Работа получила призовое место на Городской научно-практической конференции "Отечество"
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvo_geogrgiy_martynyuk.doc | 95 КБ |
«Отечество – 2011»
Земляки
XII городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 65-летию Великой Победы
Для всех я – Пал Палыч
Саликова Виктория Владимировна,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №19», 9 «Л» класс.
Казакова Лариса Петровна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №19».
г. Оренбург
Содержание
Страницы
Тезисы 3 - 6
Введение 7
Глава 1. Путь к славе
1.1 «Болезнь» театром 8-9
1.2 Поворотный этап 10-12
Глава 2. Оренбург – это сцена судьбы… 13-14
Заключение 15
Список использованных источников 16
Приложение 1 17
Приложение 2 18
Приложение 3 19
Приложение 4 20
Приложение 5 21
Тезисы
Интерес к написанию работы возник тогда, когда я однажды по радио услышала информацию о том, что в нашем городе Оренбурге пройдут спектакли Московского драматического театра на Малой Бронной. В рамках этого проекта жители Оренбуржья смогли посмотреть две постановки столичного театра, главные роли в которых исполняют наши земляки. Премьерный спектакль Московского драматического театра на Малой Бронной «Я не Раппапорт» прошел 14 и 17 января на сцене Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии. «Жиды города Питера или Невесёлые беседы при свечах» Аркадия и Бориса Стругацких можно было посмотреть 16 января в Оренбургском государственном драматическом театре им М. Горького. Главные роли исполняли Лев Дуров и Георгий Мартынюк.
Народный артист России Георгий Мартынюк родился и жил в Оренбурге. По приглашению фонда «Евразия» Георгий Яковлевич побывал в Оренбурге этим летом, после 20-летнего отсутствия в городе детства. Заинтересовавшись этим человеком, я просмотрела статьи газет «Оренбургская неделя», «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», «Московский комсомолец, «Квартирный ряд», использовала сеть Интернет – различные сайты.
Цель работы: изучить жизненный путь Георгия Мартынюка и его вклад в развитие искусства как страны в целом, так и Оренбуржья в частности.
В связи с выдвинутой целью возник ряд задач: - рассмотреть биографию Георгия Мартынюка; - изучить путь к карьере нашего земляка.
Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену. Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью (старший брат работал артистом в одном из театров Оренбурга). Но Георгий был так решительно настроен, что родителям пришлось смириться. Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. Студентом он ходил на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило. На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей» (дипломный спектакль Петра Фоменко) прогремел на всю Москву. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут… Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. С тех пор он так там и работает. В начале своей театральной карьеры Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил его в свою картину «Тишина». Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч». Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит. Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей. С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, но она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»). Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием. А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…
Введение
Интерес к написанию работы возник тогда, когда я однажды по радио услышала информацию о том, что в нашем городе Оренбурге пройдут спектакли Московского драматического театра на Малой Бронной. В рамках этого проекта жители Оренбуржья смогли посмотреть две постановки столичного театра, главные роли в которых исполняли наши земляки: Лев Дуров и Георгий Мартынюк.
Народный артист России Георгий Мартынюк родился и жил в Оренбурге. По приглашению фонда «Евразия» Георгий Яковлевич побывал в Оренбурге этим летом, после 20-летнего отсутствия в городе детства.(7) Заинтересовавшись этим человеком, я просмотрела статьи газет «Оренбургская неделя», «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», «Московский комсомолец, «Квартирный ряд», использовала сеть Интернет – различные сайты.
Судьба этого человека не оставила меня равнодушной, и я решила не только сама узнать о нем, но и, может быть, помочь будущему поколению не только не забыть его, но и с гордостью всем напоминать, что Георгий Мартынюк - это наш земляк!
Цель работы: изучить жизненный путь Георгия Мартынюка и его вклад в развитие искусства как страны в целом, так и Оренбуржья в частности.
В связи с выдвинутой целью возник ряд задач: - рассмотреть биографию Георгия Мартынюка; - изучить путь к карьере нашего земляка. Методом исследования явился метод изучения архивных материалов, газет, сайтов, просмотр фильмов и спектаклей с участием этого актёра.
Глава 1. Путь к славе
1.1 «Болезнь» театром
Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену.(1) Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью (старший брат работал артистом в одном из театров Оренбурга). Но Георгий был так решительно настроен, что родителям пришлось смириться. Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. Студентом он ходил на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило. На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей» (дипломный спектакль Петра Фоменко) прогремел на всю Москву. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут… Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. С тех пор он так там и работает. (6) В начале своей театральной карьеры Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил его в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино». Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».(3) В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет. (5)
Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит. Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.(4) Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал . Георгий Мартынюк стал очень популярен после выхода на телевизионные экраны страны телесериала «Следствие ведут знатоки». Однажды, когда билеты на самолет стоили «копейки», а в стране царил повальный дефицит, Георгий Яковлевич собрался лететь в командировку. Билетов не было, и Георгий Мартынюк решил воспользоваться своей известностью. Он обратился к какому-то чиновнику в аэропорту, который узнал знаменитого «следователя», вызвал кассиршу, отдал ей документы актера и велел выписать билет. Через некоторое время все было исполнено, и довольный Мартынюк получил заветный билетик, на котором были вписаны номер и серия паспорта артиста, и… в графе Ф.И.О значилось: «Знаменский Павел Павлович». Актер хранит этот билет до сих пор.(3) С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина такого обожания? Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные. К сожалению, большинство зрителей воспринимали актеров, снявшихся в главных ролях знаменитых «Знатоков», только как Пал Палыча Знаменского и майора Томина. Поэтому происходили различные казусы. В своем театре Георгий Мартынюк и Леонид Каневский играли «воров в законе», а происходило это так: медленно зажигается свет, и зрители видят, как на нарах лежат Пал Палыч в тельняшке и Томин. У зрителей был шок, долго стоял хохот, и весь первый акт они привыкали к тому, что на сцене не «знатоки». Для того чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо».(2) Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели всё то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски. Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, но она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»). Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей.(5) Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием. А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…(7)
Глава 2. Оренбург – это сцена судьбы…
Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта в предвоенный 1940 год в Оренбурге. Если бы не одно обстоятельство, никаких оснований мечтать о театре в суровое послевоенное время у провинциального мальчишки вроде не должно было быть. Но брат (старше двенадцатью годами) служил актером областного драмтеатра. А поскольку родители дни и ночи пропадали на работе, он брал маленького Георгия с собой в театр. Мальчику разрешалось сколько угодно болтаться за кулисами, смотреть репетиции, присутствовать на спектаклях... Вот так с раннего детства каплю за каплей будущий знаменитый актер Георгий Мартынюк впитывал душой «театральный яд». (8)
Позже стал участвовать в школьной самодеятельности, знал на память великое множество стихов. А когда закончил десятилетку, сомнений не было: только в Москву, в театральный!..
И только спустя 20 лет Георгий Мартынюк смог приехать к себе на родину.
- Эмоции переполняют меня, - обнимая одноклассников и учителя литературы, сказал известный актёр, выпускник оренбургской школы №30 Георгий Мартынюк, когда он переступил её порог.
- Оренбург - моя родина, на улице Правды я вырос. Через 20 лет разлуки я увидел, как изменился город, как похорошели улицы, по которым я ходил мальчишкой.
- Друзья передали мне в Москву последний альбом, выпущенный благотворительным фондом «Евразия» к 265-летию Оренбурга, и я с удовольствием рассматриваю в нём фотографии дорогих мне мест. Сегодня вижу вокруг себя такие родные лица: одноклассников, учителя, которому я благодарен за помощь в выборе профессии. Надежда Ивановна Кузнецова очень тепло относилась к нам, мальчишкам. А во мне поддержала желание стать актёром, несмотря на то, что родители были против. В выпускном классе, когда нужно было готовиться к экзаменам, я учил только стихи и готовил репризы.
- И насильно заставлял меня слушать басни, мешая учить физику, - вступает в диалог Владимир Канюков, директор Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза».
- Мы с Герой сидели за последней партой. И он ещё не был звездой, и я не был академиком.
- Когда я неожиданно для самого себя с первого раза поступил в ГИТИС, - продолжает Георгий Яковлевич, - то истратил последние деньги на телеграмму: «Буду 20 августа. Студент государственного института театрального искусства имени Луначарского».
А сейчас Георгий Мартынюк - народный артист СССР - актёр Московского драматического театра на Малой Бронной. (10)
Заключение
Изучив жизненный и творческий путь актера театра и кино Георгия Яковлевича Мартынюка, приходим к выводу, что об этом известном на весь мир человеке – нашем земляке, мы бы так никогда и не узнали. Знаменитый артист начал свою творческую карьеру на сцене Оренбургского театра Драмы. Став популярным человеком, по прозвищу Пал Палыч, он остается нашим земляком. Каждый раз, услышав знакомую мелодию из сериала «Следствие ведут знатоки», всплывает образ следователя Знаменского, так полюбившегося всем. Возникает чувство гордости от того, что ты через земляка соприкасаешься с большим искусством. Появляется огромный интерес к личности человека, хочется узнать о нем больше.
Оказывается, Георгий Мартынюк учился с 1948 по 1958 год в школе №30.Долгожданная встреча с родной школой, учителями и одноклассниками произошла спустя 20 лет. Эмоции переполняли всех собравшихся, они с удовольствием рассматривали школьные фотографии, вспоминали яркие события тех беззаботных и радостных лет. Незабываемой стала встреча с другом детства, с которым сидел за одной партой, а теперь не менее знаменитым, чем Мартынюк, Владимиром Канюковым, академиком, директором МНТК «Микрохирургия глаза». Актер был рад переменам, произошедшим в городе его детства. Он бродил по родным местам и не переставал удивляться, как изменился город, как похорошели улицы. Неизменными остались лишь тепло и радушие земляков.
А мы, в свою очередь, будем с теплом вспоминать и следить дальше за творческими успехами нашего выдающегося земляка – Георгием Мартынюком!
Список использованных источников
Приложение
«Стихи от Пал Палыча»
Мой дед пахал, соха его, быть может,
В сарае заржавела не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Он не хотел печалить вас ничем.
Мой дед пахал, безмолвно, безнадежно,
Похмелием и жаждою томим.
Мой дед пахал так искренно,так нежно,
Не дай вам бог вот так пахать самим.
«Жди меня, и я вернуся,
Только очень жди», -
говорил мой дед бабусе, уходя в дожди.
И ждала его бабуся, сидя у окна.
За окном летели гуси и плыла луна.
Но однажды бес попутал,
не вернулся в дом,
тормозную жидкость спутал
с самогоном он.
По могиле ходят гуси и шумят дожди.
Жди теперь его, бабуся,
только очень жди.(9)
Карандаши в пакете
Лист Мёбиуса
Горка
Ветер и Солнце
Валентин Берестов. Аист и соловей