Призёр городского конкурса 2012 г.
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnaya_rabota.doc | 265 КБ |
ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УЧЕНИЦЫ 11 КЛАССА
ЦО ГБОУ № 173 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
ПАВЛОВОЙ НИКОЛЬ
Учитель ЗЛОДЕЕВА В.А.
г. Санкт-Петербург
ЗАДАНИЕ В: «Каким видит героя повести «Шинель» каждый художник?»
Передо мной столь не похожие репродукции, как и само творчество таких разных художников, как Кукрыниксы, Бродский, Норштейн. Объединяет их одна тема – иллюстрация повести Гоголя «Шинель». Но разве для художника в его творчестве главное – точное отображение действительности, реалистичный рисунок? Нет! Художник как мыслящий и думающий человек отражает своё отношение к проблеме, теме, особенно если это касается иллюстраций классиков литературы.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» и её герой известны любому человеку нашей страны, кто учился в школе. Тему «маленького человека» в России 19 века, начатую Пушкиным, продолжили и Гоголь, и Достоевский. Были поставлены фильмы и спектакли по этому произведению. Тем интереснее проследить отношение и толкование образа Башмачкина художниками разных направлений.
Кукрыниксы – это уникальная творческая группа художников, которая выступала под общим псевдонимом, составленным по начальным слогам фамилий: КУприянов + КРЫлов + НИКолай Соколов. В основном они работали в жанре карикатуры, рисовали карикатуры на бытовые и политические темы. В годы Великой Отечественной войны особенно были известны своими карикатурами на Гитлера и его армию. Но помимо карикатуристов они были известны как иллюстраторы классических произведений и художники-живописцы.
На иллюстрациях Кукрыниксов мы видим «классическое» изображение главного героя повести. Акакий Акакиевич резко отличается от своих холеных и добротно одетых коллег. Он стар, неказист и беден. Он – объект шуток и издевательств. Кажется, он понимает это, но давно смирился со своей горькой судьбой, говоря: «За что вы меня обижаете?». Башмачкин принимает тяготы и лишения как нечто неотвратимое. Вот он, маленький и одинокий, идет против холодного зимнего ветра. Он съежился под старой и ветхой шинелью, которая совсем его не греет, но не ропщет. Что он может сделать со стихией!? Только терпеть… И мы понимаем, что удел его жизни – одиночество, существование его – уныло и убого, мечты – «маленькие» и приземлённые.
С.В. Бродский заглянул во внутренний мир А.А. Башмачкина. Вот он крошечный, едва заметный в огромном и равнодушном городе. А над ним, заслоняя небо над головой, его заветная мечта – новая шинель. И эта «мечта» заменяет Башмачкину небесную высь, яркость звезд и солнечный свет. А вот во множестве зеркал отражаются Акакий Акакиевич, маленький, постоянно съежившийся, чтобы стать незаметнее, и его антипод – идолоподобный «начальник». Множество зеркал символизируют великое множество «маленьких и одиноких», а также и множество равнодушных «тиранов». И «тиран» настолько огромен и страшен, что Башмачкин всем видом подчеркивает свое ничтожество и страх. Его фигура в форме вопросительного знака как бы спрашивает начальника: «Что изволите приказать?» Жизнь Акакия Акакиевича серая и однообразная, как шинельное сукно. А жизненный путь, предначертанный с самого рождения, органичен канонами, правилами и положениями. В приобретении новой шинели он видит шанс изменить свой статус, предстать перед сослуживцами в новом облике. Может быть, в чем-то сравняться с ними. Вот он видит себя бегущим по дороге, покрытой новым шинельным сукном. Огромные медные пуговицы с гербами, символы непоколебимости государственных устоев, указывают ему путь к грядущему торжеству. Только не представляет Башмачкин, что путь этот будет короток, а счастье недолгим.
Ю.Б. Норштейн подошел к образу Акакия Акакиевича с другими критериями. Он создал мультипликационный фильм по повести «Шинель». Автор мультфильма «Ежик в тумане» в присущей ему мягкой манере показал быт Башмачкина, его отношение к работе. Рисунки проникнуты сочувствием и состраданием.
Для создания портрета главного героя Норштейн использовал черты профессора Капицы, артиста Леонова, родителей своих друзей. Все эти люди творческие, талантливые и, в общепринятом смысле, успешные. Что же объединяет их с «приземленным и одиноким» Башмачкиным? Норштейн считает, что отношение к работе, к своему делу. Конечно, труд переписчика служебных бумаг нельзя назвать творческим и интересным. Но Акакий Акакиевич выполняет свои обязанности с большим прилежанием и даже с любовью. Видимо это и составляет смысл его жизни. Вот он сидит в своей убогой коморке. Одинокая свеча выделяет из мрака край стола, тарелку с остатками еды и бледное лицо Башмачкина. Он немного отдохнет, потом достанет писчие принадлежности и приступит к работе. Аккуратно выводя слова на бумаге, он забудет на время бедное жилище, скудную еду, холод, насмешки сослуживцев. Он будет тщательно и усердно выполнять требуемую работу и чувствовать свою значимость. Переписывание бумаг для него наслаждение. Не зря Н.В.Гоголь обращает наше внимание на то, что после смерти Акакия Акакиевича, другой чиновник переписывает бумаги не так ровно и красиво, как это делал его предшественник.
Следующий рисунок, вероятно, показывает Башмачкина после его трагической кончины. Теперь он – над городом, который раньше давил на него своим мрачным величием. Теперь уже город стал «маленьким и беззащитным», а Акакий Акакиевич поднялся и парит над ним. Он ищет своих обидчиков, чтобы наказать их. Он по-прежнему «маленький человек», но смерть дала ему возможность восстановить справедливость.
Читая то или иное произведение, мы по-разному представляем себе героев, трактуем идею. Иллюстрации художников помогают нам не только увидеть героев, но и по-новому осмыслить прочитанное. Произведение Н.В. Гоголя по-прежнему актуально. Рядом с нами живут сотни, а может и тысячи башмачкиных. Их порождает современное общество. А методов решения проблемы «маленьких людей» так и не найдено.
ЗАДАНИЕ С: Прочитайте два стихотворения поэтов середины ХХ века. В жанре рассуждения напишите о том, что в Пушкине притягивает этих двух поэтов, что связывают они с его именем? Эти поэтические строки о прошлом? Или поэты адресуют их современникам, людям прошлого ХХ века?
Для поэтов Н.Коржавина и Б.Слуцкого Александр Сергеевич Пушкин - прежде всего великий русский поэт, эталон творческой гениальности и поэтического мастерства, кроме того он ещё и патриот, и гражданин. Он был в рядах тех, кто желал обновления России. А после провала восстания
декабристов остался верен их идеям, верен друзьям. И не скрывал этого.
Наум Коржавин написал стихотворение «Смерть Пушкина» в 1944 г. Шла Великая Отечественная война, по возрасту – он юноша, находился в эвакуации. Что же побудило его обратиться к трагедии А.С.Пушкина, вспомнить поэтический подвиг М.Ю.Лермонтова? Вероятно, он осознал жестокость царящего в стране режима и на себе почувствовал его несправедливость. В юношеском возрасте, в пору взросления, особенно остро проявляется максимализм. Молодой человек остро ощущает несправедливость, ложь.
«…интеллигентнее всех в стране девятиклассники, десятиклассники: ими только что прочитаны классики и не забыты еще вполне»,- писал Борис Слуцкий.
Юному поэту близок «сумасшедший корнет», посвятивший одно из лучших своих произведений памяти А.С.Пушкина, в то время как «прочих жизнь манит, зовет… балы, шампанское, пирушки…». Этот рефрен усиливает разницу в понимании отношения к жизни столь разных людей: «прочих» и поэтов-патриотов. Противопоставляя одних другим, автор, конечно же, высказывает свою жизненную позицию, он с теми, кто честен и благороден. А те, кто восстал против режима, – «в далеких рудниках». Поэтому очередь за молодежью: донести слова протеста и правды до народа. За это стремление к справедливости Н.Коржавин прошёл испытания арестом и ссылкой.
Безусловно, стихотворение «Смерть Пушкина» - это призыв к современникам поэта, нужно быть честными и правдивыми в первую очередь перед самим собой, наедине со своей совестью. А эталоном, образцом для них и должны быть такие поэты, как А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение Бориса Слуцкого «Пушкинская палка» написано во время хрущёвской оттепели. Поэт прошёл войну. Несмотря на многочисленные препятствия, начал печататься. Стал членом Союза писателей. Несомненно, он приветствовал «оттепель». Но помня прежние годы гонения на правду, призывал поэтов-современников к стойкости и твёрдости.
Стихотворение начинается с указательного местоимения ТА – ТА палка, ТА трость – для Слуцкого это слова синонимы. Но не просто палка, а пудовая трость, которую носит поэт во время прогулок, как пудовая палица русских богатырей. Поэтому анафора усиливает значимость трости. Поэт хотел бы раздать друзьям частицы этой Пушкинской палки, как талисманы жизненной силы великого поэта. Частица этой трости, как мощи святого, могут охранять друзей от бед, напоминать о страданиях великого поэта, придавать силы в минуты отчаяния и трудностей. Кроме того Б.Слуцкий опасается, что Пушкинская трость, как и Пушкинское наследие, будет спрятано от людей. И бунтарский дух патриота и правдолюбца останется пылиться в «музее».
Для Б.Слуцкого важно, что и последователи А.С.Пушкина – Толстой, Горький, Гайдар, Байрон – пишут искренне о том, что знают сами наверняка, что пережили, прошли… А это всегда вызывает доверие к творчеству таких мастеров.
Мне кажется, что Наума Коржавина и Бориса Слуцкого в А.С.Пушкине притягивает не только талант поэта и писателя, но и его сильная личность со своей гражданской позицией, преданностью друзьям.
Жаль, что мы, читатели 21 века, почти не знаем ни биографии, ни стихов этих поэтов. Я сама пытаюсь писать стихи, поэтому очень часто беру в руки сборники стихов поэтов разных времён. Я рада была открыть для себя поэтов 20 века – Наума Коржавина и Бориса Слуцкого.
Ералаш
Что такое музыка?
Весенние чудеса
Зимний дуб
Как нарисовать лимон акварелью