Интервью с В.И. Пырковым, моим дедушкой. Беседа о военном детстве, ярких впечатлениях; о роли семьи в формировании личности Пыркова, о семейных традициях, ценностях, унаследованных моим дедом; о судьбе, творческой биографии поэта, его жизненных принципах.
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu_s_poetom.doc | 83.5 КБ |
Областной конкурс начинающих журналистов
«Новый взгляд»
(2010)
Номинация
«Интервью»
Название работы:
«Какими они выросли, дети, пережившие войну?»
(Интервью с поэтом В.И. Пырковым)
Работа Меньшиковой Алёны Александровны,
ученицы 10 Б класса
МОУ Вешкаймской СОШ № 2
имени Б.П. Зиновьева
Вешкаймского района
Ульяновской области
Адрес школы: 433100
Ульяновская область, р.п. Вешкайма,
ул. Труда ,6а
Домашний адрес: р.п. Вешкайма,
ул. 2-я Садовая, 3-2
Руководитель работы: Кузьмина Татьяна Ивановна,
учительница русского языка и литературы
2010
1
Какими они выросли, дети, пережившие войну?
(Интервью с поэтом В.И. Пырковым)
Война и детство. Два эти слова рядом –чудовищно, противоестественно!
22 июня 1941.Война…Как страшное проклятье, она встала поперёк человеческих жизней, словно разорвав мир на две половины, на одной из которых – радость, жизнь, счастье, на другой – боль, смерть.
Мы, подростки начала 21 века, только читаем и слышим о Великой Отечественной войне. Больно и страшно.
Может, не надо читать и слушать об этом? Надо. Чтобы не черствели наши души, чтобы мы учились отзываться на чужую боль, разделять её, сострадать, чтобы мы понимали, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу, какой великий подвиг милосердия он совершил.
Какими они выросли, дети, выжившие в войну, пережившие войну?
Я обязана рассказать о своём дедушке, В.И. Пыркове, взять интервью.
Это важно для меня, о нём должны знать мои ровесники.
В преддверии 65 – летия Великой Победы я встретилась с поэтом В.И. Пырковым, членом Союза писателей с 1971 года, автором сборников стихов «Алый снег» (1966) , «Колокола под снегом: Рассказы. Стихи» (1970), «Свет берез: Стихи» (1976), « Материнская речь: Стихи» (1980) , «Лилии с ближних озер: Рассказы» (1982). Несколько лет В. И. Пырков возглавлял Ульяновскую областную писательскую орга низацию. После
2
переезда в г. Саратов работал в журнале «Волга» заведующим отделом поэзии.
Ныне В.И. Пырков проживает в Саратове.
Многое связывает поэта с нашим краем. Родился в 1935 году в городе Ульяновске. В окна дома, где он жил, все время смотрела Волга с ее необъятными поймами, блиставшими неисчислимыми звездами озер.
Я в роли журналиста.
- Владимир Иванович, что Вам больше всего запомнилось из детства?
- 6 лет мне было, когда началась Великая Отечественная война.
Помню, что на улице, где я жил, стоял «красный» дом с чёрным громкоговорителем. Из него тогда я и услышал о начале войны.
(Я была на Венце, пыталась найти дом, где в детстве жил мой дедушка.
Его уже нет). Незаметно научился читать. Читал вслух каждую сводку Информбюро. Слушатели были всегда.
Помню постоянное чувство голода. До сих пор самая любимая еда – картошка в мундире. Это одно из главных блюд моего детства.
Щедрая ульяновская земля приютила детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Дом поэта Языкова стал для них родным домом. А ещё помню, как городские ребятишки отдавали детдомовцам ломтики хлеба с несколькими сладкими кристалликами – школьный завтрак. А лицо одного ленинградского мальчика, похожего от голода и горя на сморщенного старичка, никогда не забыть мне.
- А помните ли Вы долгожданный день Победы?
- Конечно, помню. Об этом сообщил всё тот же громкоговоритель. Но только теперь он был обвит майским розовым вьюнком. Помню, все ликовали, обнимали друг друга. А один раненый с костылём, никого не стыдясь, упал и обнимал землю. Помню салют на площади у памятника Ленину – незабываемое зрелище! Салют моего детства.
3
- Как складывалась Ваша жизнь после войны?
- Очень любил учиться, читать. С русской литературой познакомился по школьным учебникам, которые принадлежали раньше старшей сестре и старшему брату.
После семилетки поступил в радиотехникум и окончил его с отличием. Был послан работать в Московский физический институт имени
Лебедева, а оттуда - в научную экспедицию филиала Академии наук СССР, которая была развернута в Крыму. Затем служил три года в рядах Советской Армии.
Вернувшись в родной Ульяновск, поступил учиться в педагогический институт. В студенческие годы приобщился к журналистской работе, что и определило мою дальнейшую судьбу.
- Владимир Иванович, известно, что на формирование личности человека влияют родные, близкие люди, семья. О ком Вы сохранили благодарную память? Кто был примером для Вас?
- Мой отец, Иван Георгиевич. В 1918 он сражался с белогвардейцами в составе Железной Дивизии Гая. Похоронен в братской могиле на Венце.
Моя мать, Екатерина Алексеевна Кабанова. В годы гражданской войны работала машинисткой у Гимова. Она прекрасно рисовала и в молодости продавала картины на Голубковском бульваре. (Эту удивительную женщину с ясными, добрыми глазами я видела только на фотографии).
В семье сильные педагогические традиции. Дядя матери, Андрей Сергеевич Кабанов, учился на учительских курсах, организованных И.Н. Ульяновым, впоследствии готовил его детей, в том числе и Володю Ульянова, к поступлению в гимназию. В 1887 году он поставил подпись в аттестате Владимира Ульянова. Позднее, когда я учился в школе № 1, был я удостоен чести сидеть за той партой, за которой когда-то сидел В.И. Ульянов (Ленин).
4
Как мама, я тоже люблю рисовать. Больше с натуры акварелью. В основном шиповник, подмаринник, таволгу, июньские рассветы и июльские обильные росы, старые озёра и речные заводи. Да и в стихах о том же:
О, как синева перекатов легка!
Под майской лазурью несясь быстротечно,
Красна будь бурливостью жизни, река,
И - вечна!
- Владимир Иванович, а есть произведение, которое Вы считаете главным в своей жизни?
- Думаю, это поэма «Дом на Венце». В ней я нарисовал образ учительницы военных лет:
Там девушка в защитной гимнастёрке,
Остриженную голову склоня,
Как и других, жалеючи меня,
Помедлив, выставляет мне пятёрки.
Ещё едва ль оправясь от раненья,
Читает нам из Пушкина она,
Как горница из его стихотворенья
Янтарным блеском вся озарена.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Над поэмой «Спуск Железной Дивизии». Пишу стихи.
- Спасибо. Творческих успехов Вам, здоровья.
Это человек с необычайно чистой душой. На его долю выпало голодное военное детство. Но никакие страдания не сломили его. Он сумел остаться человеком, достойным, скромным, трудолюбивым. Даже став известным поэтом, он очень критично оценивает свою жизнь.
«Только теперь понимаю, - говорит он, насколько стремительно летит время. Его не остановить. Но уплотнить можно. Каждодневной
5
задачей. Выполнением этих творческих задач. Оглядываюсь: выпущено
мной несколько книг стихов и прозы, написаны десятки статей, очерков. И подступает неудовлетворенность самим собой. Мог больше. Мог лучше. Под знаком этой неудовлетворенности и собираюсь жить».
Вот судьба моего дедушки, выстоявшего в горькую годину войны, сохранившего светлую душу, полного творческих сил.
Рисуем лошадь акварелью
Рукавичка
Любили тебя без особых причин...
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем подснежники гуашью