В данной работе мы исследовали произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, в которых события связаны с определёнными числами.Дали краткое описание прочитанных сказок. Выделили наиболее часто встречающиеся цифры. Установили магическую связь чисел с событиями и судьбами сказочных героев. Проанализировали и обобщили полученные результаты.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.96 КБ |
Тема: Волшебные числа в произведениях устного народного творчества
Автор: Чупанова Диана Шамильевна
Научный руководитель: Кержаева Евгения Николаевна
Место выполнения работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
2012
Текст работы
Волшебные числа в произведениях устного народного творчества
Чупанова Диана Шамильевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Краткая аннотация
В данной работе мы исследовали произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, в которых события связаны с определёнными числами. Дали краткое описание прочитанных сказок. Выделили наиболее часто встречающиеся цифры. Установили магическую связь чисел с событиями и судьбами сказочных героев. Проанализировали и обобщили полученные результаты. |
Волшебные числа в произведениях устного народного творчества
Чупанова Диана Шамильевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Аннотация
Актуальность темы: Все народы мира придавали большое значение числам. Символические значения чисел дошли до наших дней в их первозданном виде. Несмотря на то, что мир перешёл в новое тысячелетие, а общество стремительно развивается, представление о некоторых числах как о чём-то неизведанном, волшебном и мистическом сохранилось в сознании почти каждого человека, независимо от культуры и традиции его страны. А в наши дни в современном обществе даже стало популярным связывать события в жизни людей, явления природы, исторические факты с магическими сочетаниями чисел.
Читая произведения устного народного творчества, я заметила, что в фольклорных текстах: сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто. Случайно ли это? С чем это связано? Какие числа в древности считались магическими, и как это отображено в произведениях устного народного творчества? Мне стало интересно, поэтому я и выбрала тему своего исследования: «Волшебные числа в произведениях устного народного творчества»
Предметом исследования являются числа, встречающиеся в произведениях устного народного творчества.
Цель: раскрытие тайной сущности чисел в произведениях устного народного творчества
Задачи:
- познакомиться с произведениями устного народного творчества, в которых события имеют связь с числами;
- проследить, какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества;
- проанализировать и обобщить полученные данные.
Материалом для наблюдения послужили произведения устного народного творчества.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется
описательный метод (а именно: наблюдение, обобщение), метод анализа, сравнения, сопоставления.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества и при изучении темы «Имя числительное» на уроках русского языка.
Волшебные числа в произведениях устного народного творчества
Чупанова Диана Шамильевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Содержание:
Введение……………………………............................................................................................3
1. Числа в русской народной духовной традиции......................................................................4
2. Волшебные числа в произведениях устного народного творчества………………………6
2.1. Магические числа в малых жанрах фольклора (загадках, пословицах, поговорках)…................................................................................................................................7
2.2. Магические числа в сказках:
3. Заключение……………………………..................................................................................13
4. Список литературы…………………………..........................................................................14
5. Приложение…………………………………………………………………………………..I
Волшебные числа в произведениях устного народного творчества.
Чупанова Диана
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Введение
В незапамятные времена, научившись считать, люди познали меру количества – число. Вглядываясь в сочетания чисел, они с изумлением увидели, что числа имеют какую-то самостоятельную жизнь, удивительную и полную тайны; тайны необъяснимой и поэтому загадочной и многозначительной... Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные.…
С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев и часов, 12 колен Израилевых и 12 апостолов, 12 присяжных и 12 сыновей Владимира Киевского (не в жизни, а по летописи), а также много производных от этих чисел. Вообще же цифровая “магия” была обнаружена еще в клинописных памятниках Ассиро-Вавилонии, распространена во всех цивилизациях Древнего мира, была значительно развита древними греками и вновь расцвела в средневековой Европе.
Понемногу стала проявляться связь между числами и буквами, числами и энергетикой звука. Путём долгих наблюдений люди исследовали эти связи и проникали в их тайны.
Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.
Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. По этой же причине в текстах Устного народного творчества встречаются определённые числа.
Числа в русской народной духовной традиции
Русская народная духовная традиция пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, былинах, христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается очень часто, и почти всегда числа выступают как священные и глубоко символические.
Число один встречается в русской народной традиции крайне редко. Например, образ Аники - воина, который выезжает в чисто поле, чтобы биться с врагом одному, а также символы копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий. Однако в христианской культуре число один - это символ единства, совершенной целостности: един Бог, един космос (вселенная).
Идея и символика числа два чрезвычайно интересна и охватывает очень многие стороны жизни человека. Двойственность изначально была характерна для народной культуры. Например, она проявляется в образах Чернобога и Белобога, Ивана и Купалы, олицетворявших собой две половины года. Идея чёта и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал, как Жизнь (Жива, Род) и Смерть (Навь, Морена), живая и мёртвая вода, Правда и Кривда. Можно привести многочисленные примеры парности, определяющие во многом сознание и современного человека:
- симметрия тела человека и животного;
- день и ночь; утро и вечер;
- антонимы в языке;
- небо и земля;
- добро и зло.
Русская традиция с точки зрения числовой символики посвящена числу три. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий Троицы, но и даже в предельно сниженных чертах национального бытия, например, в привычке пить на троих. Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия - культовые образы « трёх солнц », три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, образ Трояна из « Слова о полку Игореве », которого многие исследователи отождествляют с Триглавом.
В христианской традиции число три считается совершенным числом, это символ божественного совершенства, это число, являющееся основой жизни и мышления. А кто не помнит картину В. Васнецова «Три богатыря», созданную по мотивам русского народного эпоса. Илья-Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - три богатыря, охраняющих русскую землю от недругов. И тверской купец Афанасий Никитин ходил за три моря и вернулся с удачей и прибылью.
В православной религии бог един, но выступает в трёх лицах: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог- Дух Святой.
Магическая сила тройки у русских столь велика, что с этим числом связаны и некоторые неблагоприятные приметы.
Нельзя втроём застилать одну постель, нельзя третьим прикуривать от одной спички.
Число 33 также является священным во многих духовных традициях, в том числе и русской: тридцать три богатыря, тридцать лет и три года. Возраст этот также считается священным, к нему у человека, который правильно развивается, раскрываются все духовные силы и возможности. Столько лет прожил Христос для того, чтобы выполнить свою миссию на Земле.
Число четыре - символ максимальной устойчивости. Стоит только перечислить то, что в нашей жизни связано с четвёркой, и станет ясно, насколько это число значимо, например:
- четыре стороны света;
- четыре конца креста;
- четыре стихии мира: огонь, вода, земля, воздух;
- четыре времени года.
Почитание числа пять опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. Пятёрка воспринималась как знак таинственного соединения земной церкви с Богом. Число пять постоянно присутствует в тексте Евангелия, например, в евангельской легенде о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, в притчах о пяти мудрых и пяти неразумных девах и о слуге, умножившем данные ему пять талантов на другие пять. В богослужении Русской православной церкви можно наблюдать ритуал благословления пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор. На российской земле часто строили храмы о пяти главах и создавали иконостасы в пять рядов.
Число 6 встречается в русской мифологии и традиции значительно реже пятерни. Его присутствие можно заметить не только в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о "громовом знаке", посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступали как Перун, так и Роз) и представляющему собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами. Также число шесть считается дьявольским числом.
Число семь символизировало целостность мироздания и опиралась не только на языческую, но и на православную числовую символику. Число семь- символ святости, здоровья, разума. Символ тайны и тайного мистического знания. то есть семь? Семь дней недели, семь тонов музыкальной шкалы, семь добродетелей, семь смертных грехов. Чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов радуги и семь небес).
Число восемь также встречается в древнерусских текстах, хотя его наиболее важное проявление - графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным славянским раннехристианским символам. Известное святилище Перуна окружено восьмью кострищами, расположенными по четырём основным и четырём промежуточным сторонам света.
Число девять весьма часто встречается в русской народной культуре. Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, т.е. девятью, головами, которые должен срубить добрый молодец булатным мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Чёрного Бога Земли, практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трёх голов вырастают три другие. Лишь вмешательство высших сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевёрнутую шестёрку и утвердить единство.
Число двенадцать - образ народа Божия (12 апостолов), полноты и счастья мира (12 месяцев).В русской культуре и некоторые другие числа имели свой смысл. Число тринадцать (12+1) символизировало собой горе, несчастье, неудачу, потерю.
Число сорок в Священном Писании и христианской практике связано с молитвой, очищением (возможно, поэтому считается, что душа после смерти покидает землю на 40-й день).
Волшебные числа в произведениях устного народного творчества
Корни числовой мистики уходят в глубокую древность. Первые эталоны счета были естественными. Каждый знал, что на небе Луна одна и Солнце одно, что у человека две руки и два глаза. А все, что выходило за пределы этих двух чисел, называлось множеством. В языке многих древних народов сначала было только два числительных, а все остальные образуются при помощи их сочетаний: 3 - один - два, 4 - два - два и так далее. Этот способ счета положил начало и древнейшей из всех систем счисления - двоичной. Следы этой системы мы находим и в языке. Так, в старославянском языке, наряду с единственным и множественным, числами, есть и двойственное число.
Со временем из множества стало выделяться еще одно множество, состоящее из трех предметов. На этой ступени развития числовых представлений человечество оставалось довольно долго. Недаром по грамматическому строю первые три числительных во многих языках резко отличаются от всех прочих. Всё это отразилось в произведениях Устного народного творчества.
Почему же в сказках, да и в других жанрах фольклора чаще всего встречаются числа «3» и «7»?
Действительно ли числа 3 и 7 обладают магическими свойствами? Мы решили обратиться к истории чисел.
Тройка - первое в магическом ряду число. По мнению В. Фирсова, автора книги «Тайная жизнь чисел», оно открывает настоящий магический счёт, с ним появляется что-то действительно новое.
Тройка - это основа всех духовных феноменов. Время и пространство принято делить на три: время на прошлое, настоящие и будущее, пространство - на длину, ширину и высоту. Доказательством священной сущности числа три у древних греков является количество богов. Их всего 33 и великое множество второстепенных существ. По индийской мифологии вселенная была разделена на нижний, средний и верхний миры- Подземелье, Землю и Небо. Для китайцев тройка также является магическим числом, к великому сожалению, не всегда благоприятным. У арабов тройка также носит магический характер. Существует арабская поговорка: «Он пытался познать учение Моисея, Иисуса и Мухаммада, отказываясь от воды в течение трёх дней.
Мы увидели, что тройку любят многие народы, а русские особенно. Бог любит Троицу. Подобная поговорка есть и у немцев, и у французов. По английским поверьям и традициям, предстоящая свадьба должна была оглашаться в местной церкви три раза - в три воскресенья перед свадьбой, если этого не происходило, то это считалось дурной приметой. Не случайно и французский писатель А. Дюма назвал роман «Три мушкетёра», хотя на самом деле их было 4. Видимо, магия этого числа оказала влияния и на него.
Семёрка - это самое сакральное число у всех народов. Вавилонские мистики полагали, что оно содержит в себе тройку как символ неба и души и четвёрку как символ земли и тела, охватывая таким способом и духовный, и земной мир.
У древних греков семёрка считалась счастливым, магическим числом. Были известны семь чудес света:
Египетские пирамиды
Висячие сады в Вавилоне
Храм Артемиды в Эфесе
Статуя Зевса в Олимпии
Мавзолей в Галикарнассе
Колосс Родосский
Фаросский маяк.
До наших дней сохранились только египетские пирамиды. И древнегреческих мудрецов насчитывалось семь, но лишь двое из них известны нашим современникам: Солон Афинский и Фалес Милетский.
В поэме Гомера «Илиада» упоминается семикожный щит греческого героя Аякса. Считалось, что подобный щит обладает магическими свойствами. А в
«Одиссее» Гомера говорится, что на острове Тринакрии бог солнца Гелиос пасёт на злачных равнинах тучных быков и баранов: «…семь стад составляют быки, и бараны столько ж, и в каждом их стаде числом пятьдесят, и число то вечно одно…». Семь стад Гелиоса - мифологический образ пятидесяти семидневных недель, составлявших лунный год греков.
И у мусульман семёрка также была в почёте. Согласно священной книге мусульман, Корану, Аллах сотворил семь небес и поместил их одно за другим.
Выражение «семь аятов» ( аят- буквально « чудо, знамение, знак », так называется каждый стих Корана ) означает совершенство. «Семь аятов красоты твоей»- так часто обращаются к женщине в мусульманском мире, желая подчеркнуть её красоту.
Магические числа в малых жанрах фольклора
Красота фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях:
« Котик серенький,
Хвостик беленький,
Он по улице ходил,
Ночевать к нам приходил,
Лешенку попросил:
Пусти меня ночевать,
Я стану всю ночь качать!
Уж я тебя, коту,
За работу заплачу:
Лапки вызолочу,
Хвостик высеребрю,
И дам тебе папы
В обе лапы.
Ты ешь, котик, не кроши,
Ещё папы не проси »
За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребёнка пестушками ( от слов «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь ) и потешками:
« Поди, утушка, домой,
Поди, серая,
Домой: у тебя семеро детей,
Осьмой селезень,
Девятая утка, десятая шутка »
. В первые годы жизни пелись песенки и более сложного содержания ( прибаутки, маленькие сказочки в стихах). Подрастая, ребёнок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.
Закличка - обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорка - обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при
скакании на одной ноге.
Далее появляются игры, например считалки:
« Раз, два, три, четыре, пять –
буквой вздумали пугать;
три, четыре, пять и шесть-
вы не верьте, что он есть;
пять, шесть, а дальше семь –
буки, братцы, нет совсем.»
Счётом решали кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел.
Разные числа также встречаются в народных загадках, поговорках и пословицах:
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо.
( Самовар )
Три телёнка,
Один хвост.
( Вилка )
Жили три брата:
Один любит зиму,
Другой - лето,
А третьему всё равно.
( Телега, сани, мужик )
Семь раз примерь-
Один раз отрежь.
Двум господам
Не служат.
Битая посудина
Два века живёт.
Из семи печей
Хлебы едал.
Двум смертям не бывать
Одной не миновать.
В осеннее ненастье
Семь погод на дворе:
Сеет,
Веет,
Крутит,
Мутит,
Рвёт,
Сверху льёт
И снизу метёт.
Шесть дней рабочих,
А седьмой для охочих.
В лес идут,
А на троих один топор берут.
Заблудиться в трёх соснах.
Рыдать в три ручья.
Наврать с три короба.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Седьмая вода на киселе.
Работать до седьмого пота.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
За семь верст киселя хлебать.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
У семи нянек дитё без глазу.
Семь пятниц на неделе.
Семь пядей во лбу.
За семью печатями.
Магические числа в сказках
Какое место занимали числа в судьбах русских людей, как нумерология влияла на традиции русского народа? Мы решили выяснить это, прочитав и проанализировав русские народные сказки.
За основу было взято 10 русских народных сказок:
1. « Несмеяна-царевна »
2. « Елена Премудрая »
3. « Марья Моревна »
4. « Три царства - медное, серебряное и золотое »
5. « Сказка о молодильных яблоках и живой воде »
6. « Царевна-отгадчица »
7. « Семь Симеонов »
8. « Звериное молоко »
9. « Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке »
10. « По щучьему веленью »
Прочитав эти сказки, мы сделали вывод, что чаще всего в сказках встречается число 3.
В сказке «Несмеяна-царевна» число 3 встречается 2 раза (работник работал 3 года и получил 3 монеты) и они положительные, так как они помогли работнику рассмешить Несмеяну.
В сказке « Елена Премудрая » число 3 встречается 3 раза: солдат шёл 3 дня и 3ночи. На 3 день встретил чёрта, у чёрта было 3 дочери, после 3 поцелуя Елена Премудрая ожила. Число 3 принесло в этой сказке солдату удачу так как он женился на Елене Премудрой.
В сказке « Марья Моревна » у Ивана царевича было 3 сестры, 3 дня шёл Иван царевич разыскивая Марью Моревну, на 3 день увидел дворец Марьи царевны, погостил у неё 3 дня и пошёл дальше, через следующие 3 дня увидел дворец Ольги царевны у неё погостил 3 дня и пошёл дальше. Ещё через 3 дня пришёл ко дворцу Анны царевны у неё погостил 3 дня, а после пошёл дальше. Через следующие 3 дня Иван царевич дошёл до дворца Марьи Моревны.
В русских народных сказках на ряду с цифрой 3 часто встречается число 33. Например в сказке « Три царства - медное, серебряное и золотое » у царя Гороха было 3 сына. Третий сын, Иван-царевич, пустился в чужеземную страну к синю морю. Вдруг прилетели на море 33 колпицы. Подсказали они Иван-царевичу где матушку искать. 3 года спускался он в подземелье, встретились ему по пути 3 царства: медное серебряное и золотое. В этой сказке цифра 3 также принесла удачу Ивану – царевичу. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Фёдором, второго Василием, а младшего Иваном» - так начинается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Иван-царевич оказался самым умным и привез отцу молодильных яблок и живой воды. Три дня и три ночи гуляли они с Синеглазкой, затем обручились и перстнями обменялись.
В сказке «Царевна-отгадчица» число 3 встречается два раза: три сына у старика и три загадки. В этой сказке число три оказало положительное влияние на судьбу Ивана дурака, так как после третьей загадки он женился на Царевне-отгадчице.
6 раз число три встречается в сказке «Семь Симеонов». Один раз число 3 имеет негативное значение, потому что царь дал три дня брату, чтобы он покинул его земли и пять раз положительно повлияло на судьбу братьев.
В сказке « Звериное молоко » Иван королевич пел 3 песни Змею Змеевичу после которых Змея Змеевича растерзали звери, а Иван королевич остался жив и здоров.
В «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» у царя также было три сына. Младший сын Иван - царевич , достал для отца Жар-птицу, но старшие братья закололи его насмерть. Ровно тридцать дней лежал Иван-царевич мертв на том месте, пока не набежал на царство за живой и мертвой водой. На третий день ворон прилетел и принёс два пузырька. Серый волк оживил Ивана-царевича. Он отомстил своим братьям и женился на прекрасной Елене.
В известной сказке - « По щучьему веленью », Емеля тоже был третьим сыном у старика. По сюжету сказки он был дурачок, но, несмотря на это ему удалось жениться на Марье-царевне и стать правителем царства.
Список литературы:
1. В. Алексеенко. Нумерология для начинающих. 2010 г.
2. В. Фирсов. Тайная жизнь чисел. 2004 г.
3. Н. Созонова. Русские народные сказки. 1997 г.
4. В. Аникин. Русские народные сказки. 2002 г.
5. Ю. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. 1990 г.
6. О. Зайцева. Уроки истории русского языка в школе. 2005 г.
7. Г. Канакина. Язык русских пословиц. 2006 г.
Заключение.
Числа сопровождают человека от самого рождения и до его смерти. В современном обществе человек находится в постоянном круговороте чисел: номеров, кодов, дат, количеств чего- либо. Числа становятся символом чего- то, приобретая некую власть над сознанием субъекта. В поисках удачи, успеха люди пытаются связать свои действия с определёнными числами. И мы видим, что люди с древних времён вкладывали в числа определённый смысл. Всё это нашло отражение в Устных народных сказках, пословицах, поговорках. В своей работе я постаралась дать полное представление о числах, которые чаще всего встречаются в произведениях Устного народного творчества. Это числа три и семь.
Работ на эту тему написано немало, но споры о том, почему в своем сознании люди выделили эти числа, продолжаются и поныне. Как ни странно, большинство исследователей склонны искать некий мистический смысл в довольно простых вещах.
Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда - то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и таинственную тройку, забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.
Насколько серьёзно следует относиться к числу как мерилу бытия? Каждый делает выбор самостоятельно.
Приложение I
Волшебные числа в сказках
Сказка | 7 | 2 | 3 | 30 | 33 |
«Несмеяна-царевна» | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
«Елена Премудрая» | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 |
«Марья Моревна» | 0 | 0 | 9 | 0 | 0 |
«Три царства - медное, серебряное и золотое» | 0 | 0 | 4 | 0 | 1 |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 |
«Царевна-отгадчица» | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
«Семь Симеонов» | 1 | 0 | 6 | 0 | 0 |
«Звериное молоко» | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 |
«По щучьему веленью…» | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Фокус-покус! Раз, два,три!
Мастер-класс "Корзиночка"
Без сердца что поймём?
Знакомые следы
В поисках капитана Гранта
Комментарии
Исследовательская работа "Волшебные числа в произв6едениях устно