сочинения учащихся на конкурс "Моя святая Русь".
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_hovanec_nadezhdy.docx | 21.95 КБ |
konkursnaya_rabota_kalagovoy_niny.docx | 22.01 КБ |
konkursnaya_rabota_cvetkova_sergeya.docx | 20.46 КБ |
konkursnaya_rabota_sainoy_poliny.docx | 14.49 КБ |
konkursnaya_rabota_evsyukova_vladislava.docx | 23.16 КБ |
konkursnaya_rabota_savinskoy_valerii.docx | 35.64 КБ |
Сочинение
«Симон Ушаков - великий мастер русского искусства»
тематика «Православная культура в творчестве русских художников».
Хованец Надежда Аркадьевна
ученица 8 Г класса
город Белогорск.
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Говорят, не хватит и жизни, чтобы объять и оценить её, чтобы познакомиться с неиссякаемыми сокровищницами. Я делаю лишь первые шаги на пути к познанию достояний России, которыми по праву гордится наш народ.
«Великий мастер» или «злой гений русского искусства» - исследователи до сих пор не определились, какой из этих эпитетов приложить к самому известному русскому художнику XVII века Симону Фёдоровичу Ушакову. Одни считают, что он вывел русскую живопись на новый путь развития, на котором она достигла значительных высот, другие обвиняют его в утрате средневековой духовности и разрушении иконописания.
Споры о красоте икон Ушакова продолжались не один год. Его друг, одарённый живописец, Иосиф Владимиров задавал вопросы: «Разве весь род человеческий на одно лицо? Все ли святые смуглыми и тощими были?» А Протопоп Аввакум вообще был противником его творческой манеры и гневно обрушивался на тех, кто был за «обмирщение» икон. На что Ушаков написал «Слово к любителю иконного писания», в котором утверждал, что мастер не вправе отступать от правды, а должен писать, «как в жизни бывает». Он даже собирался создать азбуку искусства, которая послужила бы руководством для художников, но по каким-то причинам не сумел этого сделать.
Остаётся неизвестным, каким образом в своё время мальчик Симон сумел выучиться писать иконы. Они были похожи на картины и наоборот, его картины очень напоминают иконы. Изображение Христа выглядит как портрет реального человека. Но чем более «живоподобным» он выглядит, тем «сильнее молящиеся сострадали земной судьбе Сына Божьего», тем ближе к сердцу принимали и принимают люди заповеди Христа. Лик спасителя на иконах Спаса Нерукотворного изображён на фоне полотенца-убруса, тёмно-русые волосы обрамляют чело, глаза со слезинками, действительно, кажутся живыми.
Сколько себя помню, столько помню «Золотую книгу русской культуры», бережно хранимую в нашей семье. Репродукции картин вызывают в моей душе восторженный трепет. Мне нравится икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», получившая второе название «Насаждение древа государства Российского». На иконе Иван Калита и митрополит Пётр сажают виноградную лозу, которая как бы вырастает из Успенского собора Московского Кремля. Её огромный ствол несёт икону Богоматери, главной святыни Московского царства. По словам моей бабушки, такая композиция восходит к древним изображениям «Древа Иессеева» - земного родословия Христа. Удивительно, но лоза – это древо святости, в ветках которого находятся медальоны с образами правителей и духовных лиц, славящих Богоматерь. К ним присоединяются царь Алексей с женой и сыновьями. Смысл иконы раскрывается в надписях, главная из которых – обращение к Господу: «Господи, призри с небеси и виждь, и посети виноград сей и соверши, его же насади десницы Твоя». Это значит, что Московское государство, олицетворённое Успенским собором и Кремлём, есть виноградник Господень, и «божественный виноградарь не оставит его своими заботами». Недавно бабушка показала мне маленькую, совсем потёртую, деревянную дощечку, которая оказалась той самой иконой, и сказала, что наша семья под защитой и опекой Богоматери Владимирской.
Думаю, нельзя не ценить внесённый вклад Симоном Фёдоровичем Ушаковым в историю русского искусства, пока люди верят в силу его творений. Художник по праву занял достойное место в православной культуре, которое заслужил талантом, трудолюбием и «неустанными заботами о благе отечественного иконописания». Вот почему я на стороне тех учёных-исследователей, которые считают, что Симон Ушаков – «великий мастер» русского искусства и «добрый гений» Святой Руси.
Сочинение
«О, светло-светлая, моя святая Русь!»
тематика «Русская литература в контексте православных ценностей».
Калагова Нина Казбековна
ученица 8 Г класса
МОАУ СОШ № 4
город Белогорск.
«Всё возвращается на круги своя», - сказано в Библии. И сегодня, как бы тяжело ни приходилось нашей стране, люди верят: она оправится от потрясений, воспрянет, и порукой тому – литература и искусство.
Вслушаемся в эти дорогие русскому сердцу слова: Святая Русь…Россия…Россияне…Русские… – в них есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от истока жизни. Их произносили и в радости, и в горе, и когда хотели поделиться доброй молвой, и когда получали недобрую весть с фронта. Тогда люди молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси». В этих словах русский человек и сейчас находит успокоение и веру, недаром поэт Игорь Северянин написал: «О России петь – что стремиться в храм…». Как святая проповедь звучит проникновенный голос поэта – признание в любви Отечеству:
О Русь моя, любовь моя,
Одну тебя я лишь люблю.
О, Русь моя, земля моя,
Одной тобой дышу, живу,
Мне не любить тебя нельзя,
О Русь моя, страна моя,
Ведь твой успех и мой успех –
Ты боль моя, судьба моя,
Моя святая Русь!
Из века в век менялись условия жизни, усложнялись испытания. Были времена, когда по чьей-то злой воле взрывались прекрасные храмы, сжигались иконы, уничтожались замечательные творения рук человеческих. Кто измерит урон, нанесённый нашему национальному достоянию? Вот типичный, обжигающий своей достоверностью русский пейзаж из стихотворения поэта Николая Рубцова:
С моста идёт дорога в гору,
А на горе – какая грусть!
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь…
Поэт, словно предупреждает нынешние и будущие поколения, если культуру постоянно «исправлять» и испытывать на прочность, её можно утратить навсегда.
До глубины души тронула меня поэма XIII века «Слово о погибели Русской земли», которая начинается проникновенным признанием в любви к Родине: «О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! ... Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Эти слова льются, словно поток живого весеннего ручейка, наполняя волнением душу русского человека. К сожалению, мы не знаем, кто её автор и о чём в ней повествуется дальше. Текст обрывается на полуфразе. Это одна из тайн культурного наследия Древней Руси. От этой красивой поэмы, предположительно посвященной Александру Невскому, до нас дошёл лишь отрывок в 45 строк, но по своей художественной силе она не уступает даже золотому слову древнерусской литературы – «Слову о полку Игореве».
Известно, что поэма написана во времена нашествия Батыя на Русь и стала откликом на происходящее, плачем по красоте и богатству родной страны, подвергшейся разорению жестокими чужеземцами. Автор вспоминает ту пору, когда Русь не раздирали междоусобицы, и великие князья Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо покоряли чужие народы, а свой – в обиду не давали.
Оплакивая участь родной земли, автор не устаёт восхвалять славных сынов Отечества, петь гимн Руси. В поэме под гибелью Русской земли подразумеваются ссоры между князьями, из-за которых пришла в запустение некогда могучая держава. В «Слове…» отчётливо различим призыв к русским людям не отчаиваться, а проявить достойную памяти предков воинскую доблесть, стойкость и мужество и вызволить Русь из чужеземной неволи. Думаю, что эта поэма актуально во все времена.
Русская литература с древних времён воспевала отвагу и героизм защитников родины, нашей Святой Руси, несла благородное чувство – любовь к родной Отчизне. Едва ли не лучшие её страницы всегда были «о доблестях, о подвигах, о славе». А это значит, что у нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев. Культура, давшая миру Рублёва и Пушкина, Чайковского и Ильина, не нуждается в искусственном возвеличивании.
Сочинение
«Сергий Радонежский – заступник Русской земли»
тематика «Православные святые и их роль в истории России».
Цветков Сергей Андреевич
ученик 8 Г класса
МОАУ СОШ № 4
город Белогорск.
Считается, что с именем преподобного Сергия Радонежского связан взлёт русской культуры. Меня зовут Сергеем, созвучие имён на лицо, поэтому стало интересно, почему народ с особенно тёплым чувством относился к святому Сергию? Почему до сих пор бережно хранит память о нём и славит его деяния? Оказывается, заслужил преподобный Сергий уважение простотой своей жизни, презрением к мирским благам, стремлением помочь всем и всему живому.
Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. И скоро рядом с домиком Сергия вырос Троицкий монастырь. В основанной им лесной обители царило равенство. Игумен и монахи «вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились». Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточённые сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, «наставлял заблудших и вразумлял малоумных». В отчаявшихся людей он вселял надежду, «не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни». Его доброты и терпения хватало на всех. Он не только не искал «первого места» или награды, но и «страшился их как сатанинского искушения».
Сергий строжайше запрещал общине просить милостыню и в голод старался зарабатывать хлеб своим трудом, отказываясь брать заработок до окончания работы. Он копал огород, носил воду, строил жилища, портняжничал, поэтому и снискал уважение среди людей. Когда великому московскому князю Дмитрию понадобилось ополчение, чтобы противостоять Мамаю, Сергий благословил его и дал двух схимников Пересвета и Осляблю, чтобы показать, что участие в обороне Русской Земли – это святое дело, разрешаемое им даже для монахов. Благословение Сергия имело большое значение и в битве на Куликовом поле.
Игумен земли русской обрёл последователей и учеников, стал основателем Свято-Троице-Сергиевой лавры. В нём видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим. Возможно, он останется не понятым многими моими современниками, потому что отказался от мирских соблазнов и жил «в великой скромности и бесконечных трудах». Чего не скажешь о нынешнем поколении.
На уроке литературы учитель рассказала нам о том, что великий святой Сергий почитается не только как заступник Русской земли, но и как покровитель школяров. Давно повелось на Руси желать успехов в учении, взывая к Сергию Радонежскому. Оказывается, когда-то отроку Варфоломею тоже тяжело давалось учение, но он не отступал от намерения познать Священное Писание и понять книжную премудрость.
По легенде, сам Господь помог ему преодолеть трудности. А дело было так: однажды в лесу мальчик встретил монаха, который благословил его и подарил шкатулку. Это был ларец знаний. С тех пор Варфоломей всё легко запоминал и усваивал. «Вот бы нам такую шкатулку!» - подумали мы с ребятами, но помощь сама по себе не придёт: её надо заслужить трудом и усердием. «Тем, кто ленится, нечего и рассчитывать на поддержку святого», - добавила наша учительница, пожелав больших успехов в учёбе. Ну что же буду стараться походить на Сергия и в учёбе и в делах. Тем более что преподобный Сергий - игумен Земли Русской был не только примером для подражания, но и вдохновил Андрея Рублёва на написание икон и изографов.
Сергий Радонежский – православный святой, его роль в истории России значительна и высока. Он - заступник Русской Земли и заслуживает уважение в памяти потомков. Хорошо, что есть житие Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, Германа Тулупова и Дмитрия Ростовского, которые воспевают его подвиги.
Стихотворение «Семья»
тематика «Семья как основа русского мира»
Савина Полина Сергеевна
ученица 6 Г класса МОАУ СОШ № 4
города Белогорск
Под руку в ЗАГС идут два человека,
Они хотят создать свою семью.
Они хотят быть вместе больше века,
Они решили жизнь создать свою!
Семья у нас всегда на первом месте,
Всегда пусть говорит жених невесте:
«Ты лучше всех, такая ты одна!»
И после этих слов так счастлива она.
«Семья» - как много смысла несёт слово,
Как много радости, надежды и любви,
И даже если иногда случатся ссоры,
Не поздно никогда сказать «прости».
В семье так много сложностей бывает,
И каждую сумей преодолеть,
Да, будет трудно, - нужно всё стерпеть,
Ведь иногда семья ошибок не прощает!
Семья – это ребёнок, муж, жена,
Единая команда создана,
Которая невзгоды побеждает,
Которая друг друга оберегает.
Со временем ребёнок вырастает,
И он решился жизнь создать свою,
Теперь в игрушки больше не играет,
Он как родители создаст семью.
А главное в семье, конечно же, любовь,
И он решился жизнь теперь создать свою,
Теперь он взрослый, всё он понимает,
Он как родители создаст семью.
Сочинение
«Слава вам, братья славян просветители!»
тематика «Значение трудов Кирилла и Мефодия в развитии письменности»
Евсюков Владислав Константинович
ученик 8 Г класса МОАУ СОШ № 4
города Белогорск
С детства мы привыкаем к буквам алфавита и не задумываемся о том, как они возникли? Почему буквы именно такие? Приоткроем занавес времён, всмотримся вглубь веков и тогда мы узнаем, как и когда возникла письменность? Для этого я предлагаю прикоснуться к истории давно минувших веков и вспомнить о создателях алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий.
В 988 году произошло знаменательное событие – крещение Руси. Знаем мы об этом из литературного памятника, в котором хранятся события первоначальной нашей истории, из «Повести временных лет». Спасибо за это должны сказать летописцу Нестору. Крещение было радостным событием, христианство сыграло положительную роль в развитии культуры Руси. Давайте подумаем, а каких? Конечно же, обучение грамоте, зарождение школ.
Первыми славянскими «учителями», создателями азбуки были Кирилл и Мефодий. Великий труд просвещения славянских народов и проповеди христианских идей взяли на себя два брата. Константин за свою образованность и глубокие знания получил прозвище Философ, после принятия монашества он стал Кириллом. Мефодий был старшим, и в миру его звали Михаилом. При составлении азбуки Кирилл взял за основу греческое уставное письмо, с помощью которого нашёл простую и удобную форму для начертаний славянских букв, а затем дополнил азбуку знаками, передающими звуки, свойственные славянской речи. После этого Кирилл и Мефодий перевели основные богослужебные книги: «Чтение из Евангелия», «Псалтырь», «Апостольские послания» и отправились в Моравию. Произошло это 24 мая 863 года, который принято считать годом появления славянской азбуки. Братья огласили изобретение алфавита в болгарском городе Плиске. Самые первые слова, которые были переведены с греческого на славянский - слова из Евангелия: «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». В Болгарии в связи с этим фактом ежегодно проводят весёлый и красочный праздник, в котором участвуют все жители страны. На улицах городов повсюду флаги, звучат народные мелодии, счастливые люди танцуют прямо там же и дарят друг другу улыбки и цветы.
В созданном ими старославянском алфавите было 43 буквы. Слово «азбука» произошло из первых двух букв: «аз + буки». «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,– сразу решили братья. И хотя с тех пор состав нашей азбуки несколько раз менялся, начертания букв остались прежними. Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке и в латыни. Для таких звуков они придумали новые буквы. У немцев, например, нет своей азбуки, они пользуются латиницей, им для изображения звука «щ» требуется целых семь букв, а нам всего одна. Значит, справились братья со своей задачей!
День за днем стояли Кирилл и Мефодий бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. Наконец, все 43 буквы азбуки были созданы. Братья написали разные слова из славянского языка: «бор», «широкий», «юный», «живой». Греческой буквой эти слова написать было невозможно, потому что у греков отсутствовали буквы для обозначения звуков «б», «ж», «ю», «ш», равно как и для звуков «з», «у», «ц», «ч», упомянутого «щ» и «я». Все эти звуки в созданном алфавите записывались новыми буквами.
Но для перевода книги одной лишь азбуки мало. Нужно понять законы, по которым живет язык. Иначе книжная речь будет звучать неестественно, любая фраза может принять противоположный смысл. Братья постоянно обсуждали особенности славянских наречий и молили Господа, чтобы работа их не пропала даром, а принесла славянским народам добро и свет.
Благодарные потомки свято чтят научный и духовный подвиг «солунских братьев». В их честь поставлены памятники в Болгарии, в Новгороде, в Москве и Коломне. Теперь уже для них люди сочиняют строки благодарности. А.Хомыков написал:
Слава Вам, братья Славян Просветители!
Церкви славянской, Святые Отцы!
Слава Вам, Правды Христовой Учители!
Слава Вам, Грамоты нашей творцы!
Время оставляет свой след – в событиях, фактах, в сердце человека и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен. И хочется сказать, пока человечество будет существовать, оно не утратит труды Кирилла и Мефодия.
Сочинение
«Матерь Божия с тобой: под сенью Албазинской...»
тематика «Икона Слово Плоть Бысть» - святыня Дальнего Востока».
ученица 6 Г класса
МОАУ СОШ № 4
город Белогорск.
Наше Отечество, Святая Русь, испокон века пользуется особым милостивым заступничеством и покровом Царицы Небесной. В годы опасностей и потрясений она являла русскому народу «Свою Благодатную помощь». Столько раз я слышала от бабушки: «Милая моя Лерочка, пусть прибудет Матерь Божия с тобой», и никогда не задумывалась о значении этих слов. Теперь знаю, что чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, являются источником духовной благодати, заступницами старых и малых.
Я поведу рассказ о великой святыне Приамурья - Албазинской иконе Божией Матери "Слово Плоть Бысть", которая относится к иконографическому типу «Знамение». Думаю, многим будет интересно узнать, как и откуда получила она своё название. «Слово Плоть Бысть» - это значит «и слово стало плотью». Взято из Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Ну а Албазинской она именуется из-за названия русского города-крепости Албазин на Амуре. Сегодня село Албазино стало для его жителей духовной опорой и прославилось многими чудесами.
Оказывается, именно с Албазинской иконой связано освоение Дальнего Востока русским казачеством. Когда-то грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал ненавистным для китайского богдыхана, уже тогда мечтавшего распространить свои владения. Однажды в канун праздника Благовещения произошло на Амуре первое столкновение русских с китайцами. Люди молитвами взывали к Пресвятой Богородицы отвести от них беду, и тогда язычники были разбиты. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась: «Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на Дальнем Востоке».
Как-то Албазинский отряд во главе с Онуфрием Степановым попал в засаду и в геройском бою был уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Они хотели превратить плодородный возделанный край в пустыню. В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение – проявила свою милость к Амурской земле. И тогда русский народ вернулся и восстановил Албазин.
Сказывают, пришел на Амур старец Ермоген и принес благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери "Слово Плоть Бысть". Недалеко от Албазина он основал обитель, где и пребывала святая икона все последующие годы. Город обстраивался, земля кормила хлебом всю округу, священники возносили Бескровную Жертву. Так население приобщалось к русской православной культуре. Между тем, слуги богдыхана готовили новое нападение. После нескольких безуспешных набегов китайцы обложили со всех сторон деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Гарнизон со знаменами и святынями, среди которых и была чудотворная Албазинская икона, покинул крепость. Но Божия Матерь не оставила «Своим заступлением избранного Ею града». Вдруг китайцы «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев уничтожить засеянные русские поля. Своим чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов с русской земли, но и сохранила урожай.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Шёл такой страшный бой, что из-за огня и дыма не было видно ни города, ни его защитников. И всё время незримый Покров Богородицы ограждал русских от врагов. Эта героическая оборона Албазина занимает почетное место в истории Русской боевой славы, потому что китайцы признали свое бессилие и сняли осаду крепости. Для продолжения войны с богдыханом сил было недостаточно и тогда казаки ушли. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были уничтожены казаками, а икона Божией Матери перенесена в Сретенск.
Прошли годы, наступила новая эпоха освоения Амура. Спустя 100 лет весь левый берег реки был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск. Каждый год становился важной ступенью в освоении края, его просвещении и благоустройстве: «Отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями». Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, молились Святой Защитнице Приамурья «пред Ее чудотворной Албазинской иконой». Их молитвы были услышаны: Айгунский и Пекинский договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморья. Но самое важное событие случилось тогда, когда епископ Камчатский Вениамин Благонравов перенёс святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании иконы связан с ежегодным празднованием 9 Марта и еженедельным чтением акафиста с молебным пением.
Мой прадедушка вспоминал, что летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, чуть не случилась большая беда. Мятежники дошли до берегов Благовещенска. Почти месяц враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его огнем и угрожая вторжением. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику, поэтому в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена, был простерт над городом. Неприятель, не осмелившись перейти реку, ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, в те дни они часто видели, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им страх и лишавшая их снаряды силы.
Более 300 лет амурские рубежи России находятся под сенью чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как помощницу женщин и защитницу детей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их «чревоношения» и родов – «дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския». Вера во всесильное заступничество Пречистой Девы, которая сама была матерью, настолько сильна, что люди продолжают молиться святой иконе, и просят обрести радость материнства. И случается чудо: рождается на свет ребёнок и семья обретает счастье и покой.
Новый снимок Юпитера
Снежная сказка
Попробуем на вкус солёность моря?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")