Работа посвящена нескольким иконам , связанным со славными, героическими и одновременно трагическими событиями войны 1812 года: Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии» и Святой иконе Божией Матери, именуемой «Смоленской».
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 21.74 КБ |
Творческая работа
ЭССЕ «Свята к Отечеству любовь…»
Ученицы 11 класса МБОУ средней
школы №8 города Рославля
Смоленской области
Стариковой Марии Игоревны
(дата рождения-10.06.1994)
Руководитель - учитель русского
языка и литературы Старикова М.Н.
2012
Икона взмыла в небо стоном,
Что гибнет русская земля.
В веках намолена народом,
Лила всю силу из себя.
Дегтярев Александр Вячеславович
Любовь к Родине, к милому сердцу Отечеству для русского человека всегда была тесно связана с православием, с верой, когда – то давно способствовавшей объединению восточнославянских племён в границах Древней Руси, укреплению Русской Земли, стоявшей у истоков нашей государственности.
С далёкого 988 года икона стала спутницей жизни русского человека, она была с народом в минуты радости и горя, помогала, утешала, врачевала, давала силы, вдохновляла, избавляла от душевных сомнений и физических ран. Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконописание называлось великим творчеством, требовало духовного и физического очищения. Поэтому иконы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников почт не сохранилось. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.
Сияющие краски русской иконы, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, вызывали трепетное отношение у человека. Образ иконы всегда торжествен, величав, одухотворен.
Таким образом, икона в России была не только неотъемлемой принадлежностью христианской религии, но и имела значение моральное, этическое, занимала огромное место в духовной жизни общества и каждого отдельного человека. С именами той или иной иконы связывались победы русского оружия, поражение сильных и безжалостных противников, благоприятствование сражениям и решающим битвам.
Особенно ярко судьба русских икон связана с событиями 1812 года, с войной, оставившей яркий след в славной истории России. Святые русские иконы связаны со святой победой страны. Это хорошо чувствовал Н. Салтыков – Щедрин, который говорил: «Двенадцатый год – это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ…» А поэт Николай Рыленков в 20 веке, оглядываясь на прошлое России, с гордостью произносил:
И дивились в землях соседних
Русским людям в пути крутом!
Наш потомок и наш наследник,
Знаешь, помнишь ли ты о нём?
Среди икон, связанных с событиями войны 1812 года, особое место судьба отвела двум иконам: Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии», Святой иконе Божией Матери, именуемой «Смоленской».
Войска Наполеона быстро оказались у стен Смоленска, жители города и воины с честью и достоинством сдерживали натиск врага, но город был обречён. Фёдор Глинка, русский поэт, писатель, гражданин, в «Письмах русского офицера» так описывал эти трагические события, обращаясь к своему брату: «В сии минуты…решается судьба Смоленска. …Неприятель с двумястами тысяч наступает на Смоленск, защищаемый 150000 наших. Покровская гора еще в наших руках. Теперь сражение горит под самыми стенами. Когда получишь эти строки, то знай, что чей-нибудь жребий уже решился: или отбит Наполеон, или - дверь в Россию отперта!..»
5 августа 1812 года, с ранней зари до позднего вечера, 12 часов продолжалось сражение перед стенами, на стенах и за стенами Смоленска. Русские не уступали ни на шаг, Наполеон приказал жечь город. Все, что может гореть, запылало… Самым главным стало спасение древней чудотворной иконы. Святыня, не раз оберегавшая город от нежданных и жестоких врагов, была вынесена из Успенского собора на руках граждан, принесена в село Цуриково, что в 30 верстах от Смоленска, потом она была перенесена в Болдинский монастырь близ Дорогобужа, откуда святую икону перевезли в Москву. Фёдор Глинка был свидетелем спасения иконы: «В глубокие сумерки вынесли из города икону Смоленской божьей матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражений, сопровождал печальное шествие это. Блеск пожаров освещал его. Между тем черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». Увидев единение народа в момент опасности, страстный порыв спасти икону, найти в ней помощь, поддержку, заступницу, офицер торжественно и пророчески записал: «Итак, народная война!»
Чудотворную икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля, жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В Москве чудотворный образ в сопровождении крестного хода был внесен в Успенский собор и поставлен в алтаре на престоле. Во время пятидневного пребывания в Москве образ Смоленской Божией Матери носили по домам граждан, в которых совершались перед ней молебны, народ молил о спасении Москвы, о спасении России, о сохранении государства, о помощи воинам, ставшим грудью против армии Наполеона.
В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.
После Бородинской битвы в Москве, в Лефортовском дворце, лежали раненые и больные воины, преосвященный Августин с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль своих ран, они с радостью, умилением и слезами смотрели на святые иконы. Тут же был отслужен молебен во здравие русских воинов, во спасение страны. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползли или тащились на костылях, чтобы прикоснуться к святым иконам. Здесь иконы оставались до глубокой ночи.
Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 года, где и была размещена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно. До 1941 года древний чудотворный образ " Смоленской " Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы, построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.
В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания и бедствия. Неоценим и глубок вклад в победу, в поддержание духа русского народа ещё одной русской иконы, тесно связанной со Смоленщиной,- иконы "Смоленской" Пресвятой Богородицы. До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная.
Всю войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Во время оставления Смоленска эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, её оберегали, на её покровительство надеялись.
Именно тогда она получила всенародное прославление. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен о даровании победы Божией Матери перед этой иконой. Михаил Илларионович первым опустился перед иконой на колени, а вслед за ним генералы и вся армия. Главнокомандующий молил Богоматерь о помощи и спасении России.
Силу воздействия на моральный дух народа прекрасно показал Л. Н. Толстой в эпопее «Война и мир»:
«Вон они!.. Несут, идут... Вон они... сейчас войдут... Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота со снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение…. без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
- Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..- Смоленскую матушку, - поправил другой. …
За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска... За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных. Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. ...на всех лицах вспыхивало выражение сознания торжественности наступающей минуты...»
После молебна в русском лагере наступило умиротворение, лишь французы суетились, ожидали грядущего сражения. Русские солдаты отдыхали накануне битвы, заканчивали оставшиеся дела, неторопливо вели беседу, чувствуя торжественность предстоящего события, они верили, что Пресвятая Владычица взяла их под своё покровительство, возложила на себя ответственность за судьбу каждого из них, за судьбу России.
Это совершенно разное состояние двух сторон удивительно ярко описано М. Ю. Лермонтовым в знаменитом стихотворении «Бородино»:
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.
Свята к Отечеству любовь…Свята, ибо её осеняют лики икон. История доказала, что судьба русского человека, всего народа в минуты радости и страшных испытаний всегда неразрывно была связана с русскими святынями – иконами с чудесными ликами, их огромной духовной силой. Прав был Волошин, в стихах воспевший икону:
…в часы народных бед
Образ твой над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице - выход потаенный.
Щелкунчик
Нарисуем попугая цветными карандашами
Две снежинки
Рисуем тыкву
Прекрасная химия