Одним из самых загадочных, ярких, фееричных произведений ХХ века является роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Он привлек моё внимание своей необычностью, философской глубиной. Писатель смог необыкновенно гармонично сочетать реальность и фантастику. Оно принадлежит к тем произведениям, которые нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали. Ведь зашифрованные в нем символы при первом прочтении можно и не заметить. Мне кажется, использование символики - это один из способов Булгакова донести до читателя свои мысли, видение мира.
К тому же при чтении романа в глаза сразу бросаются некоторые часто используемые детали, в том числе цвета и с ними связанные образы героев. Конечно же, писатель не просто так вводит в повествование определённые элементы, а с целью донести до читателя нечто важное, что поможет проанализировать и понять персонажи, их действия, значение в произведении. Возможно, цвета и некоторые соответствующие им образы, окружающие героев, также что-то означают. Мне пришла идея попробовать систематизировать детали, понять их роль, потому что, во-первых, достаточно часто указанные элементы игнорируются читателями как несущественные, а значит, совершенно неважные, выступающие только в роли фона.
В своей работе я остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цвет в романе.
Цвет в мифологии
Цвет в психологии
Выводы
Заключение.
Основное значение проделанной работы для понимания именно романа Булгакова «Мастер и Маргарита» заключается в том, что с помощью анализа цветов мы сумели выделить главную тему романа и его идею, смысл которой состоит в невозможности существования друг без друга зла и добра. Это утверждение подтверждается и приведённым в начале произведения эпиграфом: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Таким образом, с помощью исследования роли цветов в произведении Булгакова мы смогли не только установить соответствия между отдельными образами тех или иных персонажей, настроением повествования и цветами, но и верно определить тему и идею романа, заключающуюся в невозможности раздельного существования света и тьмы, добра и зла.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 75.5 КБ |
V региональная научная
конференция учащихся
Русская и зарубежная литература
Семантика цвета в произведении « Мастер и Маргарита»
Выполнила: Фролова Олеся
МБОУ № 26, 10 «А» класс, г. Нижнекамск
Научный руководитель:
Полуляхова Наталия Алексеевна
Г. Нижнекамск, 2012
Содержание
Вступление
Михаил Булгаков - один из самых интересных и загадочных писателей двадцатого столетия. Хотя его произведения наполнены фантастическими элементами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к реальным проблемам, каждая деталь, даже самая несущественная, несёт в себе какой-то скрытый смысл, позволяющий понять произведение, его идею.
Не исключение и философский роман «Мастер и Маргарита», сумевший завоевать сердца даже самых привередливых читателей. Это произведение посвящено борьбе добра и зла, которые будут противостоять, пока живёт на земле человек. Именно эта вечная тема, которую человек просто не в силах проигнорировать или полностью исчерпать, привлекла наше внимание.
Но ведь на самом деле нет ничего случайного, поэтому при анализе героев произведения следует обращать внимание не только на их действия, прямые авторские характеристики, но и на скрытые, неявные, но при этом позволяющие более полно осознать не только роль персонажей, но и авторское отношение к ним. Во-вторых, символы очень интересны, потому что в жизни с ними сталкивается каждый из нас. К тому же, они позволяют взглянуть на мир несколько с другой позиции, немного отойти от обыденных, стандартных взглядов на вещи. Третья причина, менее важная, но оказавшая своё влияние на выбор темы, заключается в том, что подобные вопросы в школьной программе обычно рассматриваются поверхностно или не рассматриваются вовсе.
Что же конкретно я собираюсь исследовать? В первую очередь значение отдельных цветов, которые наиболее часто использует в повествовании Булгаков. Затем нужно определить взаимосвязь между этими деталями и содержанием романа, чтобы установить, какое значение они несут в себе конкретно в исследуемом тексте. Всем известно, что те или иные детали в зависимости от текста могут нести в себе различные значения, иногда даже противоположные, поэтому возможно возникновение сложностей при систематизации результатов работы.
Говоря о практическом значении работы, следует отметить, что оно достаточно велико, поскольку выводы могут помочь не только лучшему пониманию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и его основных идей, но и пониманию других произведений, которые будут изучены нами в дальнейшем.
Основная часть
Цветопись - понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих сфер человеческого общества.
В химии цвет рассматривают как краситель, в физике занимаются изучением цветового спектра, в ботанике, зоологии цвет рассматривают как признак отдельных разновидностей животных и растений, в психологии цвет изучается с точки зрения восприятия и ощущения человека.
Первыми к попытке дать теоретическую оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем, что лирическая поэзия обладает наибольшей точностью самовыражения, и поэты часто обращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из таких средств и является цветопись.
Белый цвет.
«Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя». Эти слова описывают состояние Пилата после принятия Каифой окончательного решения о казни Иешуа, но что означает исчезнувшая белая статуя?
В белом плаще был и сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит о высоком положении прокуратора и его добросовестности.
Белый цвет в мифологии часто используется в
Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека). Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.
Белый очень широко используется в христианстве,
как символ веры,
чистоты,
истинности,
светлости.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны.
Цвет в романе.
Красный цвет.
Красный цвет, цвет крови вина, которое пьет Пилат.
«в белом плаще с кровавым подбоем
Цвет в мифологии
Красный цвет с давних времен имеет два абсолютно противоположных значения. Во-первых, это символ красоты, любви и полноценной жизни.
У некоторых народов красный цвет - признак величия. Например, в Японии, встречая наиболее почетных гостей, расстилают им под ноги красный ковер. В Китае считалось, что у добродушных и правдивых людей "красная душа", существовало поверье, что красный цвет оберегает и охраняет от злых духов. У россиян - символ красоты. Древнерусский язык сохранил свидетельства о том, что слова "красный" и "красивый" имеют одно и то же значение:"Девушка красна до замужества".
Во-вторых, красный цвет - символ страсти, крови, мести и вражды,
очищающего, созидающего огня и оскверняющей и разрушающей крови,
цвет величия, могущества и власти, что не исключает беспощадности и жестокости. Воины Спарты и Корфагена в Римскую войну надевали одежду красного цвета. Во многих племенах Африки, Америки, Австралии воины перед боем красили в красный цвет лицо и тело.
Цвет в психологии
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни.
А с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу.
Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый, общительный. К тому же альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Цвет в романе.
Желтый цвет. «желтый дом», «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.»
«Абрикосовая вода дала обильную желтую пену».
"Вбежала собака оскалив чудовищные желтоватые клыки"
Цвет в мифологии
Желтый цвет – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера.
Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти. Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи – «повитрули»);. Желтый является символом солнца и божественности. Шедевры эпохи Возрождения часто имеют светящийся золотисто-желтый фон, символизирующий священность того, что на них изображено.
Цвет в психологии
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз».
Цвет в романе.
Черный цвет
«черный набалдашник в виде головы пуделя»
«перстень с черным камнем»
«ночь закрывает черным платком леса и луга»
«черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»
Цвет в мифологии
Черный цвет- в мифологии широко используется в Африке – связан с сезоном дождей– обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного – вызов дождя.
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет – это и отрицание земного тщеславия и великолепия.
Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей,
В магической практике использовались предметы черного цвета, например: нож в черных ножнах как защита от испуга черный терновый шип забивали мертвецу под ноготь, чтобы не ходил; черную курицу обносили вокруг посевов от града;
Цвет в психологии
Чёрный цвет – отсутствие цвета. Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. В психологии человек, склонный во всем придерживаться черного, всегда настораживает психологов, так как это явный знак неразрешимого конфликта.
Черный всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он «загадочен»
Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Пугает (страх из-за загадочности). Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристик черного цвета. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.
Цвет в романе.
Зеленый цвет.
«зелёный глаз, у него совершенно безумен»
«между глазными яблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным ободком»
«Рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью»
Цвет в мифологии
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
Цвет в психологии
Значение зеленого цвета у большинства народов – это символ природы, самой жизни, естества, весны. Люди, предпочитающие его, боятся чужого влияния, хотят самоутвердиться, так как для них это очень важно. Те, кто не любят его, опасаются житейских проблем, любых превратностей судьбы, вообще, боятся любых трудностей. Зеленый цвет отражает степень волевого напряжения, то есть люди, стремящиеся к уверенности любят его, а эмоциональные и эксцентричные его отрицают. Однако его также отвергают люди истощенные психически и физически.
Цвет в романе.
Синий цвет.
«За ними стал, виден коридор, освещённый синими ночными лампами»
«Синий переплет книжки»
Цвет в мифологии
Синий цвет устойчиво маркирован как цвет смерти, а также чародейства – его носят мстители и убийцы, а также герои, стремящие навстречу смерти; его носят колдуньи и ясновидцы; его носит Один, владыка как воинов, так и магии. Почти все грозные тибетские божества – синего цвета, причем некоторые из них имеют бычьи головы
Вообще мифологическое сращение север–синий–беда очень устойчиво. Добавим к этому и христианскую символику синих одежд Богородицы как знак скорби.
Разумеется, синий цвет выступает не только как воплощение смерти; но и в благой своей ипостаси он отчетливо связан с потусторонним миром. В данном случае синий цвет символизирует божественность. Благой синий цвет знаком и монгольской мифологии, где он связан с небом и богом неба
Цвет в психологии
Синий цвет в психологии на протяжении веков считается цветом, приносящим удачу. Недаром именно синяя птица счастья является символом недосягаемого умиротворения и чувства полноты жизни.
В психологии традиционно считается цветом уверенных в себе, решительных и целеустремленных людей.
Так же цвет является символом чувства долга, постоянства и приверженности традициям. Синий цвет является как бы универсальным средством снятия стресса и решения конфликтных ситуаций.
Белый цвет. Этот цвет достаточно часто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрели лишь несколько случаев. Основываясь на тексте, мы пришли к тому выводу, что автор имел в виду, в первую очередь, исчезновение из жизни прокуратора надежды на лучшее, разочарование в себе самом, ведь он не совершил тот добрый поступок, который мог совершить, избавив осуждённого от казни, от общества Гестаса и Дисмаса на холме. Можно предположить, что белая статуя олицетворяет собой не что иное, как Иешуа Га-Ноцри, честнейшего и правдивейшего из всех людей, считающего, что страх – самый страшный грех, а исчезновение этой статуи предвещает неминуемую гибель мудреца.
Красный цвет. Один из самых выразительных образов плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах романа Мастера Кроваво красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления.
Красный - цвет жизни, но и цвет смерти. Это еще символ горячей, страстной любви. Вот почему мастер и Маргарита любили сидеть у огня.
Желтый цвет. Он олицетворяет беспорядочный, хаотический выброс энергии. Жёлтый символизирует солнце, тепло, с одной стороны, и тревогу, ложь – с другой. Но если говорить конкретно о романе «Мастер и Маргарита», то Булгаков в основном употребляет данный цвет во втором значении. Это подтверждается, как мы видим, многими примерами. Однако иногда жёлтый символизирует не что иное, как душевную теплоту. Наиболее чётко этот смысл проявляется в следующей цитате: «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомства Мастера с Маргаритой, чьё очарование и привлекло писателя. Знак тем самым стал символом приходящей любви, разгоревшейся между двумя людьми, которые сумеют преодолеть многие трудности и остаться вместе.
Черный цвет. В тексте его очень много - это не только символ тьмы, ночи, зла; в романе он выступает чаще всего как цвет загадки, тайны. Черный цвет концентрируется вокруг Воланда и Маргариты. Черный выступает и как цвет нечистой силы. Но это еще и цвет скорби и траура. При описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет — традиционный цвет зла, колдовства, скорби. Значение черного в тексте однозначно.
Чёрный цвет символизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть.
Зеленый цвет. Основное значение данного цвета заключается в большинстве случаев в близости гибели героя. В доказательство этому мы привели множество примеров. Если обобщить всё сказанное, то стоит отметить, что зелёный цвет имеет три основных значения: надежды, колдовства и тревоги или смерти. В зависимости от текста цвет может передавать какое-либо одно определённое значение, либо несколько схожих (тревога, приближающаяся гибель), либо сочетание противоположных значений (например, надежда и тревога).
Синий цвет. Опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность чувствуются в вещах и предметах, окрашенных синим.
Именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.
Стоит отметить, что треугольник, по Мулдашеву, является фигурой, которая собирает все мысли и воплощает их в жизнь, то есть фактически Воланд обладал способностью читать мысли людей.
Вывод
В своей работе я проанализировала значения, которое несут в себе отдельные цвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Попробую сделать некоторые выводы.
Во-первых, сразу понятно, что цвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», выбраны писателем не случайно, а с определённой целью, чтобы придать отдельным деталям смысл. Значение цветов зачастую зависит от того, каким образом автор описывает окружающие элементы и в каком сочетании предстают перед нами те или иные образы, цвета.
Заключение
Анализ смысла, который несёт в себе какой-либо цвет, позволяет, с одной стороны, понять особенность определённой ситуации, при описании которой используется данный элемент. С другой стороны, рассматривание этих элементов помогает создать общую картину происходящих в романе событий. Помимо перечисленного, именно данный вид художественной детали способствует пониманию читателем характеров определённых персонажей, их привычки, достоинства или недостатки, а также их роль в повествовании и в понимании идеи и проблемы какого-либо эпизода или целого романа.
Список использованной литературы
Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Таллинн, 1992.
Лиса-охотница
Рисуем "Осенний дождь"
Бабочка
Одна беседа. Лев Кассиль
Н. Гумилёв. Жираф