Данная работа заняла I место по Мурманской области во Всероссийском детском литературном конкурсе "Придумай сказку" в 2009г.
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 20.31 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
«ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Жизнь дана на добрые дела
Автор:
Кудрявцева Валерия
13 лет
МОУ СОШ № 10 г. Апатиты Мурманской обл.
Педагог:
Василенко Нина Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 10 г. Апатиты Мурманской обл.
2009г.
Жизнь дана на добрые дела.
Жила-была девочка по имени Точка. Целый день Точка играла со своими друзьями: Запятой и Тире. Однажды мама попросила Точку навестить бабушку, которая жила за рекой Речь, за горами Синтаксис, за рощей Пунктуацией. Река была быстрая, бурная, горы высокие, а в роще росло деревьев так много, что, казалось, её никогда не пройти. Точке было страшно идти одной, но бабушка старенькая, и проведать её было надо. Подружки Запятая и Тире предложили Точке сходить к бабушке вместе.
Сказано - сделано. Пошли подружки вместе. Шли, весело смеялись, разговаривали, любовались природой и не заметили, как пришли к реке Речь. Увидели подружки, что на реке-то моста нет, только разбросанные камни, которые мешали ей течь. Вода в реке нечистая, непрозрачная. Стоят подружки, не знают, что делать. Вдруг река заговорила человеческим голосом:
- Здравствуйте, подружки! Как я рада вас видеть! Пролетал вчера злой волшебник Неуч, сломал мост, набросал камни в реку, стала вода грязной, мутной. А камни - то не простые, злые, в них скрыт какой-то смысл, но я не знаю какой.
Думали подружки недолго: девочки они были не только добрые, но и умные. Собрали в небольшие горки камни: омонимы, синонимы, антонимы. Получилось три горы.
Гора омонимов: стакан из стекла – вода стекла, заплела косу – точил косу, гриб лисичка – прибежала лисичка.
Гора антонимов: добрый – злой, мокрый – сухой, день - ночь, вверх - вниз, вчера - сегодня.
Гора синонимов: алфавит- азбука, мокрый – сырой, жара - иней, холод - стужа.
Потекла река Речь спокойно, легко, ничто не мешало ей больше. Поблагодарила река девочек, разрешила она им перейти на другой берег. Положили подружки на камни доски - вот мостик и готов. Оказавшись на другом берегу, пошли подружки дальше.
Идут они, идут, играют в разные игры, разговаривают.
- Ой, подруженьки, совсем забыла вот о чем: познакомилась я на днях с братьями мок - и мак -. Рассказали они мне, что корень мок - пишется в словах со значением «пропускать жидкость», а корень мак - пишется в словах со значением «погружать в жидкость». Чтобы не вымокнуть под дождём, я захватила с собой непромокаемый плащ. А сейчас, глядя на зарю, мне хочется обмакнуть кисть в краску и нарисовать этот замечательный пейзаж, - сказала Точка.
- Действительно, посмотрите, какая красивая зАря! – восхищается запятая.
- Да, хорошее зАрево, прекрасная зОрька, - вторит ей Тире. Недоумевает Точка:
- ЗАря…, зАрево…, зОрька… Ведь одно и то же.
- То же самое, но корни-то разные. Зорька, зарево – пишу, как слышу, но заря, зарница – корень безударный, запомни эти слова.
- Ой, Запятая, извиняюсь, я прикОснулась к тебе, нечаянно. Ты не обиделась?
- Во-первых, нельзя говорить извиняюсь, ты таким образом извиняешь саму себя. Говори правильно: извини, извините меня. Во – вторых, можешь, Точка, прикасаться ко мне, я не обижусь.
- ПрикОснулась, прикАсаться…..Здесь О, а там А, - размышляет Тире. - Почему так?
- А здесь командует суффикс А. Если он за корнем стоит, то подчиняет себе корень, заставляет писать в корне А. А если его нет, то смело пиши букву О, -смеются подружки, объясняя орфограмму Тире.
Оживилась Тире:
- А я вспомнила: суффикс А командует и корнями - бир -, - дир-, - мир -, - пир -, - тир - , -блист-_, - жиг-, - стил-, -чит-. А ещё в некоторых словах с такими корнями можешь найти спрятавшуюся девочку Иру. Ира хочет быть Ирой, а не «Ерой».
Запятая запела:
- При-би- Ра-ла, вы-ди – ра- ла, об – ми – ра – ла, от- пи- ра – ла, на- ти-ра-ла, рас- тира- ла, за- жи – га- ла. Все я корни прочитала!
Подружки расхохотались.
Время пролетело незаметно, хотя они шли не спеша. Вот они уже и около гор Синтаксис. Смотрят, а понять ничего не могут: все горные тропинки и дорожки завалены камнями, никак не пройти по ним. Стоят, что делать не знают. Вдруг слышат грозный голос горы:
- Кто пришёл в мои владения? Зачем пришли? Опять хотите вредничать?
- Что ты, что ты! Добрый хозяин гор Синтаксис, не сердись! Мы идём к бабушке проведать её. Но вот не знаем, как пройти, дорожки – то все засыпаны камнями.
- Да это злой волшебник пролетал над моими владениями и разбросал все эти камни. А я старый стал, не справиться мне одному, не навести порядок.
- А что надо сделать?
- Надо расставить вот эти слова правильно, и все дорожки сами очистятся.
- Дай, дедушка, нам посмотреть, вдруг у нас получится все исправить?
Смотрят девочки, а на дорожках слова: «грам..те», «приг..диться», «вс..гда», «уч..ться», «уч..нику», «р..дость», «уд..ча». Задумались подружки. Слова знакомые, вроде бы друг к другу и не относятся никак, а есть какой-то смысл. Думали, думали, наконец, разгадали.
- Да это же слова с орфограммами в корне слова, а из слов можно составить пословицы:
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Ученику – удача, учителю - радость»
Только похвалил их хозяин горы, и все дорожки сами мгновенно расчистились. Попрощались подружки, пошли дальше.
Вот скоро показалась роща Пунктуация. Только девочки в лес попытались войти, как деревья наклонились над ними, ветки вцепились в волосы. Делать нечего, пришлось отступать назад. Стали спрашивать подруги рощу:
- Матушка роща Пунктуация, на что ты сердишься, почему в лес не пускаешь? Мы тебе ничего плохого не делали.
- Здравствуйте, девочки! Я сержусь не на вас! Обидел меня злой волшебник Неуч. Разбросал он все мои знаки для гостей моих. А в лес заходить без этих знаков нельзя. Нет у меня помощников, а сама я ещё долго не смогу исправить: стара я стала, плохо вижу.
- Давай, Матушка роща Пунктуация, мы тебе поможем. Мы найдём все знаки -помощники!
«Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку….» (С.Михалков)
Сказано-сделано. Помогли девочки и роще Пунктуация. В один миг деревья стали стройные, высокие, в один миг видны все дорожки и тропинки. Поблагодарила подружек роща, показала дорожку к бабушке.
А вот и бабушкин домик. Прибежали девочки, рассказали ей про свои приключения. Бабушка похвалила их за смекалку, за ум, за доброту и поведала, что разрушились все чары злого волшебника Неуча. Ведь «жизнь дана на добрые дела» и «кто грамоте горазд, тому не пропасть». Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Рождественские подарки от Метелицы
Для чего нужна астрономия?
Девчата
Заяц-хваста
Мороз Иванович