Работа в жанре эссе была выполнена в рамках Олимпиады школьников союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" и стала в 2010 году победителем районного этапа
Кулиева Алмара, 10 класс
«Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…»
Санкт-Петербург, 2010
(размышления о стихотворении Андрея Вознесенского «Муромский сруб»)
Стихотворение "Муромский сруб" Андрея Вознесенского выражает калейдоскоп различных чувств.
В первую очередь - тоску. Сильную и вязкую. «Полежим. Поразмышляем. Помолчим».
Использованный метод парцелляции усиливает проникновенность каждого слова. Они нас цепляют. В конце этого ряда напрашивается еще один глагол. "Поплачем". Но Вознесенский не позволяет произнести это слово. Тут же добавляет: "Плакать - дело, недостойное мужчин". Но ему хочется. Это мы понимаем. А как не понять? Кому же не известна глухая тоска, так умело пленяющая душу?
Но в душе поэта есть место для других чувств. Для светлых. И они в стихотворении звучат. Нежность и теплота по отношению к "предку". Один из методов выражения этого отношения - олицетворение. Сруб сводит в кулак пальцы, отводит печали. Со срубом поэт разговаривает, задает ему вопросы. "Деревянный Друг" символизирует как родные края "корней" поэта (прадед Вознесенского был муромским архимандритом), так и уклад деревенской жизни - а вместе с ней и русской души - в целом.
Эти строки содержат в себе еще и одиночество. Острое одиночество. Ведь лишь "пальцы деревянные" старого сруба уже в который раз отводят печаль поэта. А также - чувство обреченности: "как и я, глядит Вселенная во мрак". Во мрак. Темно и пусто. Никаких перспектив.
Наверное, все составляющие этого калейдоскопа, слившись друг с другом, образуют другое известное человеку чувство. Чувство, бесспорно, сложное, многогранное. Это ностальгия. Вознесенский чувствует острую ностальгию. Позже он напишет стихотворение "Ностальгия по настоящему", где сможет точно описать все, что испытывал:
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Поражает мастерство владения словом молодого поэта (как нам известно, стихотворение "Муромский сруб" впервые было опубликовано в сборнике "Антимиры" в 1964 году). Конечно, характерной чертой поэзии Вознесенского всегда являлась необычность его творений. На первый взгляд созданные образы, выражения и обороты кажутся весьма странными. Чего стоит только одна "Баллада-диссертация", где "по всем законам Медицины торжественно растут носы!". Однако - и это нельзя не признать - Андрей Вознесенский всегда умел точно и емко выразить свою мысль. И всегда его кажущиеся сначала непонятными и неуместными эпитеты и сравнения стояли на своих местах. Одно слово могло сказать все, на что у кого-то другого ушла бы строфа. А может и не одна.
Вот и в данном стихотворении хочется отметить такой эпитет: "электроэлегантные города". Электроэлегантные... Хм. Неуютное слово. В голове тут же рисуется образ. Переполненный проспект. Холод. Возможно, дождь. А фоном - яркие неоновые вывески на зданиях. Да, такой город действительно можно назвать электроэлегантным. В "Муромском срубе" этим городам противопоставляется любовь и простота деревень. Вернувшись к строкам из "Ностальгии по настоящему", прозвучавшим немного выше, можно сделать вывод: Вознесенский не любит, не признает фальшь и наигранность. Он стремится к настоящему, к сути, к истине и, конечно, к простоте. Поэтому авторская позиция в противоборстве города и деревни нам ясно - невозможно продать настоящую деревенскую любовь за холод городов с проспектами, переполненными фальшью. Такого Вознесенский не может и вообразить.
Русскому человеку всегда была свойственная душевность. Очень трудно подобрать определение этому свойству русской натуры. Чувственность, сентиментальность, доброта, простота, сердечность. Наверное, смешение этих качеств можно назвать душевностью. Или русская душевность - это все-таки что-то другое? Точнее, что-то еще? Думаю, в стихотворении "Муромский сруб" поэт призывает сохранить это свойство истинно русской души. Нельзя - глупо, низко, пошло - растерять душевность ради суеты больших городов. Ее нужно беречь. И обязательно передавать из поколения в поколение. Ведь «нас с тобою не будет в будущем, а церковка...»
Северное сияние
"Разделите так, как делили работу..."
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Три коробки с орехами