Эссе по краеведению:
Вложение | Размер |
---|---|
monakova_esse.doc | 37.5 КБ |
soloveva_esse.doc | 43.5 КБ |
shapoval_esse.doc | 40 КБ |
«Олимпиада – 2012».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 49 г.Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
Секция- этнография.
Мой город - самый лучший город на Земле.
(краеведческое эссе)
Выполнила
Монакова Анастасия
ученица 8 Г класса.
Учитель: Данилова Е.В.
Белгород 2012.
Люблю тебя, мой край родной,
Моё родное Белогорье!
С. Огородникова.
Однажды я побывала в городе Харьков в Украине. И очень порадовалась за то, что не являюсь жителем этого города.
Испытала чувство жалости к харьковчанам. Город мне показался мрачным, серым, неухоженным, неуютным. Многие задания обшарпаны и требуют ремонта, тротуары разбиты, на проезжей части колдобины.Я подумала: «Никакого сравнения с моим городом!».
Белгород. Я очень люблю мой родной город, его улицы, парки, скверы, дома. Наш город удивительно красив, это отмечают все, кто приезжает к нам погостить. Особенно красив весной, когда на клумбах появляется множество цветов. Город благоухает многоцветьем, работники «зеленого хозяйства» как пчелки трудятся, украшая его на радость жителям.
Удивляюсь, как быстро строятся новые здания и мой город, становится современным и привлекательным.
В городе у меня есть мои места, куда хочется ходить с друзьями, классом, показывать гостям, бывать с семьей.
Таким замечательным местом является краеведческий музей. Я была в нем, кажется, тысячу раз. Но каждое посещение узнаю что-то новое. Работники музея настолько увлечены своим делом, всегда найдут чем удивить – то интересный музейный урок, или выставка, или новый экспонат.
Мы часто ходим в музеи с классом, особенно мне нравится Художественный музей. Это самый настоящий дворец, в котором живут талант и вдохновение художников.
У гимназии № 9, на Народном бульваре расположился удивительный памятник первой учительнице скульптора Костенко. Так и хочется присесть рядом с ней за парту. Сразу вспоминается моя первая учительница Кенаш Светлана Александровна, такая же добрая, понимающая и строгая. Это памятник всем учителям нашего города.
На территории БГТУ имени В.Г. Шухова находится уникальная по своей красоте скульптурная композиция скульптора Анатолия Шишкова "Пушкин и Натали". Возможно, Пушкин читает стихи своей Наташе?. Я считаю, что это место для признаний в любви. Надеюсь, что когда-нибудь, именно здесь я услышу слова: «Я тебя люблю».
В Белгороде есть такое теплое и спокойное место, куда хочется иногда прийти после трудового дня. Милая старушка («белгородская бабушка») скульпторов Тараса Костенко и Дмитрия Иванченко сидит на скамейке за драмтеатром.
Всем своим гостям обязательно показываю скульптуру "Честный гаишник (Павел Гречихин), потому что меня потрясла легенда, связанная с ним. Говорят, что когда-то этот честный гаишник оштрафовал собственную супругу за нарушение правил дорожного движения. Скульптура расположена на одной из транспортных развязок в районе Харьковской горы, автор Шишков А. Вот бы и нынешние гаишники были такими же.
В Белгороде столько интересного и близкого мне!
И как бывает невыносимо больно, когда сами жители города не ценят его красоту, и труд людей, создающих ее. Я стала ненавидеть толпы людей, собирающихся отмечать наши Великие праздники- День Победы, День освобождения города. После праздничных салютов гуляющая толпа оставляет после себя горы мусора, бутылки из-под пива, вытоптанные газоны, сорванные цветы.
Я призываю Вас: «Люди, начните с себя. Почувствуйте свою ответственность за город. В нем жить Вам и Вашим детям».
Я горжусь своим городом, и, поверьте, мне есть, чем гордится.
Часто мы с семьей выезжаем за его пределы, знакомимся и общаемся с разными людьми. Нас спрашивают: «Откуда вы?». «Мы из Белгорода», - отвечаем. Бывает, люди не знают, что это за город, где он находится. Начинаем рассказывать про Курскую дугу, про Светлану Хоркину, про КМА и многое другое. Тогда люди говорят: «Ну как же, знаем-знаем».
Я очень люблю свой город, свой край, свою милую малую родину. Хочется прожить свою жизнь так, чтобы и город гордился мной.
«Олимпиада – 2012».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 49 г.Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
Секция- этнография.
Мой город - самый лучший город на Земле.
(краеведческое эссе)
Выполнила
Монакова Анастасия
ученица 8 Г класса.
Учитель: Данилова Е.В.
Белгород 2012.
«Олимпиада – 2012».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
Секция- этнография.
Как мы помним наших предков, так будут помнить о нас.
(краеведческое эссе)
Выполнила
Соловьева Алена
ученица 8 В класса.
Учитель: Данилова Е.В.
Белгород 2012.
Мы – связующее звено в цепи поколений. Как мы помним наших предков, так будут помнить о нас.
Вопрос, волнующий жителей Белгородчины в настоящее время, волнует и меня: «Как не дать будущим поколениям забыть прошлое и самим возобновить забытые или утерянные факты?»
Больше всего меня тревожит то, что история, значение и «душа» русского народного Белгородского костюма уже частично забыты, а значит, в будущем может статься так, что информация о нарядах наших предков не сохранится. А как же может существовать человек без прошлого? Какое у него будущее? Вот и получается, что его будущее, как и прошлое, будет в забытьи и не будет его волновать…
Именно поэтому я решила посвятить свою работу этнографии Белгородского костюма.
Мне очень интересна эта тема, так как я не понаслышке знакома с русским народным костюмом Белгородского района. Дело в том, что я пять лет занималась в фольклорном ансамбле. У нашего коллектива были костюмы, идентичные тем, которые носили в старину на Белгородчине молодые девушки. Мы изучали традиции народного костюма, обычаи и обрядовые песни. Я хочу поделиться с вами более подробным описанием русского народного костюма, раскрыть его красоту и уникальность.
Женский и мужской народные костюмы представляют собой воплощение народного творчества, является зеркальным отражением основ жизни, верований, стремлений нашего народа.
Фольклорная традиция края включает в себя и жизнь народной одежды, которую на Белгородчине называли «одежей», «нарядом», «срядой», что очень близко и созвучно понятию «обряд». Это не случайно, так как оригинальное, яркое, красочное зрелище, уходящее в глубь веков, не мыслится вне связи с народной песней, танцем, действом, окружающей природой, социально-бытовым укладом и хозяйственной деятельностью предков. Примечательно, что в различных селах края наряды несходны. И это не случайно, ведь судьба народного костюма – это история заселения края, и формировалась она в тесном взаимодействии разных национальных и этнических традиций, под непосредственным воздействием природных и социально-бытовых факторов.
Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Белгород, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен чем Северный по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
На территории Белгородчины во второй половине XIX века бытовали все основные комплекты русской одежды: с поневой, с сарафаном, с домотканой юбкой, с юбкой городского покроя.
В одежде славян не было ничего случайного. Без головного убора комплект одежды был бы неполным и даже не мыслился. По женскому головному убору можно было судить, замужем она или нет.
С непокрытой головой женщина нигде не показывалась. Повой, убрус-покрывало, полотенце, платок (сохранилось выражение: «до повоя» - до замужества).
Кокошник – название произошло от древнерусского «кокош» - курица. Был он популярен на Руси, считался головным убором замужних женщин. Его шили на жесткой основе, украшали вышивкой, золотым шитьем, бисером, жемчугом, драгоценными камнями – в зависимости от благосостояния его обладательницы. Надевали кокошник только на праздник.
Сорока – головной убор замужних женщин, состоит из многих частей, главные – кичка и сорока с подзатыльником. Кичка – твердая основа, надеваемая на голову. Сорока – мягкий чехол, покрывающий основу и дополняемый множеством деталей. Есть несколько видов сорок: «сорока с завязкой», «сорока с мохрами».
Рубаха – древнейшая, самая любимая и распространенная, нательная одежда древних славян. Языковеды считают, что ее название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани (рубить = резать).
Мужские рубахи обычно шили до полу («подол»), их тоже обязательно подпоясывали – нижний край посередине икры, а во время некоторых работ – и по колено. По мнению древних, обязательно следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы.
Рубаха носилась на выпуск с поясом. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед.
Тканые и вязаные пояса носили женщины, а мужчины – ременные. Пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. На Руси бытовало выражение «лишить пояса», то есть лишить воинского звания.
К поясам привешивалось много подручных предметов: ножи в ножнах, ключи, кресала, поясный мешочек для разной мелочи – карман. Когда хоронили умершего, пояс расстегивали, чтобы душа могла окончательно покинуть тело.
Понева. «Понева оденется – воля переменится». Поневы сохранились до 20-х годов XX века. На территории нашей области бытовали распашные и глухие поневы. Понева – самый древний вид поясной одежды, которую получали девушки, достигшие возраста невест. В более поздние времена понева являлась принадлежностью просватанной девушки и замужней женщины. Первоначально «понева» или «понява» означало кусок ткани, полотенце, пелена, завеса. Возможно, так называли не саму одежду, а материю, из которой ее делали (разновидность полушерстяной ткани, обычно в клетку).
Поневу и прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные были у незамужних девушек и молодиц, у пожилых – положение цветной тесьмы по краю подола. Еще в начале XX века по клеткам поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина.
Сарафаны в каждом уезде различались по покрою, материалу, разноцветке и украшениям. Передник – был неотъемлемой принадлежностью женского костюма.
Обувь, как и головные уборы, в области называлась разнообразно: бахилы, чоботы, онучи, лапти. Бахилы – черные вязаные туфли на кожаной подошве, их носили пожилые женщины. Чоботы – мужская и женская обувь в виде глубоких башмаков. В прошлом веке так стали называть сапоги. (У слова сапог есть родство со словом труба). Обувь с голенищами в виде трубы – сапог. Онучи – прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. На ноге закреплялись веревками. Лапти – сплетенная обувь из древесной коры или веревок. В зависимости от количества лыковых полос или веревок лапти назывались: пятерки, шестерки, семерики. В зависимости от материала, из которой они плелись, называли по-разному: «дубачи» - из коры дуба, «берестянки» - из коры березы.
В устной бытовой речи одежда человека – это три уровня тела человека: верх – голова, средина – грудь, низ – ноги и часть живота. Каждая часть обязательно «обряжались» и не просто так, а со смыслом.
Костюм каждого человека раскрывал его душу. По костюмам можно было определить не только, к какому сословию принадлежит человек или насколько он богат. На костюмах явно выражалось и семейное положение, какова семья, замужем ли девушка, сколько лет она замужем и сколько у неё детей и даже счастлива ли она в браке.
Русский народный костюм- это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, этикете.
Не стоит ли задуматься о сохранении истории нашего Белгородского костюма? Я считаю, что стоит, и я обязательно приложу к этому все свои силы, потому что мы – связующее звено в цепи поколений. Как мы помним наших предков, так будут помнить о нас.
«Олимпиада – 2012».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
Секция- этнография.
Моя родная Белгородчина.
(краеведческое эссе)
Выполнила
Шаповал Ксения
ученица 8 Г класса.
Учитель: Данилова Е.В.
Белгород 2012.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оное постыдное малодушие.
А. С. Пушкин.
В своем высказывании Александр Сергеевич говорит о том, что независимо от того, сколько человеку лет и какое место он занимает в обществе, он должен знать историю своей Родины. Человек, который ничего не знает о том месте, где он родился и вырос, не может называть себя Гражданином. Такие люди пусты, в них нет желания узнать новое о своих предках и корнях. Я считаю, что это высказывание будет актуально во все времена, ведь культурное наследие одно из самых богатейших и сохранить его можно только тогда, когда мы будем чтить и почитать тех, кто его веками создавал. Мы должны интересоваться историей своей страны, своего края, своей малой родины.
Малая родина... Это понятие вызывает самые разные чувства. Каждый вспомнит о месте, где он родился, жил, где он был счастлив. Таким местом для меня является Белгородчина. Несмотря на то, что я родилась далеко отсюда, эти места в моем сердце навсегда останутся моей родиной.
История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений - пожары, набеги, нашествия - но, тем не менее, Белгородчина славилась своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.
Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер - каждый сам себе шил одежду и обувь, посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.
Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением, нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу.
Белгородчина издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа, которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках.
На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов - оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись разли украшения и амулеты.
Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того,что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным достижением.
Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. В настоящее время многие ремесла обретают «новую жизнь» - создаются и открываются мастерские, многие домашних условиях изготовляют вещи, подобные тем, которыми пользовались их далекие предки. Люди хотят приобретать различные изделия, не просто смотреть на них за музейным стеклом, но прикасаться к ним, изучать, чувствовать себя частью интереснейшей истории нашего необыкновенного края. Также в каждом районе создаются музеи народной культуры, которые посещаются и детьми и взрослыми с большим интересом. Это значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это - ещё один большой шаг на пути к сохранению культурного наследия. Я считаю, что нужно создавать уголки народной культуры в школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о народной культуре - жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук. Это поможет возродить добрые традиции наших предков и передать их потомкам.
Малая родина... Два небольших слова так много несут в себе. Малая родина - это обязательно то место, где родился человек. Это то место, где он чувствовал себя счастливым, значимым, по-настоящему нужным; то место, которое стало ему родным. И куда бы я ни пошла, где бы не оказалась, моей малой родиной всегда будет Белгородчина - богатейший край, который стал для меня самым родным местом на свете.
«Олимпиада – 2012».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
Секция- этнография.
Моя родная Белгородчина.
(краеведческое эссе)
Выполнила
Шаповал Ксения
ученица 8 Г класса.
Учитель: Данилова Е.В.
Белгород 2012.
Лист Мёбиуса
Рисуем белые грибы пастелью
Несчастный Андрей
Заяц, косач, медведь и весна
Рыжие листья