Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.docx | 42.21 КБ |
Доклад на тему «Развороты времени по Пушкину»
Введение
В нашей культурной жизни сложился набор аксиом — как правила дорожного движения, - которыми эта культурная жизнь регламентируется. Вот, например, говорят, это входит в обязательный джентльменский набор, что поэт в России - больше, тем поэт литература - больше, чем литература. Речь идет о претензии литераторов влиять на жизнь и народ. Но справедливо ли это? Ведь материальных задач писатели никогда не ставили. Державин был только поэтом, хотя он был еще и министром. «Мертвые души» Гоголя вовсе не о «тяжелом положении народа».Эта книга о темноте душевной.
Высокая русская литература одушевлялась не проблемами демократических свобод, она была поглощена взаимоотношениями человека с мирозданием, с небесами. Даже и в случаях, когда речь идет о так называемых критических произведениях, сравнение идет с этим абсолютным идеалом. И оно всегда не в пользу реальности.
Литература в России - родная сестра церкви я занимается «просветлением» душ. « Я думаю, что она потому взяла на себя эти функции, что слишком была унижена и потеснена. До Петра церковь несла эти функции. А после Петра их взяла на себя литература - как родная сестра церкви»,- считает И. Золотоусский.
Современный гуманизм - это уже не традиционный гуманизм, представляющий собой универсальную любовь ко всему человечеству. Сегодня существует скрытая ориентация на самовозвышение, желание задать самому себе критерий, позволяющий стать сверхчеловеком, обрести право судить себя собственным судом.
Человек достигает свободы на основе истинного самоопределения. Вместе с тем в него вселяется страх быть смешным в случае своего несоответствия заданному критерию. Если он задает себе сверхчеловеческий критерий, то будет находить свое соответствие ему в совершении грандиозных, в том числе и страшных, поступков. Чем грандиознее дела, тем искреннее вера в свою сверхъестественность.
Феномен эзотерического (тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных) проник и в сферу художественного творчества. В названной области эзотеризм превращается в пут создания элитарных произведений. Творение обретает особую ценность, если оно содержит в себе скрытый смысл, заложенный в него БогомЛЗ этом случае массовое восприятие соответствует его внешнему слою, тогда как знатоки видят его эзотерический слой.
Актуальность
Многие писатели нашего времени, как и М. Булгаков, В.Пелевин, создают такие произведения, которые не могут быть поняты без расшифровки их скрытого смысла. Литература отдаляется от читателя. Эзотерический смысл оказывается приемом, который позволяет разгадать характер скрытной субъективности в человеке. Не есть ли это представление, согласно которому человек является сверхсущкостью? Не есть ли это уподобление Творцу, создающему свой космос?
Александр Сергеевич Пушкин стоял у истоков великой русской литературы. К нему, как «началу всех начал» и хочется обратиться за ответами на интересующие нас вопросы.
Нет ничего необычного в том, что Пушкин, во всех зжшкдапедиях названный создателем современного русского языка, поэт, философ и пророк, был способен смотреть на мир с большой, космической высоты. «... Ни одно ш таинств науки им не было забыто, и - счастливец! Он умел освещать эту обширную массу познаний своим поэтическим ясновидением»,- писал В. Одоевский.
Проблемы
Основная часть L Сверхчувствительные принципы бытия
Исчерпать истинное творчество невозможно. Сколь подробно ни останавливались бы мы на политических наметах, многозначительных умолчаниях, бытовых реалиях или литературных ассоциациях, всегда остается место для новых вопросов и для поисков ответов для них. Дело здесь не только в неполноте наших знаний, а в том. что литературное произведение, пока оно непосредственно волнует читателя, живо, то есть изменчиво. Его динамическое развитие не прекратилось, и к каждому поколению читателей оно оборачивается какой-то новой гранью. Из этого следует, что каждое новое поколение обращается к произведению с новыми вопросами, открывая загадки там, где прежде все казалось ясным. Новые поколения, обогащенные историческим опытом, глубже понимают привычные строки. Казалось бы, зачитанные и заученные стихи неожиданно открываются непонятными прежде глубинами. Понятное превращается в загадку потому,что читающий обрел новый и более глубокий взгляд на мир и литературу. Поэтом)', зная, что живое произведение искусства нельзя прокомментировать «до конца», предлагаем еще раз обратиться к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Слово Пушкина многозначно, многомысленно.Как сказал литературовед Тыняев А.В.: «Оно заменяет своею ассоциативною силою развитие и длинное описание».Нас заинтересовало художественное время в пушкинских произведениях.
Хронология, являясь важной функцией, обозначает не только переход от дня к ночи, от весны и лета к осени, но и неравномерный ход сюжетного времени, отступления, нарушения последовательности, параллельное течение времени в разных сюжетных линиях...Все зависит от мировоззрения и мироощущения художника.
Один из современников вспоминал о Пушкине как об очень умном: «Ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли, - бывало, забьет их совершенно. Вяземский, котором}' очень хотелось, чтоб Пушкин был его умнее, надуется и уже молчит, а Жуковский смеется: «Ты, брат, черт тебя знает, какой ты, - ведь вот и чувствую, что вздор говоришь, а переспорить не умею, так ты нас обоих в дураках записываешь» (Вересаев, 121). С другой стороны, отношение Пушкина ко времени и пространству часто казалось суеверием. Например, собравшись ехать по какому-нибудь неотложном}7 делу, он приказывал отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывал необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал ему какую-то забытую вещь вроде носового платка, часов. В этих случаях он ни шагу не делал до тех пор, пока, по его мнению, не пройдет определенный срок, за пределами которого зловещая примета теряла силу. Так что же это за срок и как вообще понимал время поэт?
Обратимся к произведениям, написанным в Михайловском. Здесь, а именно в 1825 году, было создано «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).Поэт начинает стихотворение с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 г.г., годы, проведенные В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты...
События оборвали эту пору жизни поэта:
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты...
Наступили тяжелые годы изгнания:
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои...
Это подавленное состояние продолжалось недолго.
Душе настало пробужденье И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Последние два стиха повторяют стихи начального четверостишья, Они заменяют возврат к юности.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Вслушаемся в язык данного произведения. Автору важно обозначение слов: «мгновенье»- «шли годы»-«тянулись ... дн и»-« ми мол етное виденье».Время имеет способность ссужаться и тянуться. Причем восприятие его индивидуально. Когда человеку- хорошо, оно скоротечно, а когда плохо- минуты тянутся.
Дело в том, что время- вещь совершенно непонятная до сих пор. В этом смысле прекрасно высказался Блаженный Августин- когда мы говорим о времени, все как будто и понятно, но когда мы начинаем думать о времени, то тут все становится совершенно непонятно. Мы знаем, что время течет. Течет в одну сторону. А почему? Может быть, оно вообще не течет. Ведь есть еще понятие «вечность». А вечность- это все. То есть и прошлое, и настоящее, и будущее. Вечность- это все существует одновременно и всегда. Все существует, а мы по нему движемся.
Александр Сергеевич не мог оставить проблему вечности без внимания. В Михайловском происходит переосмысление прожитой жизни. В эту пору он пришел к Христу, познакомился с Кораном, изучил философию Канта. Тогда написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных»;
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм. Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды- И чей-нибудь уж близок час...
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть. И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Как видим, вечность для Пушкина- это и «мечты», и «равнодушная природа».Получается, лирический герой мечтает о вечности? Как это понять и что подразумевает поэт под этим?
Категория времени- предмет изучения и физики, и философии, в основном богословии Время у Эйнштейна- это обычное физическое время, то самое, которое показывает ваш будильник. Речь у него идет о том, что «наблюдения показывают», что в разных системах время отсчитывается по-разному. Ничего особенно хитрого тут нет. И к постижению мистических смыслов или параллельной реальности отношения не имеет. Это просто физика.
Эйнштейн был, к слову сказать, религиозным человеком, но с его физикой это никак не связано. И он, кстати, сам понимал, что его теория относительности очень несовершенна.
Чтобы понимать мистический смысл времени, надо знать метафизику (философское учение о сверхчувствительных принципах бытия; «Мы весь вечер говорили о метафизике, л итературе, истории »,- говорит Пушкин в одном из писем. Нет никакого сомнения в том, что поэта данная область познания живо интересовала. Доказательством может служить всем известное стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году.
Вспомним отрывок:
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я вдачился,- И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы. Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он,- И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье...
Теология учит о двух планах, двух уровнях бытия. Верхний, горний,- «провиденциальный». Нижний, дольний,- природный. В верхнем уровне все определяется Божественными целями- Замыслом. А в нижнем- причинно- следственной связью. Наверху все делается для чего-то, внизу- почему-то. И вот если человек не слышит верхнего плана бытия, отворачивается от него, не соответствует Замыслу, то он неизбежно падает вниз, точнее, он как бы остается внизу, где действуют только законы кармы. А тут уж никакого милосердия или снисхождения. Чтобы жить в этом природном, в ненравственном механизме,-праведности не нужно.
Но вот если человек сообразуется в своем поведении с тем, для чего его Бог сотворил, то в жизни на первом месте действует не природный закон, а Божественная благодать.
О человеке есть не только Замысел, но и Промысел, попечение Бога о том, чтобы ты состоялся, чтобы соответствовал Божественному Замыслу.
Но попечение это ненасильственное.
Нам как бы указывается правильный путь- прежде всего через совесть.
Пренебрегая ею, большинство начинает только брать, то есть действовать на уровне инстинкта, заложенного в нас природой Взять- инстинкт, отдать- поступок
Наступило время делать выбор для Пушкина. И он не только понял обращенное к нему Слово, но принял тяжелое бремя на себя, прекрасно понимая, что « глаголом жечь сердца людей» будет далеко непросто. И, может, уже в этом проявился гений Пушкина.
2. Многовидение Александра Сергеевича Пушкина
«Заяц пересечет дорогу-несчастье», «кот умывается- к гостям»... Рационалисты 18 столетия относились к народным поверьям, приметам и обычаям отрицательно, видя в них результат непросвещенности и предрассудков, которые использует деспотизм, а в суеверии народа- условие похищения у него с помощью обмана и мнимых чудес исконного суверенитета.
Эпоха романтизма, поставив вопрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, реабилитировала народные «суеверия», увидев в них поэзию и выражение народной души.
Предрассудок! он обломок Древней правды. Храм упал; А руин его, потомок Языка не разгадал
(Баратынский,1,204} Вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию. Начав в Михайловском статью против трактовки народности Кюхельбекером и А. Бестужевым, Пушкин писал: « Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу ». Отсюда напряженный интерес к приметам, обрядам, гаданиям, которые для Пушкина, наряду с народной поэзией, характеризует склад народной души. Поэтическая вера в приметы Татьяны Лариной отличается от суеверия Германа из «Пиковой Дамы», который, «имея мало истинной веры, имел множество предрассудков» Такое соединение, вызывавшее недоумение Бродского(Ср.: «Пушкин не пытался объяснять странного соединения в своем мировоззрении элементов материализма с темными суевериями»- Бродский, 232), было, однако, характерно для вольнодумцев 18 века: именно отказ от идеи божественного промысла выдвигал на первый план значение Случая, а приметы воспринимались как результат вековых наблюдений над протеканием случайных процессов ( Лотман, Тема карт...). Возможность повторения случайных сцеплений, «странных сближений» весьма занимала Пушкина, верившего в народные приметы и пытавшегося одновременно с помощью математической теории вероятности разгадать секреты случайного выпадения карты в штоссе.
ГВера Пушкина в приметы соприкасалась, с одной стороны, с убеждением в том, что случайные события повторяются, а с другой - с сознательным стремлением усвоить черты народной психологии,; Еще в 1821 году он под впечатлением «Примет» Шенье написал стихотворение под тем же названием, где приметы связываются с поэзией народных наблюдений над природой:
Старайся наблюдать разл ичные приметы: Пастух и земледел в младенческие деты, Взглянув на небеса, на западную тень. Умеют уж предречь и ветр, и ясный день...
Из воспоминаний современников можно узнать, что из Михайловского поэт любил ходить в Святые Горы, причем, как передают, всегда входил в монастырь восточными воротами, обращенными в сторону села Михайловского. По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. Придя в Святые Горы, в «Девятник», то есть в девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад по направлению к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные канты, а иногда подпевал им и сам. Святогорский монастырь называется Успенским, и в нем хранится очень чтимая икона Одигитрии божей матери. На главных входных воротах монастыря с одной стороны надпись: «Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости твоея». Возле этих ворот поэт, переодевшись в крестьянскую белую рубаху с красными ластевками, опоясанный красною лентою, пел когда-то с нищими, чем очень удивил всех. Вот как прокомментировала этот случай Н. Вульф: «Одевался Пушкин, хотя, по-видимому, и небрежно, подражая и в этом, как и во многом другом, прототипу своему Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета был щепетилен. Рассказывают, будто живя в деревне, он ходил все в русском платье. Совершеннейший вздор. Пушкин не изменял обыкновенному светскому костюму. Всего только раз, заметьте себе, раз, во все пребывание в деревне, а именно в девятую пятницу после Пасхи, Пушкин вышел на святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный ремнем, с палкою, в корневой шляпе, привезенною им еще да Одессы. Весь новоржевский бомонд, съезжавшийся на эту ярмарку закупать сахар, вино, увидя Пушкина в таком костюме, весьма был этим скандализирован» (Вересаев,251). Легко можно догадаться, что поэт вовсе не ставил перед собой цель удивить окружающих Скорее всего им руководила жажда познания. Самому до всего дойти до сути, побыть в «шкуре» другого. А если вспомнить, что именно в это время он создавал свое бессмертное сочинение «Борис Годунов», то многое становится понятно.
Урожай округлых слов собран, время точно приморожено и потому почти видимо, как видел Гаврилу Пушкин, тогда как он призрак и химера. Так же рисуются вместе «Годуновым» и 1825-й, фигуры, друг другу подобные.
За этим подобием внезапно провиделись возможное™, в г олове не поместимые.
Пушкин понял,, что слово у него становится инструментом провидения
Он, несомненно, это понял, по тому уже, что его дальнейший путь, весь следующий, 26-й год, сходится, как к полюсу, к «Пророку».
Он - пророк?
«В самом деле, рассуждая хладнокровно, соразмерные фигуры времени (год) и словосплочения( «Годунов) обнаруживает потенции слова. Не в том расхожем смысле: предсказания, утилитарного прогноза, предназначенного для того только, чтобы им. точно спицей, проникать вялое тело будущего. Извлекать из оного тодкИет, это слишком по- питерски. Стереометрия предсказаний и постсказаний и развороты во время мнимое, осуществляемые в «Годунове» (игра со временем по правилам московским), куда сложнее. Перед нами не предвидение, но многовидение, раздвижение взора
Так широко развел руки, будто обнял весь свет»,- предполагает литературовед А. Бал дин.
Незадолго до своей смерти Пушкин задумчиво рассказывал одному из своих друзей о том. что все важнейшие события его жизни совпадали с днем Вознесения, и передав ему твердое свое намерение выстроить со временем в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, что все это произошло недаром и не может быть делом одного случая».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Пушкин очень внимательно относился ко всему происходящему .Для него случай-это лишь звено в цепи закономерностей. Мир многогранен, а время безразмерно.
3. « И снится чудный сон...»
«Да здравствует разум!..-воеклидал Пушкин,- Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
Толстой писал: «Разумение есть тот свет, которым я что-нибудь вижу, и потому... далеко не иду. Любить Бога поэтому значит для меня любить свет разумения: служить Богу значит служить разумению».
Зло для обоих было - отсутствие света, недостаток света.
Сколько раз Пушкин апеллировал к уму: «Усовершенствуя плоды высоких дум, иди, куда влечет тебя свободный ум». Задача состоит в том, чтобы следовать за своими мыслями,за своим умом. Флобер писал когда-то: «Пошли все к черту и самого себя, кроме своих мыслей».
Чтобы следовать за умом, надо уважать свой ум, я этого уважения требовал Пушкин. Поэт уважает свой ум как ничто объективное. Но поэт мысли, сын своего рационалистического века, поэт Разума , Пушкин любил и ценил такое состояние ума, которое он называл «забвение», «сон».Пушкин понимал Забвение и Сон как активное состояние, как состояние творческое. Забыться творчеством, забыться любовью. Для забвения надо подняться, нужно усилие, очарование.
Лермонтов тоже говорил: «Я б хотел забыться и заснуть!» Но у Лермонтова забвение - пассивное состояние. У Пушкина - активное, действенное, потому что у него Забвение - это забвение мелочей быта, забвение низменного. Все создается в тот момент^ когда забывается все ничтожное, все случайное, и если это удается, тут же возникает высокое.
Забвение будней - это и есть мир творчества. Это то творческое забвение, о котором писал один современный поэт:
На столе стакан не допит, Век не дожит, свет забыт. Сколько раз Пушкин употреблял в своих стихах эти слова: «забвение», «сон»!
... Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я...
... Быть может, в мысли к нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна...
... И забываю мир - и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне...
Любовь - это сон и забвение. Пушкин писал: Друзья! не все ль одно и то же Забыться праздною душой В блестящей зале, в модном ложе Или в кибитке кочевой ?
И сны любви воспоминал.
Ночь восторгов, ночь забвенья Нам наверное назначь.
И этот сон и есть Реальность поэта, одна высокая правда. Чем глубже забвение, тем больше восторги, тем больше правды поэтической и тем выше состояние Духа. Умение «забыться», по его мнению, - вот задача поэта.
Как достигается Забвение?
По первым словам летописи бытия, Бог «сотворил небо и землю», и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Так именуется Бог «Творцом видимых и невидимых».Творцом как видимого, так и невидимого. Но эти два мира—мир видимый и мир невид имый - соприкасаются, по мнению философов. Но их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет. Как же понимать ее?
Тут, как и в других вопросах метафизики, исходной точкою послужит то, что мы уже знаем в себе самих. Жизнь нашей собственной души дает опорную точку для суждения об этой границе соприкосновения двух миров. «В нас самих жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена - пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени,- когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самое это соприкосновение. В нас самих покров зримого мгновениями разрывается и сквозь него, еще сознаваемого разрыва, веет незримое нездешнее дуновение: тот и другой мир растворяются друг в друге»,-объясняет П.Флоренский. Но .скорее всего, состояние, когда «жизнь приходит в сплошное струение, вроде того, когда подымается над жаром горячий воздух», может уловить не каждый даже художник. Гению Пушкина было доступно состояние творческого Забвения.
Состояние это по -другому называется вдохновением. «Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие»,-пишет Плетневу поэт из Михайловского в 1835 году.
Вдохновение у него - это и холод:
И быстрый холод вдохновенья Власы подьемлет на челе...
Сон - забвение - вдохновение - творение. Итак, это состояние, подвластное только гению. Но есть еще и простейшая, в смысле нашей полной привычки к нему, ступень жизни в невидимом - сон. «Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере, чаще бывает низшей, но и сон, восторгает даже в диком своем состоянии, невоспитанный сон, восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью. И мы знаем: на пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается сновидениями»,- считает Павел Флоренский.(Флоренскнй, 7)
Граница между сном и бодрствованием, есть время, точнее сказать, время-среда возникновения сновидений. Можно ли верить снам, то есть бывают ли сны вещими? В пушкинских произведениях очень часто присутствуют сны - провидения. Вспомним самые известные.
«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам,
Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония», - читаем в «Капитанской дочке». Значит, Гринев находился на границе перехода из дольнего мирт в горний.
То же самое происходит и с будущим Лжедмитрием. Вот как он описывает свое состояние Пимену:
Ты все писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил. Мне сннлося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник: Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом. И стыдно мне и страшно становилось- И, падая стремглав, я пробуждался... И три раза мне снился тот же сон, Не чудно ли?
«Чудный сон» приснился и любимой героине Татьяне Лариной. Так комментирует данное сновидение известный пушкиновед Ю. Лотман: «Сон Татьяны - органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов.
«... гадание на сон проходит в обстановке страха, характеризующего всякое ритуальное общение с нечистой силой. Мир нечистой силы - мир, по отношению к обыденному, перевернутый, а поскольку свадебный обряд во многом копирует в зеркально перевернутом виде обряд похоронный, то в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом...»( Лотман, 267).
Все сны, придуманные Пушкиным, предсказывают будущее. Плохо лишь то, что они предвещают не самые приятные моменты .В чем тут дело?
Видение - это состояние поверхностного сна или дремотного бодрствования. Философы считают, что все знаменательное в большинстве случаев бывает или через сновидения, или в «неком тонком» сне», или, наконец, во внезапно находящих отрывах от сознания внешней действительности.
Как же уберечься от ужасов? Выход подсказывает тот же Пушкин устами другого персонажа «Бориса Годунова» Пимена:
Младая кровь играет; Смиряй себя молитвой и постом, И сны твои видений легких будут Исполнены...
Но как все-таки ведет себя время в сновидениях? Что имеет в виду Логман, когда говорит «о перевернутом мире»?
«Мало спалось, да много виделось» - такова сжатая формула этой сгу щенности сновидческих образов. Всякий знает, что за краткое, по внешнему измерению со стороны, время можно пережить во сне часы, месяцы, даже годы, а при некоторых особых обстоятельствах — века и тысячелетия. В этом смысле никто не сомневается, что спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира и переходя сознанием в другую систему , и меру времени приобретает новую, в силу чего его время, сравнительно со временем покинутой им системы, протекает с неимоверной быстротою. Время может течь с бесконечной быстротою и даже, выворачиваясь через себя самого, по переходе через бесконечную скорость получать обратный смысл своего течения. «А между тем,- учит Флоренский.-время действительно может быть мгновенным и обращенным от будущего к прошедшему, от следствий к причинам телеологическим, и это бывает именно тогда, когда наша жизнь от видимого переходит в невидимое, от действительного - в мнимое». Вспомним еще раз Татьяну: ведь она наяву не знает об Онегине того, что знает о нем во сне; она видела-то его всего дважды в жизни. Тут у Пушкина очень глубокий смысл, религиозный. Во многих молитвенных текстах есть обращение человека к своей душе, вещей, знающей. В Покаянном Каноне, например: «Душа моя грешная, того ли восхотела еси? В Каноне преподобного Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается...»
Вышесказанное вовсе не означает, что достаточно усердно помолиться на ночь, и тебе приснится твое прекрасное будущее, как Менделееву его периодическая таблица. Он будто бы был предельно сосредоточен на проблеме систематизации элементов, и в момент пика ему приснилась совершенная и стройная система, в которой разместились все известные элементы и остались еще пустыми ячейки для тех, что будут открыты. В этой связи хочется привести довольно романтическую версию Б.Раушенбаха: «Вот если ты сделал абсолютно все, до предела и даже больше того, то ты как бы достучатся . И тебе просто надиктовывают, дают без всяких усилий с твоей стороны в этот момент. В награду. За преданность, что ли».
Если даже просто следовать смыслу слов: мысль, идея приходят нам в голову, посещают нас, у нас возникают... Мысль как бы действующий субьект, а мы объект этого действия. Это - к идее небесного диктанта.
Заключение
В библиотеке Пушкина хранились книги величайших мудрецов мира. В них есть пометки, сделанные рукой Александра Сергеевича. Именно Пушкин в форме прекрасных сказок передал нам содержание одной из древнейших исторических хроник славян — «Русских вед», тогда уже непонятных и забытых. Вряд ли Арина Родионовна помнила так полно и подробно «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Значит, поэт пользовался иными историческими знаниями, недоступными простым, и бережно, как хранитель, передал их в будущее.
Юрий Ключников в работе «Мистический Пушкин» пишет: «Пушкин непереводим, в переводе он теряет ритм, мелодию и то нечто, что ведет диалог с тончайшими неизученными структурами нашей психосферы....Я сделал вывод, что слово поэта помимо даже гениального человеческого смысла содержит отзвук того СЛОВА, которое гностики обозначили термином «Логос», а ин дуй ста назвали Шабда-Брахман-Бот звучащий».
Потомок Ганнибалов не оставил нам прямых слов об этих знаниях, есть только символические знаки на страницах рукописей, есть намеки на них в стихах, есть его поступки в жизни.
Невыразимая тоска изливается в простых, почти случайных словах. Блок говорил, что это предсмертный вздох Пушкина:
Пора, мой друг, пора 'покоя сердце яросит- Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля- Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
Покой и водя не просто поэтический или даже житейский идеал. Время распадается на части, бытие убивает с каждым мгновением, и вопрос уже не в том, где проживать, а в том, как сохранить саму жизнь. А мечта об «обители дальней» - Болдино? Михайловское? - звучит и как мечта о горней обители. В ней слышны строки стихотворения «Монастырь на Казбеке»: Твой монастырь за облаками. Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью. Подняться к вольной вышине? Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне?
Вся эта метафизика проникнута, будто единым звуком, сильнейшим чувством - чувством, которое можно бы назвать «трагической грустью».
Гениальному поэту неизмеримо много было дано. Некоторые ученые тачали осознавать его как настоящего пророка и искать у него прогнозы о будущем. Но не было ли это знание слишком тяжелой ношей даже для Пушкина, пускай гениального, но все - такя всего лишь смертного.
И еще раз о душе. «И воспарив горе, в невидимое, она опускается снова к видимом)', и тогда перед нею возникают уже символические образы мира невидимого - лики вещей, идеи: это - видение мира духовного. Есть соблазн принять за духовное, за духовные образы, вместо идеи те мечтания, которые окружают, смущают и прельщают душудсогда перед нею открывается путь в мир иной. Эти духи века сего пытаются удержать сознание в своем мире. Пограничные с миром потусторонним, они, хотя и здешней природы, уподобляются существам и реальностям мира духовного... «(Флоренский, 15).Нам необходимо быть внимательными к своей жизни, к тому, перед кем и чем мы открываем свою душу, кого и что впускаем в свой внутренний мир.
Литература
4
Заколдованная буква
Самый богатый воробей на свете
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Повезло! Стихи о счастливой семье
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?