Исследовательская работа ученицы посвящена изучению истоков родного ногайского языка, толерантному отношению к культурам всех народов.
Мы живём в многонациональном государстве, где тесно сотрудничают люди разных верований, где каждая народность имеет свой язык, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет своих и чужих. Толерантное воспитание такого социума возможно лишь в том случае, если каждый из нас знает культуру своего народа и уважает традиции других национальностей.
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_malaya_chast_rossii.doc | 70 КБ |
Дуйналиева Элина, 14 лет,
руководитель –
Джумамухамедова Г.Ф.
МОУ «Джанайская СОШ».
Мы - малая часть России.
Мы живём в многонациональном государстве, где тесно сотрудничают люди разных верований, где каждая народность имеет свой язык, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет своих и чужих. Толерантное воспитание такого социума возможно лишь в том случае, если каждый из нас знает культуру своего народа и уважает традиции других национальностей.
Прекрасно, что многие из нас владеют несколькими языками, кроме своего, знакомы с разными культурами и традициями. Тесно переплелись в нашем регионе судьбы людей разных национальностей с судьбой русского народа. Мы, нынешняя молодежь, с детских лет говорим на русском языке, продолжая изучать его в стенах школы. Русский язык стал нам родным.
Учёными было установлено, что 30-40 тысяч астраханцев имеют ногайское происхождение. Однако, по данным двух последних переписей, о своей национальности «Ногай» заявляют только от 4-х до 5-и тысяч человек. Отсюда появляется множество проблем со статусом культуры нашего общества, изучением родного языка, выпуском прессы и книг.
Мы, молодёжь, должны знать историю своего великого народа, его культуру и не дать погаснуть нашему прекрасному языку. В настоящее время признание себя ногайцем, утверждение и развитие ногайской культуры является актуальной проблемой.
Недавно прошла перепись 2010 года. Какой статус выбрали наши земляки?
Я думаю, что лучше всего заявить о себе, о нас, о нашем существовании! Я и мои родители записаны во многих документах под национальностью «татары». И теперь, с отменой фиксации национальности в личных документах, главный и наилучший способ – перепись!
Каждый из нас свободен в своём выборе национальности. Поколение славных предков – за нами и за нас. Так будем же помнить, чтить и прочно хранить традиции, язык, тамги своего достойного наследия.
Я хочу представить свою работу на тему: «Мы – малая часть России. Наследники Великой Степи…», где расскажу о нашей национальности, о её традициях, культуре, проектах, направленных на активизацию молодого поколения.
Непосредственными потомками, наследниками Ногайской орды,
Половецких степей, простиравшихся от низовий Сырдарьи и озера Балхаш до устья Дуная, являются Ногайцы. Появление Ногайцев в Астрахани совпало с распадом Ногайской Орды. В русских исторических документах астраханские Ногайцы получили название «юртовцев» от названия поселения - «юрт». До 2006 года современная территория компактного проживания карагашей приходилась на земли Красноярского района, в частности, сёла муниципального образования «Сеитовский сельский совет» (Сеитовка, Айсапай, Куянлы, Ланчуг, Бузан-пристань, Бузан-разъезд, Белячий) и муниципального образования «Джанайский сельский совет» (Джанай, Подчалык, Ясын-Соккан, Малый Арал). Помимо этого Ногайцы-карагаши проживали в Харабалинском районе (село Лапас) и пригороде Астрахани (посёлке Кири-Кили, Янго-Аул, Свободный), в селе Растопуловка (Приволжский район), в Красном Яру и в микрорайоне Бабаевского города Астрахани.
Моя жизнь началась в 1996 году селе Сеитовка. Это село на протяжении многих веков было центром хозяйственной и культурной жизни Ногайцев Астраханского края, правда сейчас переживает не лучшее время. По архивным данным оно было основано в 1788 году. Как пишется в самом историческом документе от имени Ногайцев-карагашей: «Издревле мы, именованные, находились жительством в степи, кочуя со стоком, и никаких тягостей не несли, а назад тому уже лет восемнадцать, как возложена на нас почтовая гоньба обще с астраханскими Юровскими татарами, которую с самого того времени поныне исправляем без роптания с усердием, а прошлого 1788-го по повелению находившегося тогда в Астрахани господина статского советника бывшего Кавказского наместничества правителя и кавалера Лариона Спиридоновича Алексеева поселены мы двумя слободами в Красноярском уезде, которые именованы Хожетаевской и Сеитовской».
Исследователь народов Нижнего Поволжья П. Небольсин отмечает, что в то время Ногайцев-карагашей: «Поставили в зависимость от уездного начальства Красного Яра, обязали платить земскую повинность, определили им места за Волгой для кочевок, как зимой, так и летом и, в видах устройства зимовок и приюта на зиму для людей и скота, надоумили положить начало двум нынешним селениям Сеитовка и Хожетаевка».
История села Сеитовка, таким образом, неразрывно связана с историей села Хожетаевка. Два села были административными центрами, откуда осуществлялось управление над обществом Ногайцев-карагашей.
Позднее из села Сеитовка путем выделения образовались такие аулы Ногайцев-карагашей, как Лапас, Куянлы, Белячное, Ланчуг, Ясын-Сокан и Джанай. Образование Ногайских поселений происходило по местам весенне -летних стоянок. Для Сеитовки характерны такие рода Ногайцев-карагашей, как найман, тоюрмалы, тергенчи, джульмабет, утегуле, серкеле, байгонды, ажимбет, ток и другие.
В советское время на территории Сеитовки располагался колхоз «Ленинский путь», председателем которого являлся мой дедушка. В колхозе занимались выращиванием бахчевых культур, томата, риса, также имелось животноводческое хозяйство. Сеитовская школа была образовательным центром для близлежащих ногайских школ. В местном клубе часто устраивались праздничные мероприятия, которые собирали гостей со всего Красноярского района. Численность населения Сеитовки вместе с прилежащими селами в лучшие годы достигала 6 тысяч человек.
В 1988 году во время пробуждения национальной жизни празднование 200-летия села Сеитовка ознаменовало собой новый этап развития этнокультурного возрождения Ногайцев. Это событие впервые собрало на мероприятие представителей всех регионов проживания России и стало отправной точкой для дальнейшего развития межрегиональных контактов. Некоторые впервые увидели ногайские юрты, национальные костюмы, при виде которых у многих наворачивались слезы.
С 1995 года в связи с нависшей экологической опасностью, вызванной близким расположением села к Астраханскому газоперерабатывающему заводу, началось переселение его жителей в село Растопуловка и город Астрахань. Село Сеитовка из цветущего поселения постепенно превратилось в место не совсем пригодное для жительства.
Мы должны знать и помнить свою историю. История села – это часть истории моей жизни. Село Сеитовка имеет богатую историю, и сегодня отмечая его юбилей, мы отдаем дань памяти народу, который чтит своих предков и свое прошлое, ради будущих поколений.
2009 год объявлен Годом Молодежи. Действуют различные программы и проекты, направленные на активизацию людей молодого поколения. А где была задействована Ногайская молодежь? Где принимал участие? Об этом хочется рассказать подробнее.
МЦНК «Эдиге» на 2009 год разработал обширную программу. Главная цель – консолидация Ногайской молодежи и творческое развитие Ногайской культуры. В начале 2009 года произошли изменения в составе Центра, выбран новый руководитель и новый состав Правления. Президентом на следующие три года был избран Идрисов Эльдар Шамигуллович. Его главным помощником стала студентка АГУ А.З. Абдулмеджидова.
В течение всего года вечера встреч проходят по форме «джиенов» - массовых мероприятий, с большой культурной и просветительской программой. Прошло уже три таких мероприятия, последний из которых прошел 14 октября в клубе «Гэлекси».
5 июня 2009 года МЦНК «Эдиге» в Театре юного зрителя г. Астрахани провел Ногайский концерт, приуроченный к Году Молодежи в России. На мероприятие были приглашены сотрудники органов власти, занимающиеся молодежной политикой. Администрацию Губернатора представлял Е.А. Базылев, а агентство по работе с молодежью А.М. Кузнецова. Они рассказали о проходящих мероприятиях, связанных с Годом Молодежи, пригласили к участию всех присутствующих молодых людей.
В ходе мероприятия свое мастерство показали победители Всемирного конкурса по национальным танцам Студия Ногайского Танца «Тулпар», обладатель призового места конкурса «Краски детства» ансамбль «Суюмбийке», свои сольные номера продемонстрировали Узаир Найманов, Артур Межитов, Раиль Тлеков, Кызыл-Гуль Кудайбердиева, Аида Мухамедова, Гульмира Аджатаева, Алия Озганбаева.
Для поддержки молодых талантов были приглашены именитые гости, заслуженные артистки Республики Дагестан Фатима Нурлубаева и Айгуль Джумагулова. Их выступление стало кульминацией концерта, вызвало бурю положительных эмоций у зрителей в зале.
Приятной неожиданностью для всех стало присутствие и выступление с приветствием на концерте гражданина Австрии, этнического Ногайца, главы российского представительства строительной фирмы «Siemens» Абдулафита Чифчи. Гостями концерта также стали представитель Союза Ногайской молодежи «Данък» г. Москва Джалил Оразбаев, правнук Ногайского просветителя Владимир Джанибеков, представители администраций и жители сел Джанай, Растопуловка, Сеитовка, Ясын-Сокан, Малый Арал, Лапас, Татарская Башмаковка и Яксатово.
В День борьбы с наркотиками 26 июня на Набережной реки Волги прошел концерт, организованный Астраханским областным наркологическим диспансером под девизом «Астрахань- территория без наркотиков». Наркомания – это современное зло, окутавшее наше общество. И только с усилием всех сил государственных и общественных организаций можно победить его. МЦНК «Эдиге» принял участие в этом мероприятии с выступлениями Студии Ногайского Танца «Тулпар» и Алии Озганбаевой.
С 1 июля по 11 августа прошел Всероссийский форум «Селигер». От Астраханского области была делегирована большая команда, куда вошли представители МЦНК «Эдиге» Ильнур Джуманов и Альберт Бигалиев. Ильнур Джуманов участвовал в первой смене, он вошел в проект «Россия для всех», который был призван выявить идеи молодежи, связанные с развитием толерантности. Альберт Бигалиев представлял современный с Татьяной Первицкой проект «Экологическая хартия Каспий-Волга-Дон», который вызвал положительные отзывы экспертов.
Ногайская национальная борьба «Куьрес» широко известна издревле и горячо любима народом. Захватывающие поединки батыров всегда отличались своей привлекательностью и борцовским духом. Истоки зарождения Куьреса, или борьбы на поясах, уходят в глубину веков. В средневековье борьба на поясах являлась типичным элементом военно-физической подготовки подрастающего поколения Ногайцев. В 2010 году эстафету проведения «Степных Богатырей» принимает Астраханская область. 7 августа в селе Растопуловка Приволжского района с 10.00 часов, стартовал IV турнир с участием молодых борцов из пяти регионов России: Астраханской области, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Чеченской республики. Данное мероприятие прошло при содействии администрации Губернатора Астраханской области, министерства спорта и туризма Астраханской области, министерства культуры Астраханской области.
С 18 по 24 сентября в Астраханской области проходил Межрегиональный форум «Селиас». Он проводится у нас второй раз. В его задачи входит выявление инновационных идей молодежи. Примечательным событием данного форума было проведение открытого заседания молодежной рабочей группы этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области. МЦНК «Эдиге» в этом совете представлял Ильнур Джуманов. В планах каждого общества различные идеи, которые способны сплотить наш многонациональный регион. Это и совместные благотворительные акции, и проведение крупных мероприятий и даже создание календаря общих праздников. Первым результатом этой работы станет празднование Дня народного единства 4 ноября.
Весна – это символ любви и обновления всей жизни на земле. Каждый народ пробуждение природы отмечает по-своему. Во многих странах Востока весна начиналась в день весеннего равноденствия, когда длина дня и ночи уравнивалась. И именно тогда, с приходом весны, начинался новый отсчет, новый год и праздник «Навруз».
Традиция празднования Навруза характерна для ногайцев. Наиболее типичен он будет для кубанских ногайцев, с некоторыми особенностями он отмечается ногайцами Дагестана и Чечни. Для ногайцев Астраханского края аналогом Навруза является Амиль-байрам. В день праздника в каждом доме накрывали дастархан с традиционными праздничными блюдами: ногай шай с баурсаками, кара сорпа, толтырма, куурдак, катлама и боьрек. По преданию обилие и разнообразие еды на праздничном столе должно было обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году.
В день праздника с раннего утра дети в национальных костюмах с вышитыми мешочками, перекинутыми через плечо, ходили по дворам, поздравляя сельчан с Весной. В одних селах детишки несли с собой чучело в красной рубашке и в красном колпаке, в других палку обтянутую красной материей и украшенной бусинками и орешками – «Суюнъ таякъ». В каждом дворе по-своему отзывались на поздравления. Одни одаривали детей сладостями и обязательно обрызгивали чучело водой, другие завязывали платочки на «Суюнъ таякъ». Все это сопровождалось ритуальной песней:
«Яз келди, яппан,
Тигилди егер саппан,
Энди келди яз заман,
Азан, Азан,
Навруз келди, мубарек …»
В результате такого обхода дети собирали много подарков, состоявших преимущественно из мелких вещиц: полотенца, кисетов, тканых поясов, которые они потом распределяли между собой.
В этот день жители села выходили в степь ставили там юрты, разжигали костры и устанавливали котлы, где варили мясо. В юртах сидели мастерицы, плели старинные национальные шерстяные циновки, пряли шерсть, вязали шерстяные носки, вышивали кисеты. Акын играл на домбре, исполняя старинные ногайские песни. Праздник Навруз не обходился без спортивных состязаний, участвовать в которых могли все желающие. Начинались они со скачек, где на всем скаку всадник должен выхватить у другого всадника из рук шапку, в некоторых случаях шкуру козленка. Не менее интересными были и состязания по борьбе («куряш»). На отдельной площадке дети играли в свои игры: «альчики», «дандерук» (юла с плеткой), «аткрос» (дети в костюмах лошадей изображали борьбу), «окъ атув» (стрельба из лука).
Каждый год в парке «Аркадия» ногайцы празднуют этот праздник, организаторами которого является МЦНК «Эдиге». Я хочу рассказать, как прошел праздник в этом году.
В эти дни праздника парк пестрит яркими красками народных одежд, звенит национальными мелодиями, искрит приветливыми улыбками. Представители ногайцев собираются на национальной площадке, где всегда много зрителей. Здесь ставятся юрты, готовятся национальные блюда, которыми тут же и угощают, звучат народные песни, танцы, музыка. Всюду слышна ногайская речь: «Навруз байрам мубарек болсын!».
Я считаю, что большой вклад в организацию ногайской площадки «Навруза-2009» внесли Абдрахман Махмудов, Арсланбий Могуев, Абдулхаир Таутов, Курбан Дауметов, Батырхан Елманбетов и Альберт Бигалиев. С помощью выпускницы Санкт-Петербургской академии искусств Зохры Махмудовой была сделана художественная инсценировка Ногайского быта. К празднику подготовили свои танцевальные и музыкальные номера ученики Растопуловской школы им. А.-Х. Ш. Джанибекова, ансамбль «Суюмбийке», Студия Ногайского Танца «Тулпар», Узаир Найманов, Раиль Тлеков, Гульмира Аджатаева, Раида Юсупова и Камиль Аджигайтаров. Также хочется отметить Наиля Мухтарова, который сам пишет музыку к своим песням.
Новым в проведении праздника было то, что Губернатор Астраханской области Александр Александрович Жилкин выставил свою юрту и пригласил всех представителей этнокультурных объединений в гости. Руководитель АООО МЦНК «Эдиге» Эльдар Шамигуллович Идрисов угостил всех собравшихся праздничным мучным блюдом «май боьрек», а также подарил Губернатору книгу по ногайской этнической истории написанную Р.Х. Керейтовым.
Считается, чем веселее пройдет Навруз, тем щедрее будет природа. Так пусть же Навруз войдет в каждый дом, озарит сердца людей светом добра и милосердия, любви и счастья!
Наша Ногайская молодежь активно принимает участие в мероприятиях, которые высоко отмечаются в Астраханском крае. Именно это поможет нам, Ногайцам, узнать поближе самих себя, друг друга, поможет найти нового интересного собеседника, с которым можно поделиться своими впечатлениями и достижениями.
«Древних Ногайских сказаний герой,
Сказочный конь, аргамак молодой,
Сильный и вольный, смелый и гордый,
Друг джигита Тулпар!»
У меня много друзей, друзей ногайцев. Они творческие и талантливые. Хочу рассказать вам об истории возникновения Студии Ногайского Танца «Тулпар».
Эта история началась в 2004 году в селе Сеитовка. Первое имя «Шешекейлер» было дано Дилярой Кутламбетовой, что в переводе с ногайского языка означал – «цветок». Мы все пришли в эту Студию детьми малого возраста. Поначалу было трудно заниматься, т.к. дети должны были обладать пластикой. Из 25 человек до финиша дошли только 10. И вот наш первый сольный концерт, за ним еще один, второй, третий, и вот - мы победители областного конкурса «Золотой ключик». Ни один праздник не обходился без нашего выступления. Молодых танцоров и певцов принимали всегда с аплодисментами. Но, к сожалению, жителей Сеитовки переселили из санитарно-защитной зоны. Студия закончила свое существование последним концертом на Дне Рождения Сеитовской школы.
Но, с начала 2007 года МЦНК «Эдиге» курирует деятельность детской Студии Ногайского Танца, которая с 1 сентября 2008 года получила название «Тулпар», по имени сказочного крылатого коня из Ногайского эпоса.
Руководителем этой студии является Ралина Кутмабетова, которая окончила в 2004 году Астраханское государственное училище культуры и снискала крупные награды в области хореографии. Деятельность этой Студии ориентировала на постановку Ногайских танцев. Студия Ногайского Танца «Тулпар» за период своей деятельности имеет ряд достижений. Солисты этой Студии принимали активное участие с творческими номерами в областном празднике «Навруз», «Дни Ногайской культуры» в декабре 2007 года, в фестивале «Астрахань многонациональная» в мае 2008 года и в Федеральном празднике «Сабантой-2008», проходившем в мае в Астрахани, в фестивале «Астрахань без границ», проходившим в честь 450-летнего юбилея г. Астрахани.
В 2009 году они добились всех мыслимых и немыслимых успехов, став победителями Всемирного конкурса по национальным танцам. Удостоились Гран-при кубка Губернатора Астраханской области по национальным танцам и титула в межрегиональном танцевальном конкурсе «Дельта-Данс».
Говорят, что народные танцы – это летопись жизни народа, представленная в ярких, запоминающихся художественных образах. И это истинная, правда. Подтверждением тому может служить сольный концерт, проходившего весной этого года в зале Астраханского театра юного зрителя.
Зрителям была представлена новая, третья по счету, концертная программа «Степь бескрайняя, Степь ногайская…». На два с половиной часа, (именно столько длился концерт), зрители окунулись в мир национального искусства, где юные участники Студии «Тулпар», языком пластики и хореографии показали лучшие традиции танцевального фольклора Ногайцев. Сегодня Студия «Тулпар», пожалуй, единственная в нашем регионе, в репертуаре которого только Ногайские танцы. В композициях, (а их было более двадцати): «Навруз», «Ох, уж эти пастушки», «Охотники», «Молодость», «Ян-Бикеш», «Мы станем взрослыми» и других, выражалась сама душа народа, его судьба, его стремления и чаяния. Каждый номер, исполняемый коллективом, волновал душу, а вместе с ним возникало ощущение гордости за сопричастность к Ногайскому этносу. Больше всего аплодисментов досталось младшему составу Студии «Тулпар», каждому из которых не было 6-ти лет. Своей непосредственностью и детским обаянием они привели в восхищение многочисленных зрителей.
Концерт был вдвойне ответственен для Студии, так как в зале присутствовали члены областной комиссии по присвоению звания «народный, образцовый коллектив», от которых зависела дальнейшая судьба Студии «Тулпар»: удостоится ли он высокого звания «образцовый коллектив». Член родительского комитета Студии «Тулпар» Эдуард Яксыбаев в своём выступлении, отметил, что данный коллектив давно в глазах Астраханцев является народным и горячо любимым хореографическим ансамблем.
Уже после этого мероприятия Студия «Тулпар» стала обладателем первого места на танцевальном конкурсе «Лебедия-2010» и победителем конкурса «Волга впадает в сердце моё», проводившимся организацией «Планета талантов». А 4 июля Студия «Тулпар» дала свой сольный концерт в Доме культуры районного центра Ногайского района Республики Дагестан с. Текерли-Мектеб, где была встречена теплым приемом и восторгом зрителей.
Многие учащиеся нашей школы являются солистами студии «Тулпар». Прекрасно исполненные танцы в их исполнении вызывают восхищение и гордость за свой народ, за певучесть и музыкальность его культуры.
Глядя на то, какие таланты окружают нас, возникает радостное чувство, которое позволяет сделать вывод, что ногайская культура находится в надежных руках, что нам есть, что показать другим народам и оставить нашим потомкам. Я желаю дальнейших крупных творческих побед солистам этой Студии Ногайского Танца «Тулпар» вместе с его руководителем.
Живи, цвети и развивайся, мой родной народ, моя малая родина.
Волшебные звуки ноктюрна
Горячо - холодно
3 загадки Солнечной системы
Дерево в снегу
Карты планет и спутников Солнечной системы