На конкурс сочинений «Герой Куликовской битвы в истории Российского государства»
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_aleksandr_peresvet.doc | 49 КБ |
Климовская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области
На конкурс сочинений «Герой Куликовской
битвы в истории Российского государства»
Александр Пересвет –
«днесь и воин, и раб Христов»
сочинение
Автор: Рыженкова Ольга Михайловна,
13 лет, ученица 8 «Б» класса КСОШ №3;
Руководитель: Рыженкова Ася Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ Климовской средней
общеобразовательной школы №3
Климово
2010
…Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда
привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю
Дмитрию Ивановичу: "Лучше нам убитыми быть,
нежели в плен попасть к поганым татарам!"
Поскакивает Пересвет на своем борзом коне,
золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат
посечены у Дона великого на берегу…
«Задонщина»
Александр Пересвет - легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Имя этого героя Куликовской битвы свято хранит в памяти Русь православная, земля Брянская. Причислен он к лику святых, мощи его покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. День памяти отмечается 8 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Не ведал и не гадал бывший брянский боярин, по происхождению любечанин, отличавшийся храбростью и воинским искусством, что прославится он в веках. "Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел". Участвовал он в ряде походов и боёв И отрекся он от мира после битвы на реке Вожи. Есть предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, а позже попал в Троице-Сергиевский монастырь и к роковому для Руси 1380-му году уже был его послушником. По законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имели права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Что же заставило Пересвета ослушаться закона Божьего? О чем молился инок Александр в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского? И куда, помолясь, ушёл он, оставив свой яблоневый посох, взяв вместо него оружие?
А ушел он защищать Святую Русь, страну свою, землю свою. Ибо «подули сильные ветры с моря к устьям Дона и Днепра, принесли грозные тучи на Русскую землю… То не серые волки…- пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую землю». И призвала земля русская всех сынов своих на защиту. И отправился пресветлый князь Дмитрий Донской к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. И благословил праведник и чудотворец русское воинство: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". И надежду вселил во всех ратников. Но не только благословение было дано Дмитрию Донскому, но и два инока княжеского рода вышли из стен Троице-Сергиевского монастыря с князем в ратный поход. Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Но не просто монахами Александром Пересветом и Андреем Ослябей были они – сам преподобный Сергий постриг их, на святое дело отправляя, в Великую Схиму, в высший ангельский чин. И дал он им вместо оружия тленного нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя.
«Быть стуку и грому великому на речке Непрядве,… покрыться трупами человеческими полю Куликову, потечь кровью Непрядве-реке!» В восьмой день сентября года 1380-го поле Куликово стало после драматических событий и обильно пролитой русской крови первым Полем Славы на все времена. Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых коней, слышались клики всадников, рвущихся в бой... Темные полчища врага ползли, как тень, с обеих сторон. Нашей рати меньше гораздо. Уже близко сходятся сильные полки... И не знал, и не ведал Александр Пересвет, что будет бой этот для него последним, что увековечат потомки день и год его смерти, не зная года рождения.
Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая силу и мужество свои на виду у всех. Пяти сажен высота его и трех сажен ширина его была. Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем «страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». Похвалялся пред русскими войсками Челубей (Темир-мурза) силой своей непомерной и ловкостью. Вызывал Темир-мурза на единоборство кого-либо из русских воинов, на традиционный «поединок богатырей». И никто не мог противостоять грозному татарскому богатырю:
Челубей - знаменитый воин,
Великанистый весельчак.
Знает силу свою, спокоен.
Ждёт, найдётся ли здесь смельчак.
Невозможностью каждый связан,
В ожидании изнемог.
Вдруг послышалось рядом с князем:
«Не смущайтесь. Велик наш Бог».
Это выступил из Передового полка князя Владимира Всеволожского монах– инок Александр Пересвет, слывущий умением уставлять полки. Не вступал он в борьбу с самонадеянной гордостью, не похвалялся перед врагом своей крепостью и силой, лишь произнес: "Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться".
Мрак уныния свет разрезал,
Александр Пересвет.
Голос мужественный и трезвый,
Ни сомнений, ни страха нет…
По обычаю христианскому простился инок Пересвет со всеми и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него.
И выпала честь Пересвету начать Куликовскую битву. Сел он на своего коня и, копьем вооруженный, устремился на татарина. Хитер был Челубей, мастер конных поединков: копьё его было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла. Но и Пересвет умом недюжинным наделен был. Неспроста русский витязь снял перед поединком с себя боевые доспехи: вместо шлема и брони на нем была лишь Великая Схима - накидка монашеская с изображением креста, которую получил он в дар от Сергия Радонежского: Сделал он это, словно предвидя, что суждено ему пасть от руки «поганого татарина». Но знал он и то, что копье противника, пройдя сквозь тело его на большой скорости, не успеет вышибить его из седла и тогда он сможет нанести удар сам…
Взвились на дыбы могучие кони двух воинов. Столкнулись всадники, копья ударили в щиты. Звон стали разнесся по полю. Щиты не выдержали такого натиска, копья проткнули их и вонзились в тела богатырей. Подался назад Челубей от удара копья русского богатыря. Полетел с его бритой головы красный малахай. Подался и Пересвет. Всю силу свою могучую вложил он в длинное копье. Сшиблись богатыри с силой страшною, что орудия переломались, пробили они друг друга копьями насквозь – и оба упали на землю замертво:
Раз-бег, в один миг
У-дар, вскрик.
У-пал Челубей, у-пал Пересвет и оба коня.
Никто ничего не успел понять…
Есть немало легенд о том, что, даже будучи мертвым, Пересвет «одолел» ненавистного врага. Так одно предание гласит, что оба воина упали замертво, но наш Пересвет оказался сверху. Другое упоминает, что на землю упал лишь Челубей, а инок Пересвет, получив рану смертельную, продолжал в седле оставаться, ибо копье ударило прямо в крест, смог сам до строя доехать и только там умер... Выиграл Мурза Челубей триста поединков, но с духовным богатырем он справиться не смог.
…Так противник в начале битвы
Разменял своего ферзя
На фигуру поменьше весом,
Духом – выше во много раз.
Принял инок удар железом
За десятки любых из нас!
Загорелся для Александра Пересвета «невечереющий день в вечном царствии Христовом». И тут, на поле на Куликовом, свершился его последний подвиг, к которому он шел всю свою жизнь. Ибо погиб Александр Пересвет, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. После окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: "Братия, видите ли сего чиноначалника? Тои бо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горкую чашу".
Многим чаша такая. Многим
Литься впредь на Руси слезам.
С Богом, братие! С Богом! С Богом!
Время храбрость показать!
И был бой Пересвета с Челубеем знаком для русских воинов, что битва будет тяжелой, но победа будет за православными. И «преодолела слава русская хулу поганых… Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские… О горький час! О година крови исполнена!» Но Куликовская битва духовно возродила Русь, укрепила веру в национальное самосознание. Ибо ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы..., а вернулись единым русским народом!
Величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, сынов света духовного. И среди них - монахи-воины, соединившие в своем житии два подвига воедино, став преподобномучениками. Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно неугасимым лампадам. Одно из этих имен – имя моего славного земляка Александра Пересвета! Высится памятник ему на Покровской горе в родном его Дебрянеске.
Днесь - и воин, и раб Христов.
«Слава русским воителям, Пересвету хороброму и брату его Ослябе – героям Куликовской битвы!»
Мороз Иванович
Голубая лягушка
А теперь — мультфильм
Позвольте, я вам помогу
Карандаши в пакете