История космонавтики и ракетостроения - это захватывающая повесть о реальных событиях с навымышленными действующими лицами. Благодаря кому раздвигаются границы познания и постигаются тайны Вселенной? Кто создает те мощные машины, которые способны подняться к звездам? Кто разрабатывает двигатели, способные на чудо?
Рассказ о нашем земляке, заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающемся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче знакомит с биографией интересного человека, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 383.5 КБ |
![]() | 47 КБ |
![]() | 1.34 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
13-я Всероссийская олимпиада научно – исследовательских
и учебно – исследовательских проектов детей и молодежи
по проблемам защиты окружающей среды
«Человек – Земля – Космос» (Олимпиада – Созвездие – 2012)
НОМИНАЦИЯ «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС»
Тема: «Мечта, воплощенная в жизнь»
Работу выполнил:
учащийся 8 «Б»
МОУ «СОШ №9»
Рязанцев Алексей
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Рязанцева Наталья Алексеевна
г.Благодарный, 2011год
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………....3
I Введение…………………………………………………………....4
Цели и задачи……………………………………………….............5
Методика и материалы исследования………………………….....5
II Таинственный космос……………………………………….........6
III Мечта, воплощенная в жизнь………………………………….....
1 Интересный человек…………………………………….7
2 Рождение мечты ……………………………………..7- 8
3 Ракета - дорога в космос………………………………..9
4 Работа в конструкторском бюро «Орион»………...9-12
5 Главный конструктор…………………………………..12
6 Заслуженный конструктор Российской Федерации…12
IV Заключение……………………………………………………….14
V Литература …………………………………………………….…15
VI Приложение ………………………………………………….16-22
Аннотация
Рязанцев А.В.. Мечта, воплощенная в жизнь. Исследовательский проект.
История космонавтики и ракетостроения – это захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. Благодаря кому раздвигаются границы познания и постигаются тайны Вселенной? Кто создает те мощные машины, которые способны подняться к звездам? Кто разрабатывает двигатели, способные на чудо?
Рассказ о нашем земляке, заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающемся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче знакомит с биографией интересного человека, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения.
Работа занимает 22 страницы, 7 из которых - приложение (11 фотографии и материалы о КБ «Орион» и разрабатываемых им космических аппаратах. Имеется презентация).
Заслуженный конструктор России Горбачев Алексей Дмитриевич – выдающаяся личность в истории Российского ракетостроения
I Введение
История космонавтики и ракетостроения – это захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. Но кто же пишет страницы этой истории? Кто помогает раздвинуть границы человеческих познаний и приоткрыть тайны Вселенной?
В нашей обычной жизни, наполненной успехами и поражениями, разочарованиями и удачами, радостями и невзгодами, мы не всегда умеем оценить достоинства тех, кто живет рядом с нами. Мы много знаем об известных людях, внесших свой вклад в освоение космического пространства: о летчиках-космонавтах и конструкторах, но, оказывается, рядом с нами живут люди, судьбой своей связанные с космонавтикой, ракетостроением. Они достойны того, чтобы мы о них знали.
В данной работе я хочу рассказать о нашем земляке, моем родственнике, заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающимся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче.
Цели и задачи
Судьба страны складывается из судеб отдельно взятых людей, поэтому главную цель работы вижу в том, чтобы проследить эту связь через судьбу живого свидетеля, участника значимых событий в Российском ракетостроении. Доказать на конкретном жизненном примере мысль о том, что человек изменятся, развивается с ходом времени, осознает свою причастность к большим научным открытиям и самой истории, сознательно или невольно воздействуя на нее.
Перед началом работы я поставил задачи:
1.Подробно проследить жизненный путь А.Д.Горбачева.
2.Оценить вклад А.Д.Горбачева в развитие отечественного ракетостроения.
3. Сделать выводы после проведенного исследования
Объект исследования: жизненный путь А.Д. Горбачева
Методы: исследование, наблюдение, беседа.
Актуальность: сегодня мы мало говорим о людях, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения. А эта тема актуальна сейчас, как никогда, потому что, увлеченные тщетными поисками национальной идеи, способной сплотить живущих в России, столь разных по социальному уровню, религиозным и политическим убеждениям, мы умудрились потерять то немногое, но значимое, что реально сплачивало нас, - гордость за людей труда, не изменивших своей юношеской мечте, отдавших силы и знания Родине.
Методика и материалы исследования
Работая над данной темой, я изучил материалы периодической печати, брошюры, знакомящие с историей Конструкторского бюро «Орион» («ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение Машиностроения»», « Конструкторское бюро «Орион»». Познакомился с демонстрационным диском, рассказывающем о работе конструкторского бюро «Орион».
Взял интервью у Алексея Дмитриевича Горбачева и его брата - Ивана Дмитриевича Горбачева. Воспользовался фотографиями из семейного архива Горбачевых.
Изучил материалы, посвященные созданию космического корабля «Буран», программам «Протон», «Луна», «Марс», «Венера», «Фобос», «Вега» в Большой детской энциклопедии «Аванта +» в томе «Космонавтика».
В этом материале исследовал фрагменты, в которых показана работа Конструкторского бюро «Орион» и его руководителя - неординарно мыслящего человека, наряду с другими талантливыми людьми помогающего сделать нашу страну ведущей космической державой.
Основным источником информации стало интервью с самим Алексеем Дмитриевичем Горбачевым.
II Таинственный космос
Зачем человечество стремится в космос? Какая цель заставляет ученых не спать ночами в поиске новых идей, правительства - тратить огромные деньги на исследования, а всех нас – с интересом и нетерпением ждать новых полетов за пределы Земли?
Обрести крылья, покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, проникнуть в тайны бесконечной Вселенной - сокровенная мечта человека во все времена. Ради ее приближения творили и дерзали лучшие представители многих стран и народов: ученые и инженеры, законопослушные граждане и революционеры, романтики и прагматики. В разные эпохи своей истории человечество смотрело на небо со страхом и ожиданием, то с интересом и непониманием, а то с надеждой и узнаванием.
Людьми двигало любопытство. Нам нужна информация о планетах солнечной системы, спутниках, галактиках, кометах, астероидах, звездах. Мы хотим знать, как устроена эта Вселенная.
У человечества множество причин исследовать космос. И по-прежнему ждать, что он подарит нам головокружительные открытия!
Человечество рвется в глубины космоса, чтобы узнать, понять, принять и использовать. Но благодаря кому раздвигаются границы познания и постигаются тайны Вселенной? Кто создает те мощные машины, которые способны подняться к звездам? Кто разрабатывает двигатели, способные на чудо?
В нашей обычной жизни, наполненной успехами и поражениями, разочарованиями и удачами, радостями и невзгодами, мы не всегда умеем оценить достоинства тех, кто живет рядом с нами. Мы много знаем об известных людях, внесших свой вклад в освоение космического пространства: о космонавтах и конструкторах, но, оказывается, рядом с нами живут люди, судьбой своей связанные с космонавтикой, ракетостроением. Они достойны того, чтобы мы о них знали.
В данной работе я хочу рассказать о нашем земляке и моем родственнике заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающимся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче.
III Мечта, воплощенная в жизнь
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на неё
Е.Евтушенко
1 Интересный человек
Заместитель генерального директора, главный конструктор, начальник конструкторского бюро «Орион», заслуженный конструктор Российской Федерации Горбачев Алексей Дмитриевич. Это он принимал участие в проектировании главного отсека орбитального корабля «Буран», под его руководством Конструкторское бюро разработало боевую ракету УР – 100 и занимается переоборудованием малых космических спутников и выводит их на орбиту. Алексей Дмитриевич принимал участие в программах «Луна -6» и «Протон», проектирует и создает мощные ракеты. Но самое главное – он наш земляк!
2 Рождение мечты
Вся жизнь Алексея Дмитриевича была пронизана огромной любовью к небу. Да и могло ли быть иначе. Многие мальчишки шестидесятых-семидесятых мечтали о небе, крыльях, о космосе. Алексей не был исключением. Первый спутник, первый полет человека в космос, достижения страны в самолетостроении – все восхищало мальчишек. А чтение книг об отважных летчиках и фантастические рассказы о других мирах помогли родиться мечте о крыльях, уносящих вдаль. И мечту эту Алексей сумел воплотить в жизнь.
Родился Алексей Дмитриевич 26 марта 1952года в зерносовхозе Ставропольский в простой, дружной, работящей семье. Отец, Дмитрий Иванович, - комбайнер, мама, Мария Александровна, - животновод в совхозе. В семье, кроме Алеши, был брат Иван и сестра Татьяна. Повзрослеть пришлось рано. Когда Алексею было 14, от рака легких умер отец. Что послужило причиной ранней смерти? Служба ли в армии (с войны вернулся только в 47 – воевал с японцами на Дальнем Востоке), тяжелая ли работа в колхозе? Но беда одна не приходит. Мария Александровна попадает рукой в транспортер, руку раздробило. Последовало несколько операций и потеря трудоспособности. Семья осталась без кормильца.
Это голодное время Алексей Дмитриевич до сих пор вспоминает с горечью: «В доме из еды оставался только лук, который жарили и ели». Матери нужно было помогать, а Алексей в семье - старший.
Тяготы забот и ответственность только укрепили характер паренька. В школе учился на одни пятерки, увлекался футболом. Серьезный, ответственный, он уже тогда был влюблен в небо и самолеты.
Хорошо, когда уже в детстве есть мечта, но еще лучше, если рядом оказывается человек, умеющий поддержать и укрепить эту мечту.
В школе был организован кружок авиамоделирования. Руководил им удивительный человек, умевший привлечь мальчишек к интересному занятию, Вайчийкаускас Антон Иванович.
Авиамоделизм – один из популярнейших видов технического спорта, но представьте себе это увлечение в маленьком совхозе! Какое же это счастье для ребят!
Ими собирались различные модели: таймерные, пилотажные, планеры, модели воздушного боя, кордовые, радиоуправляемые.
На соревнованиях по авиамоделизму и ракетомоделизму в Невинномысске, Черкесске, Ессентуках (1967, 1968, 1969 гг.) Алексей становился призером или победителем. Его работы выставлялись на выставках детских авиамоделей в краевом центре.
Занятия этим видом технического спорта привели Алексея к окончательному решению связать свою судьбу с ракетостроением.
3 Ракета - дорога в космос
Завораживающие пейзажи далеких планет, гигантские солнечные батареи орбитальных станций, улыбающиеся лица работающих в невесомости космонавтов…Разве не такие картины рисует наше воображение, когда речь заходит о космонавтике? И это неудивительно, ведь ее основная цель – космические путешествия. Само слово «космонавтика» в переводе с греческого означает «плавание в (мировом) пространстве». Но до «космического океана» нужно еще добраться. Отправляющийся в звездный рейс корабль должен пройти сквозь толщу земной атмосферы и разорвать путы земного притяжения. Как и с помощью чего это сделать? Для этой цели и существуют ракеты-носители (РН). Именно они поднимают корабль в заатмосферную высь, сообщая ему космическую скорость, предохраняют полезную нагрузку от разрушительного потока воздуха. С их работы начинается любая космическая экспедиция.
Итак, выбор сделан. От авиамоделизма к ракетостроению.
По окончании школы в 1969 году смышленый, напористый паренек поступает в Казанский авиационный институт. Уже в институте Алексей включается в научную деятельность. Работает под руководством ведущих преподавателей–конструкторов над проектами составных частей космических аппаратов. Изучает ракеты.
Здесь же в институте он находит и свою вторую половину. Его жена Наталья, как и он, инженер-конструктор.
4 Работа в конструкторском бюро «Орион».
В 1974 году Алексея направляют на работу в Оренбург в конструкторское бюро «Орион» федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение машиностроения» - одного из ведущих в ракетно-космической отрасли России.
Это предприятие реализовало более 50 крупных проектов в рамках трех национальных программ:
- оснащение военно-морского флота комплексами крылатых ракет надводного, подводного и берегового базирования;
- оснащение стратегических ядерных сил комплексами баллистических ракет;
- создание ракет-носителей, космических систем и аппаратов, автоматических и пилотируемых орбитальных станций.
В 70-е годы укрепляется сотрудничество с Генеральным конструктором В.Н.Челомеем. Заводу было поручено изготовление противокорабельных ракет (ПКР) оперативно-тактического назначения «Малахит» и «Базальт»[1]. Эти ракеты явились началом большой работы по производству целого ряда изделий последующих поколений. Алексей набирался опыта, который очень помог в дальнейшей деятельности. Улучшение конструкции и технологии «Малахита» продолжались многие годы. Противокорабельными ракетами «Малахит» оснащали подводные лодки. Алексей Дмитриевич возглавлял работы по проектированию и проведению испытаний всех сопровождаемых изделий.
В конце 70-х поступил очень важный и интересный заказ ОКБ им.С.А.Лавочкина. Завод выпускал составные части и агрегаты различных ступеней космических аппаратов «Луна», «Марс» и «Венера». Сроки изготовления были сжатыми, работа – ответственной и сложной. Алексей Дмитриевич наряду с другими конструкторами с успехом ее выполнил.
«В НПО машиностроения на протяжении всей истории рождаются многие принципиально новые разработки в области ракетостроения и космической техники. Секрет успеха заключается в комплексном подходе к решению задач, которые ставит время.»[2] Это позволяет выполнять их максимально эффективно, экономично и в сжатые сроки. Алексей Дмитриевич становится уже ведущим конструктором КБ «Орион».
Именно в это время были созданы первые в мире спутники морской глобальной космической разведки, маневрирующие космические аппараты, тяжелая ракета-носитель "Протон" и выводимые на орбиту с её помощью пилотируемые и автоматические станции, комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами, высокоэффективное противокорабельное оружие.
В одной некогда популярной песне об авиаторах есть такая строчка: «А вместо сердца – пламенный мотор!» Действительно, принято считать, что сердцем самолета является его двигатель. Подобная аллегория допустима и в отношении ракет-носителей. Именно двигательная установка вдыхает в них жизнь, дает силу, возможность оторваться от Земли и достичь космических орбит. Главная задача РН – обеспечить разгон космического аппарата.
Жизнь ракеты-носителя коротка – десятки секунд… и на орбиту выведен космический аппарат. Однако на то, чтобы её построить, нужны месяцы кропотливого труда тысяч людей. Конструирование мощнейших двигателей, разработка аппаратуры управления, преодоление воздействия высоких температур, давления и перегрузок являются очень трудными инженерно-техническими задачами.
Послужной список РН «Протона» огромен. С его помощью в космос выводились тяжелые спутники связи, орбитальные станции «Салют», модули станции «Мир» и российского сегмента Международной космической станции (МКС), межпланетные аппараты «Луна», «Марс», «Венера», «Фобос», «Вега». В разработке второй ступени РН «Протон» принимал участие и Алексей Дмитриевич (под руководством Владимира Николаевича Челомея, генерального конструктора, дважды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной премии).
РН «Протон-М» является одним из наиболее востребованных российских космических транспортных средств.
С середины 80-х годов до начала 90-х был очень успешный период деятельности А.Д.Горбачева. По решению Генерального директора НПО машиностроения Г.А.Ефремова КБ «Орион» сосредоточилось на разработке твердотопливной стартово-разгонной ступени для крылатой ракеты «Метеорит». Алексей Дмитриевич участвовал в разработке и защите эскизного проекта, готовил документацию, вместе со смежниками проводил испытания.
5 Главный конструктор
А.Д.Горбачев становится главным конструктором.
Самым значительным заданием, выполненным конструкторами КБ «Орион», стала разработка эскизного проекта на подвижной комплекс «Форт» с ПКР «Оникс».
Основной сложностью при этом явилось создание очень разветвленной кооперации. Совместно с соисполнителями все материалы эскизного проекта были представлены на утверждение в Министерство общего машиностроения и военные институты. Все материалы получили положительные заключения.
Алексей Дмитриевич Горбачев принимал участие в проектировании главного отсека орбитального корабля «Буран»[3] (сверхмощной ракеты-носителя, способной запускать на околоземную орбиту многоразовый КК). Под его руководством Конструкторское бюро разработало боевую ракету УР – 100 и занимается переоборудованием малых космических спутников и выводит их на орбиту.
6. Заслуженный конструктор Российской Федерации
С 2001 года Алексей Дмитриевич Горбачев заместитель генерального директора, начальник конструкторского бюро «Орион», заслуженный конструктор Российской Федерации.
Уникальный опыт в области ракетно-космических технологий и постоянный научный и инженерный поиск позволяют КБ под руководством Алексея Дмитриевича успешно выполнять работы в рамках государственного оборонного заказа и уверенно развивать сотрудничество с зарубежными странами.
На основе межправительственного соглашения с Республикой Индией создана и успешно работает совместная российско-индийская организация "БраМос" по созданию ракетных комплексов со сверхзвуковой противокорабельной многоцелевой крылатой ракетой большой дальности.
С правительственной делегацией в начале 2000-х, сопровождая президента В.В.Путина, Алексей Дмитриевич был командирован в Индию для оказания помощи в развитии ракетостроения в этой стране.
А.Д.Горбачев имеет много правительственных наград. В том числе: медаль «За трудовую доблесть», медаль «300 лет Российскому флоту», о многих других наградах Алексей Дмитриевич говорить не вправе, т.к. работа, в основном, секретная.
В обычной жизни очень прост в общении, добрый и отзывчивый человек. Прекрасный муж и любящий отец.
IV Заключение
О человеке судят по его делам, его вкладу в общее дело. Освоение космоса, создание спутников и ракет, укрепление обороноспособности страны не могут осуществляться одним человеком, это многолетняя и трудоемкая работа большого количества людей. Знания и мастерство каждого – залог успеха в общем деле.
Проводя исследовательскую работу, я узнал, что проектная деятельность Алексея Дмитриевича Горбачева помогает решать сложные производственно-технические задачи, поддерживая тем самым обороноспособность нашей страны и способствуя развитию Российского ракетостроения. Работа КБ «Орион» во многом засекречена, поэтому я смог рассказать только о том, что опубликовано в печати (в энциклопедиях, журнальных статьях, в интернете и взято из интервью с Алексеем Дмитриевичем).
Биография нашего земляка Горбачева Алексея Дмитриевича - свидетельство достойного служения Родине.
На мой взгляд, сегодня мы мало говорим о людях, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения. А эта тема актуальна сейчас, как никогда, потому что, увлеченные тщетными поисками национальной идеи, способной сплотить живущих в России, столь разных по социальному уровню, религиозным и политическим убеждениям, мы умудрились потерять то немногое, но значимое, что реально сплачивало нас, - гордость за людей труда, не изменивших своей юношеской мечте, отдавших силы и знания Родине.
Я горжусь тем, что и в нашей семье есть такой человек. Я думаю, наша встреча не случайна. Познакомившись ближе с Алексеем Дмитриевичем, волнительно сознавать всю меру ответственности, возложенную на меня. Я не только рассказал о прекрасном человеке, добившемся многого, но и обязан теперь не посрамить честь семьи, осилить все препятствия, осуществить предначертания судьбы – вот мой долг.
V Литература
«Аванта +» том «Космонавтика» с.347-349, с.330,с.100
htp :// www. cosmoworld. Ru
VI Приложение
Из семейного архива
Алексей Дмитриевич Горбачев
Алексей Дмитриевич с женой, сестрой Татьяной Дмитриевной и Братом Иваном Дмитриевичем
Алексей Дмитриевич, его жена и
дочь
Специалисты НПО «Машиностроения» с космонавтами
г.Жуковский 18.08.2011
(Первый слева В.В.Горбатко, второй справа Б.В.Васильев,
первый справа - Горбачев А.Д.)
Алексей Горбачев - школьные годы
Кружок авиамоделирования
День Авиации в Ставрополе, 2011 год
ОАО "ВПК "НПО машиностроения"[4]
Открытое акционерное общество "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения", являющееся правопреемником Федерального Государственного унитарного предприятия "НПО машиностроения" – одно из ведущих ракетно-космических предприятий России. ОАО "ВПК "НПО машиностроения" как головное предприятие в многопрофильной кооперации обеспечивает Вооруженные Силы страны новейшими видами военной техники, осуществляет военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами.
Генеральный директор - Генеральный конструктор предприятия − Александр Георгиевич Леонов, Заместитель генерального директора, главный конструктор, начальник конструкторского бюро «Орион», заслуженный конструктор Российской Федерации Горбачев Алексей Дмитриевич.
И сегодня ОАО "ВПК "НПО машиностроения" продолжает работать над проектами государственной важности, создавать сложнейшие ракетные и ракетно-космические комплексы и системы, не имеющие аналогов в мире.
Уникальный опыт в области ракетно-космических технологий и постоянный научный и инженерный поиск позволяют успешно выполнять работы в рамках государственного оборонного заказа и уверенно развивать сотрудничество с зарубежными странами.
Ракета-носитель "Протон-М"
Из носителей, находящихся в эксплуатации в России, самым мощным является "Протон", который имеет стартовую тягу 900 т.
Многоразовый орбитальный корабль "Буран"
"Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.
[1] В.П. Глушко «Космонавтика». Издательство «Советская энциклопедия» 1970 г. с.232
[3] Космический мир ( информация о российском космосе)
htp :// www. сosmoworld. Ru
[4] Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астномо- геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика, астрономия, геофизика» май-июнь 3/97.
Аннотация
Рязанцев А.В.. Мечта, воплощенная в жизнь. Исследовательский проект.
История космонавтики и ракетостроения – это захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. Благодаря кому раздвигаются границы познания и постигаются тайны Вселенной? Кто создает те мощные машины, которые способны подняться к звездам? Кто разрабатывает двигатели, способные на чудо?
Рассказ о нашем земляке, заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающимся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче знакомит с биографией интересного человека, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения.
Работа занимает 18 страниц, 7 из которых - приложение (11 фотографии и материалы о КБ «Орион» и разрабатываемых им космических аппаратах)
Тезисы
Заслуженный конструктор России Горбачев Алексей Дмитриевич – выдающаяся личность в истории Российского ракетостроения
Автор: Рязанцев Алексей
Руководитель: Рязанцева Н.А.
Таинственный космос
Зачем человечество стремится в космос?
Благодаря кому раздвигаются границы познания и постигаются тайны Вселенной? Кто создает те мощные машины, которые способны подняться к звездам? Кто разрабатывает двигатели, способные на чудо?
В данной работе я хочу рассказать о нашем земляке и моем родственнике заслуженном конструкторе России, всю свою жизнь занимающимся ракетостроением, Горбачеве Алексее Дмитриевиче.
Цели и задачи
Судьба страны складывается из судеб отдельно взятых людей, поэтому главную цель работы вижу в том, чтобы проследить эту связь через судьбу живого свидетеля, участника значимых событий в Российском ракетостроении. Доказать на конкретном жизненном примере мысль о том, что человек изменятся, развивается с ходом времени, осознает свою причастность к большим научным открытиям и самой истории, сознательно или невольно воздействуя на нее.
Перед началом работы я поставил задачи:
1.Подробно проследить жизненный путь А.Д.Горбачева.
2.Оценить вклад А.Д.Горбачева в развитие отечественного ракетостроения.
3 Сделать выводы после проведенного исследования
Объект исследования: жизненный путь А.Д. Горбачева
Методы: исследование, наблюдение, беседа.
Актуальность : сегодня мы мало говорим о людях, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения. А эта тема актуальна сейчас, как никогда, потому что, увлеченные тщетными поисками национальной идеи, способной сплотить живущих в России, столь разных по социальному уровню, религиозным и политическим убеждениям, мы умудрились потерять то немногое, но значимое, что реально сплачивало нас, - гордость за людей труда, не изменивших своей юношеской мечте, отдавших силы и знания Родине.
Мечта, воплощенная в жизнь
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на неё
Е.Евтушенко
1 Интересный человек
Заместитель генерального директора, главный конструктор, начальник конструкторского бюро «Орион», заслуженный конструктор Российской Федерации Горбачев Алексей Дмитриевич. Это он принимал участие в проектировании главного отсека орбитального корабля «Буран», под его руководством Конструкторское бюро разработало боевую ракету УР – 100 и занимается переоборудованием малых космических спутников и выводит их на орбиту. Алексей Дмитриевич принимал участие в программах «Луна -6» и «Протон», проектирует и создает мощные ракеты. Но самое главное – он наш земляк!
2 Рождение мечты
Вся жизнь Алексея Дмитриевича была пронизана огромной любовью к небу. Да и могло ли быть иначе. Многие мальчишки шестидесятых-семидесятых мечтали о небе, крыльях, о космосе. Алексей не был исключением.
Родился Алексей Дмитриевич 26 марта 1952года в зерносовхозе Ставропольский в простой, дружной, работящей семье. Отец, Дмитрий Иванович, - комбайнер, мама, Мария Александровна, - животновод в совхозе. В семье, кроме Алеши, был брат Иван и сестра Татьяна.
Повзрослеть пришлось рано. Когда Алексею было 14, от рака легких умер отец. Мария Александровна попадает рукой в транспортер, руку раздробило.
Тяготы забот и ответственность только укрепили характер паренька.
В школе был организован кружок авиамоделирования. Руководил им удивительный человек, умевший привлечь мальчишек к интересному занятию, Вайчийкаускас Антон Иванович.
Занятия этим видом технического спорта привели Алексея к решению связать свою судьбу с ракетостроением.
3 Ракета - дорога в космос
Ракеты-носители (РН) поднимают корабль в заатмосферную высь, сообщая ему космическую скорость, предохраняют полезную нагрузку от разрушительного потока воздуха. С их работы начинается любая космическая экспедиция.
По окончании школы в 1969 году смышленый, напористый паренек поступает в Казанский авиационный институт. Уже в институте он включается в научную деятельность. Работает под руководством ведущих преподавателей–конструкторов над проектами составных частей космических аппаратов. Изучает ракеты.
4 Работа в конструкторском бюро «Орион».
В 1974 году Алексея направляют на работу в Оренбург в конструкторское бюро «Орион» федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение машиностроения» - одного из ведущих в ракетно-космической отрасли России.
Алексей Дмитриевич возглавлял работы по проектированию и проведению испытаний многих новейших изделий.
Именно в это время были созданы первые в мире спутники морской глобальной космической разведки, маневрирующие космические аппараты, тяжелая ракета-носитель "Протон" и выводимые на орбиту с её помощью пилотируемые и автоматические станции, комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами, высокоэффективное противокорабельное оружие.
С середины 80-х годов до начала 90-х был очень успешный период деятельности А.Д.Горбачева. По решению Генерального директора НПО машиностроения Г.А.Ефремова КБ «Орион» сосредоточилось на разработке твердотопливной стартово-разгонной ступени для крылатой ракеты «Метеорит». Алексей Дмитриевич участвовал в разработке и защите эскизного проекта, готовил документацию, вместе со смежниками проводил испытания.
5 Главный конструктор
А.Д.Горбачев становится главным конструктором.
Самым значительным заданием, выполненным конструкторами КБ «Орион», стала разработка эскизного проекта на подвижной комплекс «Форт» с ПКР «Оникс».
Алексей Дмитриевич Горбачев принимал участие в проектировании главного отсека орбитального корабля «Буран» (сверхмощной ракеты-носителя, способной запускать на околоземную орбиту многоразовый КК). Под его руководством Конструкторское бюро разработало боевую ракету УР – 100 и занимается переоборудованием малых космических спутников и выводит их на орбиту.
6 Заслуженный конструктор Российской Федерации
С 2001 года Алексей Дмитриевич Горбачев - заместитель генерального директора, начальник конструкторского бюро «Орион», заслуженный конструктор Российской Федерации.
С правительственной делегацией в начале 2000-х, сопровождая президента В.В.Путина, Алексей Дмитриевич был командирован в Индию для оказания помощи в развитии ракетостроения в этой стране.
А.Д.Горбачев имеет много правительственных наград.
IV Заключение
О человеке судят по его делам, его вкладу в общее дело. Освоение космоса, создание спутников и ракет, укрепление обороноспособности страны не могут осуществляться одним человеком, это многолетняя и трудоемкая работа большого количества людей. Знания и мастерство каждого – залог успеха в общем деле.
На мой взгляд, сегодня мы мало говорим о людях, чей жизненный опыт мог бы стать прекрасным примером для подрастающего поколения. А эта тема актуальна сейчас, как никогда.
Биография нашего земляка Горбачева Алексея Дмитриевича - свидетельство достойного служения Родине.
Литература
«Аванта +» том «Космонавтика» с.347-349, с.330,с.100
htp :// www. cosmoworld. Ru
Дерево в снегу
Акварель + трафарет = ?
Калитка в сад
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Как Снегурочке раскатать тесто?