Прекрасна и неповторима Кольская земля! Несомненно, она заслуживает того, чтобы ею гордились, слагали стихи и писали о ней книги. Кольский полуостров богат талантами. Поэты и писатели Кольского края, Карелии, проблематика их произведений – объект исследования данной работы. Автор обратил внимание на описание встреч на фестивале «Поморская лодья – 2010», выразил свое личностное отношение.
Данная работа будет интересна для любителей поэзии, практическое применение найдет при проведении уроков литературы, факультативных занятий.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 508 КБ |
VIII Региональное соревнование юных исследователей
«Будущее Севера. ЮНИОР»
Встречи на фестивале
«Поморская лόдья» – 2010
Направление: Проблемы человека и общества
Секция: культурология
Автор: Мухина Анна Михайловна, Россия, Мурманская область город Апатиты, МОУ СОШ № 5, 7 класс
Научные руководители:
Кривошеева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5 высшей квалификационной категории
Мухина Ирина Анатольевна, учитель информатики МОУ СОШ №5 первой квалификационной категории
Мурманск
2010
Оглавление
Список используемой литературы
Прекрасна и неповторима Кольская земля. Несомненно, она заслуживает того, чтобы ею гордились, слагали стихи и писали о ней книги. Кольский полуостров богат талантами: Ю. Ушаков, В. Смирнов, В. Тимофеев, А. Решетов и многие другие. Многие поэты, прозаики Мурманской области иногда собираются вместе, для того чтобы прочитать свои свежие произведения, поделиться мнениями и, быть может, почерпнуть для себя что-то новое. Ведь время не стоит на месте, и те вопросы, которые были актуальны вчера, могут быть менее актуальны сегодня. Так какова же проблематика произведений писателей Кольского края? Что их сейчас волнует и о чем они переживают?
Кольский край необычайно красив: живописные горы, леса и моря. У этого краешка Земли есть своя история, своё прошлое и будущее. Поэты и писатели, живущие на Кольском полуострове, по достоинству носят эти названии, ведь жить не этой земле и писать о ней так, чтобы люди, никогда здесь не бывшие, захотели приехать и увидеть её, нужен талант.
Именно о таких людях, а так же о темах и проблематике их произведений будет идти дальнейшая речь.
В этом году мне, как победителю конкурса «Берег России», предложили отправиться в путешествие по маршруту: Мурманск – Княжая Губа – Ковда – Чупа – Кереть – Мурманск. В программе были запланированы встречи со старожилами и писателями из Мурманска, Карелии и Архангельской области. Конечно, я согласилась, ведь ничто не заменит живого общения с людьми, чьи книги ты читаешь. Именно о них, их произведениях будет моя работа.
Цель: Знакомство с творчеством и мировоззрением поэтов и писателей Мурманска, Карелии и Архангельска.
Задачи:
Методы:
Научное познание (работа с литературными источниками, в первую очередь поэтическими сборниками поэтов и писателей).
Объект исследования: Поэты и писатели Мурманской области, Карелии и Архангельска.
Предмет исследования: Биография через интервью, творчество поэтов.
Мы попали на второй межрегиональный литературный фестиваль, посвященный семидесяти пятилетию журнала «Север». Называется он – «Поморская лόдья». Цель этого фестиваля: консолидация литературных сил Северо-Запада России, укрепление духовности, гражданственности и патриотизма народа.
Участники фестиваля рассказывали о себе, своих творческих планах, обсуждали рукописи молодых авторов и встречались с молодежью. У некоторых из них мне удалось взять интервью, ознакомиться с их произведениями. Уже по приезду домой я, обратившись к возможностям Интернета, узнала о них больше.
Итак, первая встреча: Надежда Борисовна Васильева родилась в Ленинграде в 1954 году. [Приложение1] Детство и юность прошли в Псковской области, в поселке Ляды Плюсского района. После окончания средней школы окончила Псковский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков. По распределению приехала в Карелию. Долгое время преподавала в школе № 1 города Пудожа. В Петрозаводск переехала с семьей в 1989 году. Работала переводчицей в «Кареллеспроме», в сфере туризма, в области культуры, координатором международных проектов. В Союз российских писателей была принята на первом Всероссийском Съезде молодых писателей, который проходил в Ярославле в 1996 году. Её перу принадлежат три книги, вышедшие в издательстве «Карелия»: «Живой души потемки» (1992 г.), «Судите сами (1998 г.), «Под созвездием Кассиопея» (2004 г.). Очерки, повести, и рассказы автора печатались в журнале «Север», в сборниках «Зорька», «Встречи», в журналах «Родной язык и «Радуга», «Германия», в журналах «Карелия» и «Кипиня» - на финском языке, а также в антологии писателей Баренц-региона, изданной на шести языках северных стран.
В настоящее время Надежда Борисовна проживает в Петрозаводске, пишет прозу и пьесы для взрослых, подростков и юношества.
Является Председателем Карельского республиканского представительства Союза российских писателей и членом Литературного Совета Баренц – региона; часто выступает с чтением своих новых произведений в библиотеках и школах Республики Карелия во время творческих встреч с читателями. Надежда Борисовна прекрасно поет. На встречах со школьниками она исполняет песни на стихи мурманских поэтов. Всех потрясла песня «Петрозаводск» на стихи Е. Е. Пиетиляйнен, исполненная Надеждой Борисовной. Я прочитала ее книгу «Под созвездием Кассиопея» буквально на одном дыхании хотя мне и показалось, что это больше книга для взрослых, много философских проблем, но сам стиль автора, очень простой и красочный, захватывает.
Андрей Евгеньевич Сунгуров – пишет для детей. [Приложение 2] С ним интересно общаться, его стихи завораживают. Его биография очень проста. По окончании филологического факультета Карельского государственного педагогического института в 1985 году он пошел работать в школу, где более двадцати лет работает учителем русского языка и литературы. Все эти годы А.Е. Сунгуров занимается литературным творчеством: пишет стихи, очерки, рассказы, повести для детей и взрослых, которые печатались в журналах «Мурзилка», «Кипиня», «Новые рубежи», «Север», «Школьный вестник», в газете «Лицей», в коллективном сборнике поэтов Карелии «Волны трав».
Первая книга стихов для детей называлась «Речка может простудиться?».
Совсем недавно вышла новая книга писателя – «Волшебная зеленая страна», этот сборник стихов родился из наблюдений за детьми, знания их вкусов, ощущения их восприятия мира.
Грустно мне немножко:
Дождик за окном.
Листики-ладошки
Протянул мне клен.
Клен проститься хочет,
Тянет ветки вверх.
А сегодня ночью
Выпал первый снег…
Но окно высоко
Снизу не достать
Знаю, одиноко
Во дворе стоять.
А зима завьюжит –
Это не беда.
Что для нашей дружбы
Снег и холода?![1]
Как считает известный специалист детской литературы С.М. Лойтер, писать для детей очень трудно. И трудно быть детским поэтом. Надо знать ребенка, понимать его, уметь удивляться по-детски, радоваться по-детски. Надо любить ребенка. Все это, без сомнения, есть в Андрее Евгеньевиче. Читая его стихи, кажется, что эти строки пишешь ты сам.
А вот что говорит о себе сам Андрей Евгеньевич:
«Я очень люблю волшебство! Представляю себе, то я стал маленьким гномиком, то великаном. Могу мысленно перенестись в любое время, могу перевоплотиться в скалу или озеро. Обо всем этом я и пишу в своих стихах и повестях.
В жизни бывает всякое. Люблю читать, хотя в детстве не любил заучивать стихи. И вот теперь сам поэт. Не очень любил в школу ходить, а вот более 20 лет работаю в школе. Никогда не любил бумажных дел и администрирования, а вот стал директором.
Но я знаю одно: если веришь в чудо – оно свершится! Только надо не сидеть, сложа руки, а работать, работать, работать!»
С Сунгуровым Андреем Евгеньевичем я продолжаю общение по Интернету.
Следующая встреча с Дмитрием Коржовым. [Приложение 3] Я прочитала его новые стихи, он поделился со мной своими творческими планами. Стихи Коржова можно назвать жизненной программой автора. С одной стороны – это стихи-воспоминания (Соловки, Терский берег, Москва, Сербия), с другой – поиск самого себя, самоутверждение в непростом окружающем мире, как человека, как творца; его герой живет не только сегодняшним днем, но и с оглядкой на старину, на прошлое родной страны и Кольского края. На этом пути – радостные встречи, любовь, открытия и неизбежные разочарования. Книга «Любовь без правил» - поэтический свод избранного Коржова за полтора десятилетия. Тематика его произведений многообразна (от пронзительнейших стихов о любви до ярких исторических зарисовок и произведений о поэте и поэзии).
На звонок откликнусь беспокойный...
У порога ты – стоишь, светла.
Улыбнешься коротко, безвольно
И промолвишь тихо: «Вот, пришла…»
Что же дальше, милый человече?
Вдруг окажется, что я люблю –
И глаза, и медленные речи,
И улыбку тихую твою?..[2]
О себе Дмитрий Коржов сказал так: «Я был очень читающим ребенком. В отличие от Колычева, скажем, он поэт – природник, я поэт – книжник. Я очень много читал и продолжаю читать все. Я много стихов знаю наизусть, не только своих. Пару сотен, наверное. Я был книжным мальчиком, потому что у меня было военное детство: отец был военнослужащим, мама была библиотекарем. Я вырос в библиотеках, и это было постоянное общение с книгами. … То, что сейчас я хорошо могу говорить, именно в детстве заложено. …Это было счастливое детство» [Приложение 8]
Лирика Дмитрия Коржова мелодична, проста, он не навязывает читателю заумные мысли и многослойные метафоры, однако ему не чужда недоговоренность, временами он мастерски держит паузу. В лучших своих стихах автор не изменяет так точно обозначенной им традиции русских поэтов «светло и просто говорить, как жизнь устроена на свете».
Елена Пиетиляйнен – главный редактор журнала «Север». [Приложение 4] этом году отмечается 70-летие журнала. Помимо презентации, Елена Пиетеляйнен рассказывала о себе, о людях, с которыми она работает. Она показалась мне очень открытым для общения человеком. Я прочитала её стихи из сборника «Предощущение», послушала песни на её стихи в исполнении Надежды Васильевой. Песня «Петрозаводск» была исполнена впервые и произвела на всех неизгладимое впечатление:
Карельской ночи теплый белый воск
Оплавился от пламени рассвета,
Обмотанный онежским синим ветром,
Меня прижал к себе Петрозаводск.
Мне Пушкинская улица — сестра,
И рифмы здесь снуют, как пешеходы.
С листвой на землю опадают годы —
И их сжигают осенью в кострах.
Но к городу любимому прильнув,
Почувствую себя я защищенной,
Врагов простившей, ими же — прощенной.
Вдоль берега — во всю его длину —
У пасмурных, частенько хмурых вод,
По-северному скромный и неброский,
Живет и дышит мой Петрозаводск,
А я живу — дышу в Петрозаводске.[3]
Елена Пиетиляйнен сказала о себе не много но, знакомясь с её биографией, я обратила внимание на такие слова: «В детстве, познавая новые слова, я упивалась красотою их звука. Например, лет в пять услышала слово «линолеум». Мне представлялся гладкий, прозрачный, светло-желтый леденец с ароматным кисло-сладким вкусом. Реальность несколько изменила мои представления, но и не обескуражила: настоящий линолеум оказался таким, же блестящим и гладким! Писать стихи начала во втором классе, выполняя домашнее задание учителя. Это было стихотворение о весне. Затем собирала свои ученические тетрадки со сказками и стихами и часто с упоением читала в классе вслух. Меня потрясло, что и другим это оказалось интересным! В пионерском возрасте азартно «издавала» школьные стенгазеты, на страницы которых изливались мои творческие опыты».
Деревенское детство. Пора
Безмятежности и летней лени.
Звук глухой во дворе топора,
Острый запах смолистых поленьев.
Мирно дышит покоем изба.
А в печи пироги дозревают,
Ароматом своим согревая.
Тянет дымом субботним из бань.
И смеясь, я гляжусь в самовар,
Поправляя кудрявые пряди.
И пружиной колышется пар,
Кот под мышкой. И бабушка рядом.
«Ну-ка, внученька, покажись!
Ах, баска! Хоть и нет шаловливей!»
И за всю свою взрослую жизнь
Никогда не была я счастливей…[4]
Она пишет о себе: «Зато поняла, как нужны людям стихи о том, что внутри нас - о любви, горе, сомнениях, ожиданиях и радости. Однажды на улице меня остановила женщина, в руках которой был поэтический сборник «Оттаявший свет» с моей фотографией. «Вы автор этой книжки?» - спросила она меня. Я призналась. «Но вы, же написали про меня! Как вам это удалось?» - воскликнула она. Наверно, это высшая похвала поэту, когда люди в стихах видят себя, свои переживания и свою боль. И, читая их, чувствуют, что не одиноки в этом мире. Думаю, что поэзия, отражающая человеческую душу во всей её многогранности, ничуть не мельче социальной и гражданской поэзии. Потому что мы все – не только граждане и патриоты, но, прежде всего, просто люди со своими горестями и надеждами».[5]
С Татьяной Агаповой мы путешествовали в одном автобусе. [Приложение 5] Удалось задать ей все вопросы, которые меня волновали. С ней же состоялось интервью. Она сказала о себе следующее: «Я не могу сказать, что я пишу на заданную тему. Вот, что пришло – то и пришло. Ну, получается, что откликаешься на многие стороны жизни, и если посмотреть по моему творчеству, темы-то самые разные: Север, природа, тема любви, конечно. Потом я очень люблю путешествовать по разным местам, отражение гражданской позиции, то какие-то исторические моменты. Совмещение, происходит какое-то сопоставление пластов: от чего мы идем, и куда идем, наверное, к чему, хотелось бы, мы пришли. Очень разноплановые. Толчок всегда приходит извне. Я никогда не ставлю перед собой цели вот я сейчас напишу об это, приходит само. Я не знаю, чем все закончится в истории. Сам процесс написания какой-то импровизационный…»[Приложение8] Новая книга Татьяны Агаповой – автора, уже завоевавшего признание и любовь тех, кто интересуется настоящей поэзией, кто умеет ценить высокое поэтическое слово. Прежде всего, автору присуще постоянное движение – преодоление пространства, жизненных испытаний, стремление постичь новое, ещё не изведанное. И один из главных лейтмотивов этой поэзии – лейтмотив дороги как поиска смысла своего существования на земле, поиска истины, пути к храму, к вершинам, «которые ты еще не покорил». В определенной мере символично и первое стихотворение, написанное в раннем поэтическом возрасте, - «Я, появясь на свет…». Оно определило творческое рождение поэта и его дальнейший путь. Её волнует судьба родины, родного края, родного языка (цикл «Прародина», стихотворения «Кораблю имени Россия», «Чашу горькую выпьем до дна...», «Старушка с могил собирала конфеты…», «Язык родимый…» и многие другие). На протяжении всего творчества автор остается верен и своим первым темам. Одна из них – природа как неотъемлемая часть бытия, созвучная настроению человека или определяющая его. Отношение к природе у поэтессы-северянки – трепетное, нежное:
Золотей, облаков купель,
принимай сизокрылый лёт…
Или:
Что ни былинка
здесь – радость и чудо…[6]
Север – это, конечно, родина, моя земля. Я помню, когда вернулась из Москвы я поймала себя на том, что выхожу из дома, и из меня просто рвется возглас: «Я дома!» Вот я ходила по Мурманску, я смотрела на людей – это наши люди, другие, они не такие, как в Москве, не такие, как, допустим, на юге, и все родные. Для меня Север – Дом…». [Приложение 8]
Уроженка Кольского полуострова, Татьяна Павловна живописует Север в образе, отражающем и её собственное мировосприятие, и мировосприятие людей, глубоко полюбивших суровую землю. В одной только фразе, очень кратко, но емко – На Севере небо – близко – поэтессе, как никому, удалось создать образ родного края как Божьего избранника и в, то, же время в высокой степени ответственного перед Богом. Север занимает в её творчестве главное место. Это и флагман России, и малая родина, и любовь, и жизнь… Глубина чувств роднит поэтическое слово Татьяны Агаповой с поэтическим словом великих русских поэтов, не случайно в сборник включены стихи, посвященные Александру Пушкину, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Николаю Рубцову. Абсолютное большинство её стихов – без названия. И это не случайно: порой трудно однозначно определить тему, выделить ведущий образ – настолько стих многомерен («Дорога бескрайним заснеженным полем…», «Я – женщина. Но перешла…», «С каждого по нитке…» и т.д.). В стихах сборника ясно ощущается противоречивость жизни. Чувство любви часто омрачено ожиданием неизбежности разлуки, радости обретений сопутствует боль утрат, что порождает у лирического героя грусть, печаль, но – не состояние угнетения. Лирическому герою помогает вера. Об это стихотворение-молитва:
И веру, святую веру,
как посох, вложи мне в руку…
Большинство стихов Татьяны Агаповой проникнуты оптимизмом, верой в высокое предназначение человека и силу духа родного народа.
И сколько б ни бывать
эпохам лихолетий –
эпохам торжества
приходит свой черед.
Татьяна Агапова – русская душою не только по имени, но и по своему отношению к родной стране. Она – из числа продолжателей лучших отечественных поэтических традиций: «И все, кто в Россию верует, со мною – единоверцы».
Старушка с могил собирала конфеты.
Украдкой, крестясь, без вины виновата...
Какое же нынче паршивое лето —
как осень на стадии злого заката.
Уныло, продрогшею мокрой собакой
июнь ковыляет под давящим небом.
Скулить и подвизгивать впору, однако.
О лучик бы солнца! Что сирому — хлеба.
Конфеты, наверно, как праздник старухе.
Украдкой — с могил унесенная радость.
О время жестокой российской порухи —
завидовать мертвым.
И с кладбища — сладость.[7]
Главы из новой книги К. Гнетнева, которая создана по следам путешествия, называется «Путешествия странного человека». [Приложение 6]
Особенно запомнился рассказ Константина Гнетнева о деревне Юково, о том, как она создавалась:
«Взгляните на карту Карелии. Видите, на самом верху, на северо-востоке, заканчивается мате рик и начинается Белое море? Отыщите место, где оконечность суши, словно кривым оленьим рогом, нависает над мелководной Сумской губой. Если пристальнее вглядитесь, обнаружите небольшой остров Юков, а на побережье мелким-мелким шрифтом обозначен населенный пункт с таким же названием. Это поморская деревня Юково, перед ний край республики, ее форпост.
Полтора века назад проплывший мимо на карба се С. В. Максимов Юково не заметил. Винить его не за что: деревеньки тогда просто не было.
«Морем, суженным множеством луд, между ко торыми самые большие и метко названные - Медвежьи Головы, плыли мы от Сумы по направ лению к следующему поморскому селению Колежме, - писал Максимов. - Виделись нам на протяжении пути этого на берегу и наволоках две избы, на трехвёрстом расстоянии одна от другой, - соляные варницы; мучительно долго и с край нею опасностью перетаскивали мы свой карбас между грудами огромных камней, словно нароч но наваленных поперёк с попутного морского за лива. Место это, прозванное железными ворота ми, ежеминутно грозило опасностью...»
В Лоции Белого моря, изданной в 1913 году, есть подробные описания острова Юкова и небольшой гавани при нём. Однако текст снабжен пометкой: «Жилья здесь в настоящее время нет».
В 1969 году известные исследователи Русского Севера писатель В. Пулькин с супругой Н. Криничной записали от Ф. М. Дементьевой в Вирме исто рию основания деревеньки Юково:
«Там, где Юково, одна щелья была (щелья - ска ла, каменный кряж). Один старичок поселился туда, приехал из Корелы и жил там со старушкой.
Спустил мережку - навага попалась. Спустил вто ру - опять попалась. Приехал за хлебом в Сумпосад да в Сороку, рыбу продает. Спрашивают:
- Откуда?
Дед и рассказал.
Так и стали туда приезжать, а там и переселились туда. Юково у самого моря Белого, двадцать пять километров от тракта. Карел этот - сильный, креп кий был старик. Теперь там и зверя бьют, тюленей бьют, белуху ловят...»
Наверное, Ф.М. Дементьева права, именно так, вероятно, основывались все деревни и села, и не только в Поморье. Но ни дат, ни имён она не назвала.»[8]
На встрече был представлен роман Константина Гнетнева «Беломорканал». Мы купили эту книгу для папы, думаю, что позже я тоже его прочитаю обязательно.
На фестивале мне посчастливилось увидеть и Вениамина Слепкова и приобрести его маленькую книжечку стихов. [Приложение 7] Это первый сборник стихотворений известного в Карелии журналиста. Мне понравилось одно стихотворение из сборника, оно пропитано такой любовью к людям, к жизни:
Истомленный июньскою влажной жарой,
Я иду и вдыхаю так самозабвенно,
Как в деревне у бабушки летней порой,
Запах прелой травы, запах желтого сена.
По дороге несется лихой «Москвичок»,
Мне приветствие шлет, посигналив гудками,
А я слышу как будто бы это бычок
Промычит свою песню, скучая по маме.
Николай Колычев о себе рассказывал много, я раньше часто читала его стихи о природе Севера, всегда поражалась мелодичности, необычности образов. Хотелось узнать, как он стал поэтом, именно об этом я его спросила:
«Родился я в Мурманске. Потом меня забрала бабушка в чудесную деревню Пиньгу, рядом деревня, где Абрамов жил. У реки один берег пологий, на котором Пиньга стоит, обрывается. С обрывистого берега хорошо видны монастыри, церкви, далеко- далеко видно. Мне казались дворцами они. Бабка у меня интересная была, её больше заниматься нечем было, она занималась только моим воспитанием. Я уже к 5-ти годам и читал, и считал. Нормально она меня развивала. В 5 лет мы сюда переехали, отец за границу ходил, жилья не было. Мать стала на берегу работать, предложили квартиру в Кандалакше. Так здесь и жил. А в 39 опять уехал в Мурманск. Стал писать.
Я не думаю о творчестве, как о творчестве. У любого творческого человека – это как болезнь, или оно выражается, или не выражается. Не могу себе скомандовать: «Напиши это, напиши то». У Рубцова о поэзии есть: «Не она от нас зависит, мы от неё». Я думаю, что этим не стоит гордиться. Дал тебе дар Божий уметь выражать стихами те ощущения, которые у тебя есть. Не всегда это получается, когда получается, просто доставляет удовольствие, мало с чем сравнимое. Как у Пушкина: «Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!». Когда переживаешь, что вместил в эти строчки то, что хотел сказать, - это именно Колычев по-пушкински хочет сказать». [Приложение 8]
Меня поразили его слова о том, что такое для него Север: «Мне никогда не хотелось и не хочется ни куда уезжать. Даже отдыхать я люблю здесь. Лучшая жизнь для меня – здесь, лучше дышится мне - здесь, пишется – здесь. И если бы у меня был выбор жить где-то еще, я бы все равно выбрал Север». [Приложение 8]
Мы собрали богатый иллюстративный материал, записали вживую голоса поэтов и писателей Кольского края и Карелии. Подготовили презентацию, чтобы её могли использовать на уроках литературы и во внеурочной деятельности учителя литературы.
На меня неизгладимое впечатление произвели встречи, общение с людьми, которые так беззаветно любят Север, его природу, людей, живущих здесь. При одной и той же любви к Северу, они по-разному пишут о нем, в зависимости от своего мировоззрения, своего творческого начала. Кто-то больше ориентирован на православные (как Н. Колычев), на воспевание природы (как Т. Агапова), на описание людей Севера (как Д.Коржов). Но главное, как сказал А. Сунгуров: «Нас объединяет творчество». Мне хотелось бы надеяться, что моя работа привлечет внимание моих сверстников к творчеству молодых поэтов и писателей Севера.
Сопроводительный документ к содержанию папки «Интервью»
В состав папки входят аудиофайлы с записями интервью писателей и поэтов – участников фестиваля «Поморская лодья» - 2010. Интервью записаны Мухиной Ириной Анатольевной и Мухиной Анной Михайловной.
Имя файла | Содержание | Дата |
| Интервью с Татьяной Агаповой в 2 частях | 11.09.2010 |
| Запись стихотворения в исполнении Татьяны Агаповой на концерте в Зеленоборске | 09.10.2010 |
| Интервью с Александром Базановым | 11.09.2010 |
| Интервью с Николаем Колычевым | 11.09.2010 |
| Интервью с Дмитрием Коржовым в 2 частях | 10.09.2010 |
| Запись стихотворения в исполнении местной поэтэссы на концерте в Зеленоборске | 09.09.2010 |
| Интервью с Владимиром Трусовым в 5 частях | 10.09.2010 |
| Запись стихотворения в исполнении Владимира Трусова на концерте в Зеленоборске | 09.09.2010 |
[1] Дети особой заботы / А. Е. Сунгуров - Санкт-Петербург: «ШиК», 2007, стр. 50
[2] Любовь без правил: Избранные стихотворения. / Дмитрий Коржов. – Мурманск: Опимах, 2009. – 130 с., стр. 108
[3] Предощущение / Елена Пиетиляйнен; [худож. Н. Трухин]. – Петрозаводск, 2010 (Типография им. П. Ф. Антохина). – 216 с. : ил. стр.193
[4] Предощущение / Елена Пиетиляйнен; [худож. Н. Трухин]. – Петрозаводск, 2010 (Типография им. П. Ф. Антохина). – 216 с. : ил., стр. 113
[5] Предощущение / Елена Пиетиляйнен; [худож. Н. Трухин]. – Петрозаводск, 2010 (Типография им. П. Ф. Антохина). – 216 с. : ил., стр. 198
[6] Избранное./ Татьяна Агапова. – Мурманск: Опимах, 2009. - 192 с., стр. 4
[7] Избранное./ Татьяна Агапова. – Мурманск: Опимах, 2009. - 192 с., стр. 127
[8]9 Константин Гнетнев «Тарелка жареной корюшки» / «Север» № 9-10 2010, стр25
Каргопольская игрушка
Сказочные цветы за 15 минут
"Портрет". Н.В. Гоголь
Золотая хохлома
Простые новогодние шары из бумаги