Меня всегда интересовали герои и богатыри, тем более что я учусь в кадетском классе. С раннего детства я знаю об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Мне не только читали о них в детстве, но я смотрел и мультфильмы об этих богатырях. А уже в школе на уроках окружающего мира я узнал много интересного об истории и природе нашего края. Совсем недавно я задал себе вопрос: «А есть ли здесь, на моей малой Родине югорские богатыри?»
Я выдвинул гипотезу: возможно, югорские богатыри очень похожи на русских богатырей.
Спросил у одноклассников, знают ли они о хантыйских богатырях, хотели бы мои друзья узнать о них? Оказалось, что всем эта тема интересна. Именно поэтому я решил заняться исследованием, узнать как можно больше о богатырях народа ханты.
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_zemli_yugorskoy.doc | 57.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
Тема: «Богатыри земли югорской»
Исследовательский проект
Автор проекта:
Хорохорин Савелий
2класс «К».
Руководитель
проекта:
Е. Г. Грибкова,
учитель начальных
классов.
Нефтеюганск
Оглавление.
-3-
Введение.
Меня всегда интересовали герои и богатыри, тем более что я учусь в кадетском классе. С раннего детства я знаю об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Мне не только читали о них в детстве, но я смотрел и мультфильмы об этих богатырях. А уже в школе на уроках окружающего мира я узнал много интересного об истории и природе нашего края. Совсем недавно я задал себе вопрос: «А есть ли здесь, на моей малой Родине югорские богатыри?»
Я выдвинул гипотезу: возможно, югорские богатыри очень похожи на русских богатырей.
Спросил у одноклассников, знают ли они о хантыйских богатырях, хотели бы мои друзья узнать о них? Оказалось, что всем эта тема интересна. Именно поэтому я решил заняться исследованием, узнать как можно больше о богатырях народа ханты.
Объектом моего исследования стала научно-художественная и историко-культурная литература.
Предмет исследования: эпос народа ханты.
Теоретическая цель: изучить информированность учеников о богатырях.
Практическая цель: создать экспозицию в школьном музее, познакомить сверстников с историей югорских богатырей.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость данной работы заключается в создании экспозиции в школьном музее.
Описание методики выполнения исследовательского проекта.
Свою проектно-исследовательскую работу я начал с опроса своих одноклассников. Задал им следующие вопросы.
Мне ответили следующим образом:
- Илья Муромец - 16 человек;
- Алёша Попович –14 человек;
- Добрыня Никитич – 5 человек;
- Александр Невский – 2 человека;
- Князь Владимир – 2 человека;
- Князь Игорь – 1 человек;
- «Не знаю никого» - 5 человек.
- смелый – 20 человек;
- добрый – 16 человек;
- умный – 14 человек;
-4-
- сильный – 14 человек;
- отзывчивый – 4 человека;
- трудолюбивый – 4 человека;
- мужественный – 4 человека;
- защитник – 2 человека;
- смекалистый – 2 человека;
- закалённый – 1 человек;
- хитрый – 1 человек;
- хорошее здоровье – 1 человек;
- необидчивый – 2 человека;
- самостоятельный – 1 человек;
- «не знать боли» – 1 человек;
- быстрый – 1 человек;
- лидер – 1 человек;
- легендарный – 1 человек;
- шлем – 5 человек;
- сапоги – 5 человек;
- жилет – 3 человека;
- кольчуга – 2 человека;
- штаны – 2 человека;
- доспехи – 2 человека;
- рубашка – 2 человека;
- броня – 2 человека;
- каска – 1 человек;
- кожаная одежда – 1 человек;
- одежда из шкуры – 1 человек;
- древняя одежда – 1 человек;
- железная рубашка – 1 человек;
- плащ – 1 человек;
- «не знаю» - 9 человек;
- в характере – 9 человек;
- в смелости – 7 человек;
- в силе – 5 человек;
- в добродушии – 4 человек;
- в одежде – 4 человека;
- в уме – 3 человека;
- в готовности защищать других – 2 человека;
- в закалке – 1 человек;
- в храбрости – 1 человек;
- в ответственности – 1 человек;
- в поступках – 1 человек;
- «одеты в прочные жилеты» – 1 человек;
- нет сходств – 2 человека;
- не знаю – 5 человек.
-5-
Проведя анкетирование среди учеников своего класса, я выяснил, что если русских богатырей мои одноклассники в основном знают хорошо и так же, как и я с детства, то вот с югорскими они не знакомы.
Я также решил пойти в библиотеку и взять книгу со сказками о богатырях Югры. Такой книги не оказалось. Я подумал, может мультик такой есть? Сходил в кинотеатр и поинтересовался об этом, но оказалось, что мультфильмов про югорских богатырей нет. В библиотеке я решил взять книги, в которых было хоть что-то о хантыйских воинах. Мне было интересно, какие воины – богатыри почитались коренными жителями, как выглядели богатыри Югры.
Вот, что я узнал. Воин начала I тысячелетия нашей эры носил на голове железный конический шлем с наносьем. Два таких шлема в конце прошлого века были найдены около юрт Истяцких, в настоящее время хранятся в Тобольском краеведческом музее. К нижней части шлема крепилась бармица, закрывающая шею. Она была сделана из отдельных пластин, соединённых кожаными ремешками. Так же был сделан панцирь воина. Такие панцири были очень удобны – соединённые ремешками части его обеспечивали гибкость, не стесняли движений и делали воина почти неуязвимым в бою – чтобы поразить цель, стрела противника должна была попасть обязательно в промежуток между пластинами. Пластины делались из железа или кости. Костяные иногда украшались орнаментом – доспех должен быть ещё и красив. На груди воина – защитный нагрудник из кости с изображением богатыря в короне с зубцами, держащего в поднятых руках по клинку. Пояс, кожаный ремень с бронзовыми элементами – обязательная деталь одежды воинов-богатырей прошлых веков обских угров. Главная функция пояса – оберегать хозяина от нечистой силы. Металлические детали пояса при движении звенели. А звон чистого металла отпугивал нечисть. Сзади к поясу воина был подвешен колчан со стрелами. Лук и стрелы – наиболее привычный вид оружия для обских угров. Хотя, встречались и кинжалы, копья и даже сабли. Что интересно, косы и длинные волосы считались обязательной принадлежностью богатыря народа ханты.
В научно-художественной книге «Салымский край» я узнал, что по преданиям у народов ханты были святые, которые их охраняли и защищали. Причём эти святые – предки людей. К примеру, на Малом Салыме особенно почитался Ай-ега-ики («Маленькой речки мужик»). По преданию этот богатырь обладал недоступными простому человеку способностями. Он мог обращаться в птиц и летать, общаться с богами, был очень сильным и удачливым. Об остальных богатырях сведения сохранились частично.
Как–то нам с мамой попалась информация о том, что в мае 2009 года в сургутском краеведческом музее презентовали книгу под названием «Монти Танья», что в переводе с хантыйского означает «богатырь Танья». Я подумал, что это настоящее везение! Мы решили съездить в этот музей, чтобы лично познакомиться с книгой и узнать об истории её создания.
Как оказалось, Более 50 лет назад легенду о богатыре Танья со слов старожилов записал учитель угутской национальной школы Александр Силин. Сказания о богатыре Танья, который воюет с воинами Кучума, напоминают русские былины про Илью Муромца и Алешу Поповича. Только в отличие от русских богатырей заканчиваются гибелью героя. Последние 10 лет материал, который собрал Александр Силин, пролежал в хранилищах краеведческого музея. А недавно специалисты музея, побывав в этнографической экспедиции на стойбищах в районе реки Пим, снова услышали эту легенду из уст старейших ханты. Так появилась идея выпустить книгу.
С результатами моего исследования с удовольствием поделился со своими сверстниками, на классном часе рассказал о богатырях моей малой Родины, Югры. интересен.
-6-
Заключение.
Я провёл анализ научно-художественной и историко-культурной литературы, изучил информированность о богатырях одноклассников; изучил отличия богатырей от обычных людей и их внешний вид. Создал слайд-презентацию с изображениями югорских богатырей, что в будущем послужит моей базой для создания мультфильма о них. Из опроса ребят стало ясно, что только 2 ученика из 27 считают русских и югорских богатырей абсолютно разными, ни в чём не схожими персонажами народных легенд. Остальные считают, что сходства народных защитников очевидны, как во внешнем виде, так и в характере. Таким образом, гипотеза о том, что югорские богатыри очень похожи на русских богатырей подтвердилась.
Перспективы дальнейшей работы.
Мой проект востребован, интересен одноклассникам. Поэтому я намерен продолжить изучение истории не только югорских богатырей, но и русских, продолжить их сравнительную характеристику их биографии, быта, причины их героических подвигов. В классе есть ребята, которые тоже хотят участвовать в данном исследовании. К тому же в нашей школе работает историко-краеведческий музей, где я предложил разместить экспозицию о богатырях земли югорской. Так как я вхожу в состав актива музея школы, то в будущем хотел бы сам проводить экскурсии и рассказывать, опираясь на свои исследования о героическом эпосе народа ханты.
А в будущем, возможно, я нарисую мультфильм про хантыйского богатыря Танью. И с удовольствием его представлю зрителям.
Библиографический список.
Любили тебя без особых причин...
Два Мороза
Лягушка-путешественница
Спасибо тебе, дедушка!
Домик зимней ночью