Фантасмагория в произведениях Гоголя имеет значение некого справедливого суда, очищения общества от скверны.
Вложение | Размер |
---|---|
maksimchuk_tvorcheskaya_rabota.doc | 75.5 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение гимназия №3
город Пролетарск, Ростовской область
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России»
Написала: ученица 9 класса
Максимчук Елена
Преподаватель: Дудка Л.Н.
- 2012-
Когда на уроках литературы в школе мы изучали творчество Гоголя, то мои родители тоже с удовольствием перечитали его творчество и все удивлялись, как оно сейчас актуально, как злободневно для современной России. Вот я решила написать об этом, тем более, что родители по этому поводу приводили немало примеров.
Всегда с интересом читала произведения с фантастическими сюжетами или с сюжетами, в основе которых есть аллегория и фантасмагория. К числу любимых авторов этого жанра причисляю незабвенного Н.В.Гоголя, в произведениях которого фантом, призрак - тень страха виновной совести - предстает перед нами не столько даже в комическом или карикатурном отношении, сколько в отношении сохранения реалистической сущности персонажей через сферу мистики и тайны. Что примечательно: античеловеческая сущность неизменного порядка, абсурдность «меры ценности» человека в чиновничье-бюрократическом обществе – тема многих произведений Гоголя, и это, как ни прискорбно звучит, сейчас актуально.
Повесть «Шинель» обычно критики относят к реалистическому направлению, но в ней немало фантасмагории. Другое дело, что автор так писал сознательно, чтобы у сюжета произведения был философский подтекст. Простая история о бедном, унижаемом всеми чиновнике, душу и все деньги вложившем в новую шинель, имеет мистическую развязку.
В одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый, бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имена во время крещения предлагали все какие-то нелепые: Дула или Варахасий. Мать решила: «Пусть уже ребеночек зовется, как отец!» Имя Акакий в переводе с греческого означает «беззлобный».
В департаменте все издевались над несчастным титулярным советником — даже сыпали ему бумажки на голову, уверяя, что это снег.
Акакий Акакиевич смиренно переписывал бумаги: на большее он не способен и не претендовал. Буковки вырисовывал с наслаждением. Он не делал ни одной ошибки в письме. Только уж если ему слишком докучали,
спрашивал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих словах звучала жалостная нота: «Я брат твой».
Вам это ничего не напоминает? Помилуйте, да у нас на каждом шагу пренебрежительное отношение к бедным людям со стороны всласть имущих! А на дворе уже 21 век! Вы попробуйте в провинции решить какую – либо проблему, например, оформить в собственность жилье или землю – это дело растянется на несколько месяцев, а для обеспеченных людей это «дело плевое», для них все быстро решается…простому человеку надо покланяться, попросить…
Одевался чиновник очень плохо: все потертое, старенькое, да еще и мусор какой-то все время прилипал к вицмундиру. А зимой в Петербурге страшный мороз. Как вынести такие холода в жалкой шинелишке, которая служит предметом насмешек сослуживцев? Этой шинелишке дали презрительную кличку «капот».покланяться, попросить…
Шинель дотачивал и перешивал портной Петрович, но в конце концов он решительно сказал, что нужно шить новую. Где же взять денег? Акакий Акакиевич отказался от чаю, перестал жечь по вечерам свечи... Однако в жизни его появилась мечта — и он даже характером сделался как будто решительнее. Вот и готова шинель. Правда, вместо куницы на воротник «пустили кошку», но самую лучшую кошку.
В департаменте все поздравили титулярного советника с обновкой и предложили непременно обмыть шинель. В гостях он выпил два бокала шампанского. Свою шинель с неудовольствием обнаружил в прихожей на полу. Им овладела на улице невольная боязнь. И произошло страшное: чиновника ограбили - сняли с него шинель!
Но пристав пренебрегает несчастьем бедного чиновника: вместо того чтобы искать шинель, начинает расспрашивать, откуда это так поздно возвращался небогатый титулярный советник.
Башмачкин решается на визит к «значительному лицу» — но, гордясь своей значительностью, новоиспеченный генерал устраивает жалкому посетителю форменный разнос: «Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?»
Действительно, понимает ли какой – то Башмачкин, что перед ним стоит лицо значительное, властью обремененное – к такому не просто так и подойти! Ах, уж эти чинуша, возомнивший себя пупом земли! Сколько их сейчас развелось по городам и весям России! Моя мама говорит, что наша страна – это целый чиновничье – бюрократический аппарат, который больше всего на свете беспокоится о собственном благополучии, о собственном процветании, нежели о положении народа в стране.
В конце повести Акакий Акакиевич посмертно становится мистическим защитником оскорбленных людей. Фантасмагория произведения подчеркивает абсурдность бездуховной реальности, потому что шинель становится объектом любви, поклонения.
В «Шинели» прозвучал робкий протест против бесправия человека: бессловесный и покорный Акакий Акакиевич, умирая, в бреду «сквернохульничал», и слова эти следовали непосредственно за словом ваше «превосходительство». В фантастическом окончании повести Башмачкин появляется в образе мстителя и сдирает «шинель с плеч» значительного лица.
Финал повести Н.В.Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.
Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случилось страшное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич.
Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.
Башмачкин даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в произведение фантастику.
Но если в «Шинели» мы видим робкий протест против несправедливости, то в сегодняшней России этот протест уже ярко выражен. Люди перестали молчать и сначала робко, а потом все смелее и смелее стали высказывать свое мнение о жизни в стране. Это недовольство «вылилось на улицы». Очень надеемся, что жизнь в скором времени изменится и лучше станет не только для чиновников, но для простых людей.
А вот действие комедии «Ревизор» происходит уже не в столице, а в неком уездном городе, «от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», в городе-призраке, на самом деле не существующем, но представляющем собой типичный образ русских уездных городов. Это созданный городничим и его подчиненными мираж, за которым скрывается истинная жизнь города, построенная на ложной морали.
Спокойную жизнь чиновников нарушает страшное известие о приезде
ревизора. Мнимый ревизор Хлестаков, каким он представляется чиновникам города, - это фантом. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление. Надо сказать, что Хлестаков занимает миражное положение не только для чиновников, он и сам пребывает в иллюзиях.
Казалось бы, в комедии «Ревизор» нет фантастики, но действительность встает дичайшей фантасмагорией. На сцене будто и люди, но как будто и не люди, а человекоподобные существа. «Ничего не. Вижу какие - то свиные рылы вместо лиц, а больше ничего…»- кричал городничий.
Трусость чиновников и боязнь возмездия превращают Хлестакова в ревизора. Хотят, чтобы он беспросветно лгал, он и лжет беспросветно, вдохновенно.
Городничий – это старая крепостная Русь, взяточная, мордобойная, но со всеми своими «устоями». Хлестаков живучее, современнее: городничего ожидает расправа, возмездие, а Иван Алексеевич «укатил», продолжает странствовать и завтра непременно обнаружит себя блистательными и вдохновенными деяниями на новом поприще.
Страшен в сквалыжничестве и очерствелости городничий, но еще более страшен в душевной своей пустоте, дробности и ничтожности Хлестаков. Оба носят в себе мертвеца, оба лишены души и человечности, высоких помыслов и движений.
Необыкновенно символична заключительная сцена окаменения. Немой сценой Гоголь показал образец, как надо действительность в произведении искусства поднимать до обобщающего символа.
Подлинный ревизор воспринимается не как образ реального человека, а как воплощение идеала, включающего в себя нравственные, общечеловеческие начала. Гоголь ставит персонажей комедии не только
перед неизбежностью возмездия за грехи со стороны хотя и иллюзорного, но справедливого закона, но и перед судом разума и совести.
А сколько таких городков в целом по России, таких, где властвуют свои местнические интересы, где трудно молодым найти работу, потому что хорошие места заняты детками богатеньких родителей – вот и едет молодежь на заработки в далекие северные края или в цветущую Москву, которая никогда не понимала, как выживают здесь, в провинции. И работает там молодежь наша на положении рабов, зачастую без трудовых книжек, а значит, без трудового стажа.
И где взять тот фантастический образ, который бы смог восстановить справедливость? И есть ли эта справедливость на белом свете? А ведь так хочется в нее верить!
Поэма "Мертвые души" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор
отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в ней, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других».
Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье - чиновничьей России.
Душа Чичикова так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств.
По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение.
Кажется, что Гоголь выписывает чиновничий аппарат строго по иерархической лестнице: сначала мелкий чиновник в лице Башмачкина («Шинель»), потом чиновники города N рангом повыше («Ревизор»), а вот в «Мертвых душах» мы видим коллективный портрет административной власти, потому что его возглавляет губернатор, удостоенный многих наград и прелестно вышивающий по тюлю.
И если идея возмездия в повести выражена появлением мистического мстителя, а в комедии – появлением жандарма, то в поэме ни смерть прокурора, ни ожидаемое возмездие ничего не меняют. Приехал новый генерал-губернатор – произвол продолжился.
И все - таки появляется мистический образ Копейкина - мстителя Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и
высшие чиновники, само правительство. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь коснулся и этой весьма опасной темы.
Нет, нет! Мы против революций! Только путем диалога, только путем реформ необходимо совершенствовать государство, чтобы оно было первым и в мировой экономике, и в космическом развитии, и в научной мысли. Но для этого необходимо сократить армию чиновников, по численности которая превысил все «мыслимые или немыслимые» нормы
Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи. Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к судьбе инвалида. Настойчивые, законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга.
Ох, уж это противостояние двух роскошных столиц! Кажется, оно длится уже несколько столетий. Вот там люди и живут. А что у нас? У нас как всегда – по остаточному принципу. И зарплаты маленькие, и дороги плохенькие, и медицинское обслуживание не на должном уровне…
И, наверно, с высоты столичной роскоши и показного блеска совсем не видно жизни народа, потому как по телевизору за образец показывают людей из шоу – бизнеса, которые зачастую ради достижения цели перешагивают через многие нравственные ценности, а нам усиленно пытаются доказать, что эти – то люди и есть такие, на которых следует равняться. Так ведь многие и равняются! Неужели в огромной стране мало людей более достойных, нравственно чистых, милосердных, совестливых?!
Образом бездушного сановника, выведенного в «Повести о капитане Копейкине», Гоголь завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная от Ивана Антоновича «кувшинное рыло», мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.
Многозначительна концовка «Повести…». Мистический капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением. В рязанских лесах появилась «шайка разбойников, и атаманом- то этой шайки был якобы капитан Копейкин. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь напомнил сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против власти.
Следовательно, фантом, фантасмагория в произведениях Н.В.Гоголя имеет значение некого справедливого суда, возмездия, очищения общества от скверны, и автор обращается к такому литературному приему сознательно.
Я, конечно, категорически не приемлю силовой вариант развития политических отношений в России. Умом понимаю, что изменения нужны, потому что казнокрадство, взяточничество, мздоимство стали, как ни прискорбно это звучит, чуть ли не «визитной карточкой» моей страны…Нам, молодым, строить другую Россию - более справедливую, гуманную, светлую.
И если в произведениях Гоголя фантомом, призраком, фантастическим образом является СОВЕСТЬ, то пусть в настоящей России она станет действенной, реальной в работе чиновников. Пусть для молодежи мерилом жизни станут не яхты и замки навороченных олигархов, а такие ценности, как СЕМЬЯ, ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ. Очень надеемся на обновленное будущее России, где простого человека будут уважать, где самой главной ценностью станет все же сам ЧЕЛОВЕК. А всем бездушным чиновникам посоветовала бы обязательно перечитать произведения Н.В.Гоголя, чтобы узнать себя. Глядишь…изменят свое отношение к народу.
Огонь фламенко
Девочка-Снегурочка
Рисуем тыкву
И тут появился изобретатель
Кактусы из сада камней