Вложение | Размер |
---|---|
strana_detstva_-_kopiya.doc | 311 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
Научное общество учащихся «Поиск»
МОКУ «Гимназия г Тюкалинска»
«Хорошо быть детьми!»
Страна детства
в стихотворениях для детей Саши Чёрного
Научно-практическая работа
Секция: филология
Выполнили:
ученицы 5 кл.
Маркелова Виктория
Ультаракова Динара
Научный руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Прушинская Любовь Михайловна
Омск - 2012
Содержание
I. Введение………………………………………………………… 4 -5
II. Основная часть………………………………………………… 6 - 16
II. «Это ваш слуга покорный, он зовётся «Саша Чёрный»……. 6 - 8
III. 1. Знакомьтесь: страна детства Саши Чёрного……………… 9 - 13
III. 2. Анализ восприятия стихотворений Саши Чёрного
школьниками начальных классов…………………………….. 14 - 16
IV. Заключение…………………………………………………… 17
Литература……………………………………………………… 18
Приложение……………………………………………………. 19
Введение
Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше. Кому-то нравятся детективы, кому-то сказки, а кому-то, может быть, нравятся стихи.
Тема
"Страна детства"в"Стихах для детей "Саши Чёрного.
Стихи Саши Чёрного в восприятии школьников начальных классов
Проблема
Как изображены дети в стихах Саши Чёрного, как воспринимаются эти стихи современными школьниками, близки им стихи о детях?
Объект исследования
"Стихи для детей "Саши Чёрного
Предмет исследования
Как создаётся мир детства в стихотворениях Саши Чёрного, как воспринимаются стихи школьниками.
Цель исследования
Выявление особенностей изображения детей в "стране детства, анализ восприятия стихов Саши Чёрного школьниками начальных классов.
Задачи
Актуальность
У каждого человека своя "Страна детства». Интересно узнать, как изображена "Страна детства" в стихах Саши Чёрного, как относятся к этим стихам школьники начальных классов.
Гипотеза
Можно предположить, стихи о детях - эти стихи о радостной, беззаботной жизни, которые близки и понятны современным школьникам.
Методы исследования
5
Основная часть
Это ваш слуга покорный, он зовётся «Саша Чёрный»…
Мы предлагаем отправиться в путешествие по стране детства, которая находится в «Стихах для детей» Саши Чёрного. Что для этого нужно? Карта? Компас? Нет! Необходимо желание и интерес. Желание погрузиться в мир поэзии и интерес к слову поэта. Что особенного в этой стране? Какие достопримечательности можно встретить? Кто живёт в стране детства?
Придумал её и рассказал о ней поэт Саша Чёрный. На самом деле этого человека звали Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880г. в Одессе, в зажиточной еврейской семье. Отец имел очень суровый нрав и часто наказывал детей, которых было пятеро – два Александра. Один был блондин, его звали Саша Белый, а другой тёмноволосый – Саша Чёрный. Домашнее прозвище пригодилось позже – оно стало псевдонимом, вымышленным именем писателя
По воспоминаниям К.И.Чуковского, Саша Чёрный был худощавый, узкоплечий, невысокого роста. Он не участвовал в шумных разговорах и когда другие шутили, не смеялся. Саша Чёрный был серьёзен.
Современники вспоминают: «Его имя всегда вызывало улыбку. Больше всего он любил детей и животных».
С детских лет Саша отличался от других братьев и сестер буйной фантазией. Например, он, то пытался сделать непромокаемый порох из серы, зубного, порошка и вазелина, то изготовлял чернила из сока шелковичного дерева, превращая квартиру в небольшой химический завод. За такие невинные шалости маленький Александр частенько получал наказания от строгого отца, который обладал на редкость крутым нравом и никогда не прощал сыну подобных «опытов».
Чтобы дать сыну возможность поступить в гимназию, родители крестили его, но проучился Александр недолго, мальчик бежал из дома В 15 лет приехал в Петербург, где его приютила тётка. Но вскоре провалил экзамен и был отчислен из гимназии. Тётка выгнала. Александр писал домой, просил о помощи, но родители молчали, что означало: « со своей жизнью он должен разбираться сам». Он стал нищим, попрошайничал. О нём написали в газете. Житомирский чиновник К. Роше из жалости и сочувствия взял юношу к себе. Константин Константинович заменил Александру отца, научил верить в себя, вложил понятия о долге и чести. К.К. Роше был образованным человеком, любил поэзию, сам писал стихи, возможно, он и дал Саше первые уроки стихосложения.
С 1900 по 1902 год, сообщают биографы, Александр Гликберг служил рядовым в Галицком полку, затем в таможне.
В эти годы он начинает печататься. Вся дальнейшая жизнь Александра Михайловича Гликберга – биография поэта Саши Чёрного
6
Корней Чуковский писал: «… получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал стихи Саши Чёрного». Читатели оценили сатирический талант и острое слово поэта. Никто и не догадывался, что «весёлый склад ума и ирония были единственным спасением от отчаяния в жизни». (Р.Степанова)
1906г. – 1908г. слушает лекции в Германии, в университете города Гейдельберга. Вернувшись в Россию, сотрудничает с журналом «Сатирикон» Аркадия Аверченко. Публикации в этом известном в тогдашней России журнале сатиры и юмора принесли поэту не просто популярность, а всероссийскую славу. Годы работы в «Сатириконе» - лучшая пора Саши Чёрного - поэта.
В 1914г. началась Первая Мировая война, Александр служит в пятой армии при полевом лазарете.
После революции жизнь в эмиграции: Германия, Италия, Франция. «Остряк и насмешник с острым сатирическим прищуром, высмеивающий пороки и глупость, оказавшись вдали от России, Саша Чёрный не смешил ни Берлин, ни Париж. И о России он писал с другим чувством:
О тебе, волнуясь, вспоминаем, -
Это всё, что здесь мы сберегли…
И встаёт былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли…
Ещё живя в Петербурге, Саша Чёрный по настоянию К. Чуковского написал 25книжек для детей. Теперь, в эмиграции, он уже по внутренней потребности создаёт детские стихи. Мир детства ему близок, понятен и знаком.
Свой рассказ Саша Чёрный ведёт так, словно в его руке лежит детская ладошка. И он обращается к маленькому другу:
- Хочешь сказку?
И далее следует стихотворение или прозаическая фантазия, приобщение ребёнка к сказке.
Изучив биографию поэта, мы обратили внимание на то, что исследователи жизни и творчества Саши Чёрного выделяют его способность делать мир светлее, чище, добрее. Об этом говорят и воспоминания людей, близко знавших его: «Удивительной тайной владеет Саша Чёрный: его стихи одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых. Открываешь наугад любую страницу и очаровываешься прелестью и красотой и чувствуешь, что всё живёт, дышит» (А.И.Куприн). Удивительно. О детстве с любовью и нежностью пишет человек, которому в своём детстве не довелось узнать, что такое любовь, забота родителей… Его детство не назовешь счастливым. И всё же мир, на который он смотрит, раскрашен в разноцветные тона. Природное жизнелюбие не позволило ему стать пессимистом. Не случайно литературоведы отмечают, что специфика творчества поэта заключается в сохранении писателем « детского, открытого взгляда на мир». А мир такой, каким человек хочет видеть его.
Саша Черный очень любил ребятишек, и они отвечали ему
7
взаимностью. Как и дети, он придумывал себе занятия, не имевшие никакой иной цели, кроме забавы: раскрашивал какие-то коробочки, строгал дощечки, оклеивал полочки и очень радовался, если дома находили какое-нибудь приложение этим вещам. При этом глаза его светились такой наивной радостью, что другим начинало казаться, что это и в самом деле чудесная и нужная вещь
По отзыву Чуковского: “Уже по первым его попыткам я не мог не увидеть, что из него должен выработаться незаурядный поэт для детворы. Сам стиль его творчества, насыщенный юмором, богатый четкими, конкретными образами, тяготеющий к сюжетной новелле, обеспечивал ему успех у детей. Этому успеху немало способствовал его редкостный талант заражаться ребячьими чувствами, начисто отрешаясь от психики взрослых”. С этими словами невозможно не согласиться, стихи Саши Черного для детей – это «нежные жемчужинки». Он всегда точно находит правильный тон разговора с маленьким человеком.
8
Исследовательская часть
Знакомьтесь: страна детства Саши Чёрного
Чтобы понять, какая она, страна детства, в стихах Саши Чёрного, мы внимательно прочитали его стихи и думаем, что их можно разделить на несколько групп, в зависимости от содержания, а вернее от того, чем заполнена жизнь детей, как проходит день, как эмоционально окрашены события в жизни детей.
Дети и мама «Мамина песня»
Дети. Игры. Игрушки. «Бобина лошадка»
«Снежная баба»
« Про Катюшу»
«Про девочку, которая нашла своего мишку»
«На коньках»
« Карточный домик»»
«Когда никого нет дома»
« Поезд»
Друзья «Приключение»
« Перед ужином
« Волк»
Дети и мир вокруг «Воробей
«Про кота
«Про пчёл»
« Вечерний хоровод»
« Мартышка»
Дети и мечты «Гришины сны»
«Дети»
Конечно, такое деление условно. Но оно позволяет рассмотреть, узнать, увидеть страну детства в стихотворениях для детей Саши Чёрного.
9
Дети и мама
Невозможно представить детство без этого удивительного слова «мама». Утро. В окно заглядывает луч солнца, щекочет глаза, сквозь сон ты слышишь нежный голос мамы: «Просыпайся, малыш!»
Для этой группы мы нашли только одно стихотворение «Мамина песня». (Почему нет других стихотворений, объясняют факты из биографии). «Мамина песня» - безмятежная песня детства, наполненная образами, звуками и красками той жизни, что осталась в России: «синий василёк», «у жёлтой ржи», «небесной бирюзы». Автор дарит читателю пёстрый, дружный, радостный мир, где уживаются и букашки, и стрекозы, и река, и девочка с удивительно синими «глазками».
Дети. Игры. Игрушки.
Как и во что играют дети – герои стихотворений Саши Чёрного? Богатая детская фантазия не позволит скучать…
Расставляем стулья, билеты – «бумажки от конфет», объявляем «станции» и… отправляемся в путешествие на поезде. (« Поезд»).
А хотите побывать на цирковом представлении?
Алле! Известный Куки-фокс
И кошка, мисс морковка,
Покажут нам английский бокс.
Ужасно это ловко!
«Цирк»
В делах и заботах проходит день у Катюши и у Боба: играя, дети учатся трудиться, помогать взрослым, заботиться о близких. (Про Катюшу», «Бобина лошадка»).
А вы строили карточный домик? Не доводилось? Оказывается, это тоже интересное занятие – старательно раскладывать карты, разговаривая с будущими жильцами и с самим домом, представляя, где какая комната.
С новосельем! бим и бом!...
Дом готов. Еще на крыше
Надо две трубы повыше.
Не дрожи, голубчик дом!
Не качайся, ради бога...
«Карточный домик»
Выходим на улицу, здесь нас ждёт застывший пруд:
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
«На коньках»
10
Лепим снежную бабу. И вот она уже не холодное неодушевлённое существо, а живая и одинокая, о ней заботиться хочется:
Баба, бедная, не спит,
Посинела и дрожит...
Раз! Одеться Грише - миг:
В угол - шмыг,
Взял в охапку
Кофту, дедушкину шапку,
Старый коврик с сундука,
Два платка,
Чью-то юбку из фланели.
(Что тут думать, в самом деле!)
«Снежная баба»
А если остался дома один? Немножко страшно, но даже из этой ситуации можно «придумать» игру, повторяя про себя: «Я храбрее всех мужчин»! Отступают страхи, исчезает темнота.
Читая стихотворения о детских играх, мы не только узнаём о том, как играли дети, но и проникаемся тем радостным настроением, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной и обещает новые открытия, и всё лучшее, конечно, впереди.
Друзья
Что такое дружба? Ответить на этот вопрос, наверное, может каждый. Конечно, в детском возрасте ребёнок ещё не осознаёт, какое место в его жизни занимает дружба… Но именно в детстве мы делаем первые шаги к осознанию ценности дружбы, «открываем законы товарищества: помогать, приходить на помощь, радоваться и переживать вместе».
К этой группе можно отнести стихотворения Саши Чёрного, в которых его герой окружён детворой: шумная ватага, жизнь бурлит, вместе дети радуются и веселятся.
Отчего нам так сегодня все смешно?
Червячок ли влезет к Симе на ладонь,
Иль напротив у забора фыркнет конь,
Иль за выгоном заблеет вдруг овца, -
Всё хохочем, всё хохочем без конца
«Перед ужином»
Казалось бы, поэт не употребляет слово «дружба», но читатель понимает, что
эту группу ребят, разных по возрасту, объединяет именно детская дружба, когда и «большому» и маленьким, «как грибы», детям интересно вместе. Когда мы читаем такие стихотворения, мы будто становимся участниками игр, приключений. Непременно хочется оказаться в гуще событий. Покататься на санях дружной компанией, испугаться волка, а потом вместе со всеми радостно смеяться: 11
"Братцы, волк!.."
Ух, как брызнули назад!
Словно град. Врассыпную все с пруда -
Кто куда.
Где же волк? Да это пес -
Наш Барбос! Хохот, грохот, смех и толк:
"Ай да волк!
«Волк»
Стихотворения получаются какие-то звонкие, « бесстрашные». Отчего? Потому что вместе не страшно, я не один, нас много, мы всё преодолеем, всех победим. Дети не могут жить без общения, и поэт щедро «награждает» их дружеским окружением.
Поэт словно всматривается в своё прошлое, пытаясь найти то начало, которое вселило веру в дружбу. Может быть, это просто слова благодарности Константину Константиновичу Роше – « своему благодетелю» за те наставления, бесценные уроки веры в дружбу, в порядочность, в благородство., которые, как маяки, вели по жизни и помогали не заблудиться.
Дети и мир вокруг
В стране детства царит атмосфера братства детей ( разных по цвету кожи и национальности), букашек, детёнышей животных, дождя, солнца, радуги. Дети смотрят на мир внимательными глазами - когда с восторгом, когда с опаской, строго, а то, приоткрыв рот от удивления или от изумления. Что думают они в такие минуты? Можно прислушаться и постараться понять.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
«Воробей»
« Поэт изучает мир, наблюдает, и тут рождается чудный вымысел: похоже, Саша Чёрный когда-то, до своей земной жизни, уже бывал слоном, мышкой, жеребёнком – так достоверно их глазами он описывает их мир».
Эта группа самая многочисленная, ведь мир огромный, просто необъятный. Поэт спешит признаться в любви всему живому, что окружает ребёнка. Некоторые стихотворения напоминают зоопарк: перед нами мелькают обезьянки, коты, собаки, кролики, летают воробьи, жужжат пчёлы. Дети не только наблюдают за детёнышами животных, но и понимают их язык:
Отчего ты, мартышка, грустна
И прижала к решетке головку?
Может быть, ты больна? 12
Хочешь сладкую скушать морковку?
«Мартышка»
Мальчик не проходит мимо грустной мартышки, чувствуя, что ей плохо в неволе. Поэт смотрит на мир глазами детей, которые могут поделиться со взрослыми своими секретами, узнав их, можно научиться понимать язык ветра, щебетание птиц… Именно поэтому автор понимает, о чём мечтает дворовый пёс Арапка:
Милый бог!
Хозяин людей и зверей!
Ты всех добрей,
Ты все понимаешь,
Ты всех защищаешь...
Прости меня, собаку…
«Арапкина молитва»
Когда мы читаем стихотворения, в которых воссоздан мир природы, мы начинаем прислушиваться, присматриваться: не нуждается ли кто-нибудь в нашей помощи? Поэт любил всё земное, дышащее и ползающее, летающее и цветущее. Однажды он сказал своему другу Валентину Андрееву: „Никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости“. Сейчас, вчитываясь в эти строчки, мы воспринимаем их как наказ – уважительно относиться к природе.
Дети и мечты
О чём мечтают дети? В разные времена разные мечты… Но есть такие мечты, которые вне времени. Мечты о мире, о дружбе, о такой жизни, в которой не бывает горьких слёз, боли и одиночества.
Ах, сколько на свете детей!
Как звезд на небесном челе...
По всей необъятной земле
Кружатся, как стаи чижей...
«Дети»
Мы читаем это стихотворение и представляем, какой хоровод мог бы получиться, если бы все дети взялись за руки, каким радостным криком огласили бы они этот мир!
13
Анализ восприятия «Стихов для детей» Саши Чёрного
детьми младшего школьного возраста
Чтобы исследовать восприятие «Стихов для детей» Саши Чёрного детьми младшего школьного возраста, была разработана программа исследования.
Ход исследования
Для того чтобы познакомить третьеклассников с творчеством Саши Чёрного, был организован праздник « Приглашение в страну детства Саши Чёрного» (Приложение№1). Ребята не только выслушали рассказ о жизни поэта, но и приняли участие в обсуждении стихотворений.
Анкета для проведения опроса
14
Вот некоторые ответы третьеклассников:
« Мне понравились стихотворения Саши Чёрного. Они такие радостные, яркие, звонкие. В его стихах живут добрые существа, с ними хочется подружиться. Мне запомнилось стихотворение «Воробей», потому что воробьи живут рядом с нами, и мы их не замечаем, а они нуждаются в нашей помощи. Поэт специально подбирает такие слова, чтобы показать доброе отношение к птичкам: «пичужка», «воробьишка», «лапки», «глазки». Читая стихи Саши Чёрного, мы учимся быть добрыми и внимательными».
Оля Н.
« Мне понравилось стихотворение «Когда никого нет дома». Когда я остаюсь, дома один, иногда бывает немного страшно. Тогда я начинаю придумывать разные истории, чтобы не бояться. Теперь я буду повторять, как герой стихотворения: « Я храбрее всех мужчин». Я думаю, Саша Чёрный очень хорошо знал детей, поэтому его стихи близки и понятны детям».
Антон Р.
« Я люблю читать книги о животных. Интересно узнавать о жизни и привычках зверей. Я очень удивилась, когда прочитала стихи Саши Чёрного, в которых он рассказывает о животных, о их жизни, переживаниях. Мне запомнилось стихотворение «Мартышка». Сразу представляешь обезьянку, маленькую, беззащитную. Автор ласково разговаривает с ней, переживает, что она в неволе. Читаешь такие стихотворения и понимаешь, что ко всему в мире нужно относиться по-доброму».
Лера О.
« Вначале, когда я стал читать стихи Саши Чёрного, мне они не понравились. Стихи и стихи. Но потом я открыл страницу со стихотворением « Про кота», и мне стало интересно. Да это же про нашего Рыжика написано! Он такой же озорной, смешной, а иногда очень своенравный, но мы все равно его все любим, и он знает это и ходит важно, охраняя дом от мышей. Потом я прочитал и другие стихотворения этого поэта. Я считаю, его стихи помогают нам стать отзывчивыми».
Дмитрий Ш.
16
Обработка данных
Всего в анкетировании приняли участие 25 учеников 3 «б» класса. При анализе полученных данных было выявлено:
3-классники готовы учиться доброте, уважению к природе и к людям, сочувствию, отзывчивости, смелости, а ещё любознательности, жизнелюбию и трудолюбию.
Анализ детского восприятия стихотворений для детей Саши Чёрного показал, что стихотворения для детей вызвали живой интерес у третьеклассников, желание продолжить знакомство с другими произведениями для детей Саши Чёрного, а некоторые попробовали сочинить свои стихотворения о домашних животных, игрушках, природе.
15
Заключение
Итак, путешествие по стране детства Саши Чёрного завершено. Погрузившись в мир его поэзии, мы открыли для себя удивительный мир, в котором царит особый порядок. Какое бы стихотворение Саши Чёрного мы ни читали, в каждом проявляется любовь к детям. Уникальный дар поэта заключается ещё и в том, что он не только может достоверно рассказать о детских играх или нарисовать красивый летний или зимний пейзаж, но и в том, что ему удаётся связать воедино и ребячьи игры, и собачьи мечты. Всё ЖИВОЕ тянется друг к другу, всё обогрето любовью, как лучами солнца.
В начале работы мы выдвинули гипотезу, что страна детства - это страна, в которой дети живут весело и беспечно. Но оказалось, что за внешней веселостью скрываются серьёзные размышления поэта Саши Чёрного о жизни человека, но именно эти размышления помогают детям получить важные уроки сочувствия и сопереживания, ответственности и смелости.
И всё же мы готовы повторить за героями- ангелятами:
-- Хорошо быть детьми!
«В раю»
Только хотелось, чтобы это могли сказать все дети на земле.
17
Литература
«Слово\Word», № 52 за 2006 г. .
М.,1988.
Крутильный маятник своими руками
Три загадки Солнца
Усатый нянь
Любили тебя без особых причин...
Госпожа Метелица