В помощь при написании исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
работа по творчеству Грибоедова | 49.3 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Утянская средняя общеобразовательная школа
ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» В НАШЕ ВРЕМЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ
Научно-исследовательская работа
Выполнила: Бекетова Марина Александровна,
ученица 9 класса
Научный руководитель: Ткачёва Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы
Уточка, 2011 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3 - 4
Глава I. Значение творчества Грибоедова
§1. Биография писателя………………………………………....5 - 7
§2. О комедии «Горе от ума»……………………………………7 - 9
Глава II. Характеристика главных героев комедии
§1. Фамусовская Москва. Человеческие типы………………….9 - 13
§2. О главном герое………………………………………………14-16
Глава III. Злободневность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время
§1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19
§2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21
Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23
Список используемой литературы……………………………………...24
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Комедия Грибоедова «Горе от ума» органически вошла в историю русской литературы[1]. «Вечно живой, жгучей сатирой» назвал И.А.Гончаров «Горе от ума», а ее героев – «вечно живыми образами». Это «неразгаданная до конца», по мнению А.Блока, пьеса стала и школой становления русской критики, и школой мастерства русских писателей 19 века. В ряде критических статей не раз отмечалось, что на уровне отдельных ситуаций и образов в русской классической литературе «постоянно просвечиваются грибоедовские силуэты». Поэтому вопросы интерпретации комедии Грибоедова, без сомнения, вызывают глубокий интерес. Актуальность работы заключается в исследовании злободневности звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитого произведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Цель: исследование злободневности звучания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», выявление сущности человеческих типов в комедии, их широкий обобщающий смысл.
Задачи:
- проанализировать данное произведение
- выполнить сравнительно-сопоставительный анализ актуальности комедии в литературе 19 века и в современности.
- обобщить результаты работы
Объект исследования: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Предмет исследования: актуальность звучания комедии в наши дни. Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, интерпретация текста, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.
ГЛАВА I . ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ГРИБОЕДОВА
§1. Биография писателя
Грибоедов Александр Сергеевич [1795 - 1829] - знаменитый русский драматург. Происходит из древнего дворянского рода. Материальное положение родителей Грибоедова было стеснено и запутано. Однако мать его, женщина незаурядного ума и характера, тянулась к родственной ей московской знати, старалась из последних сил держать свой дом на уровне высшего московского общества. Мечтая о блестящей карьере для своего сына, она дала ему прекрасное образование, сначала под руководством гувернеров-иностранцев, затем в Московском благородном пансионе, наконец, в Московском университете. Последовательно окончив два факультета — словесный и юридический, Грибоедов продолжал оставаться в университете (изучая естественные науки и математику и готовясь к ученой степени доктора) вплоть до закрытия его в 1812 в связи с занятием Москвы Наполеоном. Превосходное знание главных европейских языков (французского, немецкого, английского и итальянского), к которым позднее прибавились восточные — арабский и персидский, довершалось музыкальным образованием. Все это делало писателя, по свидетельству Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи. В 1812 Грибоедов поступил волонтером в один из сформированных полков, откуда вскоре благодаря большим связям перешел адъютантом к формировавшему кавалерийские резервы генералу Кологривову. К пребыванию писателя на военной службе относится первое выступление его в печати — корреспонденция в прозе и в стихах (напечатана в августовском номере «Вестника Европы» за 1814). Около этого же времени Грибоедов познакомился с театральным деятелем и известным драматургом А. А. Шаховским и под его воздействием обратился к драматическому творчеству, склонность к которому испытывал еще на студенческой скамье. В конце 1815 вышел в отставку и поселился в Петербурге, в 1817 поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, при которой числился и Пушкин. В 1818 участие в нашумевшей светской дуэли и все более запутывавшиеся материальные дела матери, доведшей непосильными поборами своих костромских крестьян до бунта, подавленного военной силой, вынудили Грибоедова покинуть Петербург и отправиться секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Проездом туда он дрался на дуэли в Тифлисе с будущим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку. В Персии усиленно занимался изучением восточных языков и древностей, финансовых и политических наук. Там же сложились твердые очертания «Горя от ума», первоначальные замыслы которого, по свидетельству современников, возникали уже с 1812. Пребывание в персидском «дипломатическом монастыре» тяготило Грибоедова и в 1822 ему удалось перевестись в Тифлис секретарем по иностранной части при знаменитом «проконсуле Кавказа», генерале Ермолове. В Тифлисе Г. тесно сошелся с поэтом и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером, которому читал сцену за сценой из создаваемого «Горя от ума». В центре всего стояла работа над «Горем от ума». Несмотря на большие связи, все усилия писателя провести пьесу не только на сцену, но и в печать оказались тщетными. Пьеса появилась на сцене только после смерти автора (отдельными явлениями с 1829, полностью в 1831). Опубликование отрывков из «Горя от ума» сопровождалось шумной журнальной полемикой. Выразители мнения старой дворянско-чиновной Москвы яростно нападали на комедию, отказывая автору не только в правильности нарисованной им картины московского быта, но и в каких-либо художественных достоинствах его пьесы. Высказывания Чацкого близки декабристам. Он был арестован и с фельдъегерем привезен в Петербург. На следствии Грибоедов держался смело, категорически отрицал принадлежность к тайному обществу. Он был вскоре освобожден с денежным вознаграждением и повышением по службе. Ему открылась, наконец, возможность той блестящей служебной карьеры, которой всю жизнь добивалась для него мать. С текстом Туркманчайского трактата Грибоедов был отправлен к царю, в Петербург, получил крупную денежную награду и блестящее назначение полномочным послом в Персию. До тех пор, по его собственным словам, — «нищий, слуга государю из хлеба», «вмиг сделался и знатен и богат»[2]. В Персии завязывался один из самых трудных узлов мировой политики. Грибоедов выдвинул грандиозный проект создания «Российской закавказской компании». Тем не менее, проект, опережавший русскую действительность, по меньшей мере, на полвека, не встретил сочувствия в русских правительственных кругах. Однако англичане сразу почувствовали в нем опаснейшего противника, заменявшего в Персии, по отзыву современника, «единым своим лицом двадцатитысячную армию». Грибоедов прибыл в Персию, по пути женившись в Тифлисе, в октябре 1828 и через четыре месяца погиб вместе со всем составом русской миссии (за исключением случайно спасшегося секретаря) во время нападения на нее толпы, фанатизированной муллами, видимо, действовавшими в свою очередь по указке англичан.
§2. О комедии «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитого произведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». С тех пор прошло около ста семидесяти лет, а комедия Грибоедова продолжает увлекать читателей и зрителей. Хотя ее герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей – мы смеемся над ними, негодуем, сочувствуем, презираем, любим… «Горе от ума» - действительно феноменальное по существу своему и по своей историко-литературной судьбе произведение. Около двухсот лет истолковывается критикой «бессмертная комедия» Александра Сергеевича Грибоедова. Казалось бы, ещё в XIX веке о «Горе» было сказано всё. Образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на любой вкус. О «Горе» высказался весь цвет русской литературы и критики, всех направлений: от Белинского до Аполлона Григорьева, от Пушкина до Достоевского. Диапазон оценок был так широк, что Чацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом. В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет, вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П.А.Катенину[3] с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Но Чацкий - инородная частица в современном ему мире. Своими речами он с лёгкостью разрушает привычные моральные устои. Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противоречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах. В драматической картине столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего". Попробуем в общих чертах представить себе время, когда создавалась комедия, познакомиться с героями этой замечательной пьесы и понять, действительно ли в произведении «отразился век и современный человек», актуально ли оно и в наши дни? Комедия с могучей сатирической силой разоблачала «нравы» крепостников. Александр Сергеевич поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.
Книга Смольникова «Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”», использованная при написании научной работы, хороша тем, что в ней большое внимание уделено нравственной проблематике комедии, раскрываются гражданские черты личности писателя, его патриотизм. Автор подробно освещает историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров, воплощенных в комедии, подчеркивая широкий обобщающий смысл образов комедии, ее значение в общественной борьбе своего времени.
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ
§1. Фамусовская Москва. Человеческие типы
а) Противники Чацкого
В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»). Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских. Наиболее яркие из них: Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции; Репетилов - «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов; Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.
б) Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит и его фамилия (при переводе с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся славой"). Фамусов принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Подыскивая для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается "монашеским поведеньем", однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша - вдова. Фамусов поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Он - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет "ослами", "чурбанами", не считаясь, с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: "Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить". Будучи помещиком, Фамусов, однако, занимает в Москве видное положение. Служба для него только средство для получения наград, чинов и денег. Самое важное для Фамусова - умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением относится к двоюродному брату Скалозуба. Чацкого он называет "карбонарием", опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
в) Алексей Степанович Молчалин
Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании: Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим - вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. "С тех пор как числюсь по Архивам, Три награжденья получил", - говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: "умеренность и аккуратность". Готовый на подлости богатства и чинов, он и к другим подходит с той же меркой. Думая, что расположение Лизы легко купить, он обещает подарить ей "туалет прехитрой работы". В решительный момент, когда Софья прерывает его объятья с Лизой, Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляется Чацкий, окончательно струсивший Молчалин, спасается бегством. "Молчалины блаженствуют на свете!"- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. Но молчалиных нельзя недооценивать, ведь они не так безобидны и смешны в своем угодничестве, как это ка жется на первый взгляд. Время показало, что молчалин живуч и неуязвим. Но что самое страшное, именно такой пустой, ничтожный человек был виновником "мильона терзаний" умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи.
г) Внесценические персонажи комедии “Горе от ума”
Галерея типичных образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. Их довольно много. Они расши ряют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому об ществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь — пример служения царице. Дядюшка — идеал Фамусова. Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович. Шутка!
В чины выводит кто? и пенсии дает?
Максим Петрович! Из внесценических персонажей можно назвать также такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета». Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, ко торый не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был по чтенный камергер... Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат». Но самые отвратительные пер сонажи — это помещики-крепостники, характер ные черты которых вобрал «Нестор негодяев знат ных», обменивающий своих слуг на борзых собак, рас продающий отнятых у матерей детей, которого обличает в своем страстном монологе главный герой. И влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире - все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт комедии.
д) Образ главной героини
Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе "Горе от ума" наделена Софья. Очень хорошо об этом сказа но в статье И. А. Гончарова "Мильон терзаний". Он говорит о смешении в Софье "хороших инстинктов с ложью'', "живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения". Но она "загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". Гончаров увидел в ней "задат ки недюжинной натуры", и поэтому "недаром ее любил и Чацкий". От природы Софья наделена хорошими качествами: силь ным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хо рошее образование и воспитание. Героиня увлекается чте нием французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствитель ность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо дра матическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбра ла бы Чацкого. Однако она выбирает человека, больше всего ей подходящего, так как не мыслит себе иного героя. Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедов показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесцени ческих персонажей углубил конфликт произведе ния, расширил картину нравов московского дворянства. Еще одна отличительная черта комедии - первый и блестящий в русской литературе опы т художественного изображения душевной жизни женщи ны на примере дра мы, переживаемой Софьей Фамусовой.
§2. О главном герое
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов».
(И.А. Гончаров)
«Горе от ума» была и остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого. В комедии дана широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология. Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре вожное, не укладывающееся в норму. И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Чацкий открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века. Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается, прежде всего, в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая колет глаза, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всех, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! «Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров1, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие. Чацкий тоже относится к дворянскому обществу, но его поведение и высказывания противоположны его происхождению. Чацкий благороден, честен, крас норечив и умен. Он всегда стремится к большим зна ниям, в отличие от фамусовского общества не ин тересуется ни деньгами, ни карьерой, ни высшим положением в обществе, так как хочет не просто по лучить награды, прибыль, он хочет приносить поль зу обществу. Образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за буду щее своей Родины. Таких людей мало найдется сре ди «фамусовского общества», сформирова вшегося в те времена. Таких людей считанные единицы. Удивительно, что даже сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Грибоедов, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя.
Гончаров И.А « Мильон терзаний» ( Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8
Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! А его юмор, остроты — как они привлекательны. Все это придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляя нас сопереживать герою.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, пробуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
ГЛАВА III. ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
§1. "Горе от ума" в литературе XIX века
Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIX столетия. Если комедиографы, писавшие в традициях классицизма, осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию, то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России. Злободневный смысл критики Грибоедова сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и дебаты о парламентском строе, и отдельные эпизоды русской общественной жизни, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию. Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точности и достоверности. В 1865 году на это значение комедии обратил внимание Д.И.Писарев, утверждавший, что «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов». Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого свидетельствовало о его социально-политической направленности. Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». Сближая ее с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в 1784 году нанесла сильнейший удар феодальным пережиткам во Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»[4]. А впоследствии В.О.Ключевский даже назвал комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века». Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форме прямых деклараций, но в образах, в композиции, в сюжете, в речевых характеристиках, в самой художественной структуре комедии. Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие «лучшие люди из дворян»[5], далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что они «...помогли разбудить народ»[6], потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России. Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила она уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться, и которая поэтому была неодолима. Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.
§2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума»
«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...».
(А.С.Грибоедов)
Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них. Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? ...
Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г.
Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий - добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени. Неисчерпаемость "Горя от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове... Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший... Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!» «Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось. Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры. Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", да "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате: Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве... Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией "Горе от ума". Он возвращается к нам, как свет счастья.
Гончаров И.А « Мильон терзаний» ( Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В драматургических замыслах после «Горя от ума» все было связано с развитием и углублением демократических, антикрепостнических тенденций этой пьесы. Смерть Грибоедова в 1829 году помешала созданию новых произведений, которые обещали составить значительную страницу в истории русской литературы. Но и то, что он сделал, дает основание поставить Грибоедова в когорту художников мирового значения. Для современников Грибоедова его пьеса явилась знамением времени. Она помогла лучшим людям России определить свое место в общественно-политической борьбе. Не случайно декабристы говорили о том, что комедия была для них одним из источников свободомыслия. По словам великого критика-демократа В.Г.Белинского «Горе от ума» наряду с романом «Евгений Онегин» явилось «первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь»[7]. Значение любого писателя прошлого дня нашей современности проверяется, прежде всего, тем, насколько близок нам его духовный облик, насколько творчество его служит нашему историческому делу. Грибоедов в полной мере выдерживает такую проверку. Он близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Грибоедов и его великая комедия окружены у нас в стране поистине всенародной любовью. Сейчас более чем когда-либо громко и убедительно звучат слова, начертанные на могильном памятнике Грибоедову: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…” Успех произведения, занявшего прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в нем острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма, Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии. Полемика вокруг «Горя от ума» в 20-е годы XIX века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия «переживет много эпох» и останется своеобразным, неповторимым произ ведением и для потомков. Нет ни одного другого произведения в нашей литературе, которое так по-разному оценивалось бы критиками и так не похоже трактовалось бы режиссёрами и актёрами. Возможно, в этом и секрет постоянной современности грибоедовской комедии: Чацкий лишь меняется в зависимости от времени, но каждый раз органично ему (времени) соответствует. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают»). Произведение получилось злободневным, отвечающим насущным потребностям своего времени и современного. «Грибоедов сделал свое, - сказал Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели поэта, - он уже написал «Горе от ума».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
9. Гончаров И.А « Мильон терзаний» ( Критический этюд) – В кн: Гончаров
И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8
[2] Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947г.
[3] Павел Александрович Катенин (1792 – 1853) – русский офицер, поэт, участник Отечественной войны 1812г., был членом Союза Спасения, человек широкой образованности. Пушкин и Грибоедов широко ценили Катенина как критика.
[4]1 «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота".
[5]1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.
[7]1 В.Г.Белинский, «Сочинения Александра Пушкина», восьмая статья цикла статей.
Мальчик и колокольчики ландышей
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Разлука
Две лягушки
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым