Данная работа содержит сведения о сиротстве в произведениях устного народного творчества, краткий экскурс в историю, проводится анализ литературы по теме и определяется значение сиротства в обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
paket-dokumentov-ndr.rar | 25.91 КБ |
_______________________________________________________
Тема: Тема сиротства в произведениях устного творчества
Автор: Таран Илья Олегович
Научный руководитель: Кержаева Евгения Николаевна
Место выполнения работы: Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
2012
Текст работы
Тема сиротства в произведениях устного народного творчества.
Таран Илья
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Краткая аннотация
Данная работа содержит сведения о сиротстве в произведениях устного народного творчества, краткий экскурс в историю, проводится анализ литературы по теме и определяется значение сиротства в обществе и отношение общества к проблеме сиротства, делается вывод о различных типах произведений устного народного творчества о сиротстве. |
Тема сиротства в произведениях устного народного творчества.
Таран Илья
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Аннотация
Аннотация
Актуальность темы. Исследовательская работа «Тема сиротства в произведениях устного народного творчества» содержит сведения о детях сиротах, не легкая жизнь которых описывается в сказках, поверьях и быличках, обрядах, пословицах, песнях. Совершим краткий экскурс в историю, так как проблема сиротства в наши дни рассматривается в художественной и публицистической литературе. Проведём анализ литературы по теме, и определим значение сиротства в обществе и отношение общества к проблеме сиротства, сделаем вывод о различных типах произведений устного народного творчества о сиротстве.
Цель данной работы: рассмотрение темы сиротства на основе произведений устного народного творчества как актуальной проблемы прошлого и настоящего времени.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) провести анализ литературы по теме и определить значение сиротства в обществе;
2) изучить отношение общества к проблеме сиротства;
3) классифицировать понятия и произведения о сиротстве в устном народном творчестве;
4) провести анкетирование для изучения мнения детей 5-х классов на тему «Сиротство в произведениях устного народного творчества»;
5) сформулировать выводы о различных типах произведений устного народного творчества о сиротстве.
В работе использовались следующие методы: метод анализа, исследовательский, проблемно - поисковый методы, включающие в себя следующие приёмы: приём создания проблемных ситуаций, приём анализа и сравнения, приём формирование выводов; логический метод, метод классификации.
Материалом для наблюдения послужили произведения устного народного творчества.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении произведений Устного народного творчества и на классных часах.
Тема сиротства в произведениях устного народного творчества.
Таран Илья
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Содержание:
Содержание
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Сирота в устном народном творчестве………………………………………....4
1.1. "Сирота" в языке………………………………………………………………..4
1.2. Притеснения сирот в пословицах…………………………………………….4
1.3. Сирота в системе демонологических представлений и обрядах
проводов русалки…………………………………………………………………..5
1.4. Поверья и былички о связи сироты с покойными родителями…………….6
1.5. Сирота в сказках………………………………………………………………..6
1.6. Социальные мотивы в песнях о сироте………………………………….........8
2. Экспериментальная часть ………………………………………………………9
2.1. Результаты экспериментальной части ……………………………………... 9
Заключение…………………………………………………………………….........10
Список литературы…………………………………………………………………13
Приложение…………………………………………………………………………14
Тема сиротства в произведениях устного народного творчества.
Таран Илья
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Введение
Сиротство как социальное явле ние существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.
В данной исследовательской работе я не буду рассматривать саму проблему социального сиротства, а только приближусь к понятию сиротство в литературе, точнее в произведениях устного народного творчества. Во все времена к сиротам относились по-разному. Из далекого пошлого в наше время пришли произведения устного народного творчества. Через такие произведения как сказки, былички, песни, обряды мы узнаем о жизни наших предков, мы погружаемся в их проблемы, мы сопереживаем их горю, мы разделяем их радость, мы узнаем о праздниках и ритуалах. Каждое произведение, по своему, отражает, как все происходило в те далекие времена.
Сиротство одна из тем, которая затронута в произведениях устного народного творчества. Чаще всего мы видим тяжелую, наполненную трагизма жизнь одиноких детей, причем дети, зачастую, становились одинокими даже когда имели одного из родителей. Произведения народного творчества нам наглядно показывают, как дети сироты испытывают не только одиночество в этом мире, их часто используют как рабов, подвергают физическим наказаниям, и только в редких моментах мы можем увидеть любовь и заботу к ним. Ничего не меняется веками в жизни детей, оставшихся без родителей. Только литературные произведения доносят до наших сердец проблемы сиротства.
В своей исследовательской работе я постараюсь рассмотреть проблему сиротства и провести анализ произведений устного народного творчества таких как: пословицы, обряды, поверья, былички, сказки и песни.
В русском языке словом "сирота" обычно называется ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Согласно словарю В.И.Даля, диалектным словарям, так же обозначается "вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек". В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Сиротами считаются все оставленные. В эпоху индоевропейской общности "сын не назывался наследником; таковыми считались лишь те лица, которые наследовали в случае отсутствия у покойного сына". На индоевропейском уровне в понятие "сирота" вкладывалось не только значение "оставленный", но и "получающий наследство". Слово это общеславянское, более того, индоевропейское, указывает на его древность. Соответственно, сирота был выделен из общей массы людей на довольно раннем этапе развития человечества.
Окружающий мир, оказывается, весьма враждебен к сиротам, это отражается в пословицах: "Житье сиротам - что гороху при дороге, кто мимо идет, тот и урвет"; "В сиротстве жить - день-деньской слезы лить"; "Как поле без огорода": говорится о сироте. Положение сирот в обществе было действительно незавидное. Девочки-сироты довольно рано нанимались няньками, мальчики шли в подпаски. Пасынок претерпевает множество притеснений со стороны мачехи: "Из дому гонит мачеха, а из лесу медведь"; "Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговинье щи выхлебать". Очевидно, в этом случае мы видим иллюстрацию вполне объяснимого человеческого желания: получить выгоду за счет беззащитного члена общества.
обрядах проводов русалки
Поверья фиксируют связь сирот с русалками, богинками. Богинки – женские демоны, верования в которых распространены в районах польско-украинского и польско-словацкого пограничья. "Для богинок дети являются главным объектом действия, принято считать, что богинки ненавидят мальчиков и опекают девочек, особенно сирот (стирают им одежду, причесывают их)".
Связь с русалками проявляется в первую очередь в том, что исполнительницей главной роли в обряде проводов русалки, по данным из Полесья, иногда становилась сирота: ""Хорошу, самостоятельну деўку брали, "Котора сирота, нема матки, дак за русалку тую убирают".Сам обряд "проводы русалки" структурно схож с "проводными" ритуалами, такими, как проводы весны, похороны кукушки и т.п. Направлен он на изгнание русалок из мира людей. Происходит он так: человека (девушку или женщину) рядят русалкой, украшают ее венками, цветами, колосьями, зеленью. Ряженую "водили" по селу, после чего выпроваживали за его пределы. Участники обряда, при возвращении в село, "всячески подчеркивали своим поведением и репликами, что русалок больше нет". Зелень, которой была украшена девушка, по ряду свидетельств, участники обряда разделяли между собой, и относили на свои огороды, чтобы на нем лучше росли овощи. Разбрасывание зелени из костюма русалки стимулирует плодородие огорода. Таким образом, появление сироты в обряде проводов русалки обусловлено способностями сироты влиять на плодородие.
В поверьях встречаются представления о покровительстве ребенку со стороны покойных родителей. Вот текст, записанный в Белоруссии: "Есь такие, когда ты заблудиш, так надо здумать отца мертваго и матер, да имя назвать. Што от мой батько зваўся Андрей, а мать зваласи Зося. А я взяў да заблудиў, а мене баба научила: это там, километроў коло двадцати она жыве, там я буў у мельници, она стала учить меня: “Ўот, детка, як ты заблудиш, у леси, здумай батька и матер мертвых”. Я гукаю: “Тато, я заблудиў, ваш сын Тихон”. И так говору: “Мамо Зося, я, Тихон, ваш сын, заблудиў.” И ўоны вам дадуть, тошно так дадуть знать куды идти".
Соответственно, покойные родители сирот в поверьях выступают как предки-покровители, а в быличках, как заложные покойники, приносящие вред живым. Последнее обусловлено спецификой жанра былички: в большинстве случаев она описывает негативные примеры контакта с иным миром, учит человека, как себя вести в подобных случаях.
Множество сказок, как русских народных, так и сказок народов мира, в которые реально отражают жизнь детей сирот.
С сиротами в сказках связан иной комплекс мотивов, чем в верованиях. Герой обычно "полсироты": кто-нибудь из родителей жив. Однако, даже при живом родителе, зачастую, герои сказок отражены сиротами, т.е. влияние одного из оставшегося в живых родного человека никак не влияет на ужасные условия жизни ребёнка. Порой даже попадает родитель и полу сирота в одинаковые ужасные жизненные ситуации. Получается, что образ сироты как раз раскрывается проекцией как на взрослого "сироту" и на его ребёнка, тоже " сироту".
Сказки о сиротах имеют некоторый общий смысл, но несут нам разные сюжеты. Например, сказка "Сивка-Бурка". Главный герой – младший сын-сирота. В этой сказке действие разворачивается таким образом: умирает отец, перед смертью он велит трем своим сыновьям по очереди бодрствовать три ночи на своей могиле. Эту задачу выполняет только младший сын, который в награду за это получает волшебного помощника – коня Сивку-Бурку. С помощью отцовского подарка он, состязаясь с братьями, совершает подвиги, берет царевну в жены, и получает царство.
В другой сказке "Волшебное кольцо" сюжет таков: умирает отец, остаются мать и сын. В наследство сыну достается некоторое количество денег. Он берет часть этих денег, и вместо еды в первый раз покупает собаку, во второй раз кошку, в третий добывает волшебное кольцо. С его помощью герой женится на царевне, она отбирает кольцо, его прогоняет. Собака с кошкой достают кольцо и выручают своего хозяина. Он возвращает себе богатство, хорошую жену и счастливую жизнь.
Итак, очевидным образом, в этих сказках сюжетообразующим фактором является наследство. С точки зрения бытовых норм, сирота распоряжается им не разумно, но время показывает, что правда была на стороне сироты. Причин тому может быть две: либо сирота знает, как "правильно" потратить наследство, либо как его тратить – неважно: оно в любом случае принесет удачу. Характерно, что в сказках рассмотренных типов наследство помогает герою выгодно жениться, разбогатеть.
В сказке "Крошечка-Хаврошечка" сюжет таков: падчерицу преследует мачеха, давая ей невыполнимую работу. Выполнить ее помогает волшебная помощница падчерицы – корова. Мачеха приказывает мужу зарезать корову. Та, узнав про это от падчерицы, велит ей косточки свои в землю закопать. Падчерица это выполняет, и на месте захоронения вырастает яблоня. Проезжающий мимо барин просит сорвать яблоко, с этой задачей справляется только падчерица. Чудесная корова здесь воплощает материнское начало.
Таким образом, в рассмотренных сказках мы встречаемся с мифологизацией наследства, которое в большей или меньшей степени (в зависимости от сказочного типа) воспринимается как родительское благословение, с его помощью умерший родитель продолжает опекать своего ребенка.
В сказке "Морозко" падчерица в лесу встречает Мороза. Подарки от него она получает за то, что диалог с ним ведет правильно. Мачеха ей завидует, и отправляет в лес свою дочь. Та ведет себя при встрече иначе, чем падчерица, за это погибает. Этот сюжетный подтип объединяет ритуальный диалог-испытание для девушек. В этом случае надо правильно ответить на вопросы Мороза. При чтении сказок типа "Морозко" может появиться идея о том, что сирота получает награду за свою вежливость и доброту, а мачехина дочка карается за грубость и злость.
В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам, часто их выбирают в солдаты:
... И все выбранные старосты-мироеды,
Они делали тайны сходы полунощны,
Они думали думу заединую:
"Кого же нам, братцы,
Отдать будет во солдаты?
Нам богатого отдать – прогневится,
Одинокого отдать – разорится.
Отдать ли нам, не отдать ли,
Братцы будет сиротинушку…
С целью изучения данной темы я решил провести анкетирование среди учащихся пятых классов, чтобы выяснить отношение сверстников к проблеме сиротства. Понимают ли ребята, что тема сиротства из давних времен рассматривается в литературе как проблема. Видят ли они, что и в наши дни сиротство является очень серьезной проблемой общества. В опросе участвовали 50 человек. Никто не остался равнодушным к предложенной анкете (приложение 1). Заметен был интерес ребят к данной проблеме.
В результате обработки заполненных анкет, я выяснил, что все ученики на первый вопрос утвердительно ответили положительно. Из перечисленных вариантов ответов встречаются, в основном сказки: «Морозко», «Волшебное кольцо»; пословицы: "В сиротстве жить - день-деньской слезы лить", «Сирота казанская».
На второй вопрос, предложенной мною анкеты, все назвали произведение В.Г.Короленко «Дети подземелья». Эту повесть мы читали на уроке литературы.
При ответе на третий вопрос, дети описывали чувства, испытываемые при прочтении произведений: жалость к оставшимся без родителей детям, сострадание, сопереживание. Некоторые ребята написали, что они плакали, читая повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Все написали в ответе на четвертый вопрос, что тема сиротства очень актуальна в наши дни. Так как не все дети воспитываются в полных семьях, у кого-то нет мамы, у кого-то папы, по тем или иным причинам. Все знают проблему детей-сирот, воспитывающихся в приютах и детских домах. Так же ребята понимают, что сиротство, как и в давние времена, остается актуальной темой и в наши дни.
Заключение
В данной исследовательской работе я рассматривал тему сиротства на основе произведений устного народного творчества. Сиротство является актуальной проблемой прошлого и настоящего времени. И в давние времена и в нынешнее время к сиротам относятся одинаково. Часть общества, поднимая эту проблему, описывают свое отношение в произведениях различных жанров, тем самым привлекают к этой проблеме все больше внимания, чтобы помочь сиротам как духовно, морально, так и материально. В наши дни сиротство на бытовом уровне проявляется жестоким отношением общества к сиротам. Сироты зачастую социально не адаптированы, озлоблены на весь мир, им очень сложно принимать заботу и любовь людей, которые пытаются им помочь. К счастью, таких людей все больше и больше. Они протягивают руку помощи брошенным детям. Много социальных программ стало существовать в наши дни по поддержке детей сирот. Снова в нашу жизнь входит понятие меценатство. Усыновление детей, не имеющих родных, теперь поддерживается правительствами многих стран. Но все же, я думаю, что проблема сиротства будет иметь место в обществе всегда!
Чтобы классифицировать понятия и произведения о сиротстве в устном народном творчестве, рассмотрим образ сироты в языке, верованиях и обрядах. Он включает несколько компонентов. Первый из них – бытовое отношение к сиротам, совмещающее и жалость, и жестокость со стороны окружающих по отношению к ним. Второй – восприятие сироты, основанное на архаических верованиях и представлениях о нем. Третий - на представлениях о вредоносности сироты (как представителя другого рода, иногда иного мира, как человека, наделенного "недолей"). Это восприятие приводит к ограничениям на участие сирот в некоторых ритуалах; принимать их в семью нежелательно.
С другой стороны, существуют верования о покровительстве сиротам и всем оставленным высшей силы, Бога. Это восприятие обуславливает то, что опека над сиротами считается делом почетным, в некотором смысле даже прибыльным. Благодаря этому покровительству сироты способны влиять на погоду и становятся главными участниками некоторых обрядов.
В фольклоре образ сироты составляет несколько компонентов. Слово сирота часто появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории "оставленных", как в песнях, частушках. В былинах сиротство героя служит сюжетообразующим фактором и лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае "мнимого сиротства" с ним сражается. В балладах и сказках говорится о противостоянии мачехи и падчерицы. Оно трактуется по-разному: в сказке в борьбу вступают силы родов этих персонажей, при этом побеждает род падчерицы. Баллада демонстрирует принципиальную чуждость этих родов, но в противостояние они практически не вступают. Содержание сказок – плохое отношение мачехи к падчерице, справедливость сказка, в отличие от баллад, восстанавливает практически всегда. В лирические песни проникают два противоположных представления о сироте: о "недоле" с одной стороны, и о способности влиять на плодородие с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах. И, наконец, в песни и баллады проникают представления о "неожиданности" и "невоспитанности" сироты людьми, его рождают, и воспитывают силы природы.
Экспериментальная часть работы доказывает, что тема сиротства очень актуальна как в наши дни, так и в прошлом. Дети испытывают чувство сострадания к сиротам, понимают что помощь, даже самая маленькая, дает надежду на нормальную, счастливую жизнь сирот в будущем.
Возможно, эта исследовательская работа будет первым шагом изучения темы «Сиротство». В силу своего возраста я знакомлюсь с произведениями устного народного творчества, а литература в целом очень многогранна, и есть много писателей в художественной литературе, затрагивающих эту тему. По мере знакомства с такими произведениями я буду анализировать «Тему сиротства» в литературных произведениях и продолжать начатую работу.
Список литературы
Зимний дуб
Яблоко
Ворона
Каргопольская игрушка
Мороз и заяц