Вложение | Размер |
---|---|
suslin_3.docx | 42.59 КБ |
suslin.pptx | 2.12 МБ |
XV РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ Жанровое своеобразие произведенийДмитрия Юрьевича Суслина
Автор: Сергеева Анастасия Владимировна ученица 6 Б класса МБОУ «СОШ»53» г.Чебоксары Руководитель: Моисеева Ирина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ»53» г.Чебоксары
Новочебоксарск 2012
|
Содержание
Введение
I,Жизнь и творчество Дмитрия Юрьевича Суслина
II.Фантастический мир детства
III.Особенность рассказов о школе
IV. Этнографическая сказка «Юрапи»
Заключение
Использованная литература
Приложение
Кто любит книгу, тот никогда не будет ощущать недостатка в преданном друге, спасительном советнике, веселом товарище, действительном утешителе. Читая и размышляя, человек может невинно развлечь себя и приятно провести свой досуг во всякое время и при всех случайностях судьбы…
Барроу И.
Чего же я, современный подросток, хочу? Если бы можно было как в сказке исполнить три любых желания! Тогда бы загадала, чтобы мои родители жили вечно, а потом я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Хочу подражать настоящим героям художественных произведений, мне не интересны серые будни и негероические личности. Но если совсем коротко, то хочется понимания со стороны взрослых и своих ровесников. Но часто возникают вопросы: с кого брать пример, кому подражать, на чьих ошибках учиться?
Цели и задачи
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное сердцу общение с книгой, а другие – нет. А так хочется, чтобы чтение стало потребностью, доставляло удовольствие. Ведь не зря А.С.Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная». Но самое главное заключается в том, что именно читать, книгу какого рода сделать для себя настольной. Каждый сам определяет свой круг чтения, как и круг друзей, определяет собственную «золотую полку».
И поэтому я была очень рада, когда в руки взяла книжку чебоксарского писателя Дмитрия Юрьевича Суслина «Валентинка». С большим интересом прочитала все рассказы о современных городских подростках. Временами мне казалось, что приключения происходят со мной и моими знакомыми. Складывалось ощущение, что Суслин «пишет» своих героев с каких-то реальных людей. Герои отличаются некой «современностью». А как создается этот эффект, что лежит в создание образа – на эти вопросы очень хотелось найти ответы.
Из возникшей проблемы зародились цели этого исследования: определить жанровое своеобразие произведений Дмитрия Суслина. Достижению этой цели способствуют решение ряда задач:
Первым делом мы побывали в разных детских библиотеках. Оказалось, в нашей школьной библиотеке и центре семейного чтения имени Шумилова есть только аудиокассеты с произведениями Суслина. Нашли его книги лишь в республиканской детско-юношеской библиотеке. Мы узнали здесь о том, что старшеклассники с удовольствием читают фантастические повести Суслина, а детям чуть помладше нравятся рассказы из сборника «Валентинка».
Актуальность
Находка! Это впечатление возникло у меня после знакомства с книгами Дмитрия Суслина. В его книгах есть все, что нравится детям: волшебство, головокружительные приключения и сражения не на жизнь, а на смерть, но есть и нечто более важное: дружба, верность, умение сопереживать, милосердие и, конечно, любовь, как светлое чувство настоящих людей. Книги Дмитрия Суслина удивительно универсальны и, на мой взгляд, одинаково подходят и мальчикам и девочкам. Приятно осознавать, что писатель живет и работает в Чебоксарах, и он, как наш земляк и как школьный учитель, прекрасно разбирается в проблемах чебоксарского подростка.
Дмитрий Юрьевич Суслин родился в 1970 г. Живет в Чебоксарах. Окончил исторический факультет Чувашского университета. В настоящее время работает в чебоксарском лицее №2. Учитель высшей категории, лауреат республиканского конкурса «Учитель года». Литературным творчеством начал заниматься еще в школьные годы, а после окончания университета стал писать профессионально. В 1994 году была опубликована его первая повесть «В ночь полной луны». С 1996 года сотрудничает с московским издательством «Армада» — «АЛЬФА-КНИГА». Произведения писателя переводятся на языки народов России. В Чувашском книжном издательстве вышли две книги в переводе на чувашский язык «Юрапи» и «Димка ашшене шырать» (Димка ищет папу).
Произведения Суслина часто участвуют в разных конкурсах:
— 02.09.2004 года подведены итоги читательского конкурса "Лучший детский писатель России". Первое место занял писатель Дмитрий Суслин. Он получил 484 читательских голоса из 853. (Газета "Школьники Постарше" №31.)
— 10 апреля 2006 года Интернет-проект "Писатель Дмитрий Суслин" стал лауреатом III-его международного конкурса некоммерческих сайтов. Конкурс проводится "Союзом Веб-мастеров России". В нем принимали участие две тысячи сайтов из сорока стран мира.
— 16 сентября 2007 года в Чувашии опубликован список из десяти самых популярных детских книг. Список создан республиканской сетью библиотек. Четвертое место в этом списке после книг о Гарри Поттере, Толкиенского "Хоббита", заняла повесть Дмитрия Суслина "Хоббит и Саруман".
- В 2010 году стал одним из победителей конкурса «Сказки Андерсена на новый лад», объявленного «Комсомольской правдой», посольствами в Москве королевства Дании и Великобритании. Учитель истории из Чебоксар задействовал в своей сказке «Пропавшая горошина» и Принцессу на горошине, и Снежную Королеву, и Огниво.
-22.04.2011 год. Подведены итоги ежегодного республиканского конкурса "Литературная Чувашия: самая читаемая книга 2009 года". В номинации "Лучшая детская книга" для среднего и старшего школьного возраста названа книга Дмитрия Суслина "Димка ашшене шырать" (Димка ищет папу).
Вот что пишет автор о себе в книге «Генерал Крузо: « Родился я в Норильске в 1970 году, но сейчас живу в городе Чебоксары, что стоит на берегу Волги. Из окна квартиры я каждый день смотрю на воды великой русской рек. Прежде чем стать писателем, кем только не был.
Ходил в археологические экспедиции. Раскапывал затерянные языческие кладбища и древние курганы. Вообще бродячая жизнь мне была по душе. Гитару и рюкзак за плечо - и вперед. Однажды ночевал под открытым небом во время грозы. Кругом бушевала стихия, гремел гром, с неба сыпались молнии, а я лежал под деревом и пел песни. Совершенно один. Только мир и я. А еще я был вожатым в детском лагере, солистом рок-группы, которая исполняла хэви-мэттл, играл на классической гитаре Баха и Чайковского. Однажды даже работал карусельщиком в Луна-парке, но хозяин меня выгнал, потому что я катал детей и стариков бесплатно. Работал учителем истории в школе. Потом стал книжным торговцем и объездил чуть не полстраны. Наконец мне надоело продавать чужие книги, и я стал писать свои. Женился- остепенился. И теперь вся моя жизнь проходит за письменным столом».
Не так-то просто быть писателем. Но, тем не менее, Дмитрий Юрьевич уже не представляет себе дня, проведенного без любимого занятия, которое, по его словам, стало для него уже всем. Если ты не будешь дышать, ты не будешь жить. Вот так и здесь: «Мои произведения - это моя жизнь!» А началось все с раннего детства. В 7 лет он уже написал историю про гнома, а в третьем классе исписал всю тетрадь рассказом, уже не помнит каким. Интересен тот факт, что бабушка Дмитрия Суслина была большой рассказчицей, всегда рассказывала свои придуманные сказки детишкам; вот родные и говорят, что Дима в бабушку пошел. Как говорится, «яблочко от яблоньки недалеко падает». Сам же писатель тоже очень любил сказки, много прочитал. Примером он себе ставил таких писателей, как Булычев и Крапивин. В юности, как и многие, писал стихи. Видимо, это возраст такой: своими душевными переживаниями, эмоциями и чувствами делишься со своим лучшим другом – листком бумаги. Но он понял, что поэзию с прозой трудно совместить, и выбрал последнее. И вот к 1991 году он пишет свою первую книгу «В ночь полной луны».
Жанр - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Фэнтэзи –один из жанров литературы, в котором создается выдуманный мир Дмитрия Суслина. Это вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В мире фэнтэзи может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, отличие «чудес» фэнтэзи от их сказочных героев в том, что они являются нормой описываемого мира. В наши дни фэнтэзи — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези.
Серия книг Дмитрия Суслина «Страна остановленного времени» содержит сразу семь повестей(«Рыцарь Катерино», «Принц Белой Башни»,» Кристиан Тринадцатый», «Паж Черной королевы», «Повелитель гоблинов», «Наследство чародея», «Последняя битва»), связанных общими героями, которые попадают в разные невероятные ситуации. Рыцарь Катерино» – первая книга серии Дмитрия Суслина «Страна Остановленного времени». У одиннадцатилетней Кати Константиновой в зоопарке прямо на глазах лебеди похищают семилетнего брата Женю. Ей удается последовать за ними, и она попадает в волшебную Страну Остановленного времени. Здесь ей удается одолеть дракона, за что по законам страны ей присваивается звание рыцаря. Так как все ее принимают за мальчика, она называет себя рыцарем Катерино. А главное занятие рыцаря – совершать подвиги. Рыцарь Катерино отправляется в Столицу. Ему и его друзьям предстоят самые невероятные и опасные, увлекательные и головокружительные приключения, которые они совершают в продолжение всех последующих книг.
Когда речь заходит о циклах в отечественной сказочной фантастике для детей, в голову сразу же приходят книги о Волшебной стране А.Волкова,
«Приключения Алисы» Кира Булычева, И все это классика. А вот цикл Дмитрия Суслина известен немногим. Итак, что же поражает воображение? Во-первых, масштаб повествования. Посудите сами. Двое детей из нашего мира попадают в волшебную страну, и их появление полностью изменяет весь ход ее тысячелетней истории. Рушатся государства и качаются троны, начинаются кровопролитные войны, низвергаются правители и тираны, появляются новые герои, которые изменяют этот мир. После многочисленных приключений и подвигов дети возвращаются домой, и вслед за ними в наш родной мир черной тучей врывается магия остановленного времени, и теперь уже рушится он. Катастрофа вселенского масштаба, когда вихри времени закручиваются в спираль, поглощающую всю цивилизацию. Кто в состоянии спасти мир? Только дети. И они это делают.
Второе, что хотелось бы отметить, это не линейный сюжет цикла и разнообразие персонажей. Мы как-то привыкли, что герои прямо и неукоснительно переходят из одной книги в другую, оставаясь при этом неизменными, Здесь сложнее. Героев пять, и у каждого своя повесть и своя ответственейшая роль. Если герой ее не исполнит, финала не будет. Погибнет вся команда, а в результате весь мир. Как в мозаике, убери одну деталь, и картина сразу же станет не полной. Не менее интересен и не однозначен лагерь отрицательных персонажей. Каждый злодей – особый характер. И насколько гениален, трагичен и грандиозен Повелитель в первых частях, настолько же низмен и жалок в своей убогости и бездарности Антессер.
Известный писатель Кир Булычев дал следующую оценку творчеству чувашского писателя: «Широкую известность Дмитрию Суслину принесла трилогия «Хранитель Кольца», написанная по мотивам произведений Толкиена. Вообще же литературный стаж преподавателя чебоксарского лицея № 2, лауреата, кстати, и республиканского конкурса «Учитель года», насчитывает уже 15 лет. Например, в издательстве «Армада» он выпустил целый сериал веселых историй про капитана Краснобаева, а его коньком всегда была сказочная фантастика. Сейчас на Национальном радио у него есть и своя литературная передача о школьниках и для школьников «Два портфеля». Одним словом, награды всегда находят своих героев. Сказки в этом никогда не врут».
Суслин обладает отличным чувством меры. Он чётко соблюдает границу – детская сказка, пусть местами страшноватая, как почти всякая по- настоящему чарующая история, никогда не переходит в "страшилку".
У нашего земляка Дмитрия Суслина немало рассказов о современных городских подростках: «Парикмахер», «Валентинка», «Трудное детство»,
« Это мы- Коржики», «Как мы делали коржики», « Про носок», «Как Катя кота выгуливала», «Как Димка за права человека боролся». На вопрос о том, как рождаются его книжки, автор однажды ответил: «Каждый раз это происходит по-разному. Иногда идеи возникают сразу, и остается только их перенести на бумагу. Бывает и наоборот: сижу перед чистым листом в ожидании вдохновения. Чаще всего сюжеты вымышлены, хотя в сборнике рассказов “Валентинка” почти все истории основаны на реальных событиях. Ведь, чтобы набраться впечатлений, достаточно выйти на балкон соб ственной квартиры. После уроков часто общаюсь с ребятами, выслушал не один десяток случаев, приключившихся с ними. А еще я и сам папа, у меня дочь-школьница».
Но, я думаю, писать для детей не так просто. От писателя требуются высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при вести читателя за собой. Особенность детского произведения, его формы и содержания, проявляются в жанровом своеобразии.
Все жанры, существующие во “взрослой” литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ. Но есть и различие между одинаковыми жанрами “взрослой” и детской литератур. Оно объясняется различием в жанрообразующих элементах, различием, которое обусловлено специфической ориентацией на читательское восприятие. Специфичны все жанрообразующие элементы произведения для детей.
Написаны рассказы Суслина на простом и доступном языке. Особенно понятны современному школьнику истории из жизни братьев Коржиков. Наверное, многие девочки, желая примерить на себе роль парикмахера, стригут неумело, как и Катя, ( рассказ «Парикмахер» ) своих друзей и братьев. А в середине феврале вся школа с большой любовью оформляет открытки - валентинки, а потом с замиранием сердца ожидает ответное заветное сердечко («Валентинка»).
В произведениях для детей описания природы лаконичны и вставлены в текст короткими фразами. Примером могут служить пейзажи из Л. Толстого «Кавказского пленника»: «Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки». Та же самая лаконичность есть и в произведениях Суслина. Например, рассказ «Как мы делали коржики» начинается со следующего описания: «Однажды морозным зимним вечером…». Рассказы из сборника «Валентинка» Объединены общими героями, а именно, братьями Коржиками. В основном, повествование состоит из смешных диалогов героев, за которыми просматривается авторская ирония.
«Скоро мы ложимся в кровать и быстро засыпаем. А завтра снова в школу, снова уроки, домашние задания и собирание рюкзака. Словом, трудное детство», - по-доброму иронизирует автор над своими персонажами «Трудного детства».
В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей- классиков. Из сказок подросток узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черные деяния. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека о светлом понятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. Этнографическая сказка доносит до современника радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, веру и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красоту истины и уродство предрассудков в представлении наших предков.
«Юрапи» Дмитрия Суслина не это не просто сказка. Это этнографическая сказка. И хотя в ней присутствуют все элементы как народной, так и литературной сказки, главный акцент делается на описание традиций, обрядов и праздников чувашского народа. Юрапи в переводе с чувашского языка означает «Певунья». Юрапи не просто певунья, она обладает удивительным волшебным голосом, от которого расцветает все живое. А главное – она поет Урожайную песню, только после этого в деревне, где она проживает, начинает расти будущий урожай. Злодейка Эпсирпи завидует Юрапи и решает отнять у нее песню. Она околдовывает скрипача Кевера, и тот, до этого влюбленный в Юрапи влюбляется в злодейку. Чтобы вернуть любимого Юрапи соглашается отдать сопернице Урожайную песню. Но только в устах Эпсирпи она не приносит деревне счастья, урожай гибнет, и люди оказываются перед угрозой голода. Решают Юрапи и Кевер отнять у злой колдуньи волшебную песню и отправляются к ней. Нелегкая борьба предстоит молодым людям, но они справятся со всеми трудностями, и добро победит зло.
Из сказки «Юрапи» можно узнать, как необычно красиво звучали чувашские имена, как человеку в борьбе за выживание помогала окружающая природа, на каких праздниках веселился наш предок. Я поняла, что наши прабабушки и прадедушки любили и уважали сильных и смелых, как Актар батыр, талантливых музыкантов, как скрипач Кевер. Ценили они
в человеке не внешнюю красоту, а доброту душевную.
Вымышленный мир Дмитрия Суслина многогранен и разнообразен. Он пишет как для взрослых, так и для детей. Его никак нельзя назвать писателем одного жанра. Наверное, его творческий путь можно назвать поиском собственного читателя, которому все интересно. Если вспомнить, что Дмитрий Юрьевич еще и учитель, то понятно, почему он так хорошо разбирается в детских вкусах. Вот что сам писатель думает о пользе чтения:
« Разве можно человеку обойтись какой-либо одной, пусть даже самой замечательной книгой? Разумеется, нет. Это то же самое, как советовать ему есть только один продукт. Все знают, что пища должна быть разнообразной. Книги - это тоже пища, только не телесная, а духовная. Поэтому и читать надо не только много, но и литература должна быть разнообразной.
Никогда не понимал и сейчас не понимаю людей, которые читают что-то одно - фантастику, детективы, элитарную литературу и игнорируют или же сознательно пренебрегают всем остальным. Литература разнообразна, как наш удивительный мир, и надо воспринимать ее во всем ее богатстве. Впрочем, этой теме посвящена целая глава в моей новой книге "Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в ВУЗе и в жизни". Она даже называется "Читайте книги"».
Проанализировав художественные произведения Дмитрия Суслина, можно сделать следующие выводы:
1.Богатое жанровое разнообразие. По форме это и рассказ, и повесть, и сказка, по родам это может быть и фэнтэзи, и детский рассказ, и этнографическая сказка;
2. Характеры героев-подростков соответствуют современному понятию «Подросток»;
3. В произведениях, кроме «детских проблем» (первая любовь, дружба, взаимоотношения), ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (неполные семьи, защита своих прав);
4. Повести и рассказы написаны простым и доступным языком;
5. Для раскрытия авторской позиции часто используется юмор и ирония.
Список литературы:
Приложение I
Использованные методы исследования:
Вопрос | Ответ |
Нравятся ли вам произведения Дмитрия Суслина? | Да – 100% |
Какие произведения писателя больше всего понравились? | Фэнтэзи – 45% Рассказы о школе – 29% Этнографическая сказка – 26% |
Издательства, с которыми сотрудничает писатель Дмитрий Юрьевич Суслин
Слайд 1
Жанровое своеобразие произведений чебоксарского писателя Дмитрия Суслина Выполнила: ученица 6 Б класса Сергеева АнастасияСлайд 2
Цели и задачи Определить жанровое своеобразие произведений Дмитрия Суслина . Достижению этой цели способствовало решение ряда задач: найти в детских библиотеках и интернете детские книги Дмитрия Суслина и прочитать их; познакомиться с жизнью и творчеством писателя; рассмотреть реальность изображения сюжетных линий; выявить художественные особенности произведений.
Слайд 3
В республиканской детско-юношеской библиотеке
Слайд 4
Бабушка Дмитрия Суслина была искусной рассказчицей, рассказывала свои придуманные сказки детишкам; вот родные и говорят, что Дима в бабушку пошел. Сам же писатель тоже очень любил сказки, много прочитал. Примером он себе ставил таких писателей, как Булычев и Крапивин Детский писатель, автор более двух десятков книг для детей, руководитель секции русских писателей в региональном филиале "Союза писателей России".
Слайд 5
Дмитрий Суслин о современной детской литературе: Какого автора вы бы порекомендовали молодым читателям? — Дмитрия Суслина,конечно ! Сегодня немало молодых писателей. Дмитрия Емца и Тамару Крюкову даже рекомендовать излишне, у них и так уже целая читательская армия. А вот Елену Нестерину, Елену Усачеву, Стаса Востокова, Владимира Сотникова, Сергея Махотина очень даже советую. Из иностранных авторов Ульфа Старка и Аннику Тор из Швеции. Все они пишут отличные книги. С известными писателями ЭдуардомУспенским Валентином Постниковым С композитором Григорием Гладковым
Слайд 6
«Страна остановленного времени»
Слайд 7
Рассказы из сборника « Валентинка » Объединены общими героями, а именно, братьями Коржиками
Слайд 8
Этнографическая сказка Это сказка этнографическая. И хотя в ней присутствуют все элементы как народной, так и литературной сказки, главный акцент делается на описание традиций, обрядов и праздников чувашского народа
Слайд 9
Заключение 1.Богатое жанровое разнообразие. По форме это и рассказ, и повесть, и сказка, по родам это может быть и фэнтэзи , и детский рассказ, и этнографическая сказка.; 2. Характеры героев-подростков соответствуют современному понятию «Подросток»; 3. В произведениях, кроме «детских»проблем» (первая любовь, дружба, взаимоотношения), ярко рисуются и социальные проблемы современного общества ( неполные семьи, защита своих прав); 4.Повести и рассказы написаны простым и доступным языком; 5.Для раскрытия авторской позиции часто используется юмор и ирония.
Кто грамотней?
Эта весёлая планета
Рисуют дети водопад
Ледяная внучка
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку