешит сочетаться с истиной и добром, хотя имеет все возможности для этого.
Творчество Ф. М. Достоевского занимает сегодня особое место в русской и мировой литературе: его наследие с равной интенсивностью изучается как в России, так и за рубежом. В русском литературоведении в настоящее время исследователи всё чаще рассматривают наследие отечественного классика в системе более широких связей с различными творческими методами, жанрами, художественным опытом и стилевыми исканиями всей предшествующей Достоевскому и позднейшей русской и мировой литературы - от древности до наших дней.
Вывод.
Ф.М. Достоевский открыл ряд новых глубоких женских образов, которых не доставало в стихотворениях Ф.И.Тютчева и которые не до конца раскрыты были в творчестве Н.А.Некрасова, отказавшегося воспевать только лишь красоту. К тому же Ф.М.Достоевский признавал необходимость свободы и равенства для женщин, но в то же время считал, что эмансипацию необходимо объяснить в терминах христианской любви к человечеству. Он утверждал, что те, кто пытается иначе решить в обществе «женский вопрос», ошибаются, поскольку делят неделимое, берут мужчину и женщину раздельно, тогда как это единый целокупный организм». По его мнению, женщина не должна стремиться походить на мужчину, а главный недостаток современной женщины как раз и есть «чрезвычайная зависимость её от некоторых собственно мужских идей, способность принимать их на слово и верить в них без контроля».
В своих произведениях Ф.М. Достоевский запечатлел разные стороны женской натуры: свободу чувства, неудовлетворённость жизнью, критическое отношение к себе и к своему избраннику, готовность к практическим действиям, стихийность и инстинктивность женской природы, покорность судьбе, в то время, как Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев отображали душевные переживания, основываясь на свой личный опыт.
Ознакомившись с особенностями изображения женских образов в любовной лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова и в некоторых произведениях Ф.М Достоевского, можно прийти к выводу: женщина, в творчестве авторов - необыкновенная, возвышенная и, как бы это ни звучало, мужественная натура. Источником для создания новых образов послужили реальные отношения с женщинами. Писатели внесли бесценный вклад в дальнейшее развитие литературы, заинтересовали своим творчеством последователей.
Список использованных источников.
[1] Русская литература. XIX век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2001.
[2] Тютчев. 2. С. 200.
[3] Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского. СПб., 1883, с. 373 (вторая пагинация).
Как нарисовать небо акварелью
Муравьиная кухня
Цветение вишни в лунную ночь
Лягушка-путешественница
Разноцветное дерево