Для развития речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Все это еще усугубляется и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: слова они употребляют, зная только их прямое значение и забывая о переносном, а ведь большая часть нашей речи строится именно на переносном значении, поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас фразеологизмов. Фразеологические обороты, русские народные сказки представляют большой материал для упражнений в определении значения слов и выражений.
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.doc | 309.5 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 1»
III Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
село Черемшан
Образовательное учреждение школа № 1
Класс 1 б
Секция Открываем тайны нашей речи
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Фразеологический «зоопарк».
Руководитель Осипова Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Учащийся Гилемханова Елизавета Ришатовна
2012 год
Содержание
I. Введение. ……………………………………………………………….. .. 3 - 4
II. Основная часть.
III. Заключение. Значение фразеологических оборотов с названием животных в нашей речи……………………………………………………………………...9
IV. Литература. ……………………………………………………………….. 10
I.Введение.
Актуальность:
Для развития речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Все это еще усугубляется и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: слова они употребляют, зная только их прямое значение и забывая о переносном, а ведь большая часть нашей речи строится именно на переносном значении, поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас фразеологизмов. Фразеологические обороты, русские народные сказки представляют большой материал для упражнений в определении значения слов и выражений.
Цель работы: найти в словарях русского языка фразеологизмы с названием животных, определить их значение, рассказать об употреблении найденных фразеологизмов в речи.
Исходя из цели работы перед учащимися, были поставлены следующие задачи:
1.Определить в конкретных источниках, предложенных учителем, фразеологические обороты с названием животных.
2. Подготовить сообщение по найденному фразеологизму.
3. Нарисовать иллюстрацию юмористического характера, отражающую суть фразеологизма в прямом значении.
4. Отыскать примеры из русских народных сказок, главную мысль которых можно выразить фразеологизмом.
5. Привести примеры жизненных ситуаций людей, когда к ним применимы фразеологизмы с названием животных.
6. Защитить полученный проект.
Объект исследования:
Фразеологическая лексика русского языка
Предмет исследования:
Фразеологические обороты с названием животных
Практическая ценность работы:
Изучение фразеологизмов в начальной школе представляет определённую трудность. Наш проект поможет младшим школьникам расширить свои знания о языке, познакомиться с интересными фактами из истории образных слов и выражений, а учитель начальной школы найдёт дополнительный материал для подготовки к урокам русского языка и литературы.
Название темы нашего исследования подсказал сборник Мокиенко В.М. «В глубь поговорки».
Детям для осуществления данной работы были предложены следующие литературные источники:
Мокиенко В.М. «Почему так говорят От Авося до Ятя»
Мокиенко В.М. «В глубь поговорки»
Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
Структура работы:
Работа подчиняется логике изложения материала, состоит из введения, основной части, где подготовлен языковой материал, собранный детьми. И в заключение работы определено значение фразеологизмов с названием животных в нашей повседневной речи. И вот совместными усилиями, что у нас получилось.
Если всю русскую фразеологию разделить по тематическим группам, то образов из животного мира окажется, наверное, больше всего, это происходит потому, что люди тысячелетиями находились в нерасторжимой связи с животным царством. Человек смотрел вокруг себя и видел в окружающих предметах хорошо знакомых четвероногих. Так, среди растений он находил волчьи ягоды, заячью капусту, львиный зев, мышиный хвост.
Животное было для людей не только источником питания и одежды, но и мерилом многих человеческих качеств – как физических так и нравственных. «Гусь, гусь лапчатый – человек себе на уме. Утка – с валкой походкой. Курица, мокрая курица – вялый и ничтожный человек. Лебедь – красавица. Петух – драчун, волокита. Голубчик, голубушка, голубка- ласка. Ворона – разиня…» - вот лишь небольшая группа животных, которым по записям В.И. Даля, человек приписал свои качества.
Нам очень понравились истории, которые мы прочитали вместе с детьми в книге К. Чуковского «От двух до пяти»:
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться, не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…
Другой ребенок услышал выражение, они живут на ножах, и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.
А потом папа и мама стали приводить много-много примеров необычных предложений: медведь на ухо наступил, когда рак на горе свистнет, сел в калошу и другие. Нам очень понравилось такое интересное явление языка, и мы решили понаблюдать, какие фразеологизмы нас окружают.
Я предложила учащимся разобраться в значениях фразеологических оборотов с названиями животных, поставив следующие вопросы:
- Зачем кошки скребут?
Кошки скребут на душе (на сердце). Разг. Кто-либо испытывает сильное беспокойство, волнение или тревогу.
- Зачем плачет кот?
Кот наплакал. Разг. Очень мало. // Капля в море, по пальцам можно пересчитать, раз-два и обчелся, с гулькин нос.
- Зачем считают ворон?
Ворон считать. Разг. Неодобр.
Весь класс слушал объяснение учителя, и только новичок ворон считал.
Я сейчас вернусь, а ты, чем ворон считать, почитай лучше книгу.
- Сколько стоят крокодиловы слезы?
Крокодиловы слезы. Лицемерное сострадание, неискреннее сожаление.
- Как смеются куры?
Курам на смех. Разг. О чем- то совершенно нелепом, глупом, бессмысленном.
- Почему медведь на уши наступает?
Медведь на ухо наступил. Разг. У кого-либо отсутствует музыкальный слух, кто-либо не способен правильно воспроизвести музыкальные звуки.
- Какие услуги оказывает медведь?
Медвежья услуга. Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред.
Сказки о животных – самая древняя группа сказок, эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.
Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.
В животном мире сказок существует особый тип героя – плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным обманщиком. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках плуту и обманщику противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц»).
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Почти во всех сказках волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.
Фразеологизмы с названиями животных широко распространены в русской
Фразеологии, запечатляя не только богатый исторический опыт народа, они придают речи особую выразительность и образность. Поэтому исследования переносных значений таких фразеологизмов дают богатый материал для изучения черт человеческого характера.
Фразеологизмы с названием животных характеризуют человека как с положительной, так и с отрицательной стороны: они связаны с характеристикой человека как живого существа (здоровье, физические возможности и состояния, внешний облик, фазы человеческой жизни, движения).
«Волк в овечьей шкуре» - употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
«Труслив как заяц» - легко поддается чувству страха, боязливый, робкий.
«Козел отпущения» - человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
«Здоров как бык» - человек крепкого здоровья.
«Пишет как курица лапой» - значит небрежно, неаккуратно, безобразно.
«Считать ворон» - невнимательный.
III. Заключение. Значение фразеологических оборотов с названием животных в нашей речи.
Образные выражения, скрытые во фразеологических оборотах с названием животных, животные-персонажи русских народных сказок представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти образы метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. Стоит отметить, что характеристика животных во фразеологических оборотах, сказках отличается склонностью к типизации образа, то есть героя ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Применение подобных оборотов в речи делают её яркой и образной, придают эмоциональную окраску, усиливают смысл, фразеологизмы прочно и естественно они вошли в наш язык, что воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа из глубины веков.
Литература
1.Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Худож. лит.,1987.
2.Быстрова Е.А. Окунева А.П. Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение 1984.
3.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение. 1980
4.Мокиенок В.М. В глубь поговорки. Издательство: Просвещение, 1975
5.Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Яти». Издательство: Просвещение, 1975
6.Интернет – ресурсы:
http://leksika-rus.ru – фразеологизмы.
http://psy.biz.ua – история фразеологизмов
http://www.o-detstve.ru – Проект «Голь на выдумки хитра»
Рисуем "Ночь в лесу"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
А теперь — мультфильм
Ель
В какой день недели родился Юрий Гагарин?