В исследовании ученица знакомит нас с произведениями писателей и поэтов начала XIXвека, выясняет, как отражается тема Отечественной войны 1812г. в русской литературе,
выявляет разнообразие жанров литературы началаXIXвека, предлагает погрузиться в мир художественных образов и средств выразительности языка литературных произведений.
Автор показывает, как факты биографии поэтов и писателей нашли своё отражение в произведениях Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И.Глинки, Н.Карамзина, баснях И.А. Крылова, Д. И. Давыдова. Особый интерес представляет мемуарная литература - «Письма русского офицера» Фёдора Глинки, военные записки М.Ф.Орлова, «Дневник партизанских действий 1812г.» Дениса Давыдова, книга Надежды Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России».
Вложение | Размер |
---|---|
1812god.referat_konkurs.doc | 492 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.п.п. Звёздный»
Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Всероссийский конкурс, посвящённый 200-летию
Отечественной войны 1812 года
«Недаром помнит вся Россия»
Исследовательская работа
Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века
Выполнила ученица11 класса
Геляхова Зухра Мухтаровна
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Калайтанова Наталья Владимировна
2012 год
Приложение 1.
Автор материала (ФИ) | Геляхова Зухра Мухтаровна |
Класс | 11 |
Учитель (ФИО) | Калайтанова Наталья Владимировна |
Образовательное учреждение | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики |
Название материала | Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) | Текстовой документ |
Цели, Задачи материала | Цель работы: глубоко, детально рассмотреть художественные произведения поэтов и писателей Отечественной войны 1812 года, выяснить основные темы и особенности средств выразительности языка их произведений, показать, как отражается народный характер Отечественной войны в русской литературе начала XIX века, ясно представить, что за уникальное явление литература периода Отечественной войны XIX века. Задачи: -познакомиться с произведениями писателей и поэтов начала XIX века; -выяснить, как отражается тема Отечественной войны 1812г. в русской литературе; -выявить разнообразие жанров литературы начала XIX века; -познакомиться с художественными образами и средствами выразительности языка литературных произведений; -показать, как факты биографии авторов нашли своё отражение в их произведениях; -проанализировать литературоведческие произведения, отражающие данную тему и заведомо выходящие за пределы программы; -попытаться самостоятельно проникнуть в ткань лирического прозаического повествования, размышлять в контексте изучаемой темы. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники |
1. Емельянова Л.,Орнатская Т.России верные сыны. – Л.: Художественная литература, 1988. 2. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М.: Просвещение, 1974. 3. Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы. – М.: Просвещение, 1989. 4. Архипов В. Поэзия подвига. М.: Правда, 1969. 5. «Русские писатели». Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1971. 6.Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. - М: Просвещение, 1956. 7. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. – М., 1983. 8. Дурова Н.А. Избранное. – М.: Просвещение, 1984 9. Жуковский В.А. Избранное. – М.: Тера – Книжный клуб, 2001. 10. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: книга о русских поэтах. – М.: Современник, 1972 11. Михалков С. Литература. Время. Жизнь. – М.:: Детская литература,1978. 12. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – Санкт-Петербург: Научно-исследовательский центр «Альфа», 1993. 13. Балязин В. Расцвет Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. |
План.
2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.
2.2 Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.
2.3 Героико-патриотическая тема в творчестве К.Н. Батюшкова.
2.4 Поэт-баталист эпохи наполеоновских войн - Денис Иванович Давыдов.
2.5 Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.
2.6 Военные песни Ф. Глинки и ода Н.Карамзина – предостережение всем царям.
2.7 Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.
2.8 Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова
2.9 Жанр военных записок, дневников, писем, путешествий.
«Письма русского офицера» Фёдора Глинки.
2.10 «Мемуарный взрыв» в тридцатые годы 19 века. Записки М.Ф.Орлова о капитуляции Парижа.
2.11 «Дневник партизанских действий 1812г.» Дениса Давыдова - образец военной публицистики прогрессивного направления.
2.12 Дивный феномен нравственного мира героини книги Надежды Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России».
Тема моего реферата – «Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века».
На протяжении нескольких лет мы изучали программные произведения, посвящённые этой животрепещущей теме. Это и басни И.А.Крылова («Кот и повар», «Волк и ягнёнок», «Обоз»), и стихотворения М.Ю.Лермонтова («Великан», «Бородино»), А.С.Пушкина. А кто не слышал о лихом и отважном поэте-партизане Денисе Давыдове. Мне захотелось как можно больше узнать о поэтах и писателях, участниках Отечественной войны 1812 г. Углубившись в изучение этой темы, я почувствовала, как произведения и ранее неизвестные мне сведения о них целиком поглотили меня, заворожили моё сознание и душу. Поразили замечательные художники слова, с огромным мастерством воплотившие жизненную правду событий тех лет, покорили их произведения своей значительностью и масштабностью событий, образный язык, тонкий глаз художника, умение выбрать самое характерное.
Работая над рефератом, я обратилась к литературоведческим источникам, рукописным материалам, произведениям живописи.
В статье «России верные сыны» Емельяновой Л., Орнатской Т. авторы исследуют характер и особенности поэзии поэтов, известных мне по школьным урокам и внеклассным мероприятиям (В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Р.Державина), но неподдельный интерес вызвали произведения и факты биографии не изучаемых на уроках авторов (К.Н.Батюшкова, Фёдора Глинки, Дениса Давыдова. Создавая свою лирическую, патриотическую исповедь, поэты и писатели подчёркнуто акцентируют приметы времени, связь биографии с историей государства. Жизнь для лирического героя и автора – любовь к своей Родине, борьба за её свободу, восхищение героическими подвигами лучших её сыновей.
Кузьмин А.И. в литературоведческом исследовании «Героическая тема в русской литературе» утверждает: « В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».
Балязин В. в книге «Расцвет Российской империи» говорит о том, что «по окончании Отечественной войны в «военной литературе» наступает некоторое затишье, вполне естественное и объяснимое: великая национальная эпопея требовала глубокого осмысления». Он высказывает мысль, отличающуюся своей гуманностью: «Преступление Наполеона тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье».
Актуальность работы заключается в том, чтобы обратиться к произведениям авторов, чьи произведения вскользь упоминаются или не изучаются в школе. О которых мало кто слышал, но у которых можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть прежде всего гражданином своей страны. Современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Писателей начала 19 века можно по праву назвать хорошими учителями жизни.
Цель работы: глубоко, детально рассмотреть художественные произведения поэтов и писателей Отечественной войны 1812 года, выяснить основные темы и особенности средств выразительности языка их произведений, показать, как отражается народный характер Отечественной войны в русской литературе начала 19 века, ясно представить, что за уникальное явление литература периода Отечественной войны 19 века, проявить творческий труд в виде презентации и реферата; ориентироваться в потоке информации
Задачи:
-познакомиться с произведениями писателей и поэтов начала 19 века;
-выяснить, как отражается тема Отечественной войны 1812г. в русской литературе;
-выявить разнообразие жанров литературы начала19 века;
-познакомиться с художественными образами и средствами выразительности языка литературных произведений;
-познакомить с принципом комплексного подхода в создании реферата;
-показать, как факты биографии авторов нашли своё отражение в их произведениях;
-проанализировать литературоведческие произведения, отражающие данную тему и заведомо выходящие за пределы программы;
-попытаться самостоятельно проникнуть в ткань лирического прозаического повествования, размышлять в контексте изучаемой темы;
-использовать ИКТ при оформлении работ.
Объект исследования – народный характер Отечественной войны начала 19 века.
Предмет исследования – выявить отличительные черты в произведениях Г.Р.Державина, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Глинки, Д.Давыдова, Н.Дуровой, показать разнообразие художественных образов в их произведениях.
Гипотеза состоит в том, что если мы осуществим поставленные цели и задачи, то можно доказать, что произведения авторов начала 19 века стали заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения, это было время развития передовой общественной мысли. Попытаемся показать огромный мир художественных средств и образов, открыть поэтов и писателей, ровесников Отечественной войны 1812г., современному читателю.
Новизна в том, что был проведён самостоятельный анализ произведений писателей и поэтов, чтобы открыть новые грани их творчества, сделана цитатная классификация, на основе которой выявлены особенности образа лирического героя, его активная гражданская позиция; рассмотрены произведения мемуарного жанра, которые составили широчайшую и многокрасочную панораму тех далёких событий, созданную лишь ими, «людьми двенадцатого года».
Методы исследования. В работе использован теоретический метод( анализ художественных произведений писателей и поэтов, критической литературы, документальной прозы), эмпирический (сбор и анализ информации, самонаблюдение ), презентация полученного продукта, выводы.
2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века.
2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть, чем в рабстве жить.
Мы вперёд, вперёд, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрём!
Ф.Н Глинка
В первый день нового, 1813 года русская армия, преследуя остатки разгромленных наполеоновских войск, перешла Неман, Театр военных действий переносился на территорию Западной Европы. Впереди был ещё долгий и трудный путь, тяжёлые кровопролитные сражения, но самый главный, самый драматический период борьбы с наполеоновским нашествием был завершён: здесь, на берегах Немана, для России закончилась Отечественная война.
Современник и участник войны Сергей Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, - утверждал он, - может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».
Истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что всё это и в самом деле могло быть в достаточно полной мере осознано лишь со временем, через годы и годы.
Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося времени развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.
В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром.
Народ, развратом воспоённый,
Грозит нам рабством и ярмом!
……………………………………
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,
Пойдём – и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях!
( Ф.Глинка. «Военная песня, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)
В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».
Современному читателю, вероятно, покажется несколько странным тот факт, что, широко откликаясь на события, связанные с войной, поэзия той поры не даёт, как правило, конкретного изображения самих событий. Воспевая, например, Бородинское и Смоленское сражения, поэт не стремится запечатлеть какие-либо характерные их подробности, а создаёт картину некоего условного сражения, картину, в которой от реальной исторической действительности сохраняются лишь имена; всё же остальное – аллегории, символы, мифические уподобления.
Кутузов, как Алкид,
Антея нового в объятиях теснит.
От оживляющей земли подняв высоко,
Собраться с силами ему он не даёт,
Стенающий гигант, вращая мутно око,
Ещё упершеюсь ногою в землю бьёт.
…………………………………………….
Чудовища ему послушны, -
Подобье басенных кентавров и химер –
Лежат вокруг его изъязвлены, бездушны.
Там Витгенштейн троим драконам жало стёр.
( А.Востоков «К россиянам»)
Это был стиль эпохи, монументальный стиль русского классицизма, уходящий своими корнями в 18 век, в поэзию Ломоносова, Державина. Время Отечественной войны было его звёздным временем, его звёздным часом, ибо именно его монументальные формы, его мощная и многокрасочная палитра оказались созвучны тому высокому гражданско-патриотическому пафосу, который отличал русскую поэзию двенадцатого года.
Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса.
Открылась тайн священных дверь!
Исшёл из бездн огромный зверь,
Дракон иль демон змеевидный;
Вокруг его ехидны
Со крыльев смерть и смрад трясут,
Рогами солнце прут;
Отенетяя вкруг всю ошибами сферу,
Холмят дыханьем поит,
Льют ночь на горизонт
И движутся ось всея вселены.
Бегут все смертные смятенны
От князя тьмы и крокодильных стад.
Они ревут, свистят и всех страшат…
Перед « князем тьмы», всё трепещет, всё падает ниц. И лишь один – один во всей вселенной – обнажает против него карающий меч. Это вождь Севера, «смиренный, кроткий, но челоперунный» агнец, который и поражает змея-исполина. На этот необъятный вселенский фон поэт и проецирует конкретные исторические события, прозревая в них некий высший смысл, некое указание мировой Судьбы. Аллегории, олицетворения, библейские и мифологические ассоциации, к которым он обращается на протяжении всего своего повествования, порой излишне сложны, неясны, а то и просто темны; громоздок, тяжёл, архаичен во многих местах и стиль его описаний и рассуждений. Но это – Державин. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» - всё это делает его «Гимн» одним из самых значительных произведений того времени.
2.2 Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.
В первые же дни войны уехал в Москву и вступил в Московское ополчение в чине поручика В.А.Жуковский. В день Бородинского сражения он находился в резерве, в двух верстах от боя. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Жуковский встречался в Тарутине со многими генералами – прославленными полководцами Отечественной войны, здесь он воочию видел, как после тяжёлого морального поражения, связанного с оставлением Москвы, креп и рос дух русской армии. Автор «Походных записок русского офицера» И.И.Лажечников (впоследствии один из виднейших русских писателей) вспоминал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили сию пиесу наизусть. Верю и чувствую теперь, каким образом Тиртей водил к победе строи греков. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!». Пзаном, то есть ритуальным военным гимном древних греков, называл стихотворение Жуковского и П.А.Вяземский.
Необычный успех стихотворения объяснялся, конечно, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность. Лёгкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства – всё это заметно выделяло «пзан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжёлые латы классицизма. Но, пожалуй, самое главное, в чём современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развёрнутой перед ними поэтом. Они впервые ощутили своё время, свой мир, наконец, свою войну – ту самую, которая была их грозным сегодняшним днём.
Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определённую долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей»,1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов. Однако в полной мере, используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идёт к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военная галерея Зимнего дворца. В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живёт единой жизнью, ведя общий счёт и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко своё, личное, читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведёт рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.
Жуковский «внёс в произведение, близкое оде по своему строю и по теме . и по стилистическим частностям, элементы элегии». Образ родины окрашен в элегические тона:
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям. В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».
2.3 Героико-патриотическая тема в творчестве К.Н. Батюшкова
Одним из талантливых поэтов начала 19 в., посвятившим героической теме много произведений, был Константин Николаевич Батюшков. 1812год вызвал в творчестве поэта военные темы. События той эпохи существенным образом сказались на лирическом содержании произведений Батюшкова, расширив их идейно-тематический и жанровый диапазон. Захваченный патриотическим подъёмом, поэт, будучи в отставке, решил вновь пойти на военную службу: «Я решился, и твёрдо решился, - писал он в октябре 1812г. П.А.Вяземскому, - отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишённое покоя ужасными происшествиями нашего времени».
Суровая действительность, войны, связанные с нею неизбежные страдания внесли в поэзию Батюшкова трагические ноты. Напряжённое звучание героико-патриотическая тема приобретает в послании «К Дашкову» (1813г.) В это время русское общество ещё находилось под впечатлением московского пожара 1812г. По дорогам России брели беженцы, возвращавшиеся на пепелища. Поэт три раза посетил сожжённую Москву. В послании «К Дашкову» он раскрывает своё душевное состояние при виде страдающей родины:
Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительные кары,
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары;
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных;
Я на распутье видел их…
От лица пострадавших Батюшков гневно клеймит завоевателей. Он отвергает совет Дашкова продолжить интимную лирику, отчётливо осознаёт свою гражданскую миссию поэта в годину тяжких испытаний, выпавших на долю народа и общества:
Нет, нет, талант погибни мой,
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
Батюшков говорит, что не может продолжать темы наслаждения любовью и радостями жизни, пока родина находится в опасности. Послание Батюшкова исполнено проникновенного лиризма.
2.4 Поэт-баталист эпохи наполеоновских войн - Денис Иванович Давыдов.
Одним из наиболее популярных поэтов-баталистов эпохи наполеоновских войн был Денис Иванович Давыдов, инициатор партизанского движения в Отечественную войну. Д. Давыдов был членом литературного кружка «Арзамас». За ходившие в списках политические басни «Голова и ноги», «Река и зеркало» поэт был переведён из кавалергардов в захолустный гусарский полк квартировавший на Украине. От политической сатиры Д.Давыдов перешёл к поэзии. Три стихотворных послания к сослуживцу А.П.Бурцеву прославили его как поэта, родоначальника гусарской лирики. В центре её «певец-герой», гусар, лихой рубака, исполненный мужества и смелости, всегда готовый к защите родины. У Давыдова все произведения представляют один биографический цикл, героем которого является гусар-партизан, любитель дружеской беседы за бутылкой вина, поклонник красивых женщин и литературы. В стихах всё личное, лирическое. Пушкин писал о Давыдове:
Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров
И пылкую потеху драки,
И завитки своих усов…
В батальной поэзии Д.Давыдов открыл новую страницу. Он продолжал поэзию 18в. С её описанием войны, грома пушек и ружейной трескотни. Но все эти традиционные мотивы оказались в его стихах только фоном для изображения бытовых картин. А Бестужев в «Полярной звезде» писал о его поэзии: «Амазонская муза Давыдова говорит откровенными наречиями воинов, любит беседы вокруг пламени, бивуака, и с улыбкой рыщет по полю смерти. Слог партизана-поэта быстр, картинен, внезапен». Рецензенты отмечали «народность» стихотворений Д.Давыдова.
Если для Батюшкова война – «красота ужаса», то для Давыдова война – это разгул чести. В письме к Н.Языкову сам Д.Давыдов говорил о себе как об «одном из самых поэтических лиц русской истории». Созданный Давыдовым образ поэта-гусара является характерным для военной темы в русской литературе первой трети 19в. Это не только лихой рубака, но и человек свободомыслящий, враг насилия над личностью. В своей поэзии Давыдов отразил рост самосознания в русской армии.
2.5 Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.
На фоне высокохудожественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И.А.Крылова. Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова – удивительное исключение. Особый цикл социально-политических басен посвящён Отечественной войне 1812 года. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и повар», «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».Не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошёл к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на неё с такою отчётливостью, с какою это сделал великий русский баснописец. Один из красноречивейших примеров в этом отношении – знаменитая басня «Ворона и курица».
Уже в экспозиции басни Крылов проводит мысль, отчётливо противостоящую точке зрения правительственных кругов, - мысль об исторической правоте М.И.Кутузова, который, «противу дерзости искусством воружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову, понимает его в этом нелёгком, но единственно верном решении – оставить древнюю русскую столицу.
Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Знаменательный разговор происходит между двумя обитательницами московских подворий – Вороной и Курицей:
Ворона с кровли тут на всю эту тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? –
Ей с возу Курица кричит. –
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». –
«Мне что до этого за дело? –
Вещунья ей в ответ. – Я здесь останусь смело.
Вот ваши сёстры – как хотят;
А ведь ворон не жарят, не варят;
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, ещё удастся поживиться
Сырком иль косточкой…»
Разговор и в самом деле знаменательный. Ибо в этом простодушном диалоге двух «простодушных птиц» с предельной, поистине притчевой ясностью обнажается суть одной из сложных и весьма болезненных нравственно-социальных ситуаций того время, ситуации, в которой проявляется поразительное несовпадение интересов различных слоёв русского общества в их отношении к великому общенациональному делу – защите Отечества. В беззаботных речах вороны – не просто беспечность существ а, привыкшего жить «как бог на душу положит». Смысл их гораздо глубже, определённее, коварнее. За их внешним легкомыслием – лукавый умысел, тайная надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить, - словом, всё то, что достаточно определённо проявилось в социальной психологии известной части высшего общества того времени. Толкование басни допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов, - это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут.
Тонкая и острая эпиграмма скрыта в басне «Щука и кот», эпиграмма на адмирала Чичагова, неумелые действия которого позволили Наполеону выскользнуть из окружения ан Березине.
В переломный момент войны, когда выяснилось, что вторгшуюся в пределы России наполеоновскую армию ждёт гибель, была написана басня «Волк на псарне». Раньше в образе волка Крылов представлял врага крепостного крестьянина – помещика. В этой басне волком представлен Наполеон – внешний враг России. Традиционному басенному значению хищника Крылов сумел придать яркую жизненность. В образе ловчего дан обобщённый образ умудрённого опытом человека, знающего цену красивым словам и предпочитающего разговаривать с хищником, предварительно сняв с него шкуру. В ловчем все без труда узнали М.И. Кутузова. Нетрудно заметить, что фигура ловчего сродни образу убелённого сединами, старого воина у Державина в басне «Бойница и водопад». В басне Крылова содержится намёк на замысел старого полководца уничтожить всё «нашествие»: «с дубьём в руках» (партизанская война) и с ружьём (действия армии). Басню «Волк на псарне» хочется назвать эпической – настолько отчётливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. Не случайно, как свидетельствует один из современников, она так нравилась самому Кутузову. И.А.Крылов, собственною рукою написав басню «Волк на псарне», отдал её княгине Катерине Ильиничне, а она при письме своём отправила её к светлейшему своему супругу. Однажды после сражения под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец сел на открытом воздухе, посреди приближённых к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню Крылова и прочёл её вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесённых им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду.
Александр1 и придворное окружение обвиняли Кутузова в нерешительности и медлительности в борьбе с Наполеоном, хотя было известно, что старый полководец обдумывал каждое своё решение, подвергал строгому расчёту каждый шаг и никогда не вступал в бой, если можно было уничтожить врага минервами и хитростью. Стремление молодых малоопытных генералов поучать Кутузова после оставления Москвы французами отразилось в басне «Обоз: спуская воз с горшками под гору, добрый конь не давал ему катиться очень быстро, чтобы не побить хрупкой поклажи».
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг…
Мораль басни прямо адресовалась к хулителям Кутузова:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Басни Крылова воспитывали в народе идеал гражданина и патриота, они написаны как реалистические сцены из жизни.
2.6 Военные песни Ф. Глинки и ода Н.Карамзина – предостережение всем царям.
По окончании Отечественной войны в «военной литературе» наступает некоторое затишье, вполне естественное и объяснимое: великая национальная эпопея требовала глубокого осмысления. В самом изображении войны довольно долго продолжает господствовать прежняя традиция. И это тоже понятно: о войне пишут её современники, и неудивительно, что они лишь как бы продолжают свою прежнюю, давно определившуюся тему.
Так, например, Ф.Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 года у стен Смоленска, после войны создаёт целую «сюиту», отразившую наиболее значительные события Отечественной войны – битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») и др. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности – события угадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют, пожалуй, только стихотворения, посвящённые Д.Давыдову, А.Сеславину, А.Фигнеру, особенно последнему, гибель которого описана весьма проникновенно и ярко.
Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по тем временам, ориентация Ф.Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен, о чём он специально говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Но «народность военных песен Глинки условна. Рассчитанные не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и «думы»».
Заметным явлением той поры стала ода Н.Карамзина «Освобождение Европы и слава Александра1» (1814). Оставаясь в пределах традиционного изложения «истории Наполеона» и традиционных его характеристик (злодей, тиран, лютый тигр, не человек и т.п.), Карамзин последовательно проводит знаменательную мысль о том, что фигуры, подобные Наполеону, тем более одиозны, что находятся в вопиющем противоречии с духом времени, что
Сей лютый тигр, не человек,
Явился в просвещённый век.
Он явился в то время, когда
Уже гордились мы Наукой,
Уже плодом, добра порукой
И славились искусством жить;
Уже мы знали, что владетель
Отцом людей обязан быть,
Любить не власть, но добродетель;
И что победами славна
Лишь справедливая война.
Преступление Наполеона тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье. В этом-то и заключалась самая суть мысли Карамзина – в предостережении всем царям, в том числе и Александру1, хотя как раз он и представлен здесь как орудие Провидения, просвещённый властитель, способный оградить незыблемые права человека. Утверждая должное как уже достигнутое, поэт, по существу, обязывает царя блюсти эти права.
2.7 Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.
Обновление темы Отечественной войны, новый её поворот начинается с Пушкина. В юношеских своих стихотворениях Пушкин ещё во многом следует традиции, своим знаменитым предшественникам - в особенности Державину, чья тяжёлая лира слышится и в «Воспоминаниях в Царском Селе», и в стихотворениях тех же лицейских лет: «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году» и «Наполеон на Эльбе».
Однако уже в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выводит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления её в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных исторических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.
Принципиальным художественным открытием Пушкина стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознёс его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной, но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит прежде всего в том, что он предал лучшие идеалы человечества лучшие его надежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рождённого и вознесённого революцией».
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал, -
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
…………………………….
И обновлённого народа
Ты буйность юную смирил,
Новорождённая свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил…
Именно в этом видит поэт самое тяжкое и самое роковое преступление Наполеона, преступление, с которого и началось пусть ещё не близкое, но уже предопределённое и неотвратимое падение узурпатора. Это был очень важный акцент, важный поворот темы, потому что сама победа русского народа над Наполеоном приобрела теперь и совершенно иной масштаб, и совершенно новый исторический смысл, представ не только как победа над завоевателем, но и как победа над тираном, «похитителем свободы». Поэтому, клеймя тирана, Пушкин воздаёт ему хвалу за то, что
…он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
В словах «высокий жребий» заключается не только тот очевидный смысл, что русский народ был главной силой, сокрушившей всеевропейское владычество Наполеона, но и тот, что в ходе титанической борьбы с вражеским нашествием русский народ впервые осознал своё право на социальную свободу. Пять лет спустя об этом со всею определённостью заявит Николаю1 декабрист А.А.Бестужев. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, - напишет он в своём письме к царю из Петропавловской крепости, - тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии народной. Вот начало свободомыслия в России… Ещё война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Тогда-то стали говорить военные: «Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить её цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?»»
Как справедливо заметил Б.В.Томашевский, «размышления Пушкина о войне 1812 года никогда не были ретроспективными суждениями историка, это всегда – отклики на запросы современности. Особенно характерны в этом отношении произведения Пушкина 1830-х годов: «Перед горбницею святой», «Полководец» и прозаический этюд «Рославлев».
Стихотворение «Перед горбницею святой» было написано в 1831 году, когда в связи с польским восстанием в Европе, и прежде всего во Франции, стали раздаваться призывы к новому походу на Россию. Поэт напоминает о славе русского оружия, о народной войне, которую неизбежно встретит любой завоеватель, как встретил её некогда Наполеон. Клеветникам России, её заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на неё, поэт бросает гордый вызов:
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
В 1835г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», замечательное не только тем, что в нём воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая всё содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принёс земле чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шёл один ты с мыслию великой,
И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Объясняя эту историческую несправедливость вполне объективными причинами – недостатком народного доверия к иностранцу, Пушкин тем самым подчёркивал именно решающее значение этого доверия в судьбах Отечественной войны. «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, - писал он, поясняя смысл «Полководца», - один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог остаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один обличён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!»
2.8 Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова
Всего два года разделяют «Полководца» и лермонтовское « Бородино» (1837). «Всего» - потому что разделяют они не просто два произведения, а два поэтических поколения: поколение современников Отечественной войны и поколение тех, для кого она была уже весьма отдалённой историей. Впрочем, правильнее говорить о встрече поколений, потому что ещё в 1830-1831гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина». И как это ни парадоксально, но, пожалуй, именно на примере этих двух вариантов легче всего уяснить то новое, что принесло в тему Отечественной войны поколение Лермонтова.
По своему жанру «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Есть в нём и целый ряд характерных выражений, стилистических слитков, которые в «Бородине» станут своего рода опорными, ключевыми:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И мы погибнуть обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Однако это всё же лишь отдельные находки; общий же образный строй несёт на себе явственные следы условно-романтической палитры.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Или:
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
«Бородино» - верх стилистической цельности и изобразительности совершенства. Вероятно, здесь сказался и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было в другом – в безграничных художественных возможностях, которые открылись для поэзии с победой реализма. Это был принципиально новый уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее разнообразие изобразительных средств. Этот новый уровень станет той отправной точкой, с которой начнётся триумфальное шествие русского реализма во второй половине 19в.
1812г. Входит в родословную самого поэта. Поэт буквально прикован к этой великой дате, от которой он ведёт отсчёт времени и которой он соизмеряет своё время. 1812г. – это и мера времени, и мера человеческого достоинства. С ним, с 1812годом, связана коренная лермонтовская тема – тема народного богатырства и как характер народа и как его осуществление.
Лермонтов в «Бородине» - поэт масс, свершающих великое историческое деяние. Его поэма как по форме, так и по содержанию – автобиография народного подвига. Поэт говорит о главном народном герое поэмы, уже не безымянном. Имя ему – Москва. Поэма «Бородино» - поэма о Москве, в которой так много «слилось» и «отозвалось» «для сердца русского». Потому-то так самозабвенно и прозвучало: «Ребята, не Москва ль за нами?». «Бородино» несло в себе новые принципы художественного осмысления исторических событий, открывало нового героя истории, разрабатывало и находило новые средства его поэтического изображения. «Бородино» останется навечно исповедью богатырского духа, волеизъявлением народной гордости, поэмой, повествующей о нерушимости связи человека с родной землёй. Это и грандиозности образа Москвы, которая искупила великие, неисчислимые жертвы, и в заповеди патриотического многоборья с врагами («…до конца стоять…»), и того святого, молитвенного отношения к родной земле, которое так характерно для патриотизма масс.
Лермонтов заново открыл русскому обществу национальное значение Бородинского боя; он заново открыл народ как для истории, так и для самого народа. Это была огромная политическая и эстетическая победа. Поэт показал, на что способен народ в своей исторической самодеятельности и инициативе. Герой Лермонтова, солдат-артиллерист, включился в великую работу исторического мышления, оставаясь самим собой, со своим взглядом на вещи, со всеми особенностями своего языка и мышлении, то тип , характер крестьянина-солдата, «сеятеля и хранителя» своей земли, человека живого, обрисованного во весь рост. Поэма «Бородино» - это подвиг могучего ума и великого сердца.
2.9 Жанр военных записок, дневников, писем, путешествий.
«Письма русского офицера» Фёдора Глинки.
В годы войны 1812-1814гг. широкое распространение получил жанр военных записок, дневников, писем, путешествий.
В 1815-1816гг. вышли «Письма русского офицера» Фёдора Глинки. Книга представляла тем больший интерес, что это были не столько мемуары в собственном смысле слова, сколько живые репортажи о событиях, в которых довелось участвовать автору. «Окружённый шумом весенних бурь, - вспоминал он, - я посвящаю всё своё время одним обязанностям службы. Иногда только в минуты общего отдохновения, при свете полевых огней, часто на самом месте боя изливал я, как умел, мысли и чувства на бумаге». Подтверждал это и К.Н.Батюшков: «Один Глинка писывал в походе».
Замечательно, что уже в письме от 10 мая 1812г., писатель не только предсказывает скорое её начало, но и говорит о том, какова она будет, эта грядущая война: «Война эта должна быть необыкновенно ужасна!.. Наполеон, разгромив большую часть Европы, стоит, как туча, и хмурится над Неманом. Он подобен бурной реке, надменной тысячью поглощённых источников; грудь русская есть плотина, удерживающая стремление: прорвётся – и наводнение будет неслыханно! О, друг мой! Ужели бедствия нашествий повторятся в дни наши?.. Ужели покорение? Нет! Русские не выдадут земли своей! Если недостаёт воинов, то всяк из нас будет одной рукой водить соху, а другой сражаться за Отечество!»
В первые же дни войны он вступает в армию и принимает участие в боях под Смоленском. В письмах этих дней он рассказывает о беспримерном героизме защитников города, о широчайшем размахе народной войны, в которую на его глазах превращалась борьба с наполеоновским нашествием. «Мой друг! – пишет он. – Настают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный, после двухсотлетнего сна, пробуждается, чуя угрозу военную»
Восхищаясь храбростью и стойкостью русских солдат, мужеством и самоотверженностью народных ополченцев, пришедших под стены Смоленска, писатель, однако, испытывает иногда некоторое недоумение. Он явно озадачен тем фактом, что разрастающаяся день ото дня народная война не только не встречает в правительственных кругах должного признания, но, напротив, как будто даже пугает их. «Дух пробуждается, души готовы, - пишет он 19 июля. – Народ просит воли, чтоб не потерять вольности. Но война народная слишком нова для нас. Кажется, ещё боятся развязать руки. До сих пор нет ни одной прокламации, дозволяющей собираться, вооружаться и действовать где, как и кому можно».
Боевой путь Глинки идёт через войну. Писатель-воин постоянно в боях, в самых «горячих» местах – в арьергарде отступающих войск, в авангарде наступающих. Он участвует во всех главных сражениях двенадцатого года – под Смоленском и при Бородине, у Тарутина и под Красным, у Малоярославца и Вязьмы. Вместе со своим Апшеронским полком он проделывает весь заграничный поход русской армии 1813-1814гг.
Первые главы «Писем русского офицера» начали выходить ещё в 1812г. И сразу же привлекли к себе огромное внимание. «Письма эти, - вспоминал один из современников, - по появлении своём имели блистательный успех, они с жадностью читались во всех слоях общества, во всех концах России. Красноречивое повествование о свежих ещё, сильно волновавших событиях, живые, яркие картины, смело нарисованные в минуту впечатлений, восторженная любовь ко всему родному, отечественному и к военной славе, всё в них пленило современников. Я помню, с каким восторгом наше, тогда молодое, поколение повторяло начальные строки письма от 29 августа 1812г.: «Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение Бородинское»».
В 1839г. Глинка написал «Очерки Бородинского сражения – развёрнутое, красочное этой величайшей битвы Отечественной войны, описание, которое, по выражению В.Г.Белинского, «дышит чем-то гомерическим, как будто выхвачено из эпоса, и производит впечатление аналогическое с тем, которое производят на душу подвиги героев «Илиады»… Очерки главных действователей у г. Глинки ярки и живы; с неутомимым интересом, с сильным сердечным биением и усиленным пульсом следишь за каждым из них, отдаёшься ему весь, и забываешь на миг всё остальное. Общие взрывы описаны не менее живо и действуют с какою-то оглушительною силою». «Ксенофонту Бородина» - с такою надписью подарил Глинке В.А.Жуковский своего «Певца во стане русских воинов».
В конце 1820-х – начале 1830-х гг. Отечественной войны начинает возрождаться в произведениях исторической беллетристики. Первые опыты в этом роде – «Изидор и Анюта» А.Погорельского и «Вывеска» О.Сомова – правда достаточно скромны, но как первые подступы к теме они всё же заслуживают определённого внимания.
В 1831 г. Появляется роман М.Н.Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году». Это был настоящий, «полнометражный» исторический роман с широким охватом событий, с массой действующих лиц, с острым драматическим сюжетом. Современники проявили к нему живейший интерес. В предисловии к роману Загоскин писал: «… не изменилась наша привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне». В романе была живость изображения, хорошее знание русского быта, увлекательность повествования.
2.10 «Мемуарный взрыв» в тридцатые годы 19 века. Записки М.Ф.Орлова о капитуляции Парижа.
Тридцатые годы – время своеобразного «мемуарного взрыва». Одна за другой выходят книги воспоминаний участников Отечественной войны – прославленных героев, известных и не слишком известных литераторов, простых «самовидцев» тех или иных знаменательных событий. Одни из них были написаны давно, по горячим следам, и лишь теперь увидели свет. Другие явились результатом многолетней работы, но все вместе составили широчайшую и многокрасочную панораму тех далёких событий, которую могли создать лишь они, «люди двенадцатого года».
Почти тридцать лет пролежали в архиве Парижа записки М.Ф.Орлова о капитуляции Парижа, которую в марте 1814 г. От лица русского командования принимал их автор, талантливый военный деятель и дипломат, блестящий писатель и учёный, будущий декабрист Михаил Фёдорович Орлов. Написанные в 1810-хгг., сразу же после окончания заграничного похода, они и сегодня поражают художнической зоркостью, глубиной мысли и блеском стиля. Вот его рассуждения о национальном характере русских: «Русский употребляет рассудок свой иначе, чем француз. Горизонт его теснее, но взгляд более верен; он менее вещей усматривает вдруг. Но лучше и яснее видит цель, которой хочет достигнуть. Русский более твердыня, француз более удар; однако и тот и другой доказали, что когда они находятся под начальством искусного полководца, то эти качества в них не так исключительны, чтобы они не могли с успехом и славой перейти из одного в другое».
2.11 «Дневник партизанских действий 1812г.» Дениса Давыдова - образец военной публицистики прогрессивного направления.
В те же 1810-е гг. начал писать свои военные мемуары и Денис Давыдов. «Пишу, что я видел в течение 1812, 1813 и 1814 гг. и уже закончил первую часть, то есть до занятия Москвы. Занимаюсь теперь отступлением - обширное поле брани!!!» - пишет он в 1815г. Появление этих записок русский читатель ждал с особым нетерпением: имя знаменитого поэта-партизана было одним из славнейших имён двенадцатого года. Молва о его подвигах шла по всей России. Громкая известность поэта-гусара переросла в широчайшую славу национального героя.
Давыдов любил повторять, что он – «он поэт не по рифмам и стопам, а по чувству». Это было его стилем, его «почерком», который с особым блеском, с особой яркостью проявился в Отечественной войне, когда во главе крупных партизанских отрядов он совершил дерзкие рейды по тылам наполеоновской армии и одержал целый ряд блистательных побед. Одним из первых он ввёл в литературу описание партизанской войны. Его «Дневник партизанских действий 1812г.» является образцом военной публицистики прогрессивного направления.
Военный талант Давыдова высоко ценили крупнейшие русские полководцы – Кутузов, Багратион, Кульнев; сам же он более всего дорожил своей славой признанного партизанского вождя, одного из главных теоретиков партизанской войны как войны прежде всего народной. «В дневнике партизанских действий» он много говорил о тактике войны, о том, как важно для любого военачальника знать и понимать характер той борьбы, которую ведёт народ, знать и понимать «мысль народную». Давыдов описывал войну 1812г. как войну всенародную. Когда против неприятеля встал весь народ, от мала до велика. Такая трактовка войны была смелой и новаторской. Это было значительным шагом вперёд в развитии героико-патриотической темы. Рассказывая о личных подвигах, Давыдов никогда не забывал своих товарищей, давая понять, что один он не смог бы совершить их. Всюду в его рассказах фигурирует слово «мы».
При жизни Давыдова «Дневник» его печатали лишь в отрывках. Но и в отрывках он стал подлинным литературным явлением своего времени. Написанный непосредственным участником великих событий, он соединил в себе неотразимую достоверность исторического документа и замечательную выразительность художественного повествования. «Предоставляем военным людям судить о военном достоинстве этих статей, - писал В.Г.Белинский, - что же касается до литературного, с этой стороны они – перлы нашей бедной литературы: живое изложение, доступность для всех и каждого, интерес, слог его, быстрый, живописный, простой и благородный, прекрасный и поэтический! Как прозаик Давыдов имеет полное право стоять наряду с лучшими прозаиками русской литературы».
Д.Давыдов пользовался большой славой у современников. Ему посвящали стихи Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, Алексей Бестужев, Ф.Толстой. Пушкин называл его «певцом и героем», «отцом и командиром». Вальтер Скотт в известном сочинении о Наполеоне писал и о Давыдове – «чёрном капитане» войны 1812г., «человеке знаменитом, которого подвиги в минуты величайшей опасности его отечества вполне достойны удивления».
2.12 Дивный феномен нравственного мира героини книги Надежды Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России».
В 1836г. Вышла книга, о которой сразу же заговорили все. Это была книга Надежды Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России». Написанная в жанре военных мемуаров, повествуя о многочисленных походах и сражений, участником которых был её автор, книга Дуровой, однако, имела в виду какую-то совершенно особую цель, особую мысль, которая, по-видимому, должна была заставить читателя воспринимать повествование не просто как рассказ о походах и сражениях, а как нечто более значительное. Важное. Имеющее отношение не только к военной жизни. «Происшествием» была собственно жизнь Надежды Дуровой, сама её судьба. Происшествием невиданным, неслыханным – таким, сама исключительность которого заставляла задуматься о многом.
«Происшествие» начинается 17 сентября 1806г., когда молодая дочь сарапулского городничего Надежда Дурова тайно покидает родительский дом и под именем Александра
Соколова присоединяется к казачьему полку, идущему на Дон. Весной следующего года её принимают в Коннопольский уланский полк, и уже в мае она участвует в боевых действиях против наполеоновских войск, проявляя незаурядную храбрость и воинское умение. Прослужив некоторое время в одном из самых «престижных» гусарских полков (Мариупольском), куда она была определена по распоряжению царя, Дурова затем вновь перевелась в уланы, Литовский полк, с которым в Отечественную войну прошла многотрудный путь от Немана до Бородина.
В своих многолетних походах она вела записки, нечто вроде дневника. Писательское чутьё подсказало ей, что это и есть тот первостепенной важности материал, который лучше всяких беллетристических вымыслов расскажет современникам о действительной жизни, о её важнейших нравственно-социальных проблемах. Духовный мир молодого современника, драматизм и поэзия его нравственных исканий, ставших подвигом, - вот та мысль, которая легла в основу первой её книги. Эту особенность таланта Дуровой тонко уловил Белинский: «Боже мой, что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героини этих записок, с её юношескою проказливостью, рыцарским духом…с её глубоким поэтическим чувством. с её грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни… И что за язык, что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей своё прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твёрдостию и силою, этою яркою живописною увлекательностию своего рассказа, всего полного, проникнутого какою-то скрытою мыслию».
Этою «скрытою мыслию» было само мироощущение писательницы, то, быть может, не вполне ясное, но никогда не покидавшее её сознание, что сама исключительность её судьбы – это всё же во многом следствие её одиночества, трагического одиночества в обществе, для которого она может представить какой-то интерес в виде определённого «раритета». Эта обобщающая мысль, таящаяся в глубоком подтексте «Записок», делает их не только фактом мемуарной литературы, но и явлением гораздо более широким, художественно-масштабным. В русской художественной прозе об Отечественной войне их можно считать одним из первых и наиболее ярких образцов
3.Заключение.
Обратившись к теме « Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века», я исследовала работы многих критиков, которые помогли мне некоторые особенности биографии и определить круг тем и проблем, поднятый в произведениях авторов стихотворных и прозаических текстов. Я пришла к выводу, что поэтическое дарование поэтов, непосредственных участников знаменательных событий 1812г., было уникальным. Почему нас, современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности? Наверное, потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Но не только человеческие качества привлекают меня, когда я беру в руки томики со стихами Дениса Давыдова, Ф. Глинки, вечно живыми баснями И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Я смогла увидеть многообразие художественных средств, попыталась самостоятельно проанализировать лирические произведения, чтобы приблизить творчество поэтов, писателей, публицистов к современности. Эта работа научила анализировать и понимать лирическое и мемуарное произведение, работать с критической литературой, выявлять особенности произведений различных жанров.
В истории русской литературы, вероятно, не было ни одного писательского поколения, которое не проявило бы к эпохе Отечественной войны 1812г. Самого живого творческого интереса и не внесло бы в разработку этой великой темы своего вклада. И это естественно. Ибо каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Так, несомненно, будет и впредь, и с этой точки зрения, вероятно, все литературные поколения вполне между собою равноправны. Все, кроме, пожалуй, одного - кроме того, самого первого, для которого Отечественная война была не историей, не преданием, а героической современностью, бурным и грозным сегодняшним днём. Писатели этого поколения имеют не только ту, самой историей определённую привилегию, что им выпало на долю запечатлеть великие события, свидетелями и участниками которых они были, но и ту, что для всех последующих поколений они сами стали «людьми двенадцатого года», то есть воплотили в себе сознание своей эпохи во всём его неповторимом своеобразии и противоречивости, во всём многоразличии его творческих проявлений. Поэтому какими бы условными, далёкими от реальной исторической действительности ни казались нам картины, запечатлённые в поэзии Державина или Жуковского, Востокова или Воейкова, Милонова или Ф.Глинки, сами эти произведения будут для нас такими же живыми «документами эпохи, такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальные свидетельства Давыдова и Орлова, того же Ф.Глинки и Дуровой, Лажечникова и Батюшкова. У этой литературы особое место. И – особое значение».
Литература
1. Емельянова Л.,Орнатская Т.России верные сыны. – Л.: Художественная литература, 1988.
2. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М.: Просвещение, 1974.
3. Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы. – М.: Просвещение, 1989.
4. Архипов В. Поэзия подвига. М.: Правда, 1969.
5. «Русские писатели». Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1971.
6.Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. - М: Просвещение, 1956.
7. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. – М., 1983.
8. Дурова Н.А. Избранное. – М.: Просвещение, 1984
9. Жуковский В.А. Избранное. – М.: Тера – Книжный клуб, 2001.
10. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: книга о русских поэтах. – М.: Современник, 1972
11. Михалков С. Литература. Время. Жизнь. – М.:: Детская литература,1978.
12. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – Санкт-Петербург: Научно-исследовательский центр «Альфа», 1993.
13. Балязин В. Расцвет Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Приложение 2.
Портрет Гавриила Романовича Державина
Атака Лейб-гвардии Литовского полка из 5 – го пехотного корпуса
Художник Н.С.Самокиш. 1912 г.
Кутузов во время Бородинской битвы. Художник А.Шепелюк. 1951 г.
Денис Давыдов . Художник А.О. Орловский 1814 г.
Михаил Богданович Барклай – де – Толли. Художник Дж.Доу 1825 г.
Яблоко
Серебряное копытце
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Два морехода