Проект посвящён творчеству самого загадочного русского поэта19 века.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_vselennaya3.ppt | 266 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Лицей №1 имени А.П. Гужвина город Камызяк» ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ в лирике Ф.И.ТютчеваСлайд 2
Работу выполнила: Учащаяся 11 «Б» класса МБОУ «Лицей №1 имени А.П. Гужвина город Камызяк»» Журавлёва Мария, 16 лет Руководитель : Мамаева О.Р. учитель русского языка и литературы
Слайд 3
Цели проекта Доказать, что между Человеком и Вселенной существует неразрывная связь. Выявить характер данной связи и проявление её в философской лирике Ф. И. Тютчева. Определить художественные приёмы и средства выразительности, с помощью которых поэт создаёт собственную философскую концепцию мира
Слайд 4
План проекта : 1.Цели, задачи проекта 2.Основополагающий и проблемный вопросы проекта 3.Гипотеза 4.Ход исследования 5 . Результаты исследовательской работы.
Слайд 5
Основополагающий вопрос проекта: Какова роль Человека во Вселенной? Проблемный вопрос проекта: Человек – предмет, средство или инструмент для постижения мира?
Слайд 6
Гипотеза Человек – связующее звено между собственным внутренним миром и Вселенной.
Слайд 7
Методы исследования Отбор материала для анализа лирического наследия поэта Работа с источниками литературоведения по творчеству Ф.И.Тютчева Исследование философской концепции поэта 19 века.
Слайд 8
Ход исследования На протяжении многих веков Человечество стремилось познать мир. Но способен ли Человек изменить мир или всё же он бессилен перед этой великой и бесконечной бездной – Вселенной? Исследованием данного вопроса мы и займёмся.
Слайд 9
Проблема роли Человека во Вселенной затрагивается в философской лирике Ф.И. Тютчева. Философский смысл творчества Тютчева – это параллели. Эти параллели жили в нем , «рвали» его на части, лишали покоя, будоражили разум. Главное у Ф.И.Тютчева – не изображение, а осмысление мира – натурфилософская лирика . Единство его философской лирике придает эмоциональный тон – постоянная, неясная тревога. Поэт слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон.)
Слайд 10
Человек – инструмент для постижения мира. Но!! И мир служит Тютчеву инструментом постижения Человека. И поэтому между ними существует тесная связь. Использование метафор типа « душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественным приём философским содержанием. Таково стихотворение « Как океан объемлет шар земной…»
Слайд 11
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьёт о берег свой. То глас её: нудит нас и просит… Уж пристани волшебный ожил чёлн, Прилив растёт и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звёздной, Таинственно глядит из глубины, - И плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Слайд 12
Данное стихотворение не совсем о морских путешествиях. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во второй строке: «Земная жизнь кругом объята снами». В первой строфе стихотворения величественный пейзаж – это не что иное, как воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нем. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружен настоящей бездной –Вселенной. Автор изобразил пейзаж внутри и снаружи человека.
Слайд 13
Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами, и он – соединение этих двух миров – бездн. Образ, найденный Ф. И. Тютчевым, не может не восхищать своей ёмкостью и выразительностью.
Слайд 14
Что же такое Вселенная? Вселенная – это живое и одухотворённое существо, которое развивается и растёт, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. Ступени природы от минеральных веществ до явлений органических – органы Мировой Души, Бога.
Слайд 15
Вселенная: хаос и космос. Человек и Вселенная находятся в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Ф. И. Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия – хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос – стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе – божественные энергии.
Слайд 16
Однако борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не во Вселенной, а в душе Человека. На мир таинственных духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День – сей блистательный покров…
Слайд 17
Но дневная жизнь современного человечества не в состоянии утолить его тоску по иным, более свободным формам общения. Эти неудовлетворённые потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом тёмная бездна с её «страхами и мглами», с её непросветлённой, таинственно – разрушительной глубиной:
Слайд 18
Но меркнет день – настала ночь; Пришла – и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!
Слайд 19
Современная цивилизация непрочна и хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются тёмными, неупорядоченными, хаотическими. Угрожающая власть их над душою человека особенно глубоко переживается в моменты ночной бури, когда разыгрываются и в самой природе дикие, стихийные силы:
Слайд 20
О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нём Порой неистовые звуки!..
Слайд 21
Трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием « Silentium! » («Молчание»). Поэт сетует в нём на роковое бессилие слова, неспособного точно выразить живую мысль и чувство. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с бездонной глубиною душевного мира обрекает человека на вечное одиночество:
Слайд 22
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими – и молчи.
Слайд 23
Мировая Душа постепенно формирует для себя грубую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи.., - всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии. Так и Человек на протяжении всего своего существования стремится к совершенству, красоте и гармонии. В этом и заключается единство двух миров – бездн (внутреннего мира Человека и Вселенной).
Слайд 24
Выводы исследовательской работы: 1. Человек и Вселенная – это вовсе не противоборствующие миры, а миры, постоянно взаимодействующие друг с другом и составляющие единое целое. 2.Человек как частица, составляющая мир, играет огромную роль во Вселенной. 3.Человек – инструмент для постижения мира, но и мир служит инструментом для познания человеческой души, так как между ними существует тесная и неразрывная связь 4.Соединение Человеческой Души с Мировой Душой приводит к полной гармонии во всей Вселенной.
Слайд 25
Список литературы. 1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957. 2.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд.1971. 3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн.11. 1913. 4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева. В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М. 1991 5.Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб. 1914.
Снег своими руками
Цветение вишни в лунную ночь
Паук
Сказка об осеннем ветре
Астрономический календарь. Январь, 2019 год