В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
В рамках данного исследования было невозможно полно представить всю многогранность литературного портрета Ломоносова, представленного в произведениях писателей и поэтов. Нам удалось рассмотреть лишь малую часть литературного наследия, посвященного Ломоносову. Наш великий земляк-Михайло Ломоносов представлен как «избранный богатырь, осуществленье мечты великого царя»(у А.Г.Майкова),премудрый философ ( у М.Крюковой в стихотворении «Как у нас во славной Россиюшке),« ...Архангельский наш Леонардо», поэт, ученый и философ, из мужиков аристократ» (у Е.Евтушенко в «Ломоносов»), «строптивый сын Архангельских поморов, беломорский ветер» (у Н.Рыленкова), «легенда, пример неустанного раденья» ( у Д.Ушакова), «Отчизны верное зерцало- герой он Родины моей! «( у М.Давыдовой в стихотворении«Посвящение М. В. Ломоносову») и др.
Вложение | Размер |
---|---|
pustovidko_literaturnyy_portret_lomonosova.doc | 936.5 КБ |
Межрегиональный историко-просветительский конкурс
исследовательских и творческих работ студентов и школьников
«Служение Отечеству: события и имена»
Номинация: «Историческая» (историко-литературное исследование)
Литературный портрет М.В.Ломоносова
Автор: Пустовидко Анастасия Анатольевна,
ученица 8А класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Северодвинска Архангельской области
Руководитель: Андрианова
Людмила Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Северодвинск
2012
Оглавление
ГЛАВА1. Литературный портрет как одно из важных средств создания образа персонажа
ГЛАВА 2. Литературный портрет М.В.Ломоносова
2.1. Исторический контекст изображения образа Ломоносова в литературе.
2.2. Образ Ломоносова в представлении М.Н.Муравьева
2.3. А. Н. Радищев о М. В. Ломоносове
2.4. «Избранник божий» в поэзии Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Д.И.Хвостова и др.
2.5. Образ Ломоносова в произведениях Н.А.Некрасова, Н.Рыленкова, Д.Ушакова, Б.Шергина
2.6. Ломоносов в представлении современных подростков
Приложение 1. Средства художественной изобразительности, используемые для составления литературного портрета Ломоносова
Приложение 2. Художественный образ Ломоносова
Приложение 3. Художественная литература о М.В.Ломоносове.
Тебе о! Гений несравненный!
Тебе поэзии Творец!
Плетут Россияне нетленный
Из лавров на главу венец;
В восторге стих Тебе слагают
И громко, громко восклицают,
Где лиры нежныя Отец?
Где Пиндар, росский наш певец?
Д.Фролов «Похвала Ломоносову»
19 ноября 2011 года весь мир отметил трехсотлетие со дня рождения великого российского ученого, поэта, философа, физика, химика, нашего знаменитого земляка, Михаила Васильевича Ломоносова. Нам показалось интересным узнать, каким видели Ломоносова его современники, поэты последующих поколений, какое впечатление производил на них «сын Архангельских поморов» и в каком образе запечатлен в их творениях. «Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове...», писал о нем наш земляк Борис Шергин. И в каждом произведении, посвященном великому помору, его портрет уникален и неповторим. Невозможно в рамках данной исследовательской работы охватить все произведения, посвященные феноменальному гению Ломоносова. Мы остановимся на некоторых поэтических произведениях, наиболее ярко представляющих многогранный талант М.В.Ломоносова, благодаря которому, по мнению А.С. Пушкина, он смог стать «первым нашим университетом».
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью художественного образа Михаила Васильевича Ломоносова в произведениях поэтов XVIII-XX веков, исследуемого в канун 300-летия со дня рождения великого помора, а также личной потребностью изучения судьбы ученого и его вклада в теорию разных наук.
Проблема исследования - многогранность образа Ломоносова в представлениях писателей и поэтов.
На примере представленных произведений мы попробуем вывести собирательный художественный образ Ломоносова, представив, таким образом, его литературный портрет.
Объектом исследования являются произведения, главным героем которых является М.В.Ломоносов.
Предмет исследования: литературный портрет М.В.Ломоносова
Материал научно-исследовательской работы: языковая ткань текстов произведений, учебные пособия, словари, критическая литература.
Целью данной работы является выявление художественного образа Ломоносова в представлениях писателей и поэтов XVIII-XX веков.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Для решения поставленных задач нам было необходимо:
Структура исследования следующая: работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, а также из заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе нами рассматриваются теоретико-литературоведческие сведения о понятиях «портрет», «художественный образ», «литературный портрет», во второй главе представлен исторический контекст образа Ломоносова, его образ в произведениях современников Михаила Васильевича и поэтов и писателей XIX-XX веков.
Методы, которые мы использовали в ходе подготовки и написания научно-исследовательской работы: метод языкового наблюдения, сравнения, сопоставления, классификации, статистического подсчёта.
Библиографический список литературы, используемой в научно-исследовательской работе, представляют тексты произведений, критическая литература, учебники, пособия, словари и справочная литература.
Практическая значимость исследования заключается:
В современном литературоведении существуют различные определения понятия «литературный портрет». В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение: «Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.[13; 316]
Портрет в литературе является одним из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Только ли о внешности героя можем мы судить по его литера турному портрету? Мы думаем, что нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отно шение к герою, к его характеру и его поступкам. Нередко уточне нием, введением новых деталей в описание своих героев в ходе по вествования автор добивается более глубокого раскрытия своего за мысла.
Литературный портрет является своего рода «художественной деталью», средством, «инструментом» автора для характеристики героя, персонажа, его переживаний, эмоционального состояния и т.д., то есть всего того, что способствует в той или иной мере более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему и др.
В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения портрет отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.
Искусству свойственен свой, особый способ отражения действительности -художественный образ, являющийся результатом осмысления художником какого-либо процесса, явления, личности. В основе построения образа лежит обобщение. «Художественный образ- это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». [6; 316]Художественный образ- явление достаточно сложное. Он включает в себя не только реальные факты действительности, но и творческое мышление, воображение и эстетическую культуру автора. Г. Шпайер так характеризует литературный портрет: «портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер». В Современной иллюстрированной энциклопедии «Литература и язык» портрет в литературе определяется как « описание внешнего облика персонажа (лица, фигуры, мимики, одежды), один из способов его характеристики». «Литературный портрет - художественное изображение внешности героя или персонажей литературного произведения: лица, фигуры, одежды, манеры держаться и т.д.» [4;314] Функции портрета определяются методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем писателя. Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет- это скопированный с реально существующего человека натуралистический портрет.
Составители «Литературоведческого словаря - справочника» Р.Т. Громьяк и Ю.И. Ковалив дают такое определение литературного портрета: «Портрет в литературе (фр. portrait - изображение лица человека на фотографии либо на полотне) - один из способов характеротворения, типизации и индивидуализации персонажей. Поставив перед собою как основной предмет художественное изображение взаимодействия человека с окружающей средой, писатели описывают изменения внешности персонажей в конкретных ситуациях, во взаимоотношениях между ними. Особое внимание к портрету персонажей базируется на общей закономерности, согласно которой внутренние психические состояния людей отображаются в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), в динамике речи (интонация, темпо-ритм, тембр), дыхании и т.п., что помогает в процессе общения лучше понять внутренний мир друг друга. Кроме того, одежда человека часто свидетельствует о его эстетических вкусах, чертах характера, имущественном положении, роде занятий. Поэтому писатели фиксируют как внешний вид персонажей, так и их внутреннее состояние, стараются раскрыть сходства или различия между их так сказать внутренним и внешним портретами. Поэтому портрет является средством психологического анализа... Писатель через портретные детали, через их динамику передает сущность человека, его внутренний мир...» [5; 562-563].
А вот как характеризуют портрет в литературе В.М. Лесин и А.С. Пулинец в своем «Словаре литературоведческих терминов»: «Портрет - изображение в литературном произведении внешнего вида, позы, движений, выражения лица человека, его одежды, обуви и т.п. Портрет служит одним из способов типизации, а особенно индивидуализации персонажа. Уже внешний вид часто говорит о некоторых чертах характера человека. Преимущественно характер героя соответствует его внешнему облику (портрету). Но иногда, особенно у писателей романтиков внешность героя контрастирует с сущностью человека... Не всегда портреты изображаются подробно. Это зависит от стиля писателя, а также от жанра произведения...» [3; 290-291].
Литературный портрет является одним из способов создания характера, одним из средств создания художественного образа. Поэтому в связи с темой нашего исследования нас также интересует понятие художественного образа. «Образ художественный - особенная форма эстетического освоения мира, при котором сохраняется его предметно-чувственный характер, его целостность, жизненность, конкретность... Литературные образы создаются с помощью языка, речи. Образ - не просто копия или фотография какого-нибудь жизненного факта или человека, - писатель как будто заново создает жизнь и показывает ее в живой вещественности и движении. Воссоздавая жизнь в образах, писатель вместе с тем выражает через них свои чувства и идеалы.
Таким образом, литературный портрет- художественное изображение внешности героя или персонажей литературного произведения: лица, фигуры, одежды, манеры держаться, основанное на взаимопроникновении реальных фактов лица, с которого портрет «писался» с художественным воображением автора литературного произведения.
После смерти М.В.Ломоносова горестное событие потери великого человека не нашло отклика в русской печати. «В этом сказалось неприязненное отношение к Ломоносову со стороны Академии наук и правительства, в первую очередь самой императрицы Екатерины II, позаботившейся лишь о том, чтобы бумаги покойного были опечатаны».[2; 220]
Первое похвальное слово в адрес нашего земляка сказал Н-Г.Леклерк: ««Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописях человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озирающего вдруг многие области».[2; 221] Далее появилась стихотворная эпитафия Ломоносову И. Голеневского. «Надгробная песнь в бозе почившему ученому российскому мужу Михайле Васильевичу Ломоносову. От усерднейшего имени его почитателя Луки Сичкарева. 1765 году апреля 15 дня», которая была напечатана без обозначения года. Почитатель великого поэта, писавший о нем и при его жизни, А. П. Шувалов говорит о всенародной скорби русских людей, оплакивающих Ломоносова во всех концах необъятной страны, видит в нем первого просветителя России, сочетавшего «пальму Архимеда и лавры Пиндара, перо Тацита и цветы Цицерона», в брошюре, вышедшей в 1765 году на французском языке.[2; 221]
Начало изучения биографии Ломоносова и объективной оценки его творчества положила статья Новикова в «Опыте исторического словаря о российских писателях». В нее введен ряд биографических фактов, впервые отмечено значение образования, полученного Ломоносовым в России, разносторонность научной деятельности и поэтического творчества, сделана попытка рассказать о Ломоносове-человеке. Новиков вводит в статью восторженные строки из сумароковской «Эпистолы о стихотворстве»: Иль с Ломоносовым глас громкий вознеси:/Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен. [2; 223]
Г.Р.Державин в 1779 году написал стихотворение «К портрету Михаила Васильевича Ломоносова», в котором называл Ломоносова «славой россов»:
Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов,
Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.
В восторгах он своих, где лишь черкнул пером,
От пламенных картин поныне слышен гром.[1; 315]
Следующее слово о Ломоносове сказал начинающий поэт М. Муравьев. Воспитанник А. А. Барсова, одного из видных учеников Ломоносова, Муравьев и позднее многократно писал о великом ученом, человеке и поэте, обращал внимание на самобытность его гения, был одним из немногих людей XVIII в., признавших самостоятельность исследований Ломоносова в области химии и физики. Он считал (в отличие от Радищева), что Ломоносов изучал явления электричества независимо от Франклина и «силою собственного размышления доходил до тех же заключений и разделял с ним славу изобретения».[2; 223]
О Ломоносове писал А.Н. Майков в 1865 году в стихотворении «Ломоносов». Майков называет Михайло Ломоносова « избранным богатырем», «посланником с небес», «животворной душой лучших дел Елизаветы», «мечтой великого царя» (Петра1):Велик, могуч, как та природа, /Сам — как одно из тех чудес, /Встает для русского народа /Желанным посланцем с небес... /О дивный муж!.. С челом открытым, /С орлиным взглядом, как глядел /На оном море Ледовитом /На чудеса господних дел, /Наукой осиян и рвеньем /К величью родины горя, /Явился ты — осуществленьем /Мечты великого царя! [7; 463]
В «Слове похвальном Михайле Васильевичу Ломоносову» 1774 года Муравьев в первую очередь славит Ломоносова-поэта. По мере сил автор пытается приблизиться к самой манере похвальных слов Ломоносова и защищает такие «антисумароковские» принципы ломоносовской поэзии, как «стихотворческая пышность», «восторг», «великолепие», «громкость». «Одним из первых Муравьев понял, что суть поэзии Ломоносова не только прославление, но и поучение: «Повелители народов, наместники божеския власти, градоначальники, притеките на глас гремящего витии, научитеся в стихах его должности своей», — обращается автор к сильным мира сего.»[8; 36] Возможно, что от Барсова Муравьев услышал о проектах Ломоносова в области общественных реформ и сказал о желательности напечатания трудов, «где б явился в удивленных очах многочисленных сограждан не один в нем стихотворец, не один вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин, но честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс и мнением и делом». [8;38]
Муравьев знал о прижизненной вражде Ломоносова и Сумарокова и не любил последнего. Знал о претензиях В. Петрова, читал журналы, в которых доказывалась несамостоятельность научных трудов Ломоносова. О многом он мог слышать от Барсова. Ему самому пришлось присутствовать при споре Г.-Ф. Миллера и И. И. Мелиссино, когда Миллер доказывал подражательный характер поэзии Ломоносова.
Всем врагам Ломоносова автор «Слова» грозит судом потомства: «А вы, живые, завидующие славе мертвого, не будьте соперники Ломоносова, будьте подражатели его. Уже наступает тот час, где будет судить его справедливое потомство. Зависть не будет в состоянии затмевать заслуги его. Вотще восстанете вы против его, падение ваше посрамит вас, потомство презрит усилия ваши, а достоинство будет жить во веки».[8; 39]
«Слово похвальное» Муравьева было последним значительным произведением, посвященным памяти Ломоносова, к моменту, когда Радищев начал писать свое «Слово», так как биография, приложенная к «Собранию разных сочинений» Ломоносова 1778 г., была перепечатана из «Опыта» Новикова.
Благоприятно сложилась судьба архангельского мужика Михайло Ломоносова, ставшего первым русским академиком, гордостью российской науки, известным поэтом. «Слово о Ломоносове» А.Н.Радищевым построено как панегирик жизни и деятельности великого мыслителя, «песнь заслуге к обществу». Радищев вовсе не желал вторить казенным писцам, сделавшим из Ломоносова «певца Елизаветы» и кумира правящей династии или «подражателя немецких поэтов». Писатель спорил с теми, кто считал, что «громкие оды» Ломоносова были предметом для подражания «певцам Екатерины».
Со времен античности в жанре панегирической речи было принято лишь восхвалять героев и их деяния. Элементы критики в этом жанре не допускались. Радищев выступил новатором, соединив в «Слове о Ломоносове» элементы похвалы с элементами обвинения. Он восхвалял Ломоносова за гуманизм. В «Письме о пользе стекла» Ломоносов заклеймил колониальные грабежи и зверства: С перстнями руки прочь и головы с убранством\ Секут, несытые и златом, и тиранством.\Иных, свирепствуя, в средину гонят гор\Драгой металл изрыть из преглубоких нор.\Смятение и страх, оковы, глад и рапы,\Что наложили им в работе их тираны.[12; 196]
Ломоносову-историку истинный сын отечества предпочитает древнеримского анналиста Тацита, французского и английского историков Рейна ля и Робертсона, в чьем творчестве есть и освободительные идеи. Ломоносову-физику Радищев предпочитает Франклина, борца за свободу Америки. В заключении похвалы автор «Путешествия» сравнивает роль Ломоносова в становлении русской науки и культуры с ролью творца вселенной.
«Слово о Ломоносове» - оптимистическая концовка книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Она «утверждает, по словам Г. И. Макогоненко, принцип действия, борьбы, дерзания, прокладывания новых путей» в жизни и науке. По словам другого исследователя, Л. И. Кулаковой, «по дороге из Петербурга в Москву путешественник увидел картины более страшные, чем Телемак в аду, но высказанная в посвящении надежда подкреплялась «Словом о Ломоносове». В «Путешествии из Петербурга в Москву» (последняя глава «Слово о Ломоносове») писатель говорит о Ломоносове – гуманисте, труженике, достойном сыне Отечества, ученом, ставшем «первым русским университетом». В заключении похвалы автор «Путешествия» сравнивает роль Ломоносова в становлении русской науки и культуры с ролью Творца вселенной.
Для Федора Ивановича Тютчева, посвятившего Ломоносову стихотворение «Он, умирая, сомневался…», поэт - ИЗБРАННИК БОЖИЙ, БОРЕЦ за наш язык, ТРУЖЕНИК и в то же время СТРАДАЛЕЦ. Он заслужил память потомков и славу: И мы, признательные внуки, /Его всем подвигам благим /Во имя Правды и Науки /Здесь память вечную гласим.[16; 246]
Стихотворение написано Тютчевым в первых числах апреля 1865 г. по случаю столетней годовщины со дня смерти М. В. Ломоносова, отмечавшейся 4 апреля этого года. Посылая А. Н. Майкову первую редакцию стихотворения, Тютчев писал: "Вот вам, друг мой Аполлон Николаевич, несколько бедных рифм для вашего праздника, в теперешнем моем расположении не могу больше". A. H. Майков принимал участие в торжественном собрании Академии наук, посвященным Ломоносову. Однако стихи Тютчева, по неизвестным нам причинам, оглашены не были. 7 апреля они были прочитаны Я. П. Полонским на вечере памяти Ломоносова в зале Дворянского собрания.
Тютчев подчеркивает огромную величину личности Ломоносова и понимает сетования Ломоносова о том, что после его смерти все его полезные начинания будут преданы забвению.
Да, велико его значенье -\Он, верный Русскому уму,\Завоевал нам Просвещенье,\Не нас поработил ему…[16; 247]
В1831 году А.С.Пушкин посвятил Ломоносову небольшое произведение «Отрок» , в котором рассказал об ином предназначении Ломоносова- «умы уловлять и помогать царям»:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.[11; 314]
Хвостов Д.И. в 1825 году пишет послание «Михаиле Васильевичу Ломоносову», в котором называет Ломоносова «благодатным богом», «певцом бессмертным», «равным Высокому Пиндару иль Гомеру».
Тебе назначено судьбою \Отвергнуть множество препон,
И року вопреки сурову Шагнуть, оставя сень отцову, От Белых вод на Геликон.[19]
Д.Фролов в оде «Похвала Ломоносову» называет великого помора «гением и поэзии творцом»: Певец Царей, Цариц Российских, /Парнасский Пиндар и Орел; /В органах звонких мусикийских, /Дела Героев Ты воспел; /Тобой Россия процветала, /Тобой, как Солнце, просияла, /К Тебе Отечества сыны /Любовию воспалены.Тебе о! Гений несравненный! /Тебе поэзии Творец! /Плетут Россияне нетленный /Из лавров на главу венец; /В восторге стих Тебе слагают /И громко, громко восклицают, \Где лиры нежныя Отец? Где Пиндар, росский наш певец?[18]
Стромилов С.И. в сонете «Ломоносов» говорит о Ломоносове как о пионере науки, певце поэзии и ученом-лингвисте-«законнике языка»:
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.[15]
Именно Ломоносов, по мнению Стромилова, создал законы, по которым впоследствии строилась вся система стихосложения.
Законник языка! ты стоишь поздней славы.\Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,\Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,\Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык![15]
Действительно, многие открытия в области литературы, поэзии носят имя Ломоносова:
а) правила грамматики русского языка, он составил книгу «Российская грамматика»;
б) он выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
История создания стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» весьма интересна. Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
Н.Некрасов в стихотворении «Школьник» отмечает такие личностные качества Ломоносова как сила души, благородство, слава:
Не бездарна та природа, \Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа \Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных, \Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных \И напыщенных собой![9; 30]
В стихотворении отразились надежды Некрасова на обновление России в результате пробуждения духовной активности народа, чему должно было, по его мнению, способствовать просвещение. В небольшом стихотворении поэт нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогают нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Читая стихотворение, видишь, как будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки.
В 1840 году Некрасовым была написана драматическая фантазия в стихах в одном действии с эпилогом «Юность Ломоносова». Не связывая себя точным воспроизведением обстоятельств жизни Ломоносова, которые, возможно, были ему известны лишь по самым популярным изложениям, Некрасов изобразил Ломоносова, покидающего родной дом не юношей, а мальчиком (возможно, что сдвиг в возрасте Ломоносова в фантазии Некрасова объясняется тем, что пьеса рассчитана на детей) отца его представил бедным рыбаком, вместо мачехи изобразил родную мать Ломоносова, которой ко времени событий, изображенных в пьесе, уже не было в живых.
"Юность Ломоносова", так же как и детские водевили, очевидно, предназначалась для любительских спектаклей. Некрасов был в 1840 г. гувернером-учителем в пансионе Г. Ф. Бонецкого, готовившем молодых дворян к поступлению в военно-учебное заведение - Дворянский полк. Для мальчиков - учеников пансиона, возможно, и была написана пьеса. Жанр этого произведения первоначально определен Некрасовым как "Детская драматическая фантазия".[10;566 ]
Обращаясь к популярному жанру драматической фантазии, Некрасов видоизменяет его. Он создает "маленькую фантазию", доступную восприятию детей и отвечающую их исполнительским возможностям. « Известную смелость проявил Некрасов, сделав героем фантазии Ломоносова. Он поэтизирует стремление простолюдина к знанию, рассматривает его преданность науке и искусству как подвиг. Некрасову был близок образ поэта, вынужденного без поддержки, собственными силами пробивать себе дорогу в жизни»[10;567].
В раздумьях об истинном и ложном в поэзии, о предназначении поэта Николай Рыленков обращается к опыту великих предшественников, стремясь постичь тайну их вековечного слова. Так появляются стихи, посвящённые Ломоносову, Ломоносова Рыленков сравнивает с «беломорским ветром молодым». Связь с жизнью, с «ветром века» — вот что, по Рыленкову, не в последнюю очередь определяет жизненность и долговечность слова.
Строптивый сын архангельских поморов,\Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов\И песни, что певали рыбаки.
Поднявшись вне параграфов и правил,\Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил\Немецких буршей трепетать пред ним?
[13; 31]
Для Рыленкова Ломоносов -истинный сын России, сохранивший неукротимый нрав, прямоту, достоинство и желание трудиться во благо науки и России.
Д. А.Ушаков в посвящении «М.В. Ломоносову» называет Михаила помора « легендой, примером неустанного раденья», подрастающего в большом селе поморов:
Люблю бывать на родине твоей\Где памятник у школы деревянной,
Где детвора хлопочет неустанно\И познает премудрость букварей.
Ведь ты для них давно легендой стал,\Примером неустанного раденья…
И мне инее раз твои стихотворенья\Учитель школьный наизусть читал.[17; 32]
Одно из самобытнейших и уникальных произведений о Ломоносове – это произведение Б.Шергина «Слово о Ломоносове». С любовью, трепетом и наслаждением Шергин рисует тернистый путь великого помора, показывая в своем слове самые значимые фрагменты биографии Михаила Васильевича. «Михайло Васильевич, в твоем лице русский народ вперед пошел. Академия, что квашня на холоду, стояла. Тебя бог послал, будто дрожди добрые. Тесто науки российской кряду поднялося. Ломоносовской закваски хватит Академии на внуков и на правнуков».[20; 90] Шергин отмечал простоту и непосредственность Ломоносова в постижении наук. Вольф, учитель и наставник Ломоносова писал: «Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом. Но, ах! Как часто этот лоб украшается зловещею шишкой и фонарь под глазом светит ярче «сияния ума»[20; 77] В науке Михайло был первый, но и в проказах не последний. Свою простоту он отстаивал подчас не самыми приемлемыми способами: «Я лично для него с пером в руках с начала до конца проделал выкладки и раз, и два… А он не слушает… Я и ткнул его мордой разика два в тетрадь…»[20; 77]. Простой холмогорский паренек, бескорыстно любивший науку, исследовал и испытывал все, о чем горела душа. И этот огонь познания он пронес через всю свою недолгую жизнь, сетуя лишь на то, что «не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии»[20; 92]
В Приложении 1 представлены средства художественной выразительности, которые помогают авторам шире и колоритнее представить образ Ломоносова во всей его многогранности и феноменальности.
«Михаил Ломоносов смог объять бесконечную область знаний. Мы гордимся своим земляком»,- так говорят современные подростки-потомки и земляки великого помора о М.В.Ломоносове. С целью выявления отношения учащихся к личности Ломоносова и выяснения осведомленности о литературном портрете помора, обучающимся 8-х и 11-х классов (38) был предложен блиц-опрос «Что я знаю о Ломоносове?». Школьникам было предложено ответить на 5 вопросов, способствующих созданию представления каждого ученика о личности Ломоносова. Результаты, полученные в ходе анализа анкеты, целесообразно представить в виде таблицы1.
Таблица1.
№ | Вопрос | 8КЛАСС(17уч.) | 11КЛАСС(21 уч.) |
1. | Кем был М.В.Ломоносов? | Ученый-11; Писатель\поэт- 5 Крестьянин; Физик-3; Астроном-2 Химик-2; Математик;Металлург | Ученый-12; Изобретатель-2 Профессор-4;Поэт-12 Физик-6; Химик-4 Математик-3;Человек-2 Риторик;Астроном-2 философ |
2. | Какой вклад в развитие науки он внес? | Химия- 7;Физика-8; Педаго-г2 Астроном-2;Философ-2; по 1- Математика; Мозаика; Географ; Литератор. | Астроном-4;Физик-4 Основатель университета-8 Изобретатель -3;Риторик; Математика-3; Развитие языка |
3. | Охарактеризуйте Ломоносова в 5 словах? | Умный-10;Сообразительный Самостоятельный-2;Ученый Академик; Упорный; Мозговитый Простой;Целеустремленный-5 Усидчивый-2; Заботливый Трудолюбивый-2;Вунднркинд Добрый-2; Начитанный-3 Ответственный;Творческий-3 | Умный-17;Поэт -2 Первооткрыватель-4;Астроном Физик;Добрый-4;Веселый-3 Красивый-3;Гениальный- 5 Преданный; Мозговитый Упорный5;Целеустремленный3 Великий-5;Трудолюбивый-3 Ученый;Госуд.деятель-2 |
4. | Какие произведения о М.В.Ломоносове Вам известны? | Пушкин А.С. «Отрок»-4 Шергин Б.«Слово о Ломоносове»-6 | - |
5. | Какой писатель или поэт, на Ваш взгляд, наиболее точно передал особенности феноменальной личности Ломоносова? | Пушкин А.С. «Отрок»-10 Шергин Б.-5; 2 обучающихся произведений о М.В.Ломоносове не знают | ПушкинА.С.- 6 Блок А.- 3; 12 обучающихся произведений о М.В.Ломоносове не знают |
Данные исследования неутешительны -14 обучающихся не имеют представления о литературном портрете М.В.Ломоносова, многие не владеют знаниями о многогранности этой уникальной личности. Эта неосведомленность о великом земляке подтверждает наше желание просветить учащихся о личности М.В. Ломоносова на классных часах и уроках гуманитарного цикла, а также представить произведения, героем которых стал Михайло Ломоносов.
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
В рамках данного исследования невозможно полно представить всю многогранность литературного портрета Ломоносова, представленного в произведениях писателей и поэтов. Нам удалось рассмотреть лишь малую часть литературного наследия, посвященного Ломоносову. Наш великий земляк-Михайло Ломоносов представлен как «избранный богатырь, осуществленье мечты великого царя»(у А.Г.Майкова), премудрый философ ( у М.Крюковой в стихотворении «Как у нас во славной Россиюшке), « ...Архангельский наш Леонардо», поэт, ученый и философ, из мужиков аристократ» (у Е.Евтушенко в «Ломоносов»), «строптивый сын Архангельских поморов, беломорский ветер» (у Н.Рыленкова), «легенда, пример неустанного раденья» ( у Д.Ушакова), «Отчизны верное зерцало- герой он Родины моей! «( у М.Давыдовой в стихотворении «Посвящение М. В. Ломоносову») и др.
Наиболее полная таблица поэтических и некоторых прозаических произведений о Ломоносове, представляющая литературный портрет Ломоносова, представлена в Приложении 2.
Рисуя единый литературный портрет Ломоносова, можно представить гениального ученого, поэта и философа, вышедшего из простой поморской семьи рыбака, сумевшего покорить вершины наук во благо процветания родной Отчизны.
В Приложении 3 представлены прозаические произведения, главным героем которых является Ломоносов, проанализировать которые не представилось возможным в рамках данного исследования. Однако изучение образа Ломоносова в прозаических произведениях будет темой нашего дальнейшего исследования.
эпитет | «Строптивый сын архангельских поморов»( Н.Рыленков) «северная звезда» (Н.Рыленков) «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» (Г.Р.Державин) «О дивный муж!.. С челом открытым, «с Силой неземной» (Ф.И.Тютчев) «Избранный богатырь» ((А.Н.Майков) «честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел» (М. Муравьев) |
метафора | ЗАКОННИК ЯЗЫКА «Пример неустанного раденья»(Д.Ушаков) «одной латынью голод утолял» (Н.Рыленков) «От пламенных картин поныне слышен гром» (Г.Р.Державин) «Ты дал певца Екатерине, /Всецело жил в ее орлах» (А.Н.Майков) «Будешь умы уловлять» (А.С.Пушкин) «И пышным севера сияньем озарен» (С.И.Стромилов) «Отчизны верное зерцало» (М.Давыдова) |
сравнение | «прямой, как ветер северной реки» (Н.Рыленков) «как беломорский ветер молодой» (Н.Рыленков) «Встает для русского народа «Как хлеба, он искал познаний и наук» (С.И.Стромилов) «Как тот борец ветхозаветный,\Который с Силой неземной «Певец Царей, Цариц Российских, /Парнасский Пиндар и Орел» (Д.Фролов) «Тебя бог послал, будто дрожди добрые»(Б.Шергин) |
олицетворение | «Твоею ревностью согретый, «И вот, мужая с каждым днем,\ Родная Речь уж на просторе\ Поминки празднует по нем...»(Ф.И.Тютчев) |
перифраз | «беломорский ветер молодой» (Н.Рыленков) «желанный посланец с небес...» (А.Н.Майков) «ветер северной реки» (Н.Рыленков) «избранный богатырь» (А.Н.Майков) «Строптивый сын Архангельских поморов» (Н.Рыленков) |
Автор | Произведение | Художественный образ Ломоносова |
А.Майков | «Ломоносов» | «Избранный богатырь, осуществленье Мечты великого царя « |
М. Крюкова | «Как у нас во славной Россиюшке» | «Был Ломоносов премудрым философом» |
Е.Евтушенко | «Ломоносов» | « ...Архангельский наш Леонардо», Поэт, ученый и философ, из мужиков аристократ. |
М. Давыдова | «Посвящение М. В. Ломоносову» | «Отчизны верное зерцало- герой он Родины моей!» |
Е.Егурцева | «Ломоносову» | «О, ты не просто академик, Ты гений, ты творец, титан… Герой он Родины моей!» |
А. Марков | «Михайло Ломоносов» | «Русский богатырь» |
В. Виноградский | «Михайло Ломоносов» | «Он в науке пионер» |
В. Куприянов | «Ломоносовы» | «Ломоносов - свет науки, Ломоносов - это русский с вечным обликом Христа». |
Н. Рыленков | «Ломоносов» | «Строптивый сын Архангельских поморов.Беломорский ветер» |
Д. Ушаков | «М.В.Ломоносову» | «Легенда, пример неустанного раденья» |
Ф.Ширшов | «У памятника Ломоносову» | «Русский гений» |
М.Алигер. | Из поэмы "Ломоносов" | «Могучий ум, внимательный и щедрый». |
В.Рындин | «В память о Михаиле Ломоносове» | «Навек – учитель» |
Н.Некрасов | «Юность Ломоносова. Драматическая фантазия в стихах». «Школьник» | «Пиит, сын крестьянский» |
Б.Шергин | «Слово о Ломоносове» | «Тебя бог послал, будто дрожди добрые. Тесто науки российской кряду поднялося. |
Д. Фролов | Ода «Похвала Ломоносову» | «гений и поэзии творц»: Певец Царей, Цариц Российских, /Парнасский Пиндар и Орел» |
Д.И.Хвостов | послание «Михаиле Васильевичу Ломоносову | «благодатный бог», «певец бессмертный», «равный Высокому Пиндару иль Гомеру». |
Г.Р.Державин | «К портрету Михаила Васильевича Ломоносова» | «слава россов»: Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов. |
М. Муравьев | «Слово похвальное Михайле Васильевичу Ломоносову» | Поэт, «честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс и мнением и делом» |
А.С.Пушкин | «Отрок» | «будешь умы уловлять, будешь помощник царям» |
С.И. Стромилов | сонет «Ломоносов» | пионер науки, певец поэзии, ученый-лингвист-«законник языка»: |
Андреев-Кривич С.А. | |
Батюшков К.Н. Сочинения / Вступ. ст. Л.А. Озерова; Подгот. текста и примеч. Н.В. Фридмана. - М.: Гослитиздат, 1955. - 452с. | |
Когда Михайло Ломоносов был маленьким Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. Книга первая.– М.: Оникс, 2007.– С. 94–113.– (Жизнь замечательных детей). | |
Андрей Левкин //Голем, русская версия.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 314 с. - (Оригинал). | |
Первый университет (Рвать цветы под облаками) Историческая миниатюра Валентин Пикуль Кровь, слезы и лавры: Исторические миниатюры. – М.: АСТ, 2010 | |
Сизова М.И. Михайло Ломоносов:повесть, М.: Молодая гвардия, 1954. – 373 с. | |
Фурманн П.Cын рыбaкa.Михаил Васильевич Ломоносов6 Повесть для детей. - Санкт-Петербург, типография А. Дмитриева, 1851 | |
Шторм Г. П. Труды и дни Михаила Ломоносова // Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. /Вступ. статья М. Козьмина. — М. : Худож. лит., 1985.— С.125 –260. | |
Вознося главу!.. Советов Н.М. Роман.– Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983 г. – 276 с. | |
В.Иванов Ломоносов | |
Николай Некрасов Драматическая фантазия в стихах; | |
Слово о Ломоносове Шергин Б.П. //Древние памяти: Поморские были и сказания.– М.: Худож. Лит., 1989.– С. 304-328 | |
Михайло Ломоносов Марков А. Я. //Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2. Поэмы. — М.: Худож. лит., 1984.— С.3-53. |
Круговорот воды в пакете
Рождественские подарки от Метелицы
Новый снимок Юпитера
Ах эта снежная зима
Лиса Лариска и белка Ленка