Ламеко Валерия рассказывает о своих предках, приехавших в наше село из Белоруссии. Это исследовательская работа о том, сохранилась ли культура и традиции белорусов, переселившихся в годы столыпинской реформы. Исследован быт и материальная культура потомков переселенцев.
Вложение | Размер |
---|---|
pereselency_v_novoilinke_lameko_lera_2012_god.zip | 338.59 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоильинская средняя общеобразовательная школа»
Ламеко Валерия, 6 класс
Руководитель Кулагина
Светлана Витальевна
Новоильинка 2012
Выявление проблемы:
В электронной энциклопедии «Википедия» указано наше село Новоильинка как село переселенцев из Белоруссии. Меня заинтересовало это, и я решила узнать больше о переселенцах. В школьной музейной комнате я встретила лишь воспоминания Хомякова Павла Леонтьевича и Шараевой Анны Дмитриевны. К сожалению, этих людей уже нет с нами. Я решила узнать о переселенцах у жителей - старожилов села.
Предметом исследования являются потомки переселенцев из Белоруссии.
Поэтому мы решили найти людей, которые расскажут нам об этом.
Цель:
Изучение истории переселения по воспоминаниям старожилов села
Задачи:
1. Изучить источники и ознакомиться с историей и теорией вопроса.
2.Опросить жителей села об истории переселения и материальной культуре переселенцев
3. Зафиксировать воспоминания на фотокамеру.
5. Оформить работу на компьютере, создать брошюру.
Методы исследования:
В начале прошлого века, в том месте, где сейчас на холмах раскинулось село Новоильинка, (первоначально здесь возникли три села: Средний (Ново-Казанка), Верхний (Новороссийск), Кученское (Новоильинка), стояли вековые сосны, перемежающиеся березняком, текла еле приметная речушка Инга, расстилались поляны, покрытые травой.
По столыпинской земельной реформе в начале века в Сибирь поехали крестьяне из Белоруссии: из Витебской, Могилёвской губернии, из-под Минска, Вильно.
Столыпин Пётр Аркадьевич
Первыми в этих местах появились ходоки.
Воспоминания Хомякова Павла Леонтьевича со Среднего
(Ново-Казанка)
Хомяков Павел Леонтьевич, 2006 г
Со слов Хомякова Павла Леонтьевича, его мать была с 1899г рождения, в 9 лет была привезена сюда в 1908г. Мать рассказывала, что первые «ходоки» в здешних местах появились в 1905-1906г. Это были родственники и однофамильцы: Хомяков Афанасий Егорович, Хомяков Василий Фёдорович, старик Ефим с сыном Харламом и Алексей Хомяковы. Потом «ходоки», посмотрев здешние места, ушли – уехали в Европу. Взяли там кредиты и привезли свои семьи. Заселение начиналось в 1908 г.
На месте Среднего стояли огромные вековые сосны. Только за рекой Ингой на бугре, где сейчас развалины мастерских и гаражей, а так же фермы, была «заимка» Кучина, «чалдона» из Карнаухова.
Хомяковы вновь с семьями вернулись, они начали строительство домов.
Инструмент для строительства дома. Подготовил Михайлов Женя.
Первый дом был построен у болота, где жил Иванков Алексей Иванович. Следующий - где сейчас живёт бабушка Кузнецова. Где нынче Средний, внизу был лес сплошной стеной, и чтобы добраться до реки Инги за водой, пришлось прорубать тропу. Речка едва текла, поэтому воду брали из ямок, что выкапывали рядом, а потом всё в горку несли её домой по тропинке через лес. Лес давно выкорчевали. Правда, на огороде у Павла Леонтьевича сохранился в земле огромный пень. А несколько лет назад здесь школьники Новоильинской школы вместе с Гусевским лесничеством посадили кедрач…
Дома не быстро строились, поэтому первые переселенцы жили в шалашах, в избушках, сделанных на скорую руку. Первый скот они купили здесь в Сибири – в Кайтёсе – коров, лошадей.
Первыми Средний (Ново-Казанку) заселяли Хомяковы, потом Иванковы, Шуруповы, Капитоновы, Афанаскины и др. Кирпича для печи не было. Но научились изготовлять кирпич – сырец. А потом Капитоновы и обжигать кирпич научились. Кузнецами были Терехов Илья, Зиновьев Иван Васильевич, Симачев Николай Тихонович.
Деготь гнали Киренков Д., Малявко. Уголь древесный жгли здесь же, в ямах для кузниц.
Воспоминания Шараевой (Крель) Анны Дмитриевны с Верхнего (Новороссийск)
Первыми на Верхний (Новороссийск) приехали Шараев Илья, Шараев Марк, Попко Павел, Петрашко Григорий Петрович, Плют Михаил Сидорович, Морозов Семён Сидорович ( с 1896 г.р.) и другие.
Шараева (Крель) Анна Дмитриевна
Шараев Иван Артёмович
По воспоминаниям Шараевой Анны, на Верхнем первые семьи поселились в вырытых землянках. Приехали с малыми детьми, некоторые дети не вынесли перемены климата и умерли. Надо было корчевать лес, распахивать сохами. Лошадей покупали в Кайтёсе. Потом стали строить дома, в основном, пятистенки, крестовики и четырёхстенки. Расселялись одной улицей, но были и небольшие улицы в сторону от основной – заимки.
В тех семьях, где подрастали молодые парни, земли обрабатывалось больше, они быстро разбогатели. На Верхнем, при создании колхозов, некоторых раскулачили.
Семья Шараевых
Воспоминания семьи Ермолаевых с Верхнего (Новороссийск)
Ермолаева (Булавко) Елена Ивановна
Моя двоюродная бабушка, Ермолаева (Булавко) Елена Ивановна, 1931 года рождения вспоминает. Её дед по бабушке Егоренко Трофим приехал с женой Марией. Они имели четверых детей: Пелагею, Наталью, Христинью и брата их, не помнит по имени. Егоренко Христинья (1909-1994) , моя родная прабабушка, вышла замуж за Булавко Ивана Гавриловича (1906-1981). У них было 16 детей, выжило 11.
Елена Ивановна в детстве жила с бабушкой и помнит быт приехавших из Белоруссии переселенцев.
Улицы длинные. Скот выгоняли за поскотину и закрывали ворота. Скотина свободно ходила за селом.
Жили в пятистенке. Скотина была в сараях. Держали лошадей, коров, свиней, овец, гусей, кур.
Переселенцы устраивали "черные" бани, в которых печь с каменкой располагали в углу у входа, вдоль стены располагали полок и лавку Кирпич били из глины, камни привозили издалека – с берегов Оби. На Среднем жил Фрол, он форму для кирпичей делал, молотком сбивали глину в форме, сушили кирпичи в сарае.
Сеяли рожь, пшеницу, овёс, просо, гречиху, лён, коноплю, горчицу.
Рожь Пшеница Овёс Просо
Лён Конопля
Жали серпом, обмолачивали, сушили в овинах. Молотили цепами.
Серп. Подарен музейной комнате семьёй Давыденко
Цеп для обмолота.
У богатых появились молотилки. Из конопли вили верёвки и ткали рогожные мешки. Из семян горчицы и льна, конопли давили масло.
Зерно мололи жерновами.
Жернова найдены на Среднем Лябиком Андреем в 2006г
Возили молоть на мельницу на реке Елбогач (где сейчас Бушуево) по дороге за Средним, сейчас она заросла. В 20-е годы на Кученском была построена своя мельница, но не водяная.
Для нужд хозяйства сами гнали дёготь. Ямы за речкой копали, бересту надирали с берёз и разжигали огонь.
«Умывались над шайкой, в рот воды наберём и выпускаем – моемся»,-рассказывает Елена Ивановна.
Столы были выскобленные, скатёрка холщёвая накрывалась на стол после обеда.
Лавки, скамейки «скрозь»(вдоль) стены стояли.
Деревянная лавка из дома Ламеко Ольги Карповны.
Кровати были деревянные, без спинок, поперечинки были на них. Спали и на полу, и на русской печке, и на полатях.
Полотенца были расшитые.
Из дома Хмельницких Из дома Ермолаевой Е.И. Из дома Шараевой А.Д.
Прядение
Сеяли лён. В августе дёргали, в снопы вязали, околачивали семена, развязывали, слали на слище (на кошенину), потом ставили в бабки, потом везли в риги и там сортировали. Потом соломку мяли, обдирали костру (твёрдая оболочка льносоломки), готовили льноволокно: его тщательно расчёсывали специальными гребнями, потом заправляли в прялки и пряли нити.
Прялка из дома Давыденко Прялка в работе
На ткацком станке ткали из нитей полотно. Из полотна шили одежду.
Ткацкий станок в разобранном виде из дома Давыденко.
Когда вступили в колхоз, люди по-прежнему сеяли лён по 1-2 сотки и обрабатывали, по рассказам Елены Ивановны Ермолаевой, так: «Потрёшь – костра отстанет, поднимали, сушили, мяли меркой – длинная, на ножках, сверху выемка – потом лён трепали. Трепло – длинная лопатка, закруглённая с 2-х сторон. Затем чесали чёсками («жменьку кидали и чесали»).
Чёска из музейной комнаты
Оставался кужель (кудель). А изребы бросали, из них потом дерюги стегали. Из кужеля пряли и ткали. У нас был станок. Потом белили на снегу в марте. Утром по черимчику (морозец) расстелешь, а вечером собираешь. Долго так выносили. Потом ткань парили в зольнике. Бочка с дырочкой. Погружали полотно в воду, сверху тряпкой закрывали и добавляли золу – получался раствор – щёлок. Далее шили из полотна одежду. В семье была ножная машинка швейная»
Одежда переселенцев
Обычная одежда – юбка и кофта. Юбка, особенно у пожилых женщин, делалась очень широкая и длинная. Ткань в мелкую клетку. Под верхней юбкой носили нижнюю, из белого полотна. Мужчины носили длинную рубаху, которую носили под пояс.
Из верхней одежды носили зипуны, фуфайки (куфайки), доху из шкур.
Обувь переселенцев
На ноги плели лапти из бересты или лыка. Носили их на портянки, обвязывали верёвочками.
Вязаные лапти из дома Поповой Веры Анисимовны
А Ермолаев Егор Глебович в детстве носил лапти, связанные из верёвочек. Вязали их крючком.
Для зимы пимокаты катали валенки из овечьей шерсти. Это была тяжёлая и пыльная, жаркая работа. Кипятили в чанах заготовки. Шерсть били струнами с мукой – отсюда пыль. Сапожники шили сапоги из кож. Из кож шили и одежду.
Дед Ермолаева Егора Глебовича выделывал кожи.
Ермолаев Егор Глебович, 2012 г
Мука овсяная с водой и солью в шайке должна была обработать кожу, которую несколько дней поворачивали в растворе. Потом вытягивали и расстилали на заплоте. Когда высохнет – на козла с покатом клали и тупой литовкой сдирали мездру. Потом отминали с помощью мотовила: приспособления особого. Закладывали кожу промеж столбиков, а ребятишки ходили кругом, обминали. Из кожи шили уздечки, сыромять шла на хомуты. В настоящее время Шараев Михаил Анисимович, потомок переселенцев Шараевых с Верхнего (Новороссийск), также выделывает кожи таким же образом, готовит сбрую, сам мастерит сани.
Воду зимой переселенцы брали из проруби, возили на саночках в кадочках, летом копали по берегам Инги колодцы, пробовали на улице копать колодцы – вода была глубоко или была грязная, с илом.
Саночки из дома Шараева М.А. Кадочки из дома Аничкиных
Пища переселенцев
Для получения для еды семени из льна молотили его вальком в овине, семя просевали через сито («в чашке пропылаешь, на ветер пустишь»). Жарили, в ступке толкли и макали картошкой. Из семян давили масло. Ещё масло давили из семян конопли.
Елена Ивановна помнит, как хлеб пекли: драли картошку, некоторые редьку кипятком заваривали, затем в квашне квасили. Была ещё закваска: варили картофель, добавляли шишки и листья хмеля, когда остынет, добавляли муку и всё заквашивали, процеживали. Получались самодельные дрожжи.
Шишки хмеля для закваски
Муку драли на жёрнах (рожь и пшеницу). Хлеб садили на капустные листы и прямо на под, иногда на железные листы – противни. Пекли в русской печи.
Парёнки ели: кусочками резали брюкву, морковку, свёклу и парили в печи.
Солодуху делали – ржаную муку кипятком заливали, потом варили её в русской печи, она была сладкая и красная, тягучая, жидкая, с картошкой её ели. («Сёрбали из одной чашки!»)
Сушки из картошки делали. Шаньги – тесто с картошкой, творогом. Крупеня – жидкая каша. Бульба – варёная картошка.
Клёцки с «душами» (с начинкой из сала и других продуктов) делали.
Квас готовили из сока берёз. В кадку веток старой смороды накидают и закваску добавят и хранят на холоде.
Делали квас и хлебный. Толкли варёную картошку, добавляли муку, когда засолодеет, ставили в тёплую печь на один день, потом добавляли кипяток, настаивали, процеживали и квас готов.
Скоропортящуюся пищу хранили летом в леднике. На улице был ледник – яма с потолком, дверка была, снег был накиданный, крупитчатый, сверху лежала солома.
Ложки, чашки деревянные были. Хозяин хлеб разрезал, за столом не баловались – а то ложкой по лбу.
Утварь: кадки, баки, туески из бересты, горшки, кринки глиняные были. Чапела – сковородники, ухват – чугун брать, кочерга – жар выгребать из печи, метла – большая, помело – из сосёнок, выметать из печи, ступы деревянные, толкач – пшеницу, просо толочь, туески.
Ермолаевы помнят игры детские. Дед Елены Ивановны был чудак, с ног скотских косточки выбирали и бились. В шашки играли. Дед со шпульки делал крутяшки, кто проиграл, в трубу должен был кричать: «Мама, мама, я жениться хочу!». Егор Глебович Ермолаев помнит игры «коняшки», городки, чижик, ножички, кулю – круг чертится, гонят палкой деревянный мячик – кулю.
Праздники помнит: пасху и рождество.
Воспоминания Ламеко (Шараевой) Ольги Карповны с Верхнего (Новороссийск)
Семья отца Ламеко Ольги Карповны (1929 г.р.) – Шараева Карпа Ильича – приехала из-под Минска. Его сестра, рождённая ещё в Минске, впоследствие уехала на родину.
Дед по матери – Плют Михаил Сидорович, он приехал одним из первых на Верхний (Новороссийск).
Обжились, стали катать валенки, сушили пимы на печи.
Накрывались ковдрами – их готовили из напрядённой коровьей шерсти (коровьи кожи замачивали в пруду, когда вымокнет, собирали шерсть и пряли на суровую нитку, затем ткали).
Помнит, как называли крёстного – татусь.
Бабушка научила Ольгу Карповну лечить – передала заговоры: на зубы, на остановку крови, от сглаза, от ветру.
Ольга Карповна помнит старинные песни, частушки. В музейной комнате хранится тетрадка с записанными озорными частушками на разные темы.
Таким образом, в селе Новоильинка продолжают жить потомки переселенцев из Белоруссии. Часть традиции и культуры белорусов сохранилась до сегодняшних дней.
Лиса-охотница
Ласточка
Новый снимок Юпитера
Басня "Две подруги"
Девчата