Аннотация.
В научной работе автор рассматривает образ школьника в современной литературе (на материале произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»). Автор исследования изучил художественные произведения, познакомился с некоторыми статьями отечественных лингвистов и психологов.
Вложение | Размер |
---|---|
titulnaya_soderzh.._annotaciya.doc | 36.5 КБ |
fedina_galina_2.doc | 71 КБ |
XII школьная научно-практическая конференция учащихся
в рамках программы «Шаг в будущее»
Образ школьника в современной литературе
(на материале произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»
и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»).
Автор:
Федина Галина Ивановна,
ученица 8 А класса
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
Научный руководитель:
Софронова Ольга Игоревна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
2012 год
Содержание.
стр.
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………………………1- 2
ГЛАВА 1. Образ школьника в художественной литературе.
ГЛАВА 2. Образ школьника в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»
и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
2.1. Образ школьника в произведении Екатерины Мурашовой « Класс коррекции»………………………………………………………………………………4- 5
2.2. Школьники в повести Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». ……………………5- 7
ГЛАВА 3. Школьник в реальном мире……………………………………………………7- 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....8-9
ЛИТЕРАТУРА. …………………………………………………………………………….. 10
Образ школьника в современной литературе
(на материале произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»
и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»).
Федина Галина Ивановна
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Сургутский район, поселок Солнечный,
МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1», 8 класс
Научный руководитель: Софронова Ольга Игоревна, учитель русского языка и
литературы высшей категории,
МБОУ «Солнечная СОШ №1» Сургутского района
Аннотация.
В научной работе автор рассматривает образ школьника в современной литературе (на материале произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»). Автор исследования изучил художественные произведения, познакомился с некоторыми статьями отечественных лингвистов и психологов.
Цель исследования: изучение образа современных школьников на материале художественных произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и японского писателя Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Объект исследования – произведения Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Предмет исследования – составляющие образ современного школьника в произведениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсе занятий по внеклассному чтению, филологическому анализу художественного текста. Работа может стать основой для продолжения исследования, в том числе о возможности введения инклюзивного обучения в школе.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, практико- ориентированное исследование литературного произведения.
В произведениях, созданных в прошлом веке, поднимаются проблемы школьников, которые актуальны и для современной школы. В обеих повестях созданы образы так называемых «трудных» школьников. Разница в возрасте героев и принадлежность к разным национальностям не мешает нам увидеть то, что проблемы школьников в обоих случаях вызваны семейным неблагополучием, проблемами с физическим и психическим здоровьем, отношением к детям окружающих. В повестях школьники создают выдуманный мир. Это сказочный мир мальчика- инвалида Юры и мир мух маленького японского сироты Тэцудзо, придуманный мир девочки Минако. Созданы такие параллельные миры из-за отсутствия взаимопонимания со стороны окружающих и дефицита общения.
Введение.
Школьники как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказались в центре исследовательского внимания уже довольно давно. Литературоведами изучается феномен школьной поры в творчестве разных писателей.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесённость процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева О.И.).
Всё чаще в обосновании своего непосредственного отношения и оценке подростки начинают ссылаться на отношение литературного героя к другим действующим лицам, а также на отношение его к самому себе. Герой начинает нравиться и положительно оценивается не только за то, что он был смелым, мужественным, ловким, решительным, изобретательным, но и за то, что он проявляет благородство и заботу о других, думает не только о своем благополучии, но и о том, чтобы хорошо было всем окружающим людям.
Целью нашего исследования было изучение образа современных школьников на материале художественных произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и японского писателя Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Цель исследования определила следующие задачи работы:
1) изучить примеры образа школьника в русской классической литературе;
2) исследовать мир глазами ребенка в произведениях Е.Мурашовой «Класс коррекции» К.Хайтани «Взгляд кролика»;
3) сделать выводы о сходстве и различии образа школьника в произведениях этих писателей.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования – произведения Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Предмет исследования – составляющие образ современного школьника в произведениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсе занятий по внеклассному чтению, филологическому анализу художественного текста. Работа может стать основой для продолжения исследования, в том числе о введении инклюзивного обучения в школе.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, практико-ориентированное исследование литературного произведения.
ГЛАВА 1.
Образ школьника в художественной литературе.
1.1. Школьная пора как особый период в жизни человека.
Образ школьника в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII-XIX веков. Появление пристального внимания к миру ребенка традиционно относят к веку Просвещения, когда ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» (по мысли Дж. Локка) в человека взрослого, то есть зрелого, наделенного возможными добродетелями. Эпохе Просвещения, в частности английского, мы обязаны появлением собственно детской литературы. Начало ее зарождения и формирования приходится на 1840-е гг. Тогда появляются первые назидательные произведения для детей, так называемые moral tales. Авторами их преимущественно были либо лица духовного звания, либо близкие к этому кругу.
В литературной традиции тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаенные уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной воспитанием юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. Так романтизм принципиально по-новому осмысливает тему детства.
Своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе. В сновидениях, фантазиях, игре, искусстве мы на время возвращаемся к картине своего детского мира, чтобы отдохнуть от однообразия обыденности. Часто творческие идеи посещают человека именно тогда, когда его сознание на время «освобождается» от ограниченности реальности. Эту роль «погружения в фантазию» признавали многие: и великий Эйнштейн, и знаменитый химик Кекуле, и математик Пуанкаре.
Детство не проходит. Оно живет в нас, приходит на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Возвращается к нам, когда мы, оставив реальность, погружаемся в мир искусства или в мир сновидений. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой жизни.
Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открытие таинственного «племени» детей, живущих в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы. Можно сказать словами Е.В. Субботского, что «мы живем над залежами драгоценных «полезных ископаемых» психики, зачастую и не подозревая о них».
Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно являлась центральной темой творчества отечественных писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин.
ГЛАВА 2.
Образ школьника в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
2.1. Образ школьника в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».
Где-то в большом городе есть маленький класс, там учатся дети, но я их не могу назвать обычными детьми, таких детей скорее принято называть «необычными». Или – особенными. Но чаще в современном обществе их принимают как неблагополучных детей. «Класс коррекции». Меня очень заинтересовало название книги. Было интересно: это произведение о коррекционном классе для детей или же в названии скрыт какой-то другой смысл?
«Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!» – спросила однажды на уроке учительница. В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело захохотала. Другая - насторожилась. И было отчего. Я думаю, что в этот день это самое слово «милосердие» прозвучало в стенах нашего класса впервые за семь лет, которые мы провели в школе. Странно, что фраза о милосердии адресованная детям, которые сами в нём нуждаются. Хотя, всё как в жизни: почувствовать и понять могу далеко не все ребята.
Герои повести Е. Мурашовой « Класс коррекции» - подростки, с которыми благополучные родители не разрешают водиться своим благополучным чадам. И их можно понять. Коснись это вашего ребёнка, вы, наверняка, сделаете все, чтобы оградить его от «дурного влияния». Герои художественного произведения могут существовать в двух мирах: реальном и сказочном. И тут среди учеников неблагополучного класса «е» появляется новенький мальчик с ДЦП и сложным заболеванием сердца. Юра, добрый и светлый мальчик. И как верно угадывает главный герой повести Антон, попавший из престижного 7Б в 7Е из-за приступов неконтролируемой агрессии, но в тоже время мальчик, умный не по годам, что за Юрой «что-то стоит». А за Юрой стоит дар. Редкий дар любви. Рядом с ним отогреваются самые озлобленные сердца. Юра, можно сказать, «не от мира сего», он может удивительным способом попадать в параллельный мир. Образ параллельного мира, созданный в повести Екатерины Мурашовой, не «прочитывается», потому что это символ. Символ чистоты, детства, мечты. Образ и черты виртуального пространства. Юрий указывает своим одноклассникам путь в этот мир, в котором исполняются все желания, ученики этого класса видят себя в этом мире теми, кем хотят быть и в реальности. Именно это ключевой образ, раскрывающий глубинный смысл произведения. Перед учениками класса коррекции предстают три пути. Как в русских народных сказках. Путь первый – тот, к которому готовы они сами, их родители и учителя. Но потом Юра начинает сомневаться в том, подходит ли им этот путь?
Задачки, которые реальная жизнь подкидывает «ешкам», тоже совсем не для седьмого класса. Например, одна из девочек посреди учебного года оказывается с шестимесячным ребёнком на руках, потому что его мать куда-то пропала. А всего детей там то ли пятеро, то ли шестеро, просто остальные чуть постарше. И девочки седьмого «Е» устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда. Когда приходит беда, эти дети встают плечом к плечу и справляются сами, не ожидая помощи от окружающих взрослых. И как-то вдруг понимаешь, что в этих искалеченных телах живут удивительные души: чистые, верные, крепкие.
Даже для предпоследнего уровня трудности (а в описываемой гимназии есть ещё более трудный класс) ребята какие-то хорошие. Не сказать, чтобы сказочные, но хорошие. И не зря в повести «Класс коррекции» появляется учитель географии. Детям очень важно знать и чувствовать, что хоть кому-то в этой жизни они небезразличны, что есть люди, к которым можно обратиться за помощью. Этот молодой учитель готов в любой момент защитить детей. Он не делит их на хороших и плохих, он хочет передать знания, любовь каждому ученику. И вот учитель уж точно сказочный! И в целом, в книге как-то всё у них неплохо сложилось, даже, несмотря на невесёлый финал. По крайней мере, с точки зрения милосердного отклика. Бывает ли так? Или это просто лечение сказкой?
В данном литературном случае элемент детскости на лицо. И дело не в параллельном мире. Этих миров у нас – как грибов в сосновом бору. И у детей, и у взрослых. Причина их возникновения – в отсутствии взаимопонимания. Чем больше понимания между людьми, тем шире общее коммуникативное пространство, тем меньше параллельных миров. Пожалуй, книге не хватает зла. Понятно, что со злом у нас всё в порядке, им уж точно никого не удивишь. В общем, с одной стороны милосердие не срослось со злом. С другой - может, и вправду появление в трудном классе ребёнка-инвалида может стать позитивным фактором для опустошённых учеников. И это ещё один способ изменения состояния сознания.
2.2. Образ школьника в повести Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика».
Автор повести «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани писатель, педагог и основатель центра «Дети Солнца». В повести «Взгляд кролика» молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих изменилась.
Кэндзиро Хайтани оказывается не только искусным рассказчиком, но прежде всего мудрым воспитателем. «Одного только сочувствия недостаточно, – утверждает он. – Необходимо деятельное участие». Нехитрая мысль, без воплощения которой почему-то ничего в жизни не получается. Повесть Хайтани именно об этом.
В повести «Взгляд кролика» есть еще один очень важный мотив – сосуществование мира человеческого и мира животных, насекомых. Понять и принять это сосуществование оказывается в равной степени сложной задачей и для ребенка, и для взрослого. А тут еще автор подбрасывает дополнительный сюжет: история девочки-инвалида, которую берут в обычный класс.
В первое время учительнице приходится нелегко – в ее классе есть очень трудный мальчик – он нелюдим, не умеет читать и писать, не говорит и ни с кем не дружит. Единственное, что ему интересно – это мухи, разведением которых он занимается дома. Это не прибавляет ему любви одноклассников. Плюс ко всему у ребенка бывают необоснованные (на первый взгляд) приступы агрессии и ярости, когда он может накинуться с кулаками на кого угодно. Но учительница не отмахивается от проблемного ребенка, а пытается понять его и подружиться с ним. Постепенно меняется и сама учительница, и ее ученики. Они учатся любви и терпимости, учатся не сдаваться и не отступать в борьбе за свои права, они становятся настоящими друзьями!
Самое главное достоинство и самый большой недостаток книги — ее реалистичность. Детей, как правило, интересуют герои, у которых есть то, чего нет у обычных людей (поэтому так популярны фантастика, фэнтези, сказки), а если герой «родом из реальности», да ещё из убогой реальности, вряд ли маленький читатель будет в восторге.
В этой повести школа – это как маленькая модель мира. И героям очень трудно сопротивляться миру, который бывает жесток. В ней образы детей - школьников очень разные: неразговорчивый Тэцудзо, наивная Минако, ответственный и серьёзный Джуъичи. Читая книгу, я невольно «болела» за всех: за молоденькую учительницу Котани, за её независимого друга Адачи и за всех ребят.
Наступает определённый момент в повести, когда перестаёшь сопереживать героям. Мальчику Тэцудзо, который разводит мух, казалось бы, надо посочувствовать. Но он калечит насекомых, пусть даже и вредных! Мухи - его единственные друзья, и как можно отрывать у них жужжальца! Это же всё равно, что сломать щенку лапу, чтобы он не убежал. Но щеночек заскулит и завоет, а муха не сможет высказать вслух свою боль. А если дело дойдёт до человека?! Дети постоянно ябедничают. Они живут в обстановке разорения, антисанитарии, вражды. Кэндзиро Хайтани показывает, что и в такой грязи можно выжить, стать благородным человеком, уметь общаться, прислушиваться друг к другу.
Глава 3.
Школьник в реальном мире.
Я и мои одноклассники учимся в восьмом классе, поэтому мне ближе ребята из повести Екатерины Мурашовой «Классе коррекции». Наша школа не гимназия, а обычная общеобразовательная, многое из «литературной школы» свойственно и нашей. Иногда мы так себя ведём и относимся к учёбе, что наши педагоги невольно проводят аналогии между нами, учениками из обычного класса, и учениками из класса коррекции. Прочитав повесть «Класс коррекции», я задумалась: «А что было бы, если бы такой вот Юра появился в нашем классе?» Тогда я уверенно для себя отметила, что, скорее всего, стали бы осуждать и обсуждать, хоть и не прямо в глаза, а за спиной, посмеивались бы над ним, никто не смог бы серьёзно относиться к нему. Такой экзамен, как появление мальчика-инвалида, наш класс не выдержал бы. И вот в нашем классе прозвучали те же слова учителя, что и в повести: «Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие и милосердны ли вы?» Оказалось, что вся бравада, агрессия и разного рода нарушения дисциплины скрывают за собой вполне нормальных и трезво мыслящих людей. Мои одноклассники в тот день показали, что каждый из них имеет собственный взгляд на проблему милосердия, хоть многие и понимают её по-разному. Все высказали готовность помочь человеку в трудной ситуации. Вот только меня не покидает мысль: «Никто и никогда не показывал этого в нашем классе в реальности. Неужели все ждут только появления Юры, чтобы продемонстрировать всё на деле?»
Образы школьников из обеих повестей очень перекликаются с образами сегодняшних школьниками. Маленький японский школьник и подростки из класса коррекции создали себе параллельные миры, где им хорошо и комфортно. Там они такие, какими хотели бы быть, если бы не обстоятельства и отсутствие взаимопонимания. А ведь сказочная страна Юры и мир мух Тэцудзо – это аналог нашему миру интернета! Это там, в социальных сетях, мы изливаем свои души виртуальным друзьям и стараемся показать себя с лучшей стороны. Это там наши статусы отражают состояние наших душ. Все школьники, и не только «проблемные», ушли в параллельные миры виртуального общения и компьютерных игр.
Екатерина Мурашова, писатель и детский психолог, провела эксперимент с 68 подростками. Все они должны были в течение 8 часов находиться наедине с собой, не пользуясь никакими современными средствами коммуникации и не общаясь ни с кем. Все остальные человеческие занятия были разрешены. Эксперимент выдержали только 3 подростка, которые смогли увлечься интересными делами. Остальные, рассказывая о своём состоянии, употребляли словосочетания «зависимость…», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне всё время нужно…» и так далее. Почти все подростки признали такой эксперимент полезным для самопознания, а шестеро из них повторяли его самостоятельно и утверждали, что после нескольких попыток у них получилось. Екатерина Мурашова высказала свои опасения и тревогу по поводу того, что её гипотеза подтвердилась с реальными школьниками и в реальной ситуации.
Заключение.
Изучив литературные источники по проблеме и образы школьников на материале художественных произведений Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и японского писателя Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» мы пришли к следующим выводам:
1. Изучать образ и мир ребёнка в литературе начали ещё в эпоху Просвещения. Ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» в человека зрелого.
2. Образ школьника в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации.
3. Несмотря на то, что оба произведения написаны в прошлом веке и действия происходят в разных странах, проблемы, описанные в них актуальны для современных школьников в нашей стране.
4. В обеих повестях созданы образы так называемых «трудных» школьников, но через них мы можем увидеть проблемы каждой школы в отдельности и общества в целом.
5. В повести «Класс коррекции» описаны школьники-подростки, а в повести «Взгляд кролика» - дети младших классов. Разница в возрасте наших героев и принадлежность к разным национальностям не мешает нам увидеть то, что проблемы школьников в обоих случаях вызваны семейным неблагополучием, проблемами с физическим и психическим здоровьем и отношением к ним окружающих.
6. В повести «Класс коррекции» и «Взгляд кролика» дети создают себе сами выдуманный ими мир, где творятся чудеса и они чувствуют себя комфортно: сказочный нереальный мир мальчика – инвалида Юры и мир мух маленького японского мальчика – сироты Тэцудзо, придуманный мир девочки Минако. Созданы такие параллельные миры из-за отсутствия взаимопонимания и дефицита общения. У нас тоже есть такой мир – это виртуальный мир интернета и компьютерных игр, куда погружены и дети и взрослые.
7. Очень похожи образы учителей в обоих произведениях. Каждый из них, не смотря на критику других коллег, критику родителей относятся к отсталым детям с любовью, нежностью, пониманием. Ни учителю географии, ни Котани-сенсей нисколько не сложно обращаться с такими детьми. Педагоги могут противоречить или даже не соглашаться с другими более опытными учителями, которые всячески советуют не уделять особого внимания к детям из неблагополучных семей.
8. Дети в повести «Класс коррекции» и «Взгляд кролика», которые сами нуждаются в милосердии, принимают и окружают теплом и заботой инвалида Юру и странную Минако. Школьники помогают решать друг другу «взрослые» проблемы, когда у девочки из класса коррекции пропадает мама, оставив на дочь – семиклассницу младших детей. Через проблемы и трудности, которые приходится проходить Юре, Тэцудзо, Минако, проходят и их одноклассники. Таким образом, они учатся общаться сопереживать, сочувствовать, прислушиваться друг к другу.
Использованная литература.
1. Взгляд кролика: для сред. и ст. шк. возраста / Кэндзиро Хайтани; пер. с яп. Елены Байбиковой. – М.: Самокат, 2010.- 320с.
2. Класс коррекции. Екатерина Вадимовна Мурашова. – М.: Самокат, 2007.
3. Бегак Б. Классики в стране детства. – М.: Детская литература, 1983. – 111 с.
4. Павлова Н.И. Образ детства – образ времени. – М.: Детская литература, 1990.–143 с.
5. Шестакова Е.Ю. Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII–XIXстолетий. – Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Астрахань, 2007. – 24 с.
Интерактивные ресурсы:
1. http://www.coolreferat.
2. http://www.labirint.ru/books/
3. http://www.livelib.ru/book/
4. http://www.spishy.ru/news/
5. http://www.bestreferat.ru/referat
Сторож
Флейта и Ветер
Зимний лес в вашем доме
Агния Барто. Сережа учит уроки
3 загадки Солнечной системы