Проект по краеведению и туризму.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_verhniy_baskunchak.doc | 52 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 МО «Ахтубинский район» пос.Верхний Баскунчак
ПРОЕКТ
Верхний Баскунчак
(история развития поселка)
Работу выполнила:
Ученица 4 класса Тасимова Жасмин,
Руководитель:
Учитель начальных классов Сарсенова А.А.,
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
Визитная карточка МО «Верхний Баскунчак»
Площадь – 12 км2
Население – более 9000чел.
В 1903 году со строительством железной дороги Верхний Баскунчак – Красный Кут на пути пересечения двух железных (ранее в 1897 году была построена дорога Нижний Баскунчак – Владимировская пристань) образовался железнодорожный поселок в переводе с тюрского языка «Солненчный» или «Главный гость». В 1918 году волостной центр, с 1924 года поселок. В то было две улицы: Советская и Сталина (126 частных домов и 28 домов железной дороги, семилетняя школа на 278 учащихся, 3 частных магазина, 1 государственный, деревянный клуб, небольшая церквушка).
Население 1800 человек. В 1936 году становится рабочим поселком железнодорожников. Были построены железнодорожные объекты (тепловозное и вагонное депо, вокзал, ПЧ-2, ШЧ-2 и др).
В 1942 году форпост Сталинграда, через наш узел доставлялось оружие. Боеприпасы, живая сила, продовольствие, поэтому наш узел был подвергнут жестокой бомбардировке в течение более двух месяцев.
Послевоенные годы под гудки тепловозов и стук колес продолжается жизнь. Построены двенадцать железнодорожных путей, ПТО, парк сортировки, 42 предприятия, организации и учреждения, три средних школы, интернат при школе, четыре детских сада, поликлиника. Есть музей в ТЧ, тепловозном депо. Расширен ГДК, здесь находится центр общества «Жолдастык».
У нас 47 улиц и переулков, 1567 частных, 457 государственных домовладений, образовались новые микрорайоны.
Участников ВОВ 136 человек, афганцев 13 человек, служили в Чечне 24 человека. Приезжают 264 чел., уезжает 164 человека. Рождаемость 104 чел., смертность 116 чел.
Поселок растет, хорошее и от молодого поколения зависит будущее его.
электростанция, столовая, четыре двухэтажных жилых дома, новая водокачка. Развивались и совершенствовались путевое, складское и экипировочное хозяйство, значительно увеличилось количество водяных скважин, было построено несколько тупиков для промывки вагонов. Резко возросший грузопоток требовал более мощных локомотив. На смену старым паровозам пришли новые, более мощные.
В паровозное и вагонное депо поступало новое современное оборудование. Все станочное оборудование на предприятиях стало работать на электрической энергии.
В 1940 году Верхний Баскунчак уже считался крупным на участке Красный Кут – Астрахань.
В это время на узле численность населения увеличилась до 3,5 тысячи человек, в том числе железнодорожников около тысячи.
Наряду с улучшением условий труда большое внимание уделялось социально-бытовому, культурному развитию узла: кино, детские сады и ясли, спортивные площадки, художественная самодеятельность, проведение вечеров, концертов. Люди хорошо трудились, хорошо питались, хорошо и культурно проводили свой досуг.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Не миновала она и нашу станцию. На долю узла выпала ответственная задача – снабжать Сталинградский фронт всем необходимым – боевой техникой и людьми. Объем перевозок увеличился в три раза после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Ахтуба – Паромная. Через Баскунчак на Паромную стали ходить поезда из Астрахани, из Саратова, из восточных регионов страны. Враг стараясь сорвать регулярное движение поездов по этому участку, с 15 июля по сентябрь 1942 года планомерно бомбил узел. Многие производственные здания и жилые дома железнодорожников, станционные, складские и экипировочные пути, все коммуникации, водоснабжение, топливоснабжение были разрушены. Враг видел важность этого пересечения, но железнодорожники не смотря на сильные разрушения, старались в короткие сроки восстановить станционные пути, чтобы хоть как-то обеспечить безопасность перевозок, они в кратчайшие сроки построили обводные пути от главных на Ахтубинскую линию. В ночное время с интервалом по 10 минут шли поезда и не было столкновений. Поезда стали идти по назначению без захода на станцию Верхний Баскунчак. Эти меры дали возможность бесперебойно продвигать поезда на Сталинград.
Узел работал день и ночь, люди переведены на казарменное положение, а паровозные бригады перебазированы на станцию Шунгай, где производилась смена бригад. Паровозный парк бесперебойно снабжался водой. Железнодорожники проложили трубы от водокачки до ближайшего станционного тупика и качали воду прямо в тендера паровозов.
Задача, которая возложена на узел, на людей узла была выполнена полностью. Тяжелые дни пришлось пережить верхнебаскунчакцам летом 1942 года.
Сегодня в центре поселка Верхний Баскунчак на братской могиле стоят два обелиска, на которых перечислены имена погибших на фронте и на узле в суровые дни 42-го года. К этим обелискам жители приносят живые цветы.
Так жил, работал и боролся узел Верхний Баскунчак и его люди в течение первых сорока лет своего существования 1905-1945гг. Буквально за 10-15 лет поселок и узел был восстановлен заново. На смену паровозам пришли тепловозы.
Послевоенные годы под стуки тепловозов и стук колес продолжается жизнь.
Сегодня Верхний Баскунчак – это крупнейший железнодорожный узел на Приволжской железной дороге. Построены 12 железнодорожный путей, ПТО, парк сортировки, 42 предприятия, организации и учреждения, 3 средних школы, интернат при школе, 4 детских сада, поликлиника. Расширен ГДК, здесь находится центр общества «Жолдастык».
У нас 47 улиц и переулков. 1567 частных, 457 государственных домовладения, образовались новые микрорайоны.
Участников Великой Отечественной Войны 136 человек. Мы гордимся Кизиловым Сакином, которым награжден тремя орденами Славы. Афганцев – 13 человек, служили в Чечне – 24 человека. Приезжает 264, уезжает 164 человека, рождаемость 104, смертность 110 человек.
С 2006 года МО «Верхний Баскунчак». Люди преобразили некогда пустынный участок в цветущий край. Они выращивают на этой, казалось бы, неплодородной песчаной земле сады, через узел идет соль, гипс, смеси, щебень, идут транзитом на север, юг, запад - грузовые и пассажирские поезда. Поселок растет, хорошеет и от молодого поколения зависит его будущее.
В 2007 году утвержден флаг и герб Ахтубинского района и объявлен конкурс герба и флага поселков.
И наш ученический коллектив школы №12 предлагает свои эскизы. Вот такие эскизы флага и герба.
В сентябре 2008 года в школе было совещание руководителей железной дороги и района. Начальник рассказал, что по нашему узлу пройдет электрофицированная дорога, будут построены вторые пути, построен спортивный оздоровительный комплекс. Нужны будут рабочие кадры. Будущее за нами.
Пусть процветает Баскунчак!
Пусть дружба крепнет с каждым днем.
Пусть радость и веселье молодежи
Никогда не меркнет в нем.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Пчёлки на разведках
Горячо - холодно
Самый главный и трудный вопрос
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Лепесток и цветок