Югорский край терпелив, щедр и могуч, как добрый сказочный богатырь — защитник народа. По преданию, у ханты каждое селение охранял богатырь-хозяин или великан, каждое селение слагало свои песни и сказки. Сказки передаются из поколения в поколение и создаются вновь талантливыми народными сказителями.
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_yugry_pokacheeva_sogom.doc | 143 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа
д. Согом»
Полна богатырями земля Югорская!!
Автор: Покачеева Светлана Викторовна
ученица 11 класса
Руководитель: Горбунова Вера Ивановна,
учитель родного языка и литературы
Полна богатырями земля Югорская!!
«Тот, кого народ любит и помнит, - бессмертен».
Т. С. Чучелина
Обширны и богаты сибирские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто оленеводам и рыбакам приходилось откладывать свои неводы и арканы и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных сказаниях, песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в легендах.
Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами, которые нападали, грабили и сжигали жилища, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями.
Легенды и былины, сказки и героические песни донесли до нашего времени сведения о прославленных хантыйских богатырях, защищавших свой народ от вражеских нападений. Воспевая богатырей защитников Родины, сказания звали на подвиг, поднимали дух народа в тяжелые годы, вселяли в людей мужество.
В далёкое время, за много, много лет до нас, жили на земле богатыри. Были, добрые богатыри, были и злые. Злые на людей нападали, города грабили, войны начинали. А добрые — людей от плохих богатырей защищали.
В былые времена, когда говорили о богатыре, то имя его не произносили вслух, а говорили иносказательно: «хозяин», «мужчина с волосами». Дух богатыря почитали не только жители окрестных деревень, но и те, кто жил по берегам других рек. Сильного богатыря не только почитали, но и боялись.
Югорский край терпелив, щедр и могуч, как добрый сказочный богатырь — защитник народа. По преданию, у ханты каждое селение охранял богатырь-хозяин или великан, каждое селение слагало свои песни и сказки. Сказки передаются из поколения в поколение и создаются вновь талантливыми народными сказителями. На одном становище седой охотник сложил сказ. Он начал его так:
Те, кто живут в Ханты - Мансийском округе, наверняка слушали предания сказительницы и народной мастерицы ханты Таисии Сергеевны Чучелиной о девушке - богатырше Хут-Най и об отважном герое Ярась. Девушка - богатырша вступает в открытый поединок с женихом. Это богатырша–мстительница, которая мстит за кровь отца, брата, и т.д. Богатырша–мстительница обладает огромной физической силой, благодаря которой она побеждает своих врагов. И Хутнай народу советчица. Со всего Иртыша ханты называют её своей защитницей. Мудрая Хутнай, сильная Хутнай. Богатырь- девушка Хутнай. Простая девушка смогла стать защитницей своему народу.
А вот другая легенда Т. С. Чучелиной «Отважный Ярась» пусть и не совсем о богатыре, но тоже о смелом герое. «…Жил на Оби отважный ханты по имени Ярась. С малых лет не страшился он непогоды, не боялся хитрых и сильных зверей. Великую воду в пору разлива - сора переваливал в долбленке без опаски… Хороший добытчик много мяса с охоты несет, много рыбы несет с рыбалки… поделится добычей со всеми, у кого нет еды… он заботился обо всех юртах и редко задерживался в своей деревенской избушке». После тяжелой болезни умер Ярась, но мольбы жителей, любовь жены помогли герою снова стать живым. Пусть он простой охотник, или рыбак, но тот, кого народ любит и помнит, - бессмертен.
Герой В. С. Волдина в поэме «Так молупщи» («Крепкая малица») - это обыкновенный человек, но он побеждает всегда во всех схватках и боях. И проходит время – недели, года – но герои не исчезают, а появляются в разный период жизни своей страны. И приносят пользу своему народу!
«… Их малицы были крепки, как кольчуги,
Туги и надежны упругие луки.
А стрелы, чьи клювы острее иглы,
Разили врагов, беспощадны и злы.
Рассказывал мне дед Андрей на Назыме,
Встречал Так Молупси он днями былыми.
Был парень, как парень. Винтовка в руке.
Пониже буденовки-шрам на щеке.
Встречали его пастухи молодые.
А кто-то с ним строил в тайге буровые…
А, может, и внук Так Молупси сейчас
Взволнованно слушает этот рассказ…»
Богатырь как хозяин жилища, родной земли следит за порядком. Не званых гостей прочь гонит, дорогих гостей радушно встречает.
И все - таки я считаю, что все богатыри были обычными людьми. Но под влиянием времени, окружения, им приходилось взять оружие в руки и стать защитником своего народа.
Нужны ли сегодня России богатыри, то есть храбрые вожди и воины, способные, как герои легенд - Так молупщи, Тэк Ики, Хутнай, к бескорыстной и жертвенной защите Родины? Вопрос этот – не простой. Сейчас все больше людей начинает понимать, что своих сыновей надо воспитывать крепким духом и телом. И если решить задачу физического развития ребенка особого труда не составляет, то воспитать дух, созидающий в будущем воине любовь к Отечеству, способность отважно сражаться, проявлять волю к победе и побеждать, не так легко.
Не секрет, что в наше время все труднее встретить подростков, носящих в себе такие качества, как мужество, храбрость, отвага. Имеющие способности прийти на помощь слабому, встать на сторону беззащитного.
Наступил час обратиться сегодня к опыту народной педагогики, которая, позволяет воспитывать настоящих защитников своей земли, своевременно погружая душу ребенка в мир героических образов богатырских сказок и былин.
«Отними у народа историю и через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять, как стадом» - Anubis (Inpu). Верное высказывание. Но мне по душе стали родные слова знакомого поэта В. С. Волдина:
Корни народа - легенды его.
Ветви – растущее новое племя.
Люди – живое легенд продолженье.
Так давайте будем помнить наше прошлое, любить настоящее и гордиться будущим!!
У памяти нашей есть доброе свойство –
Деянье героев беречь для потомства,
В легендах и песнях хранить их черты…
Жизнь наша – свершение древней мечты.
Приложение
РИСУНКИ ВЫПОЛНЕНЫ ПОКАЧЕЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ
«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ»
Сверчок
Цветение вишни в лунную ночь
Выбери путь
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Огонь фламенко