Аннотация.
На исследовательскую (творческую) работу
Нравственные качества учителя на основе художественной литературы
Захаров Алексей Андреевич
г. Челябинск, МОУ №34, класс 7
В работе рассматриваются нравственные качества учителя в художественной литературе.
Цель – проследить динамику образа учителя в русской литературе ХХ века и выявить его нравственны качества
Данная работа заинтересует как детей, так и взрослых, так как ее тема актуальна в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственные качества учителя | 145.5 КБ |
Южно-уральская интеллектуально-социальная программа
для молодежи и школьников «Шаг в будущее- созвездие НТТМ»
__________________________________
Челябинский головной информационный центр НТТМ
«Интеллектуалы ХХI века»
Нравственные качества учителя
на примере художественной литературы
Исследовательская работа
Автор:
Захаров Алексей Андреевич
Г. Челябинск, МОУ № 34, класс 7
Руководитель:
Львова Наталья Александровна, учитель
русского языка и литературы, МОУ № 34
Челябинск, 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….......................................3
ГЛАВА 1. Образ учителя в литературе ..................................................4
1.1.Понятийный аппарат исследования …………………………………..4
1.2. Анализ художественной литературы по вопросу…………………... 6
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по определению
уровня развития нравственных качеств ………………..................10
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.…………..….…10
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………....12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....17
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..…........18
Введение
Нравственность заключается в совершенном познании
добра, в совершенном умении и желании творить добро.
И. Песталоцци.
Люди всегда высоко ценили нравственную воспитанность. Социальные преобразования, происходящие сейчас, заставили многих размышлять о будущем нашей страны, о её молодежи. В настоящее время можно говорить о том, что смяты многие нравственные ориентиры. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности и агрессивности. Отсюда, огромная ответственность лежит на школе, которая обязана подготовить молодое поколение, воспитать будущих граждан нашей страны. Задача школы – полноценное формирование нравственного здоровья учащихся. Поэтому проблемы нравственного образования и воспитания личности особенно актуальны.
Центральное место в педагогическом процессе школы занимает учитель.
Тема исследования – «Нравственные качества учителя на примере художественной литературы».
Учитель в 21 веке - носитель духовно-нравственных ценностей, воплощающий в себе лучшие человеческие качества и пробуждающий в сердцах учеников искреннее и неистребимое стремление к труду, к знаниям, к культуре. Отсюда вытекает следующая проблема: качество и содержание нравственности личности самого учителя как определяющий фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Решение данной проблемы составило цель исследования:
выявить нравственные качества учителя на примере художественной литературы
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
2. Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ;
Объект исследования - нравственные качества учителя.
Предмет исследования – художественные произведения; отношение участников современного учебно-воспитательного процесса (учеников и учителей) к учителю.
В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования:
ГЛАВА 1. Образ учителя в литературе
1.1.Понятийный аппарат исследования.
В этом параграфе мы рассмотрим основные понятия, которые имеют непосредственное отношение к проблеме нашего исследования.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». [9,с.368]
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». ».[8,с.415]
С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».[10,с.409]
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. В ходе работы мы опирались непосредственно на художественную литературу, так как во все времена писатели в своих произведениях показывали, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя.
Мы обратились к литературе на школьную тему.
Таких книг оказалось немало.
Актуальность данной темы побудила нас к созданию библиографического указателя.(Приложение 1)
Мы не ставили перед собой цель охватить все художественные произведения, посвященные этой теме, а представили наиболее значимые.
Образ учителя встречается во многих произведениях русской классики, которые мы изучали на уроках литературы. Например, в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» один из персонажей – Карл Иванович является учителем главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедливый, помогал отлично усваивать материал. Но Карл Иванович не просто преподавал свой предмет. Он любил своих воспитанников, относился к ним с нежностью, стал своим человеком в доме, чувствовал детей родными. В этом произведении приобретает звучание такая тема, связанная с учительством, как неблагодарность. Всегда ли ученики и их родители ценят учительский труд, способны ли понять душевные усилия тех, кто отдает себя всецело тем, кого учит. Так Карл Иванович обижен, когда отец Николеньки хочет с ним расстаться, потому что дети выросли.
Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других — не очень, одних уважаем, других — побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем — его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает — она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» — она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. Внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки — уроки человечности и добра. Именно поэтому учитель вызывает уважение.
.
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» еще один образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания», он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным», как другие учителя. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного». Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.
В рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителям приходилось нелегко, но они самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность. .
Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот нравственные качества учителя XX века. Но к концу столетия эти принципы стали меняться, вслед за изменяющейся обстановкой в стране. Такую картину мы можем увидеть в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками».
Автор показывает, как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: «ну за чем тебе это надо», не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.
Мы видим отношение многих родителей к воспитателям своих детей: «…считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни место получше – и детям своим внушают» [4, с.264]
Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые встречает в школе, он решает ее покинуть.
В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: закулисные интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с современными детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом. Сделаем вывод, что в литературе данного периода появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя. Конец формы
Вывод:
Обозначим динамику образа учителя в художественной литературе ушедшего века. Классика ХХ века видела в образе учителя гуманистическую идею добра, она утверждала, что «учитель сердце отдает детям», что он видит в школе свою жизнь, а учительство – это служение. И именно этот художественный образ (учительницы французского языка из рассказа «Уроки французского» В.П. Астафьева) был в сознании читателей ушедшего ХХ века. Их сменили образы учителей-новаторов, которые борются с рутиной, авторитарными традициями школьной повседневности. Мы можем сказать, что учителя в те годы были образованнейшими людьми, которые несли в народные массы культуру поведения. Учитель был образцом для подражания, всё делал для того, чтобы людям жилось лучше, трудился с полной самоотдачей.
В конце XX века происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой , что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты.
Сегодня ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего.
Пока ещё в новейшей российской литературе не появилось произведений о лучших учителях нашего времени. Но сомневаться в том, что такие люди есть, не приходится. Современный учитель отдаёт детям весь жар своей души, все свои знания, а если нужно – и жизнь. Пример тому – высокий подвиг самопожертвование учителя школы города Беслана. До последнего мгновения он оставался со своими учениками, спас многим жизнь, мог бы спастись и сам. Но он оставался до конца с детьми и погиб вместе с ними, не покинув своих учеников. Пройдёт немного времени, и об этом человеке напишут книгу.
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа
по определению уровня развития нравственных качеств
2.1 Задачи, содержание и организация эксперимента.
Вопрос о нравственных качествах учителя остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Задачей нашего эксперимента стало выявление личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для школьников, мы выбрали следующие методы:
1.Методика “Продолжи предложение”. (Приложение 2).
2.Метод ранжирования. (Приложение 3).
3.Метод тестирования. (Приложение 4).
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Рассмотрим полученные результаты исследований.
Используя методику “Продолжи предложение”, мы получили следующие результаты. По мнению подростков, авторитетный учитель это: “учитель, умеющий и знающий, как заинтересовать ученика, преподать свой предмет так, чтобы ученик его понял”, “учитель, которого уважают”.
По их мнению, главное, чтобы учитель: “умел находить общий язык с учеником”, “хорошо знал свой предмет”, “любил своих учеников”, “хорошо обучал”, “понимал учащихся”. Предложение “Хуже всего, когда учитель…” имело следующие варианты продолжения: “не знает свой предмет”, “вне настроении”, “злой”. Им не нравится когда учитель: “сердит и не вежлив”, “не может объяснить урок”, “кричит”.
И предложение “Когда ко мне приближается учитель…” они продолжали следующими вариантами ответов: “я нервничаю”, “мне не по себе”, “веду себя спокойно”.
Проанализировав тест можно сказать, что подростки считают хуже всего, когда педагог не достаточно хорошо знает свой предмет. Внешний вид педагога не оказывает влияние на их отношение к нему. За советом к учителю они обращаются иногда. Если у них случается неприятность, они рассказывают о ней своим друзьям или родителям. Но примером в жизни у них остаётся учитель. Лучший учитель для них тот, который вызывает у них интерес к предмету так, что они с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
Старшеклассники выполнили задания, и результат имеет сходство с результатом исследования у подростков. Авторитетный учитель, по их мнению, это человек, пользующийся уважением других. Главное, чтобы учитель знал свой предмет и мог доступно объяснить материал. Им не нравится, когда учитель безответственен, не справедлив, кричит, ставит себя выше окружающих. Также как и подростки, они нервничают, когда к ним приближается учитель. Но в отличие от подростков, старшеклассники более требовательно относятся к личности учитель. По результатам исследования видно, что старшеклассники более строго оценивают учителя, его знания, методику урока, внешний вид. Они предпочитают находиться на некоторой дистанции от учителя.
Если учесть результаты ранжирования и выше рассмотренные предложения, то можно сделать вывод о значимых личностных качествах учителя в виде следующей таблицы.
№ | Показатели у подростков | % ответов | Показатели у старшеклассников | % ответов |
1 | Хорошо и доступно объясняет урок | 78 | Знает свой предмет | 89 |
2 | Знает свой предмет | 72 | Хорошо и доступно объясняет урок | 86 |
3 | Любит детей | 63 | Интересно ведет урок | 73 |
4 | Добрый | 57 | Требовательный | 68 |
5 | Справедливый | 43 | Справедливый | 52 |
6 | Терпеливый | 32 | Любит детей | 49 |
7 | Отзывчивый | 26 | Строгий | 34 |
8 | Требовательный | 20 | Терпеливый | 25 |
9 | Строгий | 12 | Добрый | 12 |
10 | Много знает | 6 | Одевается как подобает учителю | 8 |
Рассмотрим теперь, какие же качества учащиеся считают необходимыми для профессии учителя.
Количественные данные ответов приведены в таблице
№ | Вопросы анкеты | Учителя | Ученики | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1 | Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников; | 51 | 100 | 103 | 88 |
2 | Умеющий превращать учащихся в соавторов учебного процесса. | 42 | 75 | 93 | 80 |
3 | Умеющий грамотно и правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом. | 49 | 95 | 95 | 82 |
4 | Постоянно анализирующий свою деятельность и самосовершенствуется. | 51 | 100 | 73 | 63 |
5 | Имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личностью | 44 | 80 | 75 | 64 |
6 | Умеющий доверительно и открыто общаться, вести диалог. | 48 | 92 | 69 | 60 |
7 | Умеющий вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему. | 50 | 97 | 83 | 71 |
В нашей школе протестированы учащиеся 7,8,10 классов и учителя.
Мнение учителей и учеников во многом сошлись, но есть и расхождения. 100% учителей указали, что «учитель-это человек, обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников» (1 пункт анкеты). Но с этим мнением согласилось всего 88% учащихся.100% учителей сообщили, что учитель должен быть человеком, «стремящимся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста» (4 пункт анкеты). И только 63% юношей и девушек уверено в необходимости этих качеств.80% учителей заявили, что считают идеалом учителя, который «имеет устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личностью» (5 пункт анкеты). Но всего 64% учащихся уверено в правильности своего выбора. 92% учителей заявили, что для них как для учителей важно «доверительно и открыто общаться, вести диалог» (6 пункт анкеты). И только 60% опрошенных учеников сочли, что именно эти качества присущи идеалу учителя. 97% анкетируемых учителей считают, что каждый педагог должен быть человеком,« умеющим вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему» (7 пункт анкеты). И только 83% школьников полностью согласились с этим утверждением.
Нас удивили ответы анкетируемых по 5 пункту анкеты: почему за нравственные ориентиры и творчество высказались только 80% учителей и 64% учащихся?
Таким образом, проанализировав какие качества учителя являются наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса, можно сделать следующие выводы:
Подростки и старшеклассники выделяют профессиональный компонент учителя, хотя придают и немалую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.
Опытные же учителя считают, что Учитель - это человек:
Обобщив материалы, мы попробовали создать свою «модель» современного учителя.
Учитель должен быть:
Умным
Человечным
Интеллектуальным
Талантливым
Единомышленником
[Л']юбящим своё дело!
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Личностное развитие учителя и его отношений с учениками отразилось в художественных произведениях. Учитель является наставником, и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе в большинстве случаев оценивается как положительный.
Сегодня происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой , что отражается на его отношениях с учениками. Отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми.
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Результаты исследования приводят к заключению, что учащиеся нашей школы оценивают своих учителей с точки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
Таким образом, цель и задачи работы были достигнуты: проанализировали произведения художественной литературы об учителях и выявили те качества, которые помогают в работе учителя решать важные педагогические вопросы, и создали свою «модель» современного учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Статья из энциклопедии, словаря:
Приложение 1
Список литературы:
Приложение 2
Методика “Продолжи предложение”.
Продолжи предложения:
1.Авторитетный учитель – это…
2.Главное, чтобы учитель…
3.Хуже всего, когда учитель…
4.Я хотел(а) бы, чтобы учитель был…
5.В школе мои учителя…
6.Мне очень не нравиться, когда учитель…
7. Когда ко мне приближается учитель…
Приложение 3
Метод ранжирования.
Расположи по степени значимости:
справедливый
строгий
требовательный
добрый
хорошо и доступно объясняет урок
терпеливый
человечный
одевается, как подобает учителю
много знает
любит детей
отзывчивый
Приложение 4
Метод тестирования
Тест «Учитель глазами учеников»
Выбери вариант, который считаешь наиболее правильным или подходящим.
1.По-моему, хуже всего, когда педагог:
А.Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б.Вызывает дух соперничества в коллективе;
В.Недостаточно знает свой предмет.
2.По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А.Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход;
Б.Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете;
В.Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.
3.Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:
А.Да
Б.Нет
В.Все равно
4.Обращаюсь за советом к учителю:
А.Часто
Б.Иногда
В.Никогда
5.У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:
А.Друзьям
Б.Учителю
В.Родителям
6.Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:
А.Друзей
Б.Учителя
В.Родителей
7.Кто может быть для вас примером в жизни:
А.Учитель
Б.Друг (подруга)
В.Литературный герой .
Учитель – это человек:
1. Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников.
2. Умеющий превращать учащихся в соавторов учебного процесса.
3. Умеющий грамотно и правильно говорить обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.
4.Постоянно анализирующий свою деятельность и само совершенствуется.
5. Имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, желание быть творческой личность.
6. Умеющий доверительно и открыто общаться, вести диалог.
7. Умеющий вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.
Анкетируемым необходимо было при положительном ответе поставить знак «+», а при отрицательном – знак «-»
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ночная стрельба
Кто самый сильный?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
"Разделите так, как делили работу..."