Знакомство с Лермонтовым - художником; показан кавказского периода жизни поэта через картины, рисунки, акварели поэта; анализ проиизведений поэта которые были посвящены Кавказу. Показано художествоенно - образное восприятие окружающего мира Лермонтовым - поэтом и Лермонтовым - художником.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.15 КБ |
Научно-исследовательская работа
Лермонтов-художник (Кавказкий цикл)
Выполнила ученица 7 класса «А»
МБОУ СОШ№ 53 г. Астрахани
Гусева Елена
Преподаватель Загорулько А.А.
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова творческой личностью. Там были написаны наиболее знаменитые его произведения, и именно там Лермонтов попробовал себе не только в роли поэта, но и в роли художника.
Объектом моего исследования является биография периодов прибывания Лермонтова на Кавказе. А так же творчество виликого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.Предмет исследования моей реферативной работы – это история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтава на Кавказе , а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.
Цель моей работы состояла в том, чтобы показать художественно-образное восприятие окружающего мира Лермонтовым – поэтом и Лермонтовым – живописцем.
Основная гипотиза, которая выдвигалась на подготовительном этапе работы, та, что Лермонтов – поэт и Лермонтов – художник сливаются воедино.
Реферативно-наследовательная работа содержит сведения о пребывании Лермонтована Кавказе в разные периоды жизни, о произведениях, посвященных Кавказу, созданных Лермонтовым - поэтому и писателем и Лермонтовым – художником.. В работе представлены высказывания известных литературоведв и искусствоведов, воспоминания современников поэта, так же представленны дневниковые записи поэта, переписка Лермонтова во время его пребывания на Кавказе.
Практическая значимость работы заключается в следующем: материалы можно использовать как на уроках литературы, МХК, искусства, так и во внеплановой работе.
Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью,но и талантом художника. И если бы он занимался живописьюи графикой более серьёзно, профессионально,то, несомненно, стал бы большим мастером.
Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном,на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно,что на самом раннем портрете Лермонтов изображён в возрасте четырёх-пяти лет с мелком в правой руке. И в последующие годы он не оставлял живопись.Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е.Заболотского. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля,Перуджино,Рембрандта.
Лермонтов рисова всю свою сознательную жизнь, с дества и до своей безвеременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что дошло до нас – более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии.
Талант Лермонтова -художника многогранен.Он был великолепным пейзажистом. Увлекался созданием портретов, изображая с большой точностью людей из своего окружения.Проявил себя как незаурядный карикатурист. У него много рисунков – акварелью, пером, карандашом, - изображающих всадников и просто скачущих коней. Значительная часть его работ посвящена военной теме – это сцены поединков, сражений, изображения вооружённых черкесов, офицеров, юнкеров. Его рисунки необычайно выразительны и динамичны, живописные полотна великолепны по колориту.Порой они предваряли появление того или иного литературного произведения. Так поэт дарованным ему талантом художника стремился запечатлеть то или иное событие, чтобы потом воплатить его в прозе и стихах.
Лермонтов пишет: «Синее горы Кавказа...вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня преучили, и я с той поры все, да о небе...»
В посвящении к поэме «....» поэт называет себя «сыном Кавказа»
От ранних лет кипит в моей крови твой жар и бурь твоих парыв мятежный. На севере, в стране тебе чужой я всегда и всюду твой!
Картины, рисунки, акварели Лермонтова - это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.
Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве. В 1820 и 1825 годах Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, возила слабого здоровьем внука на Горячие воды, так до 1830 года назывался Пятигорск.
Путь был длинным и долгим. Ехали на лошадях через всю Россию. В путешествие отправлялись с «оказией». Это была почтовая карета, которая сопровождалась отрядом вооруженных казаков и двумя пушками. Останавливались у родной сестры бабушки- Екатерины Алексеевны Хастатовой. Её дом стоял на самой окраине поселка у подножья Горячей горы, вблизи от целебных источников (сейчас на его месте находятся Пушкинские ванны).
На десятилетнего мальчика Кавказ произвел неизгладимое впечатление. Оно надолго останется в его памяти, чтобы потом вылиться в лирические строки поэм.
Свое восхищение величественной природой Кавказа Лермонтов выскажет в детском рисунке « На горячих водах» 1825г.» Он выполнил его акварельными красками, изобразив горы, напоминающие Бештау и Машук. У их подножья огромное озеро, парусная лодка.
Под рисунком подпись на француском языке : «М.Л. 1825 год. В июне На горячих водах.»
С Кавказом связаны почти все лучшие картины, рисунки, акварели поэта. Зародившаяся в детсве любовь поэта к Кавказу нашла отражение в его стихах.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас:
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронислось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз:
И сердце лепечет, вспоиня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Зародившаяся в детстве любовь поэта к Кавказу нашла отражение в его стихах. С Кавказом связаны и почти все лучшие картины, рисунки, акварели поэта.
Дарование Лермонтова- живописца в полной мере раскрылось во время и после первой ссылки. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. По свидетельству самого Лермонтова, он привез с Кавказа «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». По-видимому, они служили ему материалом для будущих картин,большая часть которых была выполнена по возвращении с Кавказа.
В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С.Пушкина, Лермонтов был выслан из Петербурга а Нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. По дороге он заболел, попал в ставропольский госпиталь, а оттуда в середине мая был переведен для лечения в Пятигорск.
Лечился он минеральными ваннами, которых принял не менее шестидесяти, а после 10 августа переехал в Кисловодск, а потом в Железноводск для продолжения курса лечения. Впоследствии все впечатления жизни на водах легли в основу повести «Княжна Мери», в которой Лермонтов описал Пятигорск и его окрестности. Тогда же он написал картину «Вид Пятигорска».(Вид Пятигорска 1837г.)
Панорамный пейзаж с прохладными голубыми далями, аккуратными домиками в долине... Это Пятигорск, каким знал и любил его Лермонтов, где жили герои его произведений.
«... внизу передо мной пестреет чистенький,новенький городок, шумят целебные ключи шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом...»
При восходе из госпиталю Лермонтов познакомился с другом сосланых на Кавказ декабристов, умным и смелым в своих суждениях доктором Н.В. Майером, которого вскоре под именем доктора Вернера вывел среди действующих лиц "Княжны Мери". Также произошла встреча произошла с товарищем по Университетскому пансиону Н. Сатиным, другом А.И. Герцена. У него Лермонтов встретился с В.Т. Белинским.
Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дал ему возможность успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Именно в этот пэриод создание поэта Кавказ ассоцируется с «жилищем вольности простой; которое противопостовляется» стране рабов, стране господ; «голубых мундиров» и «неволе душных городов»приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. Они меня в младенчестве носили. И к небесам путыни
Приучили....
Всего в нескольких километрах от Пятигорска находится посёлок Иноземцево.Это бывшее селение Шотландка или, как чаще называли его в прошлом веке – немецкая колония Каррас. Здесь Лермонтов бывал в каждый свой приезд на Воды, здесь он провёл последние часы перед дуэлью.Чаще поэт приезжал шумной компанией, но иногда один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки. Наверное, их было много, но сохранились два лермонтовских рисунка, на которых изображён окрестный пейзаж: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». Рисунки очень точны в деталях, бесспорно они выполнялись с натуры. («Бештау около Железноводска» 1837г.)
На рисунке – улица колонии Каррас, над которой возвышается красавец Бештау.
В сентябре 1837 года, закончив лечение на водах, Лермонтов отправился к месту назначения . «Я приехал в отряд слишком поздно, - писал он С.Раевскому, - ...я слышал только два-три выстрела...» Военные экспедиции были приостановлены и Лермонтову не пришлось принимать участие в боевых действиях.По предписанию командования он едет по Военно-Грузинской дороге в Грузию, в свой полк.
На своей картине Лермонтов изобразил окрестностиКараагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. В те времен близ скалы, возвышающейся над Караагачем и видной за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины,пролегал торговый путь.(Развалины близ селения Караагач в Кахетии» 1837-1838г.)
«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!» -
Такой увидел и полюбил Грузию Лермонтов.
В конце 1837 года поэт писал своему другу С.Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высокодышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь.»
На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая Кавказкая панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, отразивыший всю бесконечность мироздания в дитературе. Руины, монастыри, храмы, ....... ,представляются зрителю природдный ландшафт. Вписаные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики на верблюды, грузинки, набирающие в куре воду, - подченены изночально заданному ритму Н.Ю.Андроников показал как рромантическое в живописи Лермонтова совпадает с реальностью, и, кроме того, с описанием этих мест в его в его собственных произведениях.
В этом .убеждание, знакомят с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Крестовая гора.»
Впечатления от увиденного так сильны,так глубоки, что с этими местами трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. И уже позднее, по наброскам, была написана картина «Крестовая гора»,одна из лучших живописных работ Лермонтова. « Крестовая гора.» 1837-1838гг.
Между 8 и 10 октября 1837 года Лермонтов встретился в Ставрополе с поэтом – декабристом А.Е. Одоевским, прибывшим вместе с декабристами Нарышкиным и Назимовым из Себири.
Поэт подарил картину своему другу, писателю В.Ф.Одоевскому, в 1841 году, в последний приезд свой в Петербург. Потом на долгие годы следы её затерялись. Она была найдена в 1966 годув Финляндии и привезена в Советский Союз. С 1971 года картина хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова в Пятигорске.
Суров и поэтичен горный пейзаж, изображённый на картине.
Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. « Автопортрет» 1837-1838гг. Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями на груди,наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким видели Лермонтова в Грузии. Это одно из лучших и достовернейших изображений поэта. Автопортрет передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его «душу».
«С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом, изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани,переехал горы,был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...» Так рассказывал Лермонтов в письме к Раевскому о своих вынужденных поездках по Кавказу.
После возвращения из первой сылки Лермонтов, наполненный удивительным творческими замыслами. Он изображает Кавказ в таких произведениях, как «Герой нашего времяни; кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец»,»Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинтая», «Прощание», «Хаджи Абрек». Все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.
Путешествуя, Лермонтов останавливался в древней столице Грузии – Мцхете.
«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» 1837-1838 гг.
Великолепие гор величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссакдари воскрешали в памяти давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «... там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...» Эти места Лермонтов запечатлел и на своей картине.
Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его стихам и поэмам. Но рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не тольковзволновали его, но и рождали новые поэтические образы.
На большинстве грузинских картин и рисунков Лермонтова видны караульные башни или старинные крепости. « Башня в Слони»1837-1838 гг.
Поэт верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, от которого неотъемлемы эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземных захватчиков.
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Полк, в котором служил Лермонтов, стоял в ста верстах от Тифлиса. И поэт не мог не побывать в этом замечательном древнем городе. Так родилась ещё одна картина Лермонтова.
«Вид Тифлиса» - отличный образец романтической живописи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление – образ восточного города, яркого и очень экзотичного. ( «Вид Тифлиса» 1837г.)
Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса.Справа, на отвесной золотисто-жёлтой скале, высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры – кудрявые Орточальские сады. В центре картины – коричнево-серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена Нарикала. И, наконец, на заднем плане – господствующая над городом гора – Мтацминда.
В письме к Святославу Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные...» Поэт встречался с передовыми людьми Закавказья, ссыльными декабристами. Стал изучать азербайджанский язык. «Начал учиться по-татарски, - писал Лермонтов С.Раевскому, - язык, который здесь, и вообще в Азии,необходим, как французский в Европе...» Знакомится с местными легендами, преданиями, своеобразным бытом жителей.И эти наблюдения отражаются в торчестве.
С наступлением темноты замирала жизнь города. Зато оживали плоские кровли тифлисских домов. Под звук бубна и живые напевы мелькали в полусвете силуэты пляшущих девушек. «Лезгинка» 1837г.
На рисунке – характерная для вечернего города сцена; девушки, танцующие лезгинку на плоской кровле тифлисского дома.
В ладони мерно ударяя,
Они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завистливой ресницы.
Ещё в юношеские годы Лермонтов писал:
Кавказ! далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
Именно с таким Кавказом лицом к лицу встретился М.Ю.Лермонтов во второй ссылке. Поэт был сослан в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал поэту любимый им край.
В сентябре 1840 года в одном из писем в Петербург Лермонтов сообщал: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и все время дрались штыками... вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью». Это было сражение у реки Валерик («речка смерти»), на левом фланге кавказской линии, в Чечне. « Эпизод из сражения при Валерике» 11 июля 1840 года.» 1840г.
Лермонтов, по свидетельству современников, проявил поразительное хладнокровие и отменное мужество. Но то, что увидел поэт, глубоко потрясло его душу.
...Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет!...небо ясно,
Под небом места много всем,
Но безпрестанно и напрасно
Один враждует: он- зачем?
Вместе с художником Г.Гагариным Лермонтов создает акварельный рисунок, изображающий один из эпизодов боя. Он обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им без прикрас, во всём его драматизме.
«Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем»,-писал Лермонтов другу А.А.Лопухину из ссылки ( крепость Грозная, октябрь 1840 год ). « Перестрелки в горах Дагестана « 1840-1841 гг.
Об одной из таких картин-утомительном бое русских с черкесами-Лермонтов «рассказал» средствами живописи , сумев передать суровую обстановку военной жизни.
В последние месяцы своей жизни, в Пятигорске, Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых-это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени пропали. Сохранился великолепный акварельный портрет А.А.Столыпина – Монго. « А. А. Столыпин в костюме курде» 1841г.
Под именем Монго в гусарской среде, а затем и в петербургских гостиных был известен друг и родственник Лермонтова Алексей Аркадьевич Столыпин.
По воспоминаниям современников, Столыпин «... был совершеннейший красавец... Он был одинаково хорош и в лихов гусарском ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и. наконец, в одеянии современного льва, которым был вполне, но в самом лучшем значении этого слова...»
14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается наКавказ. В мае таго же года он прибывает в пятигорск и получает разрешение задержать уже лечения на минеральных водах.
Находясь навоенной службе на Кавказе, Лермонтов М.Ю. не расставался с записными книжками, заполнил в них услышанные из уст, повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих произведений. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сол», «Утес», «Они любили друг друга», «Листопад», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк».
Из картин Кавказкого цикла по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется «Воспоминания о Кавказе». Таскующие вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника – горы на переднем плане – все составного части пейзажа, все подробности- мелкий кустарник, травка и камни согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой.
За свою. Недолгую и такую беспокойную жизнь Лермонтов создал большое количество живописных и графических работ.Рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники его жизни. Где бы он ни был, в какие бы обстоятельства ни ставила его судьба, он открывал миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. Воспоминания о Кавказе 1838г.
Как я любил Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь...
Описание работы.
Проект содержит сведения о пребывании Лермонтова на Кавказе в разные периоды жизни
,о произведениях, посвященных Кавказу, созданных Лермонтовым-поэтоми писателем и Лермонтовым-художником. В работе представлены аналитические и исследовательские материалы, высказывания и фрагменты работ известых литературоведов и искуствоведов, воспоминания современников поэта. Работа предназначена как для учащихся, так и для педагогов.
Литература.
1. Лермонтовская энциклопедия. М.,1981г.
2.Лермонтов в воспоминаниях современников.М., 2005г.
(Биография и мимуары).
3.Научно-литературный и искусствоведческий сайт, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
4. Лермонтов-художник(Кавказкий цикл). Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтов . Пятигорск. 2002г.
5. Андроников И. Я. Лермонтов в Грузии
6.Арненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе.
План.
1. Увлечение рисованием в детстве.
2. Многогранный талант Лермонтова-художника.
3. Кавказ в живописи Лермонтова.
4. Кавказ в литературном творчестве Лермонтова.
Два Мороза
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
И тут появился изобретатель
Лягушка-путешественница
Крутильный маятник своими руками