Исследовательский проект посвящен теме войны и будет интересен всем, кто увлекается творчеством В.Астафьева
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_osobyy_vzglyad_avtora_na_voynu__na_primere_povesti_v.astafeva_veselyy_soldat.doc | 160 КБ |
veselyy_soldat.ppt | 1022.5 КБ |
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп»
Исследовательская работа
«Особый взгляд автора на войну в рассказе «Веселый солдат» В. П. Астафьева»
Исполнитель: Родзик Кристина,
учащаяся 10-г класса
МБОУ СОШ № 200
Руководитель: Р.Г.Кучумова,
учитель русского языка и
литературы
высшей категории
г. Екатеринбург, 2012
Содержание
4.1. Идейно-композиционные особенности повести…………… стр.9
4.1.1 Кольцевая композиция и её роль……………………………стр.9
4.1.2. Идейная роль рефрена в повести……………………………стр.12
4.1.3. Композиционный параллелизм и его роль в раскрытии темы войны……………………………………………………………………… .стр.14
5. Система образов в рассказе…………………………………………… стр.16
5.1.Группа «антигероев» в рассказе В.Астафьева………………… .стр.16
5.2. Настоящие герои в рассказе В.Астафьева…………………… стр.21
6. Идейно-композиционная роль одной художественной детали в раскрытии темы войны………………………………………………стр.24
Вывод: стр.25
Приложение. Практическая часть проекта стр. 26
Глава 1. Введение.
Тема войны не потеряла своей актуальности в наши дни. Ещё живы воспоминания о ней. Война – это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов. В связи с этим тема Великой Отечественной войны не уходит с годами из русской литературы.
Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Особенное развитие эта тема получила в период «оттепели» - конец 1950-х – начало 1960-х гг. Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Произведения Виктора Некрасова, Константина Симонова, Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Константина Воробьева составили лучшую часть «офицерской прозы».
К концу своей жизни В. Астафьев один из немногих, кто раскрывает другую сторону войны.
Цель проекта: исследовать, в чем новизна Астафьева в изображении войны на примере рассказа «Веселый солдат».
Гипотеза: Война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием.
Задачи:
1. Выявить черты автобиографичности в рассказе.
2.Исследовать, что для Астафьева является главным при изображении войны
3. Определить роль композиции произведения для выражения авторской позиции
Предмет исследования: человеческие отношения на войне в изображении В. Астафьева.
Объект исследования: рассказ «Веселый солдат»
Методы: анализ, сопоставление, классификация
Глава 2. Особенности военной прозы В. Астафьева.
Во многом тематику и проблемы рассказа В. Астафьева объясняются тем, что он сам был участником войны. Он добровольно ушел в армию в 1942 году. В течение войны Виктор Астафьев имел воинское звание – рядовой. И до самой победы работал шофером, разведчиком, связистом. В 1944 году был контужен в Польше, после чего угодил в военно-почтовую часть. События, свидетелем которых он был, были положены в основу его произведений.
«Звездопад».
Баллада о любви простого солдата.
Девятнадцатилетний солдат Ерофеев был на фронте в годы Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения, в результате которого он потерял способность действовать рукой, Ерофеев оказался в госпитале. Здесь он встретил такую же молодую студентку Лиду, работавшую медсестрой, и полюбил ее…Сейчас Ерофеев, взрослый человек, вспоминает о себе в войну, о своей трудной солдатской судьбе, о своей любви, о том, какой она была чистой и достойной преклонения, о незабываемости и неистребимости такой любви. Год издания книги – 1960-1972. Как раз в 1960 – х годах Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. Также переехал в Пермь и Вологду.
«Где-то гремит война».
В этом рассказе явно показано единство русского народа во время войны.
Семнадцатилетний паренек, который учится в ФЗО в глухой Сибири. Для них война действительно гремит где-то, но, конечно же, как и везде, здесь голод, да еще к тому же и зима со свирепыми морозами. Тетка Августа осталась вдовой, и, находясь в бедственном положении, она зовет еще очень молодого племянника на помощь. Он идет, несмотря на невыносимый холодный и жгучий ветер, обморозив ноги, руки, лицо, он все-таки приходит на помощь. Парень знает, что ему всегда помогут, главное добраться до жилья. Чалдон приютил его, отогрел, спас обмороженные конечности, покормил. Герой добирается до своей тетки, становится почти во главе семейства. Во время нового года, приходит письмо от сестры мужа Августы, который погиб, где говорится, что он подделал похоронку и женился на другой. Конечно же, и в войну были и подлые, низкие люди, которые занимались мародерством. Но в такой хороший новогодний вечер об этом думать не хочется, ведь все вместе, за одним столом, и ничего не страшно, и все горести можно делить на всех, и все радости. Год издания – 1967. Этот год Астафьев провел в Перми.
«Прокляты и убиты».
Одно из самых драматичных, трагичных и правдивых произведения.
Молоденьких мальчишек, новобранцев, с призывных пунктов свозили в «карантин». Это в самом деле была «чертова яма», преисподняя, где ломали характеры, души, судьбы. И выживал не всегда лучший, сильнейший, а тот, кто сумел затаиться, спрятаться, схитрить. Бессмысленно короткие жизни. Бессмысленные смерти.
Во второй книге тех же героев переводят в действующие войска, где их подразделение штурмом берет плацдарм на другом берегу реки. И они оказываются бок о бок, вчерашние друзья и недруги, они должны вместе противостоять общему врагу.
Роман в двух книгах Виктора Астафьева, написанный в 1995 году. Первая книга романа написана в 1990-1992 годах, вторая книга в 1992-1994 годах. Роман является неоконченным, в марте 2000 года писатель заявил о прекращении работы над романом. Название романа взято из его текста, сообщается, что на одной из стихир, имевшихся у сибирских старообрядцев «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Как указывается в предисловии к одному из изданий романа: «Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума»». Получил Государственную премию РФ за это произведение.
«Так хочется жить».
Это роман, герой которого хочет жить вопреки страшным испытаниям жизни.
Эта повесть продиктована стремлением автора сказать свою правду о войне, о своем фронтовом опыте, обо всем, что выпало на долю 18-летнего солдата, брошенного судьбой, страной и начальством в жесткую круговерть, где кроваво вершилась «проклятая работа войны». В конце повести автор прослеживает жизнь своего героя вплоть до наших дней, мучительно размышляя о том, почему так несчастливо складывались судьбы многих хороших, честно служивших Отечеству людей, и как надо жить, чтобы не вырождался человеческий род, и даже накануне гибели, как когда-то на фронте, вырвались слова: «Так хочется жить!». Год издания - 1995. Книга состоит из трех частей: 1. Дорога на фронт; 2. Дорога с фронта; 3. Лунный блик.
«Обертон».
Герои повести, подобно автору, ушли на фронт мальчишками и вынесли весь ужас войны. В обыкновенных замордованных солдатиках писатель открывает могучую жизненную силу и удивительную душевную чистоту, благодаря которым им удается остаться людьми среди агрессии, злобы и тупой бесчеловечности.
Главного героя – Сергея Слесарева на фронте ранили в ногу. Его подлечили в госпитале, сочли годным к нестроевой службе и весной 45-го года отправили в село Ольвия на Украине, работать на военно-почтовом пункте. Год издания – 1995-1996.
«Пастух и пастушка».
Виктор Астафьев разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения войны, сказав о ней жесткую правду и утверждая право автора-фронтовика помнить «свою» войну. В рассказе показано противостояние созидательной силы любви и разрушительной стихии войны.
Советские войска добивали уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающего противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным – по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых. Там за баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Год издания – 1996. Состоит из 4 частей: 1. Бой; 2. Свидание; 3. Прощание; 4. Успение.
Истории рассказов, романов В. Астафьева о войне развивают всё новые стороны войны. Астафьев не столько героизирует войну, сколько стремится к её объективному изображению, в этом все его произведения перекликаются между собой. Во многом его книги автобиографичны: это и его первая военная любовь, и его ранения, и тяжести на войне, и встреча с будущей женой.
Яркой чертой рассказа «Веселый солдат» также является обращение к тем событиям, которые как в военное, так и в мирное время пережил писатель.
Глава 3. Исторические и автобиографические основы рассказа «Веселый солдат».
Виктор Петрович Астафьев – писатель, занимающий одно из ведущих мест в развитии русской литературы второй половины XX века, признанный мастер русской прозы, ее классик.
В 1942 годы Виктор Астафьев окончил железнодорожную школу ФЗО №1 на станции Енисей и недолго проработал по распределению на пригородной станции Базаиха составителем поездов.
Отсюда добровольно ушел в армию, угодил сперва в 21-й стрелковой полк, располагавшийся под Бердском, а затем в 22-й автополк, что стоял в военном городке Новосибирска.
Весной 1943 года вместе со всем полком был отправлен на фронт и угодил в гаубичную 92-ю бригаду, переброшенную с Дальнего Востока, в которой и воевал до сентября 1944 года, выбыв из нее по тяжелому ранению. Виктор воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах.
Более в строй не годился и начал мыкаться по нестроевым частям, которые то не подходили Астафьеву, то он им. Так продолжалось, покуда не угодил в военно-почтовую часть, располагавшуюся неподалеку от станции Жмеринка, в местечке Станиславчик. Здесь Виктор Петрович повстречал военнослужащую Марию Семенову Корякину, сразу же после демобилизации женился на ней и поехал на ее родину, в город Чусовой Пермской (в ту пору Молотовской) области. В этом городе они прожили 18 лет, хватили полной мерой счастливой жизни в самом счастливом и свободном государстве под названием СССР.
Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».
«Когда-то я подхватил и энтузиазмом повторял слова Константина Симонова: « Всю правду о войне знает только народ». Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог. Народ наш в большинстве своем не знал ее и, возможно, знать не хочет – слишком страшна она и отвратительна, слишком для усталых русских людей… правда эта неподъемна». В.Астафьев.
«То, что вошло глубоко – в душу, в само физическое существование, не отпускает, возвращается, требует назвать, расширить, открыть. Чем дольше жил, тем больше было возможностей – с отменой цензуры – показать эту боль, избавить ее переживание от риторики, открыть подлинный масштаб катастрофического, трагического мировосприятия. Так появилась поздняя военная проза» В. Астафьев.
«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, В. Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказала о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле.
Рассказ был написан в 1998 годы и основывался на реальных фактах из жизни Астафьева, а точнее с 14 сентября 1944 года на Дукленском перевале, в Польше.
И повесть эту Виктор Петрович не сочинил, а вспомнил. Астафьев порою писал в день по пятьдесят страниц и более, как бы освобождался от тяжкого сердечного гнета, от бремени, годами переплавлял словесный хаос, просеивал от шелухи через частые решета.
Глава 4. Правда о войне В.Астафьева.
4.1. Идейно-композиционные особенности повести
4.1.1 Кольцевая композиция и её роль.
Повесть «Веселый солдат» имеет особенную композицию.
Композиция— взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
Особенность построения рассказа «Веселый солдат» - кольцевая композиция.
Цель такой композиции – воплотить особый художественный замысел, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала.
«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека.Немца. Фашиста. На войне».
Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия…
Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве…
Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».
Невольно возникает вопрос: «Почему герой вспоминает убитого немца»?Герой романа улавливает связь между совершенным им убийством немца и последующим ранением: «Нет, мой немец оказался не самым мстительным…». Постепенно герой «забывает»об этом, но на протяжении повествования он вспоминает об убитом то в разговоре с женой, то в своем внутреннем монологе.
Призрак убитого фашиста преследует героя в течение всей жизни. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа, это его точка отсчета – исток, причина, смысловой центр горьких мытарств, что переживает на долгой дороге с войны (от войны) «веселый солдат», совершенно неотделимый от автора.
Исчезает враждебность, на первый план выходит человеческое: «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин… может, рабочий…» –говорит герой об убитом немце.
В тексте есть фрагмент, который напоминает нам описание убитого солдата вражеской армии.
«Палец был еще целый, не изуродованный, молодое мое сердце…было преисполнено надежд».
Он вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага… «Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить – на кого…»
– Сам роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится».
Лексический повтор в названиях частей также свидетельствует о их смысловой связи и способствует усилению эффекта кольцевой композиции.
Почему первая часть называется «Солдат лечится»?
Не веселы воспоминания «веселого» солдата, не только жизнь во время боев поразила его, но и лечение…
Первая часть показывает другую сторону войны. Мы привыкли слышать, что на войне страшно, много смертей, но люди защищают свою Родину, делают то, что нужно. Но очень мало кто говорит о тех, кто покинул поле боя, но еще жив. Эти фрагменты показывают обратную сторону войны. Солдаты никому не нужны. И это еще хуже чем все то, что живет у них под гипсом, которые не снимаются месяцами. Воспоминания «веселого солдата» вовсе не веселы и никак не вписываются в хрестоматийные:
«Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя – никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь.
Первая часть показывает, что война – это страшное, беспощадное событие, покалечившее жизни воюющего народа. Это война за выживание, война с тыловиками, бесчеловечными инструкциями.
«Солдат женится» – вторая часть романа.
Писатель рассказывает о трудностях жизни в послевоенные годы, о своих семейных радостях, довольно редких, и неурядицах во второй части романа, которая называется «Солдат женится». Чередой следуют основные события его жизни: ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери. Вспоминает автор и о том, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью. Но «веселый солдат» преодолел и эти трудности.
Основная задача второй части романа –рассказать о том, какой нелегкой была жизнь людей в российской глубинке в послевоенные годы.
Кольцевая композиция помогает понять и смысл названия «Веселый солдат» – в действительности, роман совсем не веселый, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт.
Герой-рассказчик романа Астафьева также старается не унывать, однако поистине ничего веселого в его жизни не происходит. Маленький эпизод определил название книги: пленный немец пьет чай в доме бывшего солдата и в знак благодарности называет своего хозяина «веселым солдатом».
«– Вы есть весь-олий зольдатен.
– Веселый, веселый, – подтвердил я… Зачем я ломаю эту комедь? Чтоб упиться собственным благородством, доказать Европе, что наш, советский, гуманизм – передовой, а мы –самые душевные люди на свете. Так мы уж это доказали немцам – ростовский капитан наглядно тот гуманизм в Германии продемонстрировал. Был я и остался придурком, лучшим в мире придурком – советским, это уж точно, и этого у меня не отнять».
«Веселый солдат» – это история русского солдата, которому с давних времен, по словам Лескова, «умирать привычно». И от хохота этого солдата, который унижен всем начальством, государством, «скотской» жизнью, унижен даже возвращением домой, потому как не нужен увечный русский солдат никому, от этого хохота – дрожь по спине. Не унижен он, кажется, одним – врагом. Враг-то его ценит по-настоящему. В этом заключается правда автора о войне и солдате на ней.
4.1.2. Идейная роль рефрена в повести.
Столь же большую роль для раскрытия особого взгляда автора на войну играет другой композиционный прием- рефрен.
Рефрен – повтор одного или нескольких слов или строк. Рефрен выполняет функции изложения и завершения. В рассказе этот прием играет важную идейную роль. Он не только придает рассказу завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и словно расширяет границы созданной в произведении картины в соответствии с авторским замыслом.
«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого я убил человека. Немца. Фашиста. На войне».
Рефрен, который дважды используется автором, помогает проследить, как меняется отношение героя к людям и событиям на войне.
В начале войны, когда Сергей был еще полон сил, надежд, не предан людьми, не был разочарован их поступками, он еще не видел, как люди на войне рабочий с морского порта. «Мне почему-то все немецкие рабочие представлялись из портов и горячих железоделательных заводов." И после войны в мирное время, когда Сергей уже вроде бы испытал все страшные муки жизни, как сама война, тяжелые раны, но горести от него все равно не уходили. Герой потерял всю веру, надежду, он не жил, а существовал. «Должен же у человека быть какой-то если не праздник, то хотя бы роздых, ну не роздых, так хоть перемена, ну не перемена, так пусть крутой поворот к лучшим дням, надеждам, потому как все мы живем под одним красным солнышком, на Божьей росе, говаривала моя бабушка, и должны же у каждого из нас быть исполнены Создателем нам предназначенные дела земные и мечты пресветлые становятся жестокими, убивают других ради своей жизни, он имел чувство жалости к людям, он переживал за своего убитого немца, думал, кем он был, он еще не был измотан ежедневными издевательствами, не был помотан судьбой, все шло своим чередом. «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин из дальних неродовитых земель, может,.»
Второй раз рефрен встречается во второй части «Солдат женится», в конце. В этот раз нам показывают человека, много повидавшего и пережившего, но сохранившего в себе человечность. «Совсем недавно, в каком-то промежутке тягучих, сочинительски-бредовых снов, увидел я отчетливо и ясно палец в брезентовом заношенном напалке. Стянул зубами грязно-соленый напалок и увидел неуклюже обросшую мясом кость, увенчанную кривым, зато крепким, что конское копыто, ногтем, и безо всякого ехидства, без боли и насмешки подумал: «Да-а, все-таки они схожи: моя жизнь и этот изуродованный на производстве палец».»
Рефрен помогает понять, меняется ли герой на всем протяжении повествования. И мы видим, что он не меняется в мирной жизни и все такой же неунывающий, старающийся жить по-людски в таком страшном мире.
Следует выделить некоторые жизненные эпизоды, определяющие становления его личности.
Это женитьба по окончании войны, ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью
В мирные дни не легче израненному «веселому солдату», и описание его тяжелой жизни, новых бесконечных потерь порой кажется свежей сводкой о трагических военных буднях.
Герою удается многое перенести, так как он сумел определить жизненную философию людей. «Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и, кажется, «мудрость» эта необратима, неотмолима и неизменна: кто-то кого-то все время убивает, ест, топчет, и самое главное – вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле».
Рефрен помогает понять позицию автора, которой во многом близка позиция героя рассказа. И герой, и автор возмущены тем, что смерть воспринимается как не только как объективная реальность, но и как необходимость для людей.
4.1.3. Композиционный параллелизм и его роль в раскрытии темы войны.
Композиционный параллелизм заключается в том, что герой сталкивается с ситуациями в мирной жизни подобными тем, что были на войне.
В первой части герою пришлось стать свидетелем издевательств над людьми во время войны, когда он пребывал в госпитале. Это отсутствие должного ухода, в результате чего молодые бойцы сгнивали заживо, заедаемые вшами и другими паразитами.
Вторая часть рассказа называется «Солдат жениться». В ней описывается жизнь Сергея после войны, уже в семейной жизни. Но как оказалось, война для веселого солдата не закончилась.
В мирное время герою пришлось воевать с «бытовухой». Герой рассказа встретил множество трудностей, которые могли сломить любого человека, но не нашего Сергея. У него была огромная поддержка в лице его жены. Она оставалась с ним и поддерживала его в любых ситуациях: это и смерть их первого ребенка, а в последствии и второго, также это и бедность, а самое главное, черствость Сергея, с которой его жене пришлось смириться.
«Незаметно надвинулась зима. Подспорье наше – походы мои в лес за рябчиками – кончилось. Капиталы наши и здоровье оказались надорванными. Но мы еще как-то волокли жизнь, вытягиваясь в балалаечную струну».
Но, несмотря на все превратности судьбы, герой не упускал момента искренне порадоваться.
В первой части произведения предмет радости солдата – это первая любовь к санитарке Анечки. «Я перебирал пальцами здоровой руки волосы Анечки, гладил их на теплой ложбинке шеи, и сладость первой, тоже легкой грусти от первой разлуки, ни на что не похожая, мягко сжимающая сердце, мохнатеньким абрикосом каталась по рассолодевшему нутру, томила меня никогда еще не испытанной и потому ни с чем еще несравнимой нежностью, сожалением и уходящей вдаль, в будущие года невозвратной печалью.»
Примером радости во второй части становится приход весны:
« -Ну вот, - молвила жена, - я же говорю всем, что супруг мой – с чертовщинкой, а они не верят. Зови на завтра кума с кумой, да к нашим не забудь забежать. Я сделаю заливное из щуки, наварю кастрюлю картошки, бражка у меня в лагухе еще с помочи в подполье спрятана. Ох и гульнем, ох и повеселимся! Весна же! Весна!...
Встреча с немцем в первой части является для героя причиной задуматься над вопросом, зачем ему убивать такого же человека, как он.
Во второй части встреча с немцем- это пример человеколюбия. Пленных возвращали домой, но из-за поломки моста у них был час свободного времени. И один из таких немцев постучался в жилище Сергея. У Сергея был выбор не открывать дверь, он знал, что пленный ушел бы, но что-то подтолкнуло его открыть дверь, впустить к себе домой, накормить едой, ущемляя себя и своих родных, Сергею также нужно было идти забирать свою дочку, но он несмотря на это посидел с немцем.
Герою не позволил себе отнестись равнодушно к таким же солдатам, каким был он, остаться заложником споров между главами правительств, не отпереть дверь внезапному гостю. Он готов быть отдать ему все, потому что понимал его чувство, он на самом деле такой же простой солдат, как и все.
Как в военное, так и в мирное время Сергей был примером настоящего человека, он не мог отказать, не мог отмахнуться от бед людей.
Если в военное время Сергею пришлось проявить храбрость, отвагу, отзывчивость, терпение, то в мирное время только терпение и чувство собственного достоинства помогли выдержать хамство и издевательства.
Роль данного композиционного приема в том, чтобы показать, какой бы критической ни была ситуация, главное – это сохранить в себе человека.
5. Система образов в рассказе.
Автору было противно описывать и вспоминать происходящее, потому что это реальность, которая оставила отпечаток в памяти Астафьева на всю жизнь. Отпечаток, который постоянно будоражит твое сознание. Слишком аморальные были поступки на войне по отношению к человеку, чтобы их можно было забыть. Добродушие, человечность, героизм у многих уже уходили на второй план, главной целью было выжить, и к большому сожалению, некоторые ради этого шли по головам своих соотечественников. Система персонажей в рассказе направлена на то, чтобы раскрыть эту страшную картину войны.
5.1.Группа «антигероев» в рассказе В.Астафьева
Первая группа образов – это те, кто равнодушен к солдату, защитнику Родины, человеку, готовому отдать за чужие жизни свою.
Это и санпоездники, «дамочка, золотом объятая, замполит госпиталя Владыко, начальница госпиталя Чернявская, Черевченко, Василий Деомидович.
Во-первых, поражает отношение в госпитале к людям. Там не происходило лечение, персонал относился к своему делу халатно. Больные были в отвратительном состоянии. Это подтверждает цитата из произведения:
«Главное лечение здесь был гипс. Его накладывали на суставы и раны по прибытие раненого в госпиталь и, как бы заключив человека в боевые латы, оставляли в покое. Иные солдаты прокантовались в этом "филиале" по годику и больше, гипс на них замарался, искрошился в сгибах, на грудях -- жестяно-черный, рыцарски посеребренный, сверкал он неустрашимой и грозной броней.
Под гипсами, в пролежнях, проложенных куделей, гнездились вши и клопы застенная зараза приспособилась жить в укрытии и плодиться. Живность из-под гипсов выгоняли прутиками, сломленными в саду, и гипсы, как стены переселенческих бараков, щелястых, плохо беленных, были изукрашены кровавыми мазками давленых клопов и убитых трофейных вшей, которые так ловко на гипсе давились ногтем, так покорно хрустели, что вызывали мстительные чувства в душах победителей.»
Также «медицинские светила» выражали пренебрежение к своим больным. Эмоционально реагировали на то, если раненые предпринимали попытки самовольно лечить себя. После того, как сослуживцы помогли Васе-саратовскому, потому что у него под гипсом уже образовались черви, в госпиталь приехала начальница и поначалу начала хамить солдатам:
«-- Та-ак!-- криво усмехнулось медицинское светило.
-- Вы бы хоть поздоровались! -- подал голос кто-то из раненых. --
Первый раз видимся...
-- Та-ак! -- повторила начальница многозначительно, не удостоив ответом ранбольного. -- Самолечением занимаемся?! Двери взламываем! Похищаем ценные медпрепараты! Угрожаем медперсоналу! -- Она, все так же держа руки в боки, мужицкие, хваткие руки бывшего хирурга с маникюром на ногтях и золотыми кольцами на пальцах, еще раз прошлась взглядом, затем и сапожками по палате перед опешившим народом. -- Вы что, может, приказов не читали? Может, вам их почитать? Почитать, спрашиваю?
-- Дак что же, почитайте, -- подал голос боец из "львовской артели",
Анкудин Анкудинов, друг Стеньки Разина -- Сысоева, не одиножды раненный и битый. -- Мы послушаем. Все одно делать нечего.
-- Кто сказал? Кто?
-- Да я сказал! -- выступил вперед в мужицкие зрелые лета вошедший, крупный, костлявый боец Анкудин Анкудинов. -- Ну че уставилась-то?! Да я немца с автоматом видел! В упор! Поняла? И я его убил, а не он меня.
Поняла?!
-- Поняла!.. Поняла!.. -- запритопывала в бешенстве начищенным до блеска сапогом подполковница Чернявская и закусила губу.
Вышла осечка. Она уже, видать, не раз и не два ходила в атаку на
ранбольных, сминала их и рассеивала, а затем расправлялась с ними поодиночке предоставленными ей отовсюду и всякими средствами и способами -- и все "на законном основании".
-- Поняла... -- повторила она, обретая спокойную власть. -- Тебе,
соколик, захотелось в штрафную?
-- А ты слыхала поговорку: "Не стращай девку мудями, она весь х...
видала"? Грубовато, конечно, но ты, сучка, иного и не стоишь, вместе со своим закаблучником замполитом и ворьем, тебя облепившим. Госпиталь этот фашистский мы те припомним! Сколько ты тут народу угробила? Сколько на тот свет свела? Где Петя Сысоев? Где? -- я тя спрашиваю…»
Никогда раньше в произведениях о войне не встречала такого отношения соотечественников друг к другу. Такие люди те же самые «фашисты», только в облике русских. Еще в произведение встречается странное правило у санпоездников: «не принимать на эвакуацию тех бойцов, у которых чего-либо не хватает из имущества, даже если нет одной ноги -ботинки должны быть парой, такова инструкция санупра.» Людей не пропускали без условия полной сдачи имущества, не обращая на состояние солдата. Поэтому раненные бушевали, требовали. И к ним явилась дама, но помочь она никому не собиралась, а приходила так для виду:
«Являлась дамочка, золотом объятая, с тугими икрами, вздыбленной грудью, кудрявой прической, блудно и весело светящимися глазами, -- во всем ее облике, прежде всего в том, как она стояла, наступательно выставив ножку в блестящем сапоге, явно сквозило: "Ну, я -- блядь! Руководящая блядь! И горжусь этим! И презираю вас, вшивоту серую..."
-- Спа-акойно! Спа-акойно, товарищи! Всех эвакуируем. Всех! -- напевая, увещевала начальница и, как-то свойски, понимающе сощурив блудный глаз, не то фамильярно подмигивая, не то пронзая им, добавляла: -- Мы-то тут при чем?
Госпиталь-то наш при чем? Вы сами распродали в пути и пропили свое имущество. Ка-азенное! Ба-а-айевое! А я санпоездами, извините, не командую.
Я бы рада сегодня, сейчас всех вас, голубчиков, эва-акуи-и-ировать, определить, лечить, но... -- Тут она разводила руками и улыбалась нам, обнажая золотые зубы, чарующей улыбкой, дескать, не все в моей власти и вы сами во всем виноваты.»
Также безобразен с человеческой точки зрения замполит госпиталя Владыко. В рассказе он показал себя хитрым человеком, так как узнавал все новости в госпитале, играя с солдатами в шашки. Он не любил, когда его выигрывают, поэтому солдаты ему часто поддавались. Также он ведомый человек, так как Владыко боялся людей высших чинов и его работа скорее напоминала показуху, чем реальную помощь раненым.
«Наше сидение на откосе, возле пустынного сада, было прервано появлением человека, у которого все, что выше колен – брюхо: явился замполит госпиталя по фамилии Владыко. Обвел нас заплывшим, сонным, но неприязненным взглядом. Сразу заметив двух девчонок, он покривил вишневой спелостью налитые губы, слетая с которых, как мы тут же убедились, всякий срам как бы удесятерялся в срамности. – А-а, новые трипперники прибыли! – и, радуясь своей остроте, довольнехонько засопел, захрюкал, вытирая платком шею и под фуражкой»
Санпоездники отказывались идти военным на встречу, они делали так, как им положено, но это скорее напоминало издевательство над людьми.Астафьев не избегает ненормативной лексики для усиления напряжения в разговоре, чтобы интонация и чувства были точнее переданы. Это делает текст более экспрессивным и правдоподобным. В Госпитале Сергею пришлось встретиться с солдатом по фамилии Черевченко, который любит поглумиться над людьми, любит пакостить молодым солдатам, но всегда знал предел и старался выкручиваться, объясняю, что в его словах нет никого позора.
«…, он произвел над новичками свой любимый эксперимент, даже два, сказав, что, кто чисто по-украински выговорит: «Я нэ хбочу сала исты», тому будет отпущена «добавка». И нашелся хлопец, юный, доверчивый, и сказал выжидательно замершим хохлам: «Я нэ хочу сала исты», – те вперебой радостно рявкнули: «Ишь гивно!» – и повалились на фрицевские колючие мешки, расплющенные телами и украшенные кровавыми пятнами раздавленных клопов. Они дрыгали ногами, стонали, утирали слезы, пытались что-то сказать, показывая на сплоховавшего хлопца, готового вот-вот заплакать. Черевченко налил ему и, когда юноша выпил и утер губы, молвил будто бы ему одному, но чтоб слышали все, сказал со вкрадчивой доверительностью:
– Ничого, ничого! Я тэж на цю гарну шутку купывсь. А скильки хлопцив купылось? Го-о-о… А чи знаешь ты, хлопець… як тобэ? А чи знаешь ты, хлопець Стьопа, що у тых людей, що занимаються онанызмом, на ладони волосы растуть?..»
Ничуть не лучше выглядят некоторые соотечественники и в мирное время. Поразительно, как Астафьев описывает встречу Сергея с предателем Родины. Этот предатель был муж тети его жены –Василий Деомидович. Он сам сдался в плен немцу, а после считал Германию идеалом культуры и старался убедить в этом окружающих:
«И ведь, судя по морде, хозяин сам сдался в плен, никто его туда не
брал, не хватал, сам устроился там и с войны ехал как пан, во всяком разе лучше, чем мы с супругой. А теперь вот вел беседы на тему, как праведно, чисто, обиходно, главное, без скандалов, поножовщины, воровства и свинства живут европейские народы, понимай -- германские, как они хотя и жестоко порой обращались с пленными, а иначе нельзя, навыкли мы при Советах лодырничать, у немца ж не забалуешься, они, немцы, и детей воспитывают правильно -- лупят их беспощадно и потому имеют послушание, не то что у нас лоботрясы никого не слушают. А на какой высоте у них искусство, особенно прикладное! Кладбища не кладбища, музеи-выставки под названием "Зодчество".
-- А мы им тут кольев осиновых да березовых навтыкали, с касками на торце -- вместо произведений искусства, -- начал кипеть и заводиться я, -- чтоб не отдалялись больше от родного дома в поисках жизненного пространства...
Жена опять давнула мою ногу и к хозяину с вопросом насчет природы, похожа ли на нашу.
-- И похожа, и не похожа, -- промокая губы салфеткой, отозвался хозяин. Деревья как будто те же, но все подстрижены, все ровненько, аккуратненько...»
Василий Деомидович является примером человека-труса, он от испуга предал Родину. Он гордится тем, что не испытывал всех тяжестей войны. Это низко и подло по отношению к тем, кто сложил свои головы. Это пример отсутствия патриотизма. И это не единичный случай. Астафьев показывает как «западники» бежали с испугом с поля боя. «…«западники» драпанули в овраг и снова как ни в чем не бывало начали там варить и печь картошку, тем более что выгонять их из оврага было некому. Эти бойцы смалодушничали. Но кто или что было причиной? Опять те, от которых зависела их жизнь. Когда бойцов отправляли на бой, их даже не готовили к войне в полную силу, все делали на скорую руку, «заскребли их, забрили, немножко подучили и пихнули на фронт».
Появление антигероев, с одной стороны, продолжает традицию в русской литературе. Вспомним хотя бы В.Быкова «Сотников» (Рыбак, перешедший на сторону полицаев, чтобы избежать виселицы), М.Шолохов «Судьба Человека» (Среди пленных был один, который хотел утром сдать комиссара немцам, чтобы заслужить себе право на жизнь).
А с другой стороны, Астафьев обращается не к антиподам настоящих героев, а к целой группе людей, тем самым показывая, что подобное явление имело массовый характер. Кроме того, для антигероев Астафьева не стоял вопрос о жизни и смерти, наоборот, в их руках была жизнь тех, кто не щадя себя, защищал Родину, а в ответ получил полное безразличие и вредительство. Такого раньше в русской литературе не встречалось.
Другая группа образов- это персонажи, сумевшие сохранить в себе человека. Их можно назвать героями только за то, что они не утратили на войне милосердия, сочувствия, честность.
Во-первых, это санитарки в поезде : Клава и Аня. Они ответственно относились к своей работе, не юлили от выполнения своих обязанностей:
« … и я видел, как работала Клава. Паек она делила
справедливо, никого не выделяя, никому не потрафляя, точны шлепком бросала в миски кашу, точным взмахом зачерпывала из бачка суп, точно, всегда почти без довесков, резала хлеб и кубики масла, точно рассыпала сахар миниатюрным, игрушечным черпачком; одним ударом, скорее, даже молниеносным броском иглу до шприца всаживала в подставленный зад или в руку, спину ли -- и все это молча, со спокойной строгостью, порой казалось, даже злостью, и если больной вздрагивал или дергался от укола, она увесисто роняла: "Ну чего тебя особочит? Сломаешь иглу", -- и когда подбинтовывала, и когда успокаивала больных иль усыпляла, Клава тоже лишних слов не тратила.»
Но больше всему герою поражает Анечка. Герой полюбил ее и очень искренне относился к ней:
«Грустила она еще легко, красиво, словно ее родное и в осени голубое
кубанское небо, раззолоченное из края в край исходным сиянием бабьего лета. Я перебирал пальцами здоровой руки волосы Анечки, гладил их на теплой ложбинке шеи, и сладость первой, тоже легкой грусти от первой разлуки, ни на что не похожая, мягко сжимающая сердце, мохнатеньким абрикосом каталась по рассолодевшему нутру, томила меня никогда еще не испытанной и потому ни с чем еще несравнимой нежностью, сожалением и уходящей вдаль, в будущие года невозвратной печалью.»
Среди всего фальша, халатного отношения, цинизма молодые санитарочки выделяются своим ответственным отношением к работе, честностью, добросовестностью. А Аня является первой любовью Сергея на войне, и в ней он видит естественность, чистоту, нравственность. Также Сергея поразила дружба Анкудина Анкудинова с Петей Сысоевым. Петя Сысоев не бросил своего друга, когда Анкудина ранили. Он пытался ему помочь:«Полковника волокли на саперных салазках, грубо сколоченных изнеструганых досок. На салазках немцы подвозили мотки колючей проволоки и колья. Петя Сысоев сдернул полковника с салазок, бросил на них свою шинель, опрокинул на салазки друга Анкудина Анкудинова, сверху на него навалил полковника, прихватив раненого чьей-то обмоткой и ремнем, прошипе полковнику: "Грей, сука!" -- и разведчики снова рванули к своим траншеям, подальше от света ракет, от густеющего немецкого огня, от слабеющего треска ручного пулемета и автоматов группы прикрытия.Петя Сысоев не велел вынимать из спины Анкудина нож, так поступают охотники, и наваленный на него сверху полковник своей тяжестью пропорол русского разведчика насквозь. Анкудин Анкудинов уже не помнил, когда оказался в траншее, затем в медсанбате». Анкудин Анкудинов является примером людей, которые не предают друзей, он искренен, всегда готов пойти на помощь человеку, держит свое слово и говорит то, что думает. Сергей долго не забывал Анкудина, даже были мысли его найти, потому что он являлся выражением идеала настоящего человека, который не утерял человеческие качества в экстремальных ситуациях.
Лаборантка Лиза поддерживала Сергея после того, как уехал Анкуди Анкудинов, и солдат остался без поддержки, а из-за его невинности другие солдаты смеялись над ним.
«Лиза утешала меня, будто мать родная, гладила по голове, если
приближались госпитальные кальсонники, зыкала на них вроде бы со злом, но вроде как бы не совсем серьезным злом:
-Гэть, падлюги! Вам бы только поизмываться над мальчиком!»
Когда в Хасюринский госпиталь зачистили комиссии, солдат по одному вызывали в ординаторскую на допрос. И Сергей был одни из первых. И там генерал показал свою честность, не уподоблялся вранью и верил словам Сергея, он действительно утёр нос в госпитале тем, кто под видом заботы о раненых решает свои личные проблемы, и поставил их на место.
« -- Не нервничай, солдат. Не нервничай! -- остановил меня генерал и скомандовал вжавшейся в угол и умирающей там от страха медсестре: -- Дайте раненому воды, порошок какой, что ли, успокоительный. Есть у вас порошки-то хоть какие-нибудь, или все продали и пропили? А вы сядьте! -- указал он Чернявской на деревянный диван. -- Привыкайте сидеть, -- мрачно добавил он.»
Младший лейтенант Радыгин тоже в рассказе был положительным героем. Во-первых он стремился погеройствовать и выделиться мужеством. Младший лейтенант жалел , что не успел выделиться на войне. Но также он однажды помог жене Сергея, когда она упала :
«…Шли мимо моей школы по шатким деревянным тротуарам. Жена дохаживала последние недели, но декретный отпуск не брала, боясь лишиться зарплаты, говорила, что заменить ее некому. Едва уж она плелась с грузом. Пытаясь взбодрить бойца, я нес что-то высокое про «мою» школу. Спутница заслушалась, споткнулась и сорвалась с высоко поднятого, досками, будто клавишами, играющего тротуара. Я заторопился снимать с себя мешок, но в это время вниз спрыгнул лейтенант с серебряными погонами юстиции и поднял вверх мою жену с мешком. …Я начал сердито снимать мешок со спины жены. Она, слабо сопротивляясь, бормотала: «Ничего, ничего, я донесу. Как-нибудь донесу». Лейтенант помог мне снять с жены мешок и вдруг сраженно воскликнул: «Вы-ы! Так это вы!..» Это был тот самый Радыгин, который ехал с нами в тамбуре соликамского поезда, когда мы возвращались с войны.»
В мирное время Сергею также помогал отец его жены – Семен Агофонович. Он тепло принял в свою семью Сергея, помогал ему, поддерживал. Он и его жена следили за внуками. «…тесть мой был целомудрен, многому меня, не поучая, научил,..»Также брат жены –Азарий. Он в некоторой степени был другом для Сергея. Также помогал ему, когда это требовалось. « Выжили людей! – орал он. – За печку загнали! – И рыпался на нас: – А вы-то что? Зачем ушли? Пускай бы они жили за печкой! А то привыкли! На немецких пуховиках! А ты землю носом рыл!.. А они трофеями наживались! И тут им самолучшее место! – Он приносил мне книги из заводской библиотеки и, сунув том, ронял: – На! Читай! Может, когда и поумнеешь!..»
Девушка Анна, которая работа вместе с Сергеем на железной дороге, проявила участие к Сергею. «…, и я шел к Анне в водогрейку. …, сама же и вывеску подновила: «Посторонним вход воспрещен», где-то добыла здоровенный дверной крючок и пускала к себе только тех из обслуги вокзала, от кого могла чем-нибудь покорыститься, кого уважала или боялась иль перед кем, как передо мною, к примеру, виновата была неискупимой виною.Сняв шинель, я забирался на чисто мытый щит, похожий на банный полок, клал лопотину в голова и под сип бака, под шипенье труб и патрубков задремывал. Анна выполняла свою работу, шикала на тех, кто приходил за кипятком и не мог управиться с уличным вентилем либо лишку проливал воды в колоду и под ноги. Отшивала тех, кто искал дежурного по вокзалу.»
Большую поддержку Сергей получал от Кума. Он и Кум дружили семьями, помогали друг друг. Кум много чему научил Сергея в строительстве, помог немного привести их маленький дом в порядок. «Бак нам изготовил все тот же незаменимый наш кум»
Анализируя систему персонажей в рассказе В. Астафьева, можно сказать, что автора интересует не тот героизм, который встречается на поле боя, а героизм внутренний: нужно было противостоять лжи, равнодушию, суметь найти в себе силы помочь таким же, как сам, не потерять человеческого достоинства.
Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Но все же ключевым моментом, помогающим понять, перед каким выбором стоит человек на войне, показывает эпизод, напрямую не связанный с боевыми действиями. Это всего лишь обед, но тем значительнее проблема выбора человека: удастся ли ему сохранить свое человеческое достоинство или нет? Однажды солдатам сварили макаронный суп, и один котелок давался на двоих человек. Вначале Сергей переживал, что его напарник съест больше, так как у него большая ложка. Но он в этом ошибся. Напарник зачерпывал ложкой много, но большую часть выливал обратно. Таким образом дошло дело, что в котелке осталась одна макаронина, и Сергей не мог утихомирить свою злобу, он был уверен, что его сосед съест всю макаронину, Сергей даже отвернулся, чтобы не видеть этого. Но когда он повернулся, то увидел, что напарник разделил макаронину надвое и большую часть отдал Сергею:«Он молча же своей заслуженной ложкой раздвоил макаронину,но не на равные части -- и... и, молодехонький салага, превращенный в запасном полку в мелкотравчатого кусочника, я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело -- конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.Но деревянная ложка коротким толчком, почти сердито подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.» Этот случай не дает покоя Сергею, ему стыдно за этот случай.
Сергею стыдно, что он не начал судить человека еще не узнав, что будет дальше. Ему стыдно, что он готовил себя на самое худшее и даже не мог подумать, что не все люди думаю только о себе. Он встретил человека, сохранившего в себе моральные нормы, человеческое достоинство.Этот эпизод обнажает поведение людей в бытовой ситуации. Возможно, благодаря этой ситуации Сергей не уподобился остальным и нашел в себе силы остаться человеком. Он дан для того, чтобы люди поверили в великодушие людей, что оно возможно и на войне.
Герои в данном эпизоде « разделены» для того, чтобы читатель мог сравнить два типа людей, смог понять, что герой значит не только, кто победил внешнего врага, а тот, кто не уподобился остальным и боролся с «животными» инстинктами, боролся с собой и вышел победителям для себя, вышел из войны – человеком. Это большое достоинство. Для каждого человека это испытание. И на этом примере автор показывает, что бояться стоило не только «фашистов», но и внутренних (как, например, малодушие) врагов.
Вывод:
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы.
Кольцевая композиция, рефрен, композиционный параллелизм- все подчеркивает, насколько мало различия между военной и мирной жизнью солдата, так как нигде нет для него человеческих условий, приходится бороться за свою жизнь физическую и нравственную, оттого автору «не только описывать, но и вспоминать пережитое противно».
Автор показала нам, как война ломает не только характеры людей, но и их судьбы. И становится ясно, что война испытывала людей на стойкость и честность их души, нравственности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием, подтвердилась.
Приложение
Практическая часть.
Композиционный параллелизм в произведении
Таблица 1
Предмет сравнения | Часть 1. Солдат лечится | Часть 2. Солдат женится |
Встреча с немцем | «Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне» | «Немец, увидев меня в гимнастерке, замер на пороге» «– Ну, как тебя там? – оглядев накрытый стол, спросил я. – Фриц? Курт? Ганс? – Больше я никаких немецких имен не помнил. – Я есть Иоганн, – попробовал улыбнуться гость. – Иоганн Штраус, знает вы? – Знаю, знаю. Большой вальс, гросс вальс – «нарай-нарай, там-там, там-там», – запел я, и Иоганн снова через силу попробовал улыбнуться и, подвигаясь к столу, по моему знаку заключил: – Вы есть весь-олий зольдатен. – Веселый, веселый, – подтвердил я и вспомнил, что девчушка-то моя ждет там, у наших, когда ее заберут, и какого хера, зачем я ломаю эту комедь? Чтоб упиться собственным благородством, доказать Европе, что наш, советский, гуманизм – передовой, а мы – самые душевные люди на свете. Так мы уж это доказали немцам – ростовский капитан наглядно тот гуманизм в Германии продемонстрировал. Был я и остался придурком, лучшим в мире придурком – советским, это уж точно, и этого у меня не отнять.» |
Нравственный выбор героя | «Он молча же своей заслуженной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части -- и... и, молодехонький салага, превращенный в запасном полку в мелкотравчатого кусочника, я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело -- конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе. Но деревянная ложка коротким толчком, почти сердито подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.» | «В дверь раздался стук, заглушенный обивкой. Заметив в окно человека, свернувшего к задней калитке, думая, что он понимает, что поживиться в таком убогом жилище нечем, минует его, направится в дом к нашим, я все же отчего-то желал, чтоб зашел какой-нито немец сюда, к нам, в эту избушку, насладился б зрелищем, окружающим вояк, его уделавших и спесивый фатерлянд на колени поставивших. «Битте!» – весело крикнул я.» |
Предмет радости | Симпатия к санитарке Ане «Я перебирал пальцами здоровой руки волосы Анечки, гладил их на теплой ложбинке шеи, и сладость первой, тоже легкой грусти от первой разлуки, ни на что не похожая, мягко сжимающая сердце, мохнатеньким абрикосом каталась по рассолодевшему нутру, томила меня никогда еще не испытанной и потому ни с чем еще несравнимой нежностью, сожалением и уходящей вдаль, в будущие года невозвратной печалью.» | Приход весны « -Ну вот, - молвила жена, - я же говорю всем, что супруг мой – с чертовщинкой, а они не верят. Зови на завтра кума с кумой, да к нашим не забудь забежать. Я сделаю заливное из щуки, наварю кастрюлю картошки, бражка у меня в лагухе еще с помочи в подполье спрятана. Ох и гульнем, ох и повеселимся! Весна же! Весна!...» |
Безнравственное отношение к человеку | «не принимать на эвакуацию тех бойцов, у которых чего-либо не хватает из имущества, даже если нет одной ноги -ботинки должны быть парой, такова инструкция санупра». | «В чусовском военкомате, как и в большинстве заведений в стране, рады были до беспамятства окончанию войны и победе, но к встрече и устройству победителей не подготовились как следует, несмотря на велеречивые приказы главного командования, потому что оно, главное командование, большое и малое, привыкло отдавать приказы, да никогда не спешило помогать, надеясь, как всегда, что на местах проявят инициативу, прибегнут к военной находчивости, нарушат, обойдут законы и приказы, и если эта самая находчивость сойдет – похвалят, может, орден дадут, пайку дополнительную. Не пройдет – не обессудьте! – отправят уголь добывать либо лес валить». |
Вывод: главный герой дважды проходит через одни и те же испытания: встреча с врагом, как внешним, так и внутренним, столкновение с безнравственным отношением к человеку как в военное, так и в мирное время. Выдержать все это Веселому солдату помогает умение ценить дружбу, красоту природы и критическая самооценка.
Литература
http://ru.wikipedia.org/wiki/Астафьев,_Виктор_Петрович
http://hrono.ru/biograf/bio_a/astafev_vp.php
http://www.peoples.ru/art/literature/story/astafiev/
http://magazines.russ.ru/znamia/1998/10/nablud1.html
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURA_OTTEPELI.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция
Слайд 1
Тема проекта: «Особый взгляд автора на войну в рассказе «Веселый солдат» В.П.Астафьева» Исполнитель: Родзик Кристина, учащаяся 10-г класса МБОУ СОШ № 200 Руководитель: Р.Г.Кучумова, учитель русского языка и литературы высшей категорииСлайд 2
Цель проекта: исследовать, в чем новизна Астафьева в изображении войны на примере рассказа «Веселый солдат». Гипотеза: Война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием.
Слайд 3
Задачи: 1. Выявить черты автобиографичности в рассказе. 2. Исследовать, что для Астафьева является главным при изображении войны 3. Определить роль композиции произведения для выражения авторской позиции
Слайд 4
Предмет исследования : человеческие отношения на войне в изображении В. Астафьева. Объект исследования : рассказ «Веселый солдат» Методы: анализ, сопоставление, классификация
Слайд 5
« Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека.Немца. Фашиста. На войне ». Повесть «Веселый солдат» имеет особенную композицию- кольцевую. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа.
Слайд 6
Роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится». Лексический повтор в названиях частей также свидетельствует о их смысловой связи и способствует усилению эффекта кольцевой композиции.
Слайд 7
«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого я убил человека. Немца. Фашиста. На войне». Этот рефрен помогает проследить, как меняется отношение героя к людям и событиям на войне.
Слайд 8
В первой части произведения предмет радости солдата – это первая любовь к санитарке Анечке. Примером радости во второй части становится приход весны.
Слайд 9
Встреча с немцем в первой части является для героя причиной задуматься над вопросом, зачем ему убивать такого же человека, как он. Во второй части встреча с немцем- это пример человеколюбия.
Слайд 10
Первая группа образов – это те, кто равнодушен к солдату, защитнику Родины, человеку, готовому отдать за чужие жизни свою.
Слайд 11
Другая группа образов- это персонажи, сумевшие сохранить в себе человека. Их можно назвать героями только за то, что они не утратили на войне милосердия, сочувствия, честность.
Слайд 12
Вывод: 1. Новизна Астафьева в изображении войны заключается в том, что автор не восхваляет русский народ, не показывает безмерное геройство на войне. Виктор Петрович оценивает всех по их собственным поступкам. Автора интересует, что определяет поведение человека на войне и в мирной жизни. Почему одни малодушничают, «предают» своих же солдат, губят их жизни, хотя должны были бы спасать, а другие, несмотря на все трудности, сохраняют благородство, человечность, достоинство. 2. Особенность авторской позиции в рассказе определяется тем, что рассказ не придуман, а основан на автобиографических фактах. 3. Особый взгляд автора на войну потребовал от автора и нестандартного построения произведения. Именно поэтому мы встречаемся с кольцевой композицией- она как нельзя лучше показывает, что веселого в жизни солдата было мало, скорее всего название звучит иронично, если не саркастически.
Слайд 13
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием, подтвердилась.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Цветок или сорняк?
Выбери путь
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Нарисуем попугая цветными карандашами
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?