В данной работе на примере стихотворений новороссийского поэта Э.Каиры дается анализ изобразительно-выразительных средств, а именно, эпитетов. Эпитеты рассматриваются с точки зрения эмоциональности и оценочности. Автор работы исследует их роль в художественном тексте для создания образа лирического героя.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.doc | 76 КБ |
МУ « Управление образования»
Городская научно – практическая конференция школьников
«Эврика».
Эмоциональные и оценочные эпитеты
в произведениях Э. Каиры.
Автор:
Квасова Екатерина
Сергеевна
ученица 7в класса.
ЧОУ «Гимназия № 1»
г. Новороссийск
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы,
Ковалева Елена Николаевна
г. Новороссийск – 2011 г.
Оглавление.
Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1.2. Анализ творчества Э. Каиры с точки зрения употребления… … … 7
эпитетов в поэтическом тексте.
Список использованных библиографических источников… … … 11
Приложение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 12
Введение
Литературу называют словесной живописью. Как изобразить невидимый мир души? Наиболее зримо могут представить изображаемый предмет изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура. «Писатель воссоздает видимый мир с помощью словесных образов, воплощающих его мысли будящих воображение читателя», - пишет З.С. Смелкова. «Зримость» словесного образа может быть достаточно ощутимой, и писатель может воспроизвести не просто один момент события, но показать его в движении, в развитии.
И мастера изобразительного искусства, и писатели должны уметь видеть, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные средства. Одним из наиболее распространенных частотных средств выразительности является эпитет.
Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальные представления писателей о мире. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика – значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека
Термин "эпитет" принадлежит к числу наиболее древних филологических терминов, предназначенных для описания выразительных средств, которые используются авторами литературных текстов. Отечественная филологическая и лингвистическая традиция складывалась во многом как результат усвоения европейской филологической традиции, ее терминологии и проблематики. Над проблемой эпитета и его функциональными особенностями трудились А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Зеленецкий, В.М. Жирмунский и другие. В современной научной литературе до сих пор нет единого подхода к данной проблеме.
Актуальность данной работы обусловлена слабой изученностью использования языковых средств выразительности на материале новороссийских авторов.
Объектом исследования является творчество Эдуарда Каиры.
Предмет исследования- стихотворения Эдуарда Каиры .
Цель данной исследовательской работы – проследить, как с помощью эпитетов в поэтической речи создаётся образ, как эпитет помогает оценить то, о чём пишет поэт, какова структура эпитета в поэтическом тексте.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю вопроса
2.Выявить особенности использования автором в тексте эпитетов.
Методы исследования:
-наблюдение
- анализ текста
- систематизация
- описание.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при введении регионального компонента на уроках русского языка и литературы.
1.1. КОНЦЕПЦИИ ЭПИТЕТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ.
Термин "эпитет" принадлежит к числу наиболее древних филологических терминов, предназначенных для описания выразительных средств, которые используются авторами литературных текстов. Тем удивительнее единство значения, которым этот термин обладает: со времен античных риторик под эпитетом подразумевается выразительное определение, характеризующее предмет или явление. При этом в филологической традиции, восходящей к античности, было принято различать "эпитеты необходимые", epitheton necessarium, которые сообщали о предмете информацию, никак иначе в тексте не представленную, и "эпитеты украшающие", epitheton ornans, не несущие новой предметно-логической информации, однако воздействующие на чувства читателей.
Отечественная филологическая и лингвистическая традиция складывалась во многом как результат усвоения европейской филологической традиции. Прежде всего следует упомянуть труды А.А. Потебни и его последователей - Д.Н. Овсянико-Куликовского, А. А. Зеленецкого, исходивших из противопоставления "поэтической" и "прозаической" речи соответственно как речи образной и необразной.
Для литературоведов следующего поколения, таких как Б.В. Томашевский и В.М. Жирмунский, характерно стремление разграничить эпитет и определение, осознать специфичность эпитета как художественного приема, противопоставленного употребляющимся в текстах нехудожественных определениям. Так, Б.В. Томашевский различает логическое и поэтическое определение, и называет эпитетом лишь второе. С его точки зрения, логическое определение используется для того, чтобы "выделить обозначаемое явление из группы ему подобных, чтобы указать на признаки, которыми оно отличается." Поэтическое же определение, или эпитет, лишь повторяет "признак, заключающемся в самом определяемом слове, и имеет целью обращение внимания на данный признак или выражает эмоциональное отношение говорящего к предмету."
Литература XIX в., используя прилагательное-определение как художественное средство, подходит к нему иначе, чем в предыдущие эпохи, выдвигает на первый план новую стилистическую функцию, которая хотя и находится в тесной связи с развитием категории прилагательного, но определяется прежде всего отношением к окружающему миру. Рост прилагательных в литературном языке обусловлен стремлением выразить окружающий мир в его разнообразных связях и отношениях, в движении, в его изменениях. Важным и существенным представляются не только типические, общие признаки, но и изменчивые, частные, определяемые временем, движением, точкой зрения. И то, что в поэтической системе средневековья и классицизма XVIII в. рассматривалось
как "прозаизм", "epitheton necessarium", логическое определение, в реалистической литературе XIX в. приобретает исключительную силу как художественное средство.
Опираясь на вышесказанное, мы видим,что установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Эпитеты - очень распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни одного художественного произведения. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.
Если постараться классифицировать эпитеты , учитывая основные критерии, выдвигаемые различными учеными, то приблизительно можно разделить выделить следующие группы:
Объектом нашего исследования станут эмоциональные и оценочные эпитеты.
1.2. Анализ творчества Э.Каиры с точки зрения употребления эпитетов в поэтическом тексте.
Эдуард Степанович Каира (см. приложение) родился 3 марта 1944 года в Краснодаре. В том же году его отец погиб на фронте. Мать работала на заводе , а потом на элеваторе. До 1960 года семья жила в Крыму. Переехав в Новороссийск, Эдуард Степанович окончил с серебряной медалью школу №62.
Тягу к сочинительству Каира почувствовал еще в детстве. Но писать по-настоящему начал поздно. Первый его очерк , посвященный Новороссийску, был напечатан во флотской газете «Страж Балтики». Стихи, рассказы , очерки новороссийского писателя-моряка публиковались в газетах «Черноморец», «Водный транспорт», журналах «Морской флот», «Вымпел». Он становится признанным и известным автором в нашем городе и за его приделами.
Новый этап творчества писателя связан с созданием в Новороссийске Союза профессиональных литераторов в 1989 году. Произведения Э.Каиры регулярно печатались на страницах изданий этой организации. В 2001 году выходит сборник стихотворений «Отблеск на волне», в 2006 – сборник «На сломе эпох».
В своей работе мы взяли ряд стихотворении из этих сборников («На рассвете», «Подкралась рыжей кошкой осень», «Боже мой, какая благодать», «Грезы» см.приложение) с целью проанализировать употребление эпитетов и систематизировать их с точки зрения эмоциональной выразительности и оценочности.
В стихотворении «Грезы» автор создает романтическую картину родного берега, дома, который навсегда остается в сердце моряка. В первую очередь, обращает на себя внимание обилие эпитетов в стихотворении. Эти эпитеты передают цвет (светлый лик, белый саван, белоснежная пена, белый дом), субъективные ощущения (бесконечная вахта, полусонное небо, обветренные скалы). Всеми чувствами мы воспринимаем картину, изображённую поэтом. Анализ использованных эпитетов с точки зрения семантики позволяет распределить их в две группы:
Эмоциональные | Оценочные |
Светлый лик Белоснежная пена Белый саван зимы | Уютная гавань Бесконечная вахта Неземная красота |
В стихотворении « На рассвете» из сборника «Отблеск на волне» перед нами предстает прекрасная картина раннего утра. Здесь все так зыбко, так нежно и так призрачно , что лирический герой даже «боится пошевелиться», он «затаил дыханье», «молчит», для того чтобы навсегда запечатлеть в своей душе это «виденье». Система эпитетов данного стихотворения может быть представлена следующим образом:
ЦВЕТ СОСТОЯНИЕ
СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Светлые слезинки грубых слов
Белое кипенье недобрый глумливый пересуд
девичья краса камнем грубых слов
час рассветный сомнительная тяжесть
Мы видим, как противопоставлен мир природы и мир человека. На первый взгляд в стихотворении нет ярко выраженной антитезы, но более глубинный анализ изобразительно-выразительных и лексических средств языка позволяет прийти к выводу, что такое противопоставление существует.
Стихотворение «Подкралась рыжей кошкой осень» из сборника «На сломе эпох» обращено к вечной теме - ценности человеческой жизни. Человек, погруженный в ритм повседневной жизни, не задумывается о ценности каждой минуты, не видит красоты в обыденном лишь до той поры, пока не происходит что-то ужасное, что-то такое , что заставляет его по- новому взглянуть на все происходящее.Образная система данного стихотворения полна спокойствия и умиротворения и ничто, казалось бы, не предвещает такого финала. Тем острее и пронзительнее звучат последние строки: «И кто-то вот сейчас убит».
С точки зрения употребления эпитетов в данном тексте можно предложить следующее их семантическое деление:
Эмоциональные (описание природы) | Оценочные (состояние человека) |
Рыжая осень Догорающий день Синий бархат небес |
Блаженны баловни судьбы |
Стихотворение «Боже мой, какая благодать» с полным правом можно отнести к пейзажной лирике. Здесь Каира предстает как поэт, у которого сквозь внешнюю суровость пробивается то напряженно-страстные, то проникнутые тихой грустью чувства. Образы малой родины, родного края – это не декларативные призывы к любви своей отчизны, а искренняя гордость «тучным черноземом», «свежескошенным полем», «теплой землей».
Анализируя эпитеты данного стихотворения , мы предлагаем распеделить их в следующие тематические группы:
Цветовые | состояния | качественные |
Синий вечер Золотым огнем | Свежескошенная трава Теплая земля | Тучный чернозем Чистой неисписанной страницей |
Анализ эпитетов с точки зрения их эмоциональной и оценочной семантики позволил сделать вывод, что употребление эмоциональных эпитетов в большей степени связано с описанием различных состояний природы, тогда как оценочные эпитеты в большей степени применимы при создании образа лирического героя.
Заключение.
По меткому определению А.С. Пушкина, "язык неистощим в соединении слов", следовательно, неистощимы и его выразительные возможности.
Проанализировав поэтические произведения Э.Каиры, можно сделать следующие выводы:
Список использованных библиографических источников.
1.Каира Э.С Отблеск на волне : Сборник стихотворений.- Новороссийск: «Одиссей», 2001г.- 47с.
2. Каира Э.С На сломе эпох : Сборник стихотворений.- Новороссийск: «Одиссей», 2006г. – 47с.
3.Пахомов В.Б. Новороссийские писатели: Очерки. Вып.2. – Новороссийск: «Одиссей», 2007г. -54с.
4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. – М.: Флинта, Наука,1997г.- 159с.
5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Ред. - составители: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Пособие для учащихся средней школы. Москва «Просвещение» 1978г .-216с.
Приложение.
***
Подкралась рыжей кошкой осень
И затаилась у плетня.
Позолотил вершины сосен
Свет догорающего дня.
Как много золота разлито
На синем бархате небес.
Звучит вечерняя молитва,
И вторит ей осенний лес.
Вокруг все дышит так спокойно.
Блаженны баловни судьбы…
Неужто горе есть и войны,
И кто–то
Вот сейчас
Убит?
Грезы
Вот луна выплывает из моря,
Светлый лик неземной красоты.
Это всё мне знакомо до боли,
А сегодня пригрезилась ты.
И звезда с полусонного неба
Подмигнула мне, словно маяк.
Может, быль это, может быть, небыль –
Бесконечная вахта моя.
В сентябре и тепло, и беспечно,
На мгновение счастливы мы.
Но уже надвигается вечность
Белым саваном близкой зимы.
Белоснежная пена морская
Горностаем на плечи падет,
Но потом словно дымка растает,
И весна за зимою придет.
Покидая уютную гавань,
Оглянусь на прощанье разок:
Белый дом на обветренных скалах
Уплывает за горизонт.
На рассвете.
Словно облака сошли на землю.
Затаи дыханье и молчи:
В час рассветный, тихий чутко дремлет
Белое кипенье алычи.
Будто бы девчонки – недотроги
В платьицах коротеньких своих,
Подбежав, застыли у дороги…
Отчего-то боязно за них.
Вдруг буян норд – ост сорвет игриво
И развеет девичью красу,
А потом, недобрый и глумливый,
Зашуршит камнем грубых слов.
Побегут тогда по смуглой коже
Светлые слезинки облаков.
Я боюсь пошевелиться даже:
Вдруг, услышав наши голоса,
Сбросит сна сомнительную тяжесть,
Упорхнет виденье в небесах.
***
Боже мой, какая благодать!
Синий вечер гаснет над станицей.
Это ж надо было угадать
На земле такой мне уродиться.
Не земля, а тучный чернозем!
Разноцветье и разноголосое!
Мы в высоких кузовах везем
Золото, созревшее в колосьях.
Я с машины спрыгну на ходу
В колкость свежескошенного поля.
Как к щеке отцовской припаду,
Поделюсь и радостью, и болью.
Пахнет потом теплая земля,
И пшеницей руки мои пахнут.
Вдоль дороги – строем тополя,
А за полем горизонт распахнут.
А над горизонтом - окоем
Чистой, неисписанной страницей
Догорает золотым огнем…
Синий вечер гаснет над станицей.
Почта
Знакомимся с плотностью жидкостей
Агния Барто. Сережа учит уроки
Самодельный телефон
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018