Наш город, став столицей Российской империи, быстрыми темпами начал расти и развиваться, а так как люди - дети природы, то столичная элита, не желая жить в большом и шумном городе, приобретала в пригородах участки и дачи, утраивала свои усадьбы в красивых и дивных местах для проживания в них теплой порой. Но вот наступает период индустриализации, развития науки и большие города превращаются в гигантов. Они, как хищные акулы, заглатывают все то, что проплывает рядом. Так постепенно исчезают поселочки и деревеньки, оставляя память о себе зачастую только в названиях улиц и микрорайонов...
Работа посвящена объекту Красносельского района, который может быть утрачен.
Вложение | Размер |
---|---|
nasledie__kotoroe_my_teryaem.doc | 133.5 КБ |
Черноус Михаил
Лицей №369
Административный район - Красносельский
Класс- 9 б
“Наследие, которое мы теряем: Готический домик”
Наш город, став столицей Российской империи, быстрыми темпами начал расти и развиваться, а так как люди - дети природы, то столичная элита, не желая жить в большом и шумном городе, приобретала в пригородах участки и дачи, утраивала свои усадьбы в красивых и дивных местах для проживания в них теплой порой. Но вот наступает период индустриализации, развития науки и большие города превращаются в гигантов. Они, как хищные акулы, заглатывают все то, что проплывает рядом. Так постепенно исчезают поселочки и деревеньки, оставляя память о себе зачастую только в названиях улиц и микрорайонов: Дачное, Ульянка, Лигово, Сосновая поляна…
Иногда прогуливаясь по улицам в новостройках, ты натыкаешься на островок старинной усадьбы, зажатой со всех сторон высотками, нередко имеющий былую славу или печальную историю.
Проходят годы, меняется строй, меняется мода. Многие здания плохо переживают эти события и уходят в небытие. Некоторым наиболее удачливым удается сохраниться, хоть и кардинально поменяв свое предназначение.
Некоторые же, имея по несчастливой случайности номер 13, заканчивают безрадостно...
Мой рассказ пойдет о доме, когда-то привлекавшем людей искусства, а сегодня зияющий дырявой крышей и выбитыми стеклами. А ведь могло быть все по-другому!!! Но, начну по порядку.
Сегодня – это улица Чекистов, получившая свое имя в 1964г. вместо Больничного переулка и улицы Штрамповки. В решении Горсовета говорилось, что название дано «в честь советских пограничников». В 30-е же годы 20 столетия годы на территории расположились больничные корпуса для душевнобольных…
Итак, дом 13 по ул. Чекистов вошел в современную историю как часть усадьбы Новознаменка, первым владельцем которой был граф М.И. Воронцов. Затем на протяжении 18-19 веков она будет переходить из рук в руки. Говорят, что проект дворца создал архитектор Джузеппе Трезини, племянник первого петербургского архитектора в 1750 г.
Около 1828 г. часть дачи была приобретена сенатором П. В. Мятлевым. При нем усадьба и получила название «Новознаменка».
Каждый новый хозяин вносил изменения в облик поместья. Красивые пруды, ровные дорожки, великолепный воздух привлекали в эти края многих. И сейчас вокруг усадьбы продолжает расти пейзажный парк, украшенный старыми ажурными мостиками и островками. Есть данные, что в эти места приезжал П. И. Чайковский, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье и даже закончил первую симфонию "Зимние грезы". Позднее в зданиях больницы разместилась исправительно-трудовая коммуна для беспризорников, описанная Л. Пантелеевым в «Республике ШКИД».
В 1829 г при последнем владельце и по его инициативе был выстроен каменный дом в духе готической архитектуры. П.В. Мятлев был знаменитым коллекционером, собравшим замечательную коллекцию исторических редкостей и картинную галерею. Многие из этих предметов хранились на этой даче. О художественных богатствах Новознаменского дворца слагались легенды.
Мятлевым удалось не только сохранить, но и преумножить славу усадьбы. Художественные коллекции замечательно описаны М. И. Пыляевым: это драгоценная мебель различных исторических эпох и стилей, китайский фарфор и эмали, античные камеи, собрание ценного оружия, исторические редкости, включая коллекцию автографов, жанровая и портретная живопись различных стран и эпох. В 70 – 80-х годах XIX в. уже внуком П. В. Мятлева для размещения коллекций делаются пристройки к дому с востока и запада. Большая, огромная по тем временам библиотека Мятлева, насчитывавшая 18 тыс. томов, в основном на французском языке, стала храниться во вновь отстроенном Готическом доме, стоящем напротив дворца.
В 1888 г. дача Воронцова – Нарышкина – Мятлевых перестает быть частным владением. В Готическом доме располагается контора обустроенной в усадьбе больницы.
Известно, что сохранность здания в значительной степени зависит от того, кто им владеет. И конечно же, назначение дома для больницы создавало огромную опасность для его архитектурных и художественных ценностей. Так, в 1908 г. был задуман капитальный ремонт здания и только вмешательством Императорской археологической комиссии, удалось этот ремонт остановить. После 1917 г. больницу закрыли, не успев сделать даже небольшой ремонт. Здесь разместили сельскохозяйственную колонию. Больничные корпуса были отведены для заключенных, в главном здании при содействии Нарвского районного Совета был организован клуб, в Готическом доме разместилась контора.
Усадьба Новознаменка жестоко пострадала во время Великой Отечественной Войны и была восстановлена 1957-1960 гг. архитектором М. М. Плотниковым.
В 1995 г. под руководством академика архитектуры Т. А. Славиной проводилась экспертиза зданий-памятников на территории усадьбы «Новознаменка». Было признано, что целостностью обладает лишь «ядро» усадьбы – господский дом М. И. Воронцова. Готический дом – должен быть сохранен «по условиям градостроительства».
Был вынесен вердикт: «Историко-ландшафтный комплекс Новознаменки перевести в разряд местного значения». Увы, это дало возможность к дальнейшим перепланировкам зданий.
Некоторое время, в 2000-е гг., в здании находился частный ресторан "Готический домик". Затем он съехал. Планировалось организовать здесь молодежный клуб. Дом пустовал, «готовился на реставрацию», но так и не нашел настоящего хозяина. В нем стали квартировать бомжи, а 23 августа 2011г. в здании произошел пожар.
Пострадавший в результате пожара «Готический дом», входящий в комплекс усадьбы Новознаменка, на улице Чекистов, 13, в Санкт-Петербурге планируется отремонтировать. Там разместится культурно-досуговый центр «Красносельский», сообщила его директор Елена Ладыго. Ремонтные работы займут около полутора лет, открытие ожидается в начале 2013 года, сообщила Ладыго. Сейчас, по ее словам, ООО «Собор» готовит проектную документацию, которую в ближайшее время планируется отправить на согласование в КГИОП. Замглавы администрации Красносельского района Андрей Пашкин подтвердил планы по размещению в «Готическом доме» культурно-досугового центра, сказав, что в будущем уникальную библиотеку решено воссоздать.
До сих пор «Готический дом» заброшен…
Почему так печально сложилась судьба “Готического дома”? Наверное, все же не в числе «13» дело. Здесь видится несколько причин. Главная заключается в том, что за здание конкретно никто не отвечает. Был бы хозяин, дом бы не пострадал, нормально функционировал бы, даже будучи рестораном. Пусть что-то внутри изменилось, но внешний бы вид сохранился.
Кому-то очень не хочется, чтобы Россия была великой и могучей, стараются принизить ее достижения и успехи, сфальсифицировать многие исторические факты. Многие богатые люди из России покупают дворцы и замки в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, считая, что там они лучше. А на самом деле, кого интересует национальная культура, тот прекрасно знает, что на территории нашей страны историко-архитектурных памятников в десятки раз больше, чем в выше перечисленных странах вместе взятых.
Поэтому надо активней пропагандировать историю и культуру нашей страны, чтобы у людей появился интерес к нашему прошлому и сохранению его памяти. И тогда, наверное, богатые люди смогут потратить свои богатства на реставрацию и содержать памятники архитектуры, истории и культуры; ведь у нас в городе они действительно великолепны!
Мы должны знать нашу историю, не мифологическую и не оболганную, знать и любить нашу Родину. А если мы не сумеем сохранить ее, то не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны.
Использованные источники:
Три орешка для Золушки
Н. Гумилёв. Жираф
За чашкой чая
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сила слова