Анализируя очерк, ученица показывает, как в малом жанре раскрыты эпическая широта обобщений и жизнеутверждающая сила патриотизма.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 80 КБ |
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
« Исторические параллели в военном очерке
М.А. Шолохова « На Дону»»
Выполнила : Зайцева Кристина
ученица гуманитарного 10 «а» класса,
МОБУ гимназия № 3 г. Пролетарска
Научный руководитель: Дудка Л.Н.
г. Пролетарск
2010 г
Военная публицистика М.А. Шолохова, особенно 1941 года, создавала синхронность восприятия событий у писателя и читателя, какие бы пространственные дистанции их ни разделяли. Хроника Великой Отечественной войны, ее летопись переданы в очерках сжато, лаконично. По первым военным публикациям Шолохова можно было определить, где именно находился писатель: на переднем крае фронта или в тылу.
Особенно важно было с первых трагических дней раскрыть истинное лицо врага, лицо жестокого фашизма. С начала войны Шолохов работает фронтовым корреспондентом и печатает свои материалы в газетах «Правда» и
«Красная звезда». Характерная особенность военно - путевых очерков ( « На Дону», «По пути к фронту !», « На Смоленском направлении»)- это реальные лица, факты и события. Их композиция продиктована главной идеей- неотвратимостью гибели врага.
Путевой очерк « На Дону» имеет важное значение в оценке творческого наследия М.А. Шолохова военного периода, потому что читатели живо откликнулись на эту газетную публикацию, которую отличали оперативность и оптимизм.
Очерк « На Дону» написан в 1941 году. Писатель в доходчивой, свойственной ему манере, рассказывает о том, как встретили советские люди весть о войне, как вскипал их благородный гнев: « Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева».
Люди трудятся на полях своего колхоза, собирая урожай, как это было до войны, но теперь на всем отпечаток суровой реальности. По- иному, стремительно и напряженно работают люди и машины. Перед читателями предстают честные труженики, патриоты.
Вот на станичную площадь идут провожающие и призванные в Красную Армию. Жена напутствует мужа ( тракториста) « не давать фашистам спуску». Федор категоричен: « Без тебя ученый и свое дело знаю. Ты вот лучше… скажи бригадиру вашему, что если… будут такие копны класть, какие мы видели дорогой… так мы с него шкуру спустим». Муж уходит на войну, а переживает о том, как будет убран урожай, потому и говорит страстные, идущие из глубины души слова.
Шолохов подробно описывает своих земляков, которые высказываются о событиях, потрясших мир. Действенную силу этому очерку придают взволнованные слова об Отчизне, о двух чувствах донского казачества : о любви к Родине и ненависти к фашистским захватчикам. Любовь, как философски отмечает Шолохов, будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов.
Очерк « На Дону» композиционно разделен на пять сюжетных частей: спешит народ к площади; разговоры о войне; монолог немолодого колхозника Кузнецова; работа в поле и страстные слова писателя о любви и ненависти.
Читатели как бы переносятся в то время, становятся участниками тех событий, видят лица героев очерка, читают их мысли и слышат их речи. В этом и состоит художественная особенность очерка- в достоверности, правдивости и умении объединить читателей, сблизить их и заставить руководствоваться в мыслях, поступках и чувствах только бескорыстным служением Родине. Этим и определяется актуальность военной публицистики Шолохова.
Основная идея очерка – судьба человека и историческое бытие народа. Особенность Шолохова, как писателя и публициста, состоит в умении слушать людей, не мешать им высказываться. Военным корреспондентом он побывал на Дону, беседовал с казаками о делах, о войне, о настроении.
В очерке свободная композиция, которая позволила автору показать широкую и распространенную картину увиденного знакомящую бойцов с тем, что происходит в героическом тылу. Эта публикация служила задаче воспитания ненависти к врагу и воспитания чувства патриотизма.
Ведущая особенность очерка- исторические параллели. Говоря о настоящем, казаки обращаются к героическим страницам русской истории и видят в них яркий пример для советских воинов, ведущих борьбу с фашизмом.
А образ автора – патриота, современника событий, дополняет общее устремление народа: « Великая в народе злость против этого Гитлера».
Мотив героического прошлого русского народа, (его исторических деяний), чья слава вошла в духовный опыт поколений и утвердила непобедимость народа, обрела черты в словах древнего, позеленевшего от старости деда, счищающего траву лопатой: «У меня три внука на войне бьются, и я им должен хоть чем- нибудь пособлять».
Началась Великая Отечественная война, в казаках уже зреет уверенность в победе над врагом, потому что не так-то просто поработить волю такого народа, как наш. Да и никому это не удавалось. « Молодежь наша и то, гляди, как лихо сражается, а что будет, когда покличут на фронт нас- бывалых, какие три войны сломали?» - говорит всадник.
Шолохов слышит взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи. Казак Яков Земляков, бывший батареец и красный партизан, подал заявление в военкомат, чтобы зачислили его добровольцем в одну часть с сыном, который уже сражался с белофиннами и был ранен, а теперь сражается с фашистами.
Всадник, выехавший из зеленого разлива пшеничного поля, говорит о том, что всю «германскую прошел, врагов рубил». Двух « Георгиев» и три медали заслужил. Такая горечь , досада его за сердце взяла : читал, будто Гитлер тоже на войне германской был: « Раз махнуть – и свернулся бы надвое!»
В основе публикации - реальные события и реальные люди. Казаки сами определяют историческую параллель времен. На крыльце сельсовета «немолодой, со впалыми щеками, колхозник Кузнецов» рассказывает об издевательствах, которые он перенес в германском плену. Послали его на работу, где запрягали по восемь человек в плуг. Пахали немецкую землю. Пленных избивали, сажали в клетку из колючей проволоки. В плену за два с половиной года Кузнецов « сорок килограммов не нажил».
Это речь о германской войне, а в Великую Отечественную войну описания мучений плена еще впереди. Теперь два его сына сражаются с фашистами. Считанные секунды молчания- и спокойный, уверенный голос : « Я тоже думаю, что пришла пора пойти поквитаться».
Молодой казак Роман Выпряжкин рассказывает о том, что финские белогвардейцы убили его брата, и клянется беспощадно мстить за его смерть. Старый рабочий Правденко дает отцовский наказ « брить врага беспощадно до полного уничтожения и в воздухе, и на земле». Он готов, если понадобится, взять винтовку в руки и « тряхнуть стариной».
Бегут по дороге к площади двое ребят в возрасте семи - десяти лет, взявшись за руки. В очерке « На Дону» перед читателями проходят четыре поколения казачества. У героев , на которых обращено внимание, писатель описывает глаза, руки – показатель внутренней и внешней силы, устремленности и духовной красоты человека.
У колхозника Кузнецова огромные спокойные, натруженные руки. И еще раз их описывает автор: когда герой говорит о своей ненависти к фашистам, его коричневые руки вздрагивают.
Исторические сопоставления - одна из важных особенностей художественного мира писателя- публициста, военного корреспондента, который интуитивно шел верным путем к читателям- путем правды, сопричастности с горем народа.
Рожь, как символ мирной жизни, противостоит безумию войны. И рядом с историческими ассоциациями, параллелью времен - философский взгляд писателя на доцветающую озимую пшеницу густую, сочно- зеленую, стоящую стеной, как молодой камыш, - это картины вечно продолжающейся жизни, которую никогда не прервать.
В фронтовой публицистике эстетический идеал выражается не только через образы, философские рассуждения, но и через символы надежды, веры, будь то бегущие дети, « раскрасавица рожь» или мирно пасущийся на лугу конь.
Проводя исторические параллели времен, писатель вступает в диалог с колхозниками. Казаки просят Шолохова рассказать , что « слышно с фронта». А после рассказа о последних сводках с фронта откликается всадник, убеждая, что рубить врагов надо « до самых узелков». Шолохов выпытывает у него, что поговаривают казаки насчет войны. Всадник обстоятельно докладывает о том, что казаки « сроду затишку не искали и ухоронов не хотели». А в этой войне «пойдут охотой». Посредством диалога, откровенного разговора раскрывается образ и характер человека работящего, с гордостью говорящего о славе казачества, отличавшегося не только трудолюбием, но и смелостью, мужеством. Герои очерка используют пословицы и поговорки. В публицистике военных лет возрождается интонация, которая сглаживает границы между книжными и разговорными словами.
Идут в ряды Красной Армии труженики колхозных полей. У них единое желание: быстрее взять оружие в руки и громить врага. Историзм шолоховского видения жизни людей - в опоре на мирные ценности жизни, которые укрепляют дух народа. Писатель находит самые образные, экспрессивные, звучные слова, прием собственно – прямой речи помогает ему оценить настроение казаков: «… а тут этот германец, язви его душу». «Гитлер для них- « вредная насекомая», « будь он трижды проклят».
В людях Шолохов стремится открыть всеобщий смысл происходящего, поэтому и наполняет отдельные эпизоды большим философским содержанием, показывая отличие этой войны от других воин.
Написанный в первые дни войны и опубликованный в газете « Правда» 4 июня 1941года очерк « На Дону» позже вышел брошюрой « Казаки» в Пятигорске. Он стал ценным достоянием очерковой литературы ХХ века. В нем писатель осмыслил историческое событие в первый месяц войны, в период отступлений, не показал паники и страха, а уверенно прививал читателям чувство веры в приближающуюся победу, чувство оптимизма.
В малом жанре ему удалось показать эпическую широту обобщений, жизнеутверждающую силу патриотизма. Очерковые образы воплотили в себе правду эпохи, выражавшую степень социальной типизации во всей ее конкретно - исторической многогранности.
Во фронтовых газетах такому жанру, как очерк, уделялось особое внимание. Он считался самой распространенной формой массового героизма и позволял Шолохову показать исторический смысл происходящего, поставить Великую Отечественную войну в ряд значительных событий русской истории.
Побывав в колхозах Ростовской области, писатель оперативно сообщал об увиденном. По внутренней организации материала и принципам его отбора
« На Дону» можно отнести к художественному очерку.
С одной стороны, этот газетный материал имеет признаки публицистичности, репортажа и строгой документальности, а с другой стороны, Шолохов вводит иные формы воссоздания образа человека, поэтому они находятся в пограничной зоне очерка - рассказа.
Очерк « На Дону» глубоко эмоционален, потому что гуманизм Шолохова- это гармония единичного и общеисторического, субъективного и объективного. Писатель социально - философски осмысливает исторические события, поэтому « На Дону» является своеобразным подступом Шолохова к крупным произведениям прозы.
Он историчен по фабуле, здесь сама документальная история страны - подлинные события, имена, соотнесенность героев материала с этой реальностью. Это свидетельствует о небывалом контакте военного корреспондента, публициста, писателя с читателями, о единстве их судеб. Военная публицистика потому и имела такой авторитет у читателя, что отличалась высокой правдивостью. Опора на мирные ценности жизни укрепляла дух народа в противоборстве с врагом.
ЛИТЕРАТУРА
8. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. – М., 1977.
Ёжикина Радость
Рисуем тыкву
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
О чем поет Шотландская волынка?
Пчёлы и муха