Работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи. Она носит просветительский характер и знакомит читателей с историей создания храма, его архитектурными особенностями и историей возрождения. Также автор раскрывает культурное и историческое значение храма для русского народа, так как он был построен в память о Победе в Отечественной войне 1812 года.
В ходе работы был поведен социологический опрос жителей поселка Уренгой, который показал, что даже не все взрослые знают о месте нахождения Храма, большинство опрошенных в возрасте от 13 до 45 лет не знают, какому событию посвящен этот памятник архитектуры. Были проанализированы отзывы участников Интернет-форумов и блогов на события, произошедшие в Храме в марте 2012 года (панк-молебен). Большинство пользователей информационных сетей негативно относятся к подобным выходкам и бережно относятся к истории страны.
Автор работы не касается вопросов веры и религии. Цель исследования – рассказать о храме-памятнике значительному историческому событию – Победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Работа носит просветительский характер, так как автор убежден, что воспитывать уважение к культурному и историческому наследию необходимо и в форме публичных лекций, презентаций, виртуальных экскурсий.
Вложение | Размер |
---|---|
hram_hrista_spasitelya.doc | 381 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
ул. Геологов, д. 43, п.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoi_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000 |
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»
Номинация «Творческая работа учащихся 9-11 классов и учреждений начального и среднего профессионального образования»
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ –
ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
Автор: Сульженко Наталья Сергеевна, ученица 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Научный руководитель: Гречишникова Марина Анатольевна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка, литературы и МХК
п.г.т. Уренгой
2012 год
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ –
ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
Сульженко Наталья Сергеевна
Аннотация
В марте 2012 года в средствах массовой информации храм Христа Спасителя в Москве упоминался неоднократно в связи с выступлением скандальной панк-группы Pussi Riot. Почему в стенах храма стала возможной подобная выходка? Почему все больше о главном храме страны приходится читать или слышать негативных отзывов (скандал с крещением дочери Филиппа Киркорова, аренда помещений храма для проведения VIP-корпоративов и т.п.). Как и когда в сознании русских людей произошла смена нравственных ценностей, подмена вечных категорий преходящими? Какой пример духовно-нравственного воспитания получает нынешняя молодежь?
В ходе работы был поведен социологический опрос жителей поселка Уренгой, который показал, что даже не все взрослые знают о месте нахождения Храма, большинство опрошенных в возрасте от 13 до 45 лет не знают, какому событию посвящен этот памятник архитектуры.
Были проанализированы отзывы участников Интернет-форумов и блогов на события, произошедшие в Храме в марте 2012 года. Большинство пользователей информационных сетей негативно относятся к подобным выходкам и бережно относятся к истории страны.
Автор работы не касается вопросов веры и религии. Цель исследования – рассказать о храме-памятнике значительному историческому событию – Победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Работа носит просветительский характер, так как автор убежден, что воспитывать уважение к культурному и историческому наследию необходимо и в форме публичных лекций, презентаций, виртуальных экскурсий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
I. Введение. | 3 |
II. Храм Христа Спасителя – памятник Победы в Отечественной войне 1812 года | 4 |
1. История создания | 4 |
2. Проект Карла Витберга | 5 |
3. Проект Константина Тона | 5 |
4. Строительство храма и архитектурные особенности | 5 |
5. Живопись в интерьерах | 7 |
6. Память об Отечественной войне 1812 года | 8 |
7. Послереволюционная история | 8 |
III. Заключение. Восстановление храма. | 10 |
Список литературы | 11 |
Приложение 1. Список Плит Храма Христа Спасителя. | 13 |
Приложение 2. Стихотворение Н.В. Арнольда «Прощай, хранитель Русской славы…» | 14 |
I. Введение.
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Евангелие от Матфея
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других – течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора – таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве – была яркой, бурной и поистине трагической.
Мысль о строительстве храма родилась в ходе Отечественной войны с Наполеоном и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм – памятник Христу-Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. В стенах собора исполнялась музыка П.И. Чайковского и П.Г. Чеснокова, звучал голос прекрасных русских певцов Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный факт, что памятник такого высокого нравственного значения был разрушен.
Восстановленный Храм в наши дни по-прежнему является главным храмом страны. К нему невольно приковано внимание не только верующих, но и всех, кому не безразлична история России. 19 ноября 2011 года в Москву в храм Христа спасителя был привезен пояс Пресвятой Богородицы. К храму со всей страны стекались толпы паломников. Люди по 17 часов ждали, чтобы иметь возможность приложиться к святыне.
И уже в марте 2012 года новое сообщение о Храме в средствах массовой информации. Произошло ЧП: прямо перед иконостасом, скрыв под масками лица, участницы скандально известной панк-группы Pussy Riot устроили «концерт». Молодые девицы в разноцветных колготках влезли в алтарную часть храма Христа Спасителя, куда ни один верующий человек никогда не ступит, и спели местами глупую, местами смешную, но в целом оскорбительную для верующих песню. Вакханалию остановили охранники Храма, затем прибыла полиция.
Как такое стало возможным? Почему помещения Храма сдаются в аренду для проведения корпоративов и свадеб? Почему в Вербное воскресенье (один из главных христианских праздников) Храм был закрыт для верующих в связи с крещением дочери Филиппа Киркорова? Что же происходит в сознании поколения 90-х и 2000-х? Что стало с «загадочной русской душой»? Почему подобное святотатство стало возможным в XXI веке?
Тема, выбранная мною, актуальна сегодня, как никогда. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения решается на государственном уровне. В школах вводят новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». В государственных стандартах нового поколения и Концепции модернизации Российского образования вопросы нравственного, патриотического, гражданского воспитания занимают важнейшее место. 2012 год объявлен годом Российской истории. Кроме того, именно в 2012 году страна готовится отпраздновать 200-летие Бородинского сражения (кстати, на Бородинском поле еще совсем недавно распродавали участки земли под строительство элитных коттеджей!).
Сохранение культурного наследия, исторических ценностей, нравственных заветов в наших силах. Если вести просветительскую работу, привлекая к этому молодежь, проводить публичные лектории, презентации, заочные и виртуальные экскурсии, показывать значение того или иного архитектурного или художественного памятника, можно воспитать настоящих граждан России, горячо и преданно любящих свою родину, истинных патриотов.
Проведенный мною опрос населения п.г.т. Уренгой (всего 125 человек в возрасте от 13 до 50 лет) показал, что 95% небезразлична история страны и ее будущее и они хотят знать о своем Отечестве как можно больше. В то же время 86% опрошенных не знают, какому историческому событию посвящен Храм Христа Спасителя. 2% решили, что этот храм-памятник вообще находится в Иерусалиме.
Цель моего исследования – познакомить читателей с удивительной историей создания и жизни Храма, его архитектурными особенностями, росписью интерьеров, а также рассказать о его культурном и историческом значении для России.
II. Храм Христа спасителя – памятник Победы в Отечественной войне 1812 г.
1. История создания.
С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, «на поле брани за Веру и Отечество живот свой положившие», как гласит заупокойная молитва об убиенных и от ран скончавшихся воинах.
В храмах-памятниках нашло выражение одно из главных правил православной духовной жизни – благодарность Богу и людям, благодарность воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину. Например, храм-памятник в честь преподобного Сергия Радонежского был воздвигнут на Куликовом поле. Казанский собор (в честь Казанской иконы Божией Матери) на Красной площади был построен в память об освобождении России от польско-литовского нашествия. В конце XX века в Москве на Поклонной горе был сооружен храм Святого великомученика Георгия Победоносца – в честь победы России над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа. Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!». Высказанная в царском Манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
Но только спустя 5 лет, 12 октября 1817 года, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. Был проведено 2 конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, К. Витберг, В. Стасов. По замыслу автора первого храма, архитектора Карла Магнуса Витберга, храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен был быть виден из любой точки города.
2. Проект Карла Витберга
Проект храма Христа Спасителя предусматривал возведение на Воробьевых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, несколько тяжеловесных формах ампира[1]. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москва-реке, каменную набережную.
Но осуществление грандиозного замысла оказалось невозможным – почва на склонах Воробьевых гор «плыла», грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался плохим руководителем робот, строительство неоправданно затянулось, и вскоре специальная комиссия вынуждена была констатировать многочисленные злоупотребления на строительстве храма. Витберг фактически был обвинен в казнокрадстве, его имущество было конфисковано, а сам он был сослан в Вятку.
3. Проект Константина Тона.
Строительство храма на долгие годы остановилось. К тому времени в архитектуре уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. Зарождались идеи «русского стиля», их подхватил и попытался воплотить в жизнь русский архитектор Константин Андреевич Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа Спасителя, являются «фасадической» попыткой «одеть» формы классицизма в древнерусском стиле. Это направление получило в архитектуре название «эклектика»[2]. Состоялся второй конкурс, в котором принимали участие К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил проект храма, составленный Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на Алексеевском холме возле берега Москва-реки. На месте закладки храма в знак преемственности был заложен камень первого храма, который начал строить Витберг, а Николай I собственноручно уложил закладную доску.
4. Строительство и архитектурные особенности.
Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1846 году был возведен свод главного купола. Три года спустя завершились работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительство было закончено и храм явился перед москвичами во всем своем величии. Еще 20 лет потребовалось на роспись и отделку храма. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма. Для сооружения храма использовали белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы[3], украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварц, разноцветные мраморы.
Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, И.М. Прянишниковым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
В плане храм Христа Спасителя представляет собой равноконечный крест – символ подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя Ему, положил жизнь за Веру и Отечество. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения - 103,5 метра, Площадь росписи Храма - более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом. Площадь 6805 квадратных метров, а диаметр главного купола 25,5 метра. Во время богослужения в храме могут находится 10000 человек. Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. Они также были покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны были выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф.П. Толстого. Основная тема рельефов Ф.П. Толстого – русские святые. Скульпторы также изображали Христа Спасителя и святых – небесных покровителей царской фамилии. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов, из них внизу – 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон. Правый предел храма был посвящен Николаю Чудотворцу, а левый – Александру Невскому. На четырех колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда. (1 пуд = 16 килограммов).
Таким образом, в храме последовательно развивается следующая композиция:1) от земной жизни Иисуса Христа к основанию Церкви, 2) история Вселенской Церкви до Крещения Руси и 3) история христианской России от Крещения до Отечественной войны 1812 года. События последней символически означены как в образах святых, в чьи праздники совершились важные бои, так и в устройстве нижней обходной галереи, ставшей мемориалом войны. Шатровый иконостас, созданный при участии святителя Филарета, стал главным символом храма – восьмигранная часовня из белого мрамора с восемью главками, внутри которой находится престол, знаменовала пещеру Гроба Господня. Кроме того, она образно повторяла форму храма Покрова Божией Матери, что на Рву, а огромное внутреннее пространство храма Христа Спасителя символизировало Красную площадь с ее образом апокалиптического Нерукотворного Храма.
Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средняя значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двумя устроенными в них придельными храмами: во имя Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 над хорами и 8 в коридоре.
Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы). Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям.
5. Живопись в интерьерах.
Развитие сюжета Храма начинается с востока, где в алтаре представлена роспись, повествующая о земной жизни Господа и основании Церкви. Далее по часовой стрелке движение следует на юг, в Никольский придел, где повествуется об истории Вселенской Церкви в IV-X в.в., от Никейского Собора до времени Крещения Руси (Именно там находятся монументальные суриковские полотна о Семи Вселенских Соборах). Следующее, западное крыло, посвящено Русской Православной Церкви. Заканчивается этот исторический цикл в северном крыле, в приделе св. Александра Невского, где представлена история Государства Российского под сенью Православной Церкви и исповедуется симфония Церкви и государства.
В храме Христа был возрождён своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичных для древнерусского храма. Нижние части стен храма были облицованы мрамором.
Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный, богатый и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны. Получил широкое распространение приём использования многоцветных орнаментов на золотом фоне. Перед вошедшим в храм Христа Спасителя открывалось грандиозное и величественное зрелище. Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находился уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. В нижнем ярусе иконостаса находилась икона с изображением Вседержителя. Второй ярус также по традиции был посвящён Господним и Богородичным праздникам. Иконы 3-его яруса изображали новозаветную церковь, четвёртый - ветхозаветную - праотцев и пророков. Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле. На своде алтаря был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный сиянием, семью божественными его дарами и группами серафимов. Росписи центрального подкупольного пространства посвящены идее божественного миро устройства. В своде главного купола находилось изображение Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого Бога.
Нижний коридор храма предназначался для увековечивания событий и действующих лиц русской истории. Живопись в нижнем коридоре представлена иконами в киотах, соотносящихся с важнейшими событиями 1812-1814 годов. Стены и пол коридора, как и всего храма, облицевали ценными породами мрамора. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня - лабрадора и разных пород итальянского мрамора, создавая очень нарядный красивый рисунок. Перед иконостасом пол поднимался на семь ступенек, образуя солею, отделенную от остальной части храма бронзовой решеткой.
Для освещения середины храма в дни праздничных и торжественных богослужений было устроено освещение в 148 свечей, расположенных в три яруса. В восьми малых хорных арках западного, северного и южного крыльев - восемь люстр в 43 свечи.
26 мая 1883 года Храм был, наконец, освящен.
6. Память об Отечественной Войне.
Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, Храм отчасти является и памятником-музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом прядке излагались описания сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды (См. Приложение 1. Список плит Храма Христа Спасителя). На стенах храма можно было прочитать тексты манифестов той эпохи – от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы России до манифеста о взятии Парижа, низложении Наполеона и заключении мира. В четырех мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812-1814 годов. А на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники Александру I, М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю-де-Толли и основателю храма Николаю I . С южных сторон у спуска к Москва-реке планировалось поставить два обелиска из трофейных орудий: один – из орудий, захваченных в 1812 году, а второй – из орудий, отбитых в заграничной компании 1813-1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены.
7. Послереволюционная история.
История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III. Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера». Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.
Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале-мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.
13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М.И. Калинина, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Совокупность некоторых юбилейных дат также стала причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно. Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны. После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории. Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь – срам».
И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму (См. Приложение 2). Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.
III. Заключение. Восстановление храма.
... взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России
Владимир Солоухин «Последняя ступень»
Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце 1980-х годов. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ президента Российской Федерации «О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве». Проект был подготовлен Алексеем Денисовым. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. В 1997 году храм был восстановлен.
История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик – Храм Христа Спасителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Список Плит Храма Христа Спасителя.
Приложение 2. Стихотворение Н.В. Арнольда «Прощай, хранитель Русской славы…»
Николай Владимирович Арнольд, потомок С.Т. Аксакова, написал стихотворение «Храм Христа Спасителя». Москвичи, все те, кому дорога была эта русская святыня, переписывали его от руки, передавая друг другу.
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион -
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут -
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.
Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков - это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
[1] Ампи́р (от фр. empire – «империя») – стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.
Волшебная фортепианная музыка
Девчата
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Дерево в снегу
Астрономический календарь. Январь, 2019 год