Оглавление.
Введение.
Уважаемые учителя!
Уважаемые ребята!
У |
вас в руках проект «Сохраним елочку красавицу» Он посвящен елочке и всем обитателям леса, населяющим нашу Землю. С елочкой и животными человек был связан в течение всей своей длительной истории. Больно становится на душе, когда бездумно вырубаются молодые ели к Новому году. Наши предки праздновали начало года 1 сентября. Русский царь Петр Iобъявил народу, что 1 января начинается Новый год. Этот день до сих пор первый в году. Все с радостью ждут этот праздник, ощущая запах мандарин и свежей елки!
Но у каждого человека есть возможность заменить натуральную ель искусственной, которую можно сделать своими руками. А можно выйти во двор своего двора, школы и нарядить красавицу различными игрушками . Древние германцы, стараясь задобрить могучий Дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветки всевозможные украшения. Чем мы хуже? Давайте же, украшать елочки, не вырубая их! Так мы сохраним удивительный мир природы, без которого существовать не сможем и сами.
Цель проекта:
Проект направлен на развитие детей творческих способностей, воспитание любви к родной природе , желание узнать новое в жизни растений родного края
Реализация проекта
Маленькая ёлочка
Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ней в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.
Старицин Андрей
Ёлочка.
Жила-была в одном лесу маленькая ёлочка. Она росла прямо на краю леса и жила очень хорошо. В один Новый год ёлочка увидела свою подружку, тоже елочку, которую наряжали разными игрушками. Ёлочке тоже захотелось одеться в праздничный наряд. На следующий год она подросла и стала самой красивой среди своих подружек. Ёе захотели срубить, но пожалели и нарядили красивыми игрушками прямо в лесу. Мечта ёлочки сбылась. Теперь её наряжают каждый Новый год и водят вокруг неё хороводы.
Иванова Ольга
Ёлочка.
Жила ёлка молодая. Жила она на пригорке, откуда было видно город. «Ах, как мне бы хотелось быть такой красивой как те ёлки, которые стоят в городе!»-мечтала она. Но эта ёлка стояла в лесу. На Новый год на пригорок пришли дети и их родители. Ёлочка так понравилась людям! Они украсили лесную недотрогу и водили вокруг неё хоровод. «Ах!»-думала ёлочка,- «Теперь я такая же красивая как те ёлки в городе!» Потом дети и родители ушли, а украшения оставили. Ёлочка была счастлива!
Чубаров Михаил
Елочное королевство.
В одном царстве, в одном государстве приказал царь в канун Нового года его елочкой удивить. Все кинулись рубить елки и наряжать , да царю показывать. Каких он только не видел! Все были одна лучше другой! А одна девушка пришла к нему с пустыми руками. «Где елка?» говорит царь грозно. Девушка рукой во двор показала. А на дворцовой площади давно стояла елочка, маленькая, да хиленькая. Как глянул царь! И ахнул! Такую красоту увидел: настоящая елочка, нарядная вещами всякими, горела, как в сказке. Говорит девушка: «Погубил ты, лес , царь! Беда будет!». Подумал царь, глядя на срубленные елки, приказал всем посадить по маленькой елочке в лесу. Сам проехал на карете проверил. Так и продолжало существовать королевство царя, которое так и прозвали «Елочное королевство».
Савоста Дима
Елочка.
Д. Хорол, пер. М.Сидоренко.
По сугробам, по кустам
Скачет заяц белый.
Нет норы ни здесь, ни там
Что же зайцу делать?
Он охотника боится,
Он от страха весь дрожит.
Заяц скачет, заяц мчится,
Заяц к елочке бежит.
Спрячь меня, елочка,
Поскорей!
Спрячь меня, зеленая.
Пожалей!
И накрыла быстро
Елочка ветвями
Бедного зайчишку
С длинными ушами.
Только виден хвостик,
Ну да не беда:
Хвостик можно спрятать
В снег
Всегда!
***
Наша елочка стройна
Наша елка высока!
Выше папы!
Выше мамы!
Достает до потолка!
Сафонова Евгения
****
Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка,
Все тебя мы очень любим
И рубить тебя не будем!
Труфанова Дарья
****
Не рубите ёлку, люди!
Пожалейте зимний лес!
Пусть вокруг неё зверюшки
Водят в праздник хоровод!
Пусть спасаются зайчишки
От лисицы озорной,
Под мохнатыми ветвями
Доброй ёлочки лесной
Бородкин Алексей
*****
Мамы любые: и птиц и животных
С нежной заботой растят малышей.
Вдумайтесь люди! Если леса не будет
Где воспитать нам наших детей?
Старицин Андрей
Заключение.
После проведенной работы ребятам был задан вопрос: оцените результаты вашего проекта?
Вот какие ответы мы получили:
Приложение.
Цели:
Оборудование:
Предварительная подготовка:
В классе дети могут самостоятельно провести исследование и собрать информацию о сосне и ели, изделиях из них.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит фонограмма. Дети поют песню “Ёлочка в лесу жила” и показывают танцевальные движения:
Ёлочка в лесу жила и вот так она росла.
Так, так и вот так, и вот так она росла.
Так, так и вот так, и вот так она росла.
Ёлочка в лесу стоит, а под ёлкой зайка спит.
Так, так и вот так, и вот так под ёлкой спит.
Так, так и вот так, и вот так под ёлкой спит.
Ну-ка, зайка, хватит спать, давай с нами танцевать.
Так, так и вот так, давай с нами танцевать.
Так, так и вот так, давай с нами танцевать.
- На каком празднике поют эту песню?
- Какое дерево наряжают в Новый год?
- Сегодня мы с вами выясним, нужно ли в этот праздник традиционную ёлочку заменить на что-либо другое.
II. Рассказ: “Где и как празднуют Новый год?”
В Новый год сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется ёлка, да не просто зеленое деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо! В дом приходят волшебники: Дед Мороз и Снегурочка. Всё это создаёт необычайную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.
С незапамятных времён отмечают во всём мире этот праздник. Все радуются Новому году. А вот встречают его разные народы по-своему.
Обычай приносить в дом и украшать новогоднюю ёлку родился в Германии в XVII веке. Ну а ещё раньше обходились еловыми ветками.
В Германии уже украшали ёлку, а в России в то время праздновали Новый год 1 сентября. Торжественно отмечали этот день. На площади в Кремле царь восседал на престоле, окруженный боярами. А патриарх кропил собравшихся святой водой и поздравлял народ с Новым годом.
Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки.
Новый год в Австралии начинается 1 января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки налегке – в купальных костюмах.
В Индии целых восемь дат, которые отмечаются как Новый год. Вот, например, есть такой день – Гуди Павда. Тут уж непременно надо отведать листьев дерева ним – ним. Ох! Какие же горькие и противные эти листья. Но, по старому поверью они оберегают человека от болезней и бед, обеспечивают, как говорится, сладкую жизнь.
В октябре Новый год приходит в Индонезию. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.
Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги…
Случается, что и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесёт Новый год.
Кто-то ждет 1 апреля, кто-то дожидается 1 октября, кто-то 1 января. А эскимосы ждут, не дождутся, когда выпадет первый снег. Как выпал, так и наступил Новый год.
Новый год в Казахстане отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда просыпается природа. И называется этот праздник Наурыз. Но и по старой традиции празднуют Новый год 1 января.
III. Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека.
1 ученик (читает стихотворение И. Токмаковой “Ели”):
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки, -
У лесных ворот
Водят хоровод.
(Вешает табличку “Ель”.)
2 ученик (показывает рисунок елового леса):
Ель – тенелюбивое растение. В еловом лесу кроны деревьев переплетаются и плохо пропускают солнечный свет. Поэтому в таких лесах встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, кислица и другие. (вешает табличку “теневыносливое растение”.)
3 ученик (держит в руке ветку голубой ели):
Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению голубая ель (показ веточки голубой ели, вешает табличку “очищает воздух”).
4 ученик:
Люди не только вдыхают свежий воздух, очищенный растениями, не только любуются красотой леса. Они используют древесину, полученную из ели, для производства, самых разных изделий.
Знаете ли вы, сколько лет надо расти ели, чтобы ее можно было с пользой применить? 100-120 лет.
Учитель:
- Изделий из древесины ели много, но остановимся на одном – необычном. (Звучит музыка – скрипка.)
- Какой инструмент прозвучал? (Скрипка.) (Учитель показывает инструмент и вешает табличку “скрипка”.)
- Правильно. Скрипку очень сложно изготовить, для этого подходят лишь немногие деревья, среди них – ель. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из нее дает хороший звук.
- У ели все идет в дело: и хвоя, и ветки, и кора, и даже пни.
Из хвои, например, делают муку для домашних животных (вешает табличку “мука для животных”). С помощью различных обработок из ели изготавливают шёлковую ткань (вешает табличку “шелковая ткань”).
Учитель:
- Не менее интересно и уникально другое хвойное дерево.
5 ученик (читает стихотворение И. Токмаковой “Сосны”):
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
(Вешает табличку “Сосна”.)
Учитель (показ картин или слайдов):
Где только не встретишь красавицу сосну с красноватым стволом и тёмно – зеленой хвоей! И в бору, где прямые стволы ее, как колонны в прекрасном здании, стройно высятся над лиловым вереском, и на песках, и над оврагами.
6 ученик:
Сосенки не боятся ни морозов, ни влаги, ни засухи, ни ветров. Но сосне нужен солнечный свет. Если семена сосны попадут под ель с её широкими лапами, проросшие сосенки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут. Вот почему ель, попав в сосновый бор, выживает сосну.
(Вешает табличку “светолюбивое растение”.)
7 ученик:
Старые сосны отмирают, а молодые под елью не вырастают и через десятки лет вместо соснового леса остается один еловый. Но сосна поселяется и на новых открытых местах. Сосна живет 350 лет, достигая в высоту 35 метров. Известен случай, когда сосне было 584 года.
Учитель:
- Человек самым различным образом использует сосну. Ее сажают там, где нужно оказать противодействие вредным явлениям природы.
8 ученик:
Вдоль железных дорог сосенки задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.
(Табличка “не дают мелеть рекам”.)
9 ученик (показывает рисунок корабля):
Высокие, тонкие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром.
10 ученик (показывает рисунки телеграфных столбов):
Сосна -дерево – связист. Взгляни-ка на телеграфные столбы. Ведь они сделаны из сосны и не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра.
(Табличка “мачты кораблей, телеграфные столбы”.)
11 ученик (показывает янтарное ожерелье):
Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивое ожерелье.
(Табличка “янтарные ожерелья из смолы”.)
Учитель:
- Многие продукты получают из сосны. В последнее время из сосны стали получать даже суррогат ванили – ванилин.
(Табличка “ванилин”.)
Физкультминутка
Сидит белка на тележке (Плавное покачивание вытянутых рук перед собой ладошкой вверх)
Продаёт она орешки (Плавное покачивание вытянутых рук перед собой ладошкой вниз)
Лисичке — сестричке, (Перечисляя, загибать пальцы)
Воробью, синичке,
Мишке — косолапому,
Заиньке усатому.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо от Лесовичка.(из далекой Франции)
Письмо: “Средство капитана Картье”
“Дорогие ребята!
Я хочу рассказать вам еще об одном свойстве сосны. Вот что рассказал мой прадедушка.
Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой (Вывешивается табличка “Болезнь цинга – выпадение зубов из-за недостатка витамина С”). 26 матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей.
Однако Жаку Картье удалось завязать дружеские отношения с индейцами, которые решили помочь ему и его товарищам: они посоветовали лечиться от цинги настоем из сосновой хвои. И картье спас остатки своей команды от смерти этим средством.”
Учитель:
- Рецепт, который передали индейцы капитану Картье, дошел до наших дней. Его мы предлагаем всем гостям и ученикам, здесь присутствующим. Этот витаминный напиток вы можете попробовать после окончания мероприятия и взять с собой рецепт, чтобы приготовить его дома
Витаминный напиток. Для получения напитка лучше брать молодую хвою одного года: в ней меньше горьких смолистых веществ! В зимней хвое больше витаминов, чем в летней. Собранную хвою с ветками можно хранить под снегом на холоде до двух месяцев или в комнате, но в банке с водой, как цветы. В последнем случае витамины сохраняются в течение месяца. При хранении в комнате в сухом виде хвоя теряет витамины на третий день. Хвою в количестве 50 граммов (дневная доза одного человека) промывают, растирают в фарфоровой ступке, заливают 2-3 стаканами кипяченой воды и дают настояться в темном и прохладном месте в течение 2 часов. Хорошо прибавить в настой немного яблочного уксуса (или лимонной кислоты), а также сахара для вкуса. Процедив настой, пейте его сразу. При хранении настой теряет витамины. Приятного аппетита! |
Учитель:
- Один стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем прославленный путешественниками и моряками лимонный сок. (вывешивается табличка “Витамин С”.)
- Вы убедились в ценности этих двух деревьев
Жалко рубить в лесу таких красавиц. Но Новый год не может быть без ёлки.
Как же нам быть?(выслушиваются ответы детей)
Ребята, как вы думаете, кто может оказать помощь природе (животным и растениям)?
Правильно, Человек!
Что мы можем сделать для ее охраны?
Итак ребята мы увидели, что из-за нарушений в природе могут исчезнуть животные. растения. Это может произойти от внешних воздействий, из-за вмешательства человека.
Может произойти беда и тогда, когда человек вроде бы желая добра природе, может нанести ей непоправимый вред.
Вывод:
V. Подведение итогов домашнего конкурса “Сохраним елочку!”
. Показ новогодних елок в разных странах мира (неоновые, из множества огней).
VI. Кроссворд “Ёлочка”:
Ключевое слово: лесник.
VII. Закрепление.
- Давайте еще раз вспомним, какова роль хвойных деревьев в природе и жизни человека. (Класс делится на 2 группы.)
- 1 группа выбирает из предложенных карточек свойства и значение ели, 2 группа – сосны.
Ель | Сосна |
Теневыносливое растение | Светолюбивое растение |
Очищает воздух | Очищает воздух |
Скрипки | Не дают мелеть рекам |
Мука для домашних животных | Мачты кораблей, телеграфные столбы |
Шелковая ткань | Янтарное ожерелье из смолы |
| Ванилин |
| Витамин С |
VIII. Итог.
Конкурс “Нарядите елку”.
В классе на подставках установлены две небольшие ёлочки на расстоянии 1,5 м друг от друга. Игрушки от ёлки лежат в 1 м. Двум участникам предлагается нарядить ёлочки с завязанными глазами. У кого ёлочка окажется наряднее? (Можно наряжать с открытыми глазами на скорость.)
Затем ребята выходят на улицу и наряжают елочку на пришкольном участке, поделками изготовленными самими.
2. Игра “Доскажи словечко”
Е. Благинина
Ёлка.
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…. (Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …. (ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …. (блестят!)
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки… (хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … (шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,… (снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (мороз!)
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая … (звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … (красива!)
И теперь зажглись на ней,
Сотни крошечных … (огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в … (пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с … (Новым годом!)
С новым счастьем сразу … (всех!)
IX. Домашнее задание.
Рисуем кактусы акварелью
Как нарисовать зайчика
3 загадки Солнечной системы
Рисуем ананас акварелью
Рисуем подснежники гуашью