Определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века.
Работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 1.09 МБ |
Приложение 1
Функции сна
Сон | Функции сна | Произведение |
Сон -рамка литературного произведения | Развития основного сюжета приключений | В «Тысяче и одной ночи», сон купца Абу-Гассана |
Сон — форма основного сюжета | Содержание сна одного из действующих лиц | Рассказ Владимира Короленко «Сон Макара» |
Сон — форма эпизодического сюжета | Значительный эпизод в развитии главного действия. | И.А. Гончаров сон Обломова |
Сон — неожиданное разъяснение фантастического сюжета | Ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна, усложняя этот прием троекратным его повторением. | Н.В.Гоголь «Портрет» |
Сон — завязка и разрешение сложной коллизии | Завязка действия немыслима без этого литературного приема | Шекспир «Макбет» (сон Дункана и слуг) |
Сон — изобразительный эффект | Подчеркнуть известные душевные качества своего героя, чаще героини. | М.Ю.Лермонтов ( изображение спящей Тамары в «Демоне») |
Сон- средство перехода от одного эпизода к другому | Описании путешествий, странствований, осмотров, совершения подвигов | |
Сон - прием для изображения иррационального, потустороннего мира | Форма видения, явления или откровения о загробных тайнах. | Н.А.Некрасов, рисуя картину покаяния дяди Власа. |
Сон — переход | Введение сна для перенесения действия из действительной жизни в воображаемое будущее: | роман Беллами «Через сто лет» и роман Уэльса «Когда спящий проснется». |
Сон — переход от прошлого к современности | сопоставления двух различных эпох при помощи сна одного из действующих лиц. | У Эдгара По эта цель достигается путем возвращения к жизни египетской мумии, проспавшей столетия и проснувшейся в XIX веке |
Сон — вещее предвосхищение героем судьбы, т.-е. развязки литературного произведения | Развитие сюжета предопределяется содержанием сновидения, и развязка романа заранее задана | сон Анны Карениной у Льва Толстого. |
Сон — изложение мировоззрения | Образное изложение системы глубочайшего философского пессимизма | сон Ипполита («Идиот» Ф.М.Достоевского) |
Сон — этическая оценка | Нравственная оценка поступков действующих лиц, | Свидригайлов («Преступление и наказание») Ф.М. Достоевский |
Сон — настроение | Создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения | «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева |
Невидимое письмо
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Ледяная внучка
Сила слова
Филимоновская игрушка