Реферат об особенностях обрядовости праздника Пасхи
Вложение | Размер |
---|---|
referat_pasha.zip | 33.4 КБ |
Районная творческая конференция школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Новоильинская средняя общеобразовательная школа»
РЕФЕРАТ
Автор: Яшкина Юлия 10 класс
Новоильинская СОШ
Руководитель работы:
Кулагина Светлана Витальевна
Учитель литературы
Новоильинка
Оглавление
1 | Введение | 3 |
2 | Связь праздника Пасхи с аграрным календарём предков - славян | 4 |
3 | Влияние христианства на праздник Пасхи | 6 |
4 | Особенности обрядовости праздника Пасхи | 10 |
5 | Отражение праздника Пасхи в культуре | 29 |
6 | Заключение | 35 |
7 | Список источников | 36 |
Дерево без корней засохнет. Корни – это прошлое. Ствол – настоящее. Обновляющаяся Крона – будущее. Народ, потерявший свои корни, не имеет будущего. Будущее вырастает из прошлого через настоящее. Чтобы устремиться в Будущее, необходимо вернуть свои корни, свою культуру, обычаи, традиции.
Цель работы – обратиться к культурному прошлому родины, познакомиться с частью традиционной культуры русского крестьянина. История русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность к праславянам или сколотам (от «коло» - колесо, олицетворяющее солнце, круг). Было 4 языческих праздника – «события», соответствующие четырём солнечным фазам: на зимнее солнцестояние отмечались Святки (25 декабря – 8 января), на весеннее равноденствие Масленица (24 – 25 марта), Пасха ( 22 марта – 25 апреля), на летнее солнцестояние праздновался Купала ( 23 – 29 июня), осеннее равноденствие приурочивалось к празднику урожая ( 8 сентября). Нас в данной работе интересует Пасха.
Задачи: Проследить
- связь культурного наследия ( Пасхи) с аграрным календарём;
- влияние христианства на проведение праздника;
Работа затрагивает лишь поверхностный пласт календарного праздника. Богатый материал помещён в книге « Приобщение детей к истокам русской народной культуры», « Весенние праздники, игры и забавы», «Круглый год», Интернет.
Связь праздника Пасхи с аграрным календарём предков – славян
Исстари основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса праздников, обрядов носила земледельческий характер. Крестьянину надо было в первую очередь заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и всё в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца. Крестьяне плохо понимали истинные причины смены времён года и многих явлений природы. Всё, что окружало человека, было одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Крестьянин поклонялся грому, солнцу и месяцу, почитал камни, водоёмы, деревья. Живыми, одушевлёнными были в глазах древнего человека не только земля, растения, водоёмы, явления природы (град, мороз и т. д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени.
С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.
С развитием земледелия и переходом к осёдлому образу жизни произошло дальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозных верований, обрядов и праздников.
Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то время, когда дни становились заметно длиннее, когда «солнце поворачивает на лето». По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла – Масленицей, Пасха, содержащая такой обряд, как возрождение жизни.
Весной наступает ожидаемое обновление природы. Человек должен в это время совершить свою вечно повторяющуюся миссию по отношению к природе, к самому себе. «Так уж устроен мир: если вспахал, то надо сеять. А коль посеяно, то и взойдёт. А что взойдёт, то и вырастет, и даст плод, и хочешь не хочешь, то будешь делать то, что предназначено провидением», - пишет русский писатель Василий Иванович Белов в своей книге «Лад»
Новый цикл сельскохозяйственных работ человек украсил множеством ритуальных действий. Непосредственно за Масленицей следует обряд Закликания весны. Между Масленицей и Пасхой этнографы выделяют три дня, в которые народ совершал определённые обрядовые действия: Средокрестье – середина поста, Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, Чистый четверг – последний четверг перед Пасхой.
Пасха – большой праздник. В Пасхе этнографы выделяют элементы древнейшей весенней обрядности. Например, изготовление обрядового хлеба паски (пасха – позднее название) являлось одним из способов заклятия плодородия. Паску ели, хранили как лекарство, ею дотрагивались до животных. Особый смысл имели и действия с крашеным яйцом. Яйцо – символ зарождающейся жизни. Пасхальные яйца ели, дарили друг другу. Катание яиц по земле должно было пробудить землю от зимнего сна, оплодотворить. Освящённый на Пасху хлеб брался с собою в поле на первый сев. Иногда произносились заговоры.
Таков в общих чертах праздник Пасхи той части древнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством. Мы видим, что праздник Пасхи связан с аграрным календарём предков-славян.
Влияние христианства на праздник Пасхи
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие - ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.
Слово пасха – еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
Пасха является одним из наиболее религиозных праздников, которая должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Весенним полнолунием считали полнолуние, наступающее вскоре после дня весеннего равноденствия, т.е. 21 марта. Но с течением веков весеннее равноденствие стало постепенно сползать с 21 марта из-за расхождения календаря с астрономическим счетом времени. Определение дня Пасхи стало очень сложным, путаным, порой просто неверным.
Сложность вычисления обусловлена смешением независимых циклов и ряда требований:
Обращение Земли вокруг Солнца (дата равноденствия);
Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
Установленный день празднования — воскресенье;
Правило звучит как «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнётся крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укреплённые на длинных древках).
Во время пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день бог дал людям своё прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа».
Существует такое предание:
Один монах в первую пасхальную ночь зашел в пещеру, где покоились останки его сподвижников – монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» и вдруг по всей пещере эхом пронеслось «Воистину воскрес!». С тех пор традиционным стало пасхальное приветствие «Христос воскрес!», на которое в ответ говорят: «Воистину воскрес».
К особым обрядам относится и благословение артоса (по-гречески – «хлеб»). Раньше на этом хлебе обязательно изображался крест или сцена воскресения Христа. Считается, что происхождение этого обычая таково:
На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончанию трапезы говорили: «Христос воскрес!». Когда ученики разошлись по странам для проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной проповеди (литургии) артос освящался, разламывался и раздавался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освещать куличи.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашенными яйцами. Красное Пасхальные яйца – это символическое представление о новой жизни и своеобразное пожелание изобилия. В древние века, когда большинство семей не были зажиточными, яйца служили своеобразным подарком от одной семьи для другой. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом своей проповеди. Ещё за долго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. В разных странах яйца раскрашивали в разные цвета. Красные яйца символизировали кровь Христа и использовались в Греции. Германия и Австрия предпочитали зеленый цвет для яиц как символ чистоты и красились такие яйца в Чистый четверг. Также в Германии пустыми, но целыми раскрашенными яйцами украшались деревья и кусты на всю Пасхальную неделю.
У славянских народов Пасха связывалась также с плодородием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий пост, и после этого можно было есть скоромную (не постную) пищу, то есть разговеться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами (домашний артос), всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен, обогрет.
Особенности обрядовости праздника Пасхи
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости. Дерева и др. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для весёлых игр. Была, например, популярна такая игра:
Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке своё яичко, и, если оно задевало какую либо игрушку, её получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом своего яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чьё яйцо выдержало удар и не треснуло.
Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в неё пшеничные или овсяные зёрна и ежедневно их поливали. К пасхе поверхность земли покрывалась нежной зелёной травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.
Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки – «жаворонки». Для этого замешивали в теплой воде с дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось, его резали на полоски, каждую раскатывали, чтобы получился маленький валик. Валики завертывались узлом, одному концу придавалась форма головки с клювиком, а другой подрезался ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставляли две изюминки – глазки, затем булочка посыпалась сахаром и ставилась печься.
Традиции празднования Пасхи не были утрачены и в советский период – разве что, в храмы люди ходили меньше, а вот пекли куличи, лепили Пасхи и красили яйца с тем же удовольствием
Существует много традиций и обычаев, связанных с праздником Пасха. В них много похожего, но есть и отличия. Пасхальные яйца, пасхальные кролики (кролик является символом Пасхи в европейских странах), пасхальные корзинки, пасхальная выпечка – у этого праздника много отличительных особенностей.
Праздник Пасхи весьма любим в нашем обществе. У кого-то это первый выход на природу после зимы, у других – встреча с родственниками, у третьих – посещение церкви. Пасху празднуют все. Но особенно любят этот праздник дети. Разноцветные яйца – любимая игрушка детворы
Это время праздника дается человеку, чтобы «подпитаться». «Подпитаться» своими истоками, вспоминая о традициях, которыми окружены события этого праздника; радостным приемом родственников, которые ждут в гости; и теплым тихим вечером, который вы потратите на подготовку подарка для самых дорогих людей – главного праздничного атрибута – яичка.
Накануне праздника принято красить и расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться яйцами, троекратно целуясь при этом. Это могут быть самые разнообразные яйца: крашеные вареные, расписные деревянные, фарфоровые, фаянсовые и даже из драгоценных металлов и камней.
В мифологии славян яйцо было символом зарождения и воскресения жизни, началом всех начал, олицетворением солнца, символом чудесного
весеннего пробуждения природы.
В некоторых странах Европы существует пасхальная традиция украшать на Пасху ветки деревьев. Это могут быть обычные деревья, а так же композиции имитирующие дерево. Пасхальное дерево — это символ Древа Жизни в Раю. Вот отсюда и возникла пасхальная традиция и пасхальный атрибут — ярко наряженное дерево, их наряжают во дворах, на улицах, используют в украшении праздничного интерьера и несут на пасхальных процессиях.
До 17 века в России существовала похожая пасхальная традиция. В шествии русского патриарха везли на санях пасхальное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами, его называли "царской вербой".
Семь недель перед Пасхой, Светлым Христовым Воскресеньем, - особый период народного и православного календаря, требующий определённых воспитательных дел.
Первая неделя.
Эта неделя наступает сразу же после завершения праздничной «седмицы» Масленицы, и в народе часто называется «тужилками по Масленице», т.е. временем прощания с обильным весельем и сытой пищей.
Первый день поста – чистый понедельник. В эту неделю замолкали праздничные «гудушки», смолкали песни и шумные игры. Нельзя было будить Масленицу, иначе зима вернётся. И стол домашний стал иным – нет сладостей, только постные блинчики, хрен, редька, кислая капуста да квасок. Правила для детей были просты: не говорить плохих слов; ходить чистыми и опрятными; не баловаться, не шуметь.
Воскресенье – «неделя православия», хорошо ввести детей в мир иконы, понимаемой как «оконце» в духовный, «горный» мир.
Пост, предшествующий православной Пасхе, гораздо строже, чем у католиков. Для них запрет на мясо действует только в "пепельную среду" и по пятницам. В “пепельную среду” католики по обычаю посыпают свои головы пеплом в знак раскаяния о совершенных грехах. Святой пепел добывается при сжигании веток верб, освященных в Вербное воскресенье в прошлом году.
В католицизме пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме того, “религиозной диеты” можно не придерживаться в гостях, дабы не обидеть хозяев, и в дороге, где можно просто не встретить подходящей пищи.
Вторая неделя.
По народному календарю – неделя рукоделия и ремесла. Девочки и девушки показывали своим матерям, каких успехов они достигли в рукоделии. Особенно важным в эти дни считалось научиться нанизывать жемчуг, как говорили в старину, «красоту свою обшивать». Мальчишки также старались не отставать – мастерили красивые вещи, например игрушки.
Третья неделя.
В народе считали, что эта неделя переломная, говорили: « Пост ломается». В среду в каждом доме пекли пироги с крестами по числу членов семьи. По церковному календарю воскресенье этой недели называли «крестопоклонением», поскольку в церквях осуществлялось поклонение Честному Кресту. Поскольку в субботу - поминовение усопших, то рассказ связывали с хорошо известными детям надмогильными крестами, как и церковными, простыми, так и со старообрядческими, домовинами.
Четвёртая неделя.
По церковному календарю эта неделя завершалась службой Иоанну Лествичнику (Синайскому), православному святому. Именно в эту неделю в простонародной среде выбеливали под весенним солнцем пряжу, что служило напоминанием о единстве телесной, душевной, и духовной чистоты.
Пятая неделя.
Эта неделя поста называется похвальной. В церквях служба велась перед иконой «Похвалы». В крестьянской среде бытовала пословица: « На Похвалу сорока яйцом похваляется».
Как правило, в это время весна вступает в полные свои права. В русских деревнях устраивали угощения всему женскому роду. Существовал обычай на этой неделе обязательно испечь пирог с рыбой, да не с любой, а именно со щукой.
Шестая неделя.
Наиболее известная и любимая неделя Великого поста – вербная. Лазаревая суббота и Вербное воскресенье служат преддверием заключительной части Великого поста – «страстной седмицы».
Издревле считалось, что достаточно трёх цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. Как оказалось, верба действительно обладает дезинфицирующим свойством, она освежает воздух, её кора впитывает в себя «дурной», болезнетворный воздух.
Седьмая неделя.
Эта неделя и по народному, и по православному церковному календарю называется страстной. Каждый день её важен, глубоко прочувствован и осмыслён.
В страстную неделю всем без исключения верующим нельзя развлекаться и бездельничать, нельзя есть мясо и рыбу, пить вино и много чего еще. Зато уже пасхальный стол не имеет никаких запретов. Испокон веков на Руси к празднику готовили куличи и пасхи, запекали окорок, жарили телятину... Все должно быть готово к субботе, когда кулич, творожную пасху и крашеные яйца понесут святить в церковь.
В России пасхальные яйца, полученные при “христосовании”, наделялись чудесными свойствами. Их зарывали в зерна, подготовленные для посева, чтобы обеспечить богатый урожай, их использовали при поиске кладов. Яйцами даже гладили домашних животных, чтобы они были здоровыми, пытались тушить пожар, бросая их в горящий дом, лечили больных. Кроме этого, христиане считали, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают силой помогать в трудные и важные минуты жизни. Все съестное хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться до него: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья, она сделается летучей мышью
Понедельник называли страшным. От нечистой силы оберегались чтением Псалтыри. В церкви прочитывалась вся Псалтырь, а на часах – все Евангелие.
В Великий вторник оберегали от болезней скот. В этих целях поили его обрядовым «соченым» молоком, приготовленным из толченых льняных и конопляных семян.
Великая среда по церковному календарю посвящалась нравоучительному воспитанию предательства Иуды, который взял у первосвященников и книжников, иудейских как плату за предательство тридцать Серебрянников.
Великий чистый четверг (Четверток). По данной традиции россияне мылись в бане, чтобы в пятницу быть чистыми. Считалось, что даже ворон кушает в этот день детей. Водой очищали тело, а покаянием – душу. Опасались в этот день сквернословия, недобрых дел, плохих поступков.
Великая пятница (Пяток) – день, когда по обычаю красили пасхальные яйца. Яйцо издревле считалось символом мира, вселенной. Красили яйца чаще всего шелухой от лука. Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спят, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребёнка исчезали.
В Великую субботу делали куличи, творожные пасхи (пасхальный сыр), пекли пироги. Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрени
После этого ожидали «праздник праздников и торжество торжеств» - Светлое Христово Воскресенье – Святую Пасху.
День Воскресения должен быть светлым не только по имени, но и визуально. Поэтому он назначается на первый день после субботы, после полнолуния следующего за весенним равноденствием.
После заутрени на Пасху дети ходят «христосывать». Собираются толпами человек 10-20. Хозяева дают детям крашеные яйца, иногда дети говорят:
Я маленький хлопчик,
Влез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сховался.
Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).
В России пасхальные яйца, полученные при “христосовании”, наделялись чудесными свойствами. Их зарывали в зерна, подготовленные для посева, чтобы обеспечить богатый урожай, их использовали при поиске кладов. Яйцами даже гладили домашних животных, чтобы они были здоровыми, пытались тушить пожар, бросая их в горящий дом, лечили больных. Кроме этого, христиане считали, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают силой помогать в трудные и важные минуты жизни. На яйцах помещали особые знаки.
Писанка — символизирует весеннее возрождение Солнца. А орнамент, который на него наносится в преддверии Светлого Воскресения, — это священные письмена Богу. Символику всех традиций писанки можно свести к общему смыслу — торжество жизни и пожелание человеку здоровья, благополучия, покоя.
Техника росписи
Расписывать яйца всегда садились женщины. Писанку покрывали воском при помощи кисточки "вилки", взятой из петушиной грудки, либо при помощи трубочки, сделанной из листка фольги или жести. Позднее такую трубочку стали называть "кисткой". Сначала орнамент наносили по белому яйцу. Нанесенные цвета защищались воском. Затем писанку нагревали. Растаявший воск вытирали мягкой салфеткой. И орнамент на яичке проступал, как восходящее солнце. Каждой писанке, как живому существу, давали имя.
Значение нарисованных символов
Сосна на писанке – символ здоровья.
Голубь – символ души.
Сеточка – символ судьбы.
Белый цвет – начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок – символ силы.
Точечки – символ плодородия.
Сливки – символ любви.
Хмель – символ плодородия.
Любая ягодка – символ плодородия; матери.
Цветочки – девичества.
Писанки, крапанки, драпанки, крашанки и другие. Какие только названия не существуют для описания технологий по приготовлению внешнего вида яиц к празднику Пасхи.
О том, в какой степени вобрала в себя православная Пасха элементы языческого фольклора, исследователи до сих пор спорят. Бытует мнение, что православная Церковь просто закрепила за периодом посева урожая такое выдающееся событие, как Воскрешение Иисуса Христа.
Множество пасхальных обрядов на Руси совершалось в Великий четверг, который православные называют “чистым”. В этот день готовили свой дом к празднику: все мыли, убирали, украшали. Купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото: будешь богатым и крепким. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос.
Кстати, у католиков многие пасхальные традиции тоже так или иначе связаны с языческими поверьями. Например, давным-давно германцы видели в зайцах посланников богини Остары, которые “приносили” с собой весну. Впоследствии возникла пасхальная легенда о зайцах, “откладывающих яйца” в саду. Католики даже сами сооружают пасхальные гнезда из мха, чтоб зайцу было помягче.
Любимое развлечение для детей – это искать яйца, а потом их есть. Яйца могут быть шоколадными или простыми, “заячьими”…
Но вернемся к русским пасхальным обычаям. В русском народе верили, что в пасхальную ночь можно свидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими нельзя, для этого есть другое место - кладбище. А вот у девушек имелись свои пасхальные обычаи и приметы. Они умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы стать крепкой.
Ни одна Пасха, как и Масленица на Руси, не обходилась без гуляний - игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях - еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования…
На Пасху повсюду разрешали звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели. Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай. Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.
Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы.
Выгоняя первый раз животных в поле, брали с собой писанки и катали ими по хребту животного, приговаривая: "Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадушка будь гладка и сыта".
Писанку использовали при лечении некоторых болезней.
Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Считалось, что она скрепляет дружбу. Дарили крашеные яички своим женихам.
ИГРЫ
Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх:
- Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.
- Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.
- Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.
- Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь другое яйцо, лежащее на земле, играющий брал это яйцо себе.
Пройдя через 20 веков, православная Пасха дошла до века 21. Она, конечно, подутратила свои “четкие религиозные рамки”. Согласно исследованиям, которые провел Фонд общественного мнения, по “народной” значимости праздник Светлого Христова Воскресения уступает только Новому году и Дням рождения. При этом большая часть опрошенных Фондом россиян видят в праздновании Пасхи - дань традициям: историческим, семейным, народным, а 5 % опрошенных отметили, что воспринимают Пасху лишь как радостный, красивый праздник со всеми соответствующими атрибутами – весельем, гостями, трапезой.
Сохранилось множество рецептов изготовления пасхи и куличей.
Рецепт пасхального кулича с цитрусовой ноткой.
Вам понадобится:
500г. муки, 30г. дрожжей, 120г. сахара, 1 стакан молока, 380г. сливочного масла, 5,5 чайной ложки соли, цедра лимона от 0,5 апельсина и лимона, 5 яиц, 150г. изюма, 1 стол. ложка лимонного сока, 250г. сахарной пудры, 4 стол. ложки горячей воды, масло и мука для формы.
Приготовление:
Дрожжи развести с молоком с небольшим количеством сахара и муки. Замесить и дать постоять 20 минут. К подошедшей опаре добавить растопленное масло, сахар, яйца, соль, натертую лимонную и апельсиновую цедру, изюм и вымесить тесто. Выложить тесто в смазанную маслом и посыпанную мукой форму и поставить на 30 минут подходить. Выпекать в духовке 30-40 минут при температуре 200о.
Готовый кулич остудить в форме, выложить. Из лимонного сока, сахарной пудры, воды сделать помадку, намазать кулич и украсить.
Рецепт заварного кулича.
Вам понадобится:
12 стаканов муки, 4 яйца, 125г. сливочного масла, 0,75 стакана сахара, 1 стакан молока, 70г. дрожжей, 2 стакана заваренного чая, 0,75 стакана изюма, 2 чайные ложки соли.
Приготовление:
Накануне в 8 часов вечера залить дрожжи 0,5 стакана теплой воды и дать им подняться. 0,5 стакана муки заварить кипящим молоком, 0,5 стакана и хорошо размешать. Если мука плохо заварится - немного прогреть помешивая. Подошедшие дрожжи смешать с заваренной мукой, добавить оставшееся молоко, яйца, соль, муку, замесить густое тесто, хорошо вымесить и оставить до утра в теплое место подходить.
В 6-7 часов утра в тесто влить теплое, но не горячее, масло и теплый чай с сахаром. Добавить в тесто ароматические приправы на Ваш вкус и всыпать остатки муки, перемешать. Выложить на стол и выбивать до тех пор, пока не появятся пузырьки. Тесто переложить в посуду и поставить подходить. Через час в тесто добавить изюмом, хорошо вымесить, дать подойти еще полчаса. Тесто разложить в смазанные маслом формы, дать подойти. Верх кулича смазать яйцом.
Шафранный кулич.
Вам понадобится:
Для опары: 2,5 стакана муки, 50г. дрожжей, 300мл. сливок.
Для теста: 4 стакана муки, 5 яичных белков, 15 желтков, 400г. сливочного масла, 1 стакан сахара, 10 зерен кардамона, 1/3 стакана изюма, 0,5 чайной ложки шафрановой настойки, 1 мускатный орех, 100г. измельченных цукатов, 1/3 стакана миндаля.
Приготовление:
Из муки, дрожжей и подогретых сливок приготовить густую опару. Когда опара поднимется, добавить в нее муку, желтки, растертые со сливочным маслом и сахаром, истолченные зерна кардамона, мускатный орех, изюм, шафрановую настойку, цукаты. Тесто хорошо вымесить и поставить на 1,5-2 часа в теплое место. Затем добавить взбитые белки, вымесить, переложить в смазанную маслом и обсыпанную сухарями высокую форму, дать тесту подняться.
Выпекать в умеренно нагретой духовке до готовности.
Рецепт рассчитан на выпекание двух куличей, куличи из приготовленного таким образом теста рекомендуется делать небольшими.Пасха - традиционное угощение к светлому празднику
Если куличи и крашенные яйца давно и прочно занимают главные места на пасхальных праздничных столах, то творожная пасха незаслуженно забыта, а ведь это не только вкусное традиционное пасхальное угощение, но и чудесный подарок родным и близким в Светлое Воскресение.
Для приготовления пасхи в старину использовались деревянные пасочницы - разборные ящички в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На внутренней стороне дощечек вырезали буквы "ХВ", изображение креста, цветов и т. д., эти рисунки и надписи отпечатывались потом на готовой пасхе.
Современные хозяйки вполне могут изготовить творожную пасху и без специальных форм. Придать форму усеченной пирамидки пасхе можно с помощью разделочных досок, а буквы "ХВ" выложить изюмом, орешками или цукатами.
Для пасхи нужен творог самого лучшего качества - свежий, сухой, однородный.
Сливочная пасха.
Вам понадобится:
200 г творога, 200 г сахара, 200 г сливочного масла, 50 г изюма, 1 желток, ромовая или любая другая пищевая эссенция, немного орехов, мармелад.
Приготовление:
Сливочное масло взбить с сахаром. Продолжая взбивать, добавить творог и, в конце, желток. Перемешать с изюмом и пищевой эссенцией. В глубокую посуду положить льняную или марлевую салфетку, смоченную водой и смазанную сливочным маслом. На дне выложить узор из орехов, миндаля, кусочков мармелада. Положить в миску творожную массу, прикрыть ее концами салфетки, слегка прижать и поставить в холодильник. Когда масса застынет, вынуть ее из глубокой миски и переложить на мелкое блюдо, снять салфетку.
Пасха царская (вареная).
Вам понадобится:
2 кг творога, 10 яиц, 400 г сливочного масла, 800 г сметаны, 600-700 г сахара, 100 г ядер миндаля, 100 г изюма
Ванилин.
Приготовление:
Протереть через сито творог и сливочное масло, добавить сметану, тщательно перемешать, поставить посуду на плиту и довести массу до кипения при непрерывном помешивании деревянной лопаточкой, чтобы масса не пригорела. Тотчас снять с огня и по возможности быстрее охладить, также непрерывно помешивая. В остывшую массу добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин, все перемешать, положить в пасочницу, застланную чуть влажной марлей, плотно вминая массу, сверху положить блюдце, небольшой груз, поставить в холодильник на сутки.
Пасха красная на простокваше.
Вам понадобится:
2 л молока, 2 л простокваши, 3 стакана сметаны, 1 желток, сахар и ванилин по вкусу.
Приготовление:
Влить молоко в керамический горшок и поставить в горячую духовку, чтобы молоко стопилось и сделалось красным, причем образующиеся пенки надо почаще опускать вниз. Когда молоко станет красным, вынуть его, дать остыть до чуть теплого состояния, влить простоквашу, сметану и желток, перемешать и поставить на огонь. Кипятить на слабом огне, пока не отделится сыворотка. Тогда процедить через салфетку, протереть через сито, добавить сахар и ванилин, переложить в форму и поставить на холод под пресс
Отражение праздника Пасхи в культуре
Русская культура
В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Преступление и наказание»). Тему воскресения автор раскрывает от противного — через тему тления, как раскрытие категорического — или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мертвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».
В «Братьях Карамазовых» ([1]) старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:
Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слег, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик веселый, радостный. Изменился он весь душевно — такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовет
.
И.Шмелев в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:
— Хрис-тос воскре-се из мертвых…
— Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
— Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, — говорит мне Горкин — как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?
Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.
Л.Андреев.Баргамот и Гараська
— А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте... - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом…потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко... Я... по-благородному.." похристосоваться... яичко а ты... - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вел Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твердости принятого им решения, заявил:
- Пойдем ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому черту, и пошёл!
- Пойдем, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.
А. П. Чехов.На страстной неделе
Митька тоже причесан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.
Н. С. Лесков. Фигура
Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь — скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится…Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт? И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
...." Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? … А в глубине кто-то и говорит: "Не убий!" Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой… Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу! Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете... я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: — Мы его убьем!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!
Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву —
«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза)[18].
Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века как С. Есенин — «Пасхальный благовест», К. Бальмонт — «Колокол дремавший разбудил поля…», И. Северянин — «Пасха в Петербурге» .
Зарубежная культура
И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».
Действие «Фауста» И.Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.
Хор ангелов Христос воскрес! Преодоление Смерти и тления Славьте, селение, Пашня и лес....
Фауст Я плакал, упиваясь счастьем слез, И мир во мне рождался небывалый. С тех пор в душе со светлым воскресеньем Связалось все, что чисто и светло. Оно мне веяньем своим весенним С собой покончить ныне не дало. Я возвращен земле. Благодаренье За это вам, святые песнопенья.
Пасха – лишь один из календарных аграрных праздников русского земледельца, а весь календарь – сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни, то есть – большей культурный пласт русского народа, энциклопедия крестьянского быта наших предков. Об этом нужно всегда помнить, ведь, по словам великого русского поэта А.С. Пушкина, надо знать свое прошлое. Будут сильны корни – будет сильна и крона. То есть наше будущее.
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить знакомство с другими календарными праздниками моего народа, найти их корни.
Список источников
Ручей и камень
Флейта и Ветер
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики