Из краткого обозрения темы «Образ Доржи Банзарова в искусстве» видно, что личность ученого стала предметом творческого вдохновения маститых и молодых мастеров прозы и поэзии, драматургии и театра, живописи и гравюры, музыки и песни, а также скульптуры. Нет сомнения, что о нем появятся новые шедевры в искусстве.
Вложение | Размер |
---|---|
d.banzarov_v_iskusstve.docx | 21.16 КБ |
Введение
Данная работа посвящена первому бурятскому ученому, прославившему свое имя. Доржи Банзаров – талантливый ученый, выдающийся востоковед представляет собой национальную гордость бурятского народа, всей русской востоковедной науки, воспитанный русскими учеными, возлагавшими на него большие надежды.
Выдающиеся успехи Доржи Банзарова были предопределены главным образом тем, что он получил европейское образование, общался с крупнейшими российскими учеными. Его труды были известны в научном мире.
Каждый народ справедливо гордится своими учеными и общественными деятелями.
Имя Банзарова стало национальной гордостью бурятского народа.
Цель работы: исследовать образ первого бурятского ученого Доржи Банзарова в творчестве представителей искусства.
В соответствии с целью определяются основные задачи исследования:
1. Изучение теоретических и архивных источников, отражающих тему исследования;
2. Выявление степени изученности данной проблемы;
3. Сбор письменных и вещественных источников, относящихся к данному исследованию.
Объект исследования: творчество представителей искусства.
Предмет исследования: отражение образа первого бурятского ученого Доржи Банзарова в искусстве России и Бурятии.
Работа имеет практическую направленность, которая выражается в создании условий, способствующих формированию устойчивого интереса к личности первого бурятского ученого Доржи Банзарова, нашего земляка, который в трудное время, в условиях царизма пробивал себе дорогу в научный мир и стал известным ученым русской востоковедческой науки.
Образ первого бурятского ученого в искусстве.
Личность и жизнь Доржи Банзарова уже длительное время привлекают внимание не только ученых, но и художников, представителей разного рода искусства и литературы.
Художники Бурятии посвятили свои произведения изображению образа знаменитого ученого-земляка. В 1926 году в начальный период формирования и развития национальной живописи народный художник Бурятии Р. С. Мэрдыгеев впервые обратился к образу ученого.
К решению картины-портрета «Доржи Банзаров» автор подошел смело, по-новаторски. Композиция холста строится на сопоставлении мрачного фона и самого образа Банзарова – светлого начала. В левой части портрета изображен шаман, исполняющий ритуальный танец, в правом – ночное небо со звездами и луной, ниже – огонь. Среди этих атрибутов шаманства мы видим Банзарова, спокойно сидящего за столом. Он показан в тот момент работы над своим научным трудом «Черная вера или шаманство монголов» (слева и справа за его спиной мы видим полуфигуру шамана с колотушкой в руках и пустынный дикий пейзаж с горами вдали и тусклым диском луны в небе). При фотографической точности передачи единственного оригинала, известного нам, художник сумел показать в облике Банзарова одухотворенность, острый ум. Работа Мэрдыгеева достойно заняла свое место среди лучших произведений художников Бурятии.
Позднее, в послевоенный период, в 1957 году, к столетию со дня смерти бурятского ученого перед зданием педагогического института был воздвигнут памятник Доржи Банзарову. Автор скульптуры – народный художник РСФСР А. И. Тимин. Работал он над этой скульптурой два года. Первоначально эскизы были погрудные, они не удовлетворяли автора, бюст терялся на фоне большого здания института, а главное не нес той идеи, которую хотел выразить автор, - монументальность образа, его устремленность в будущее. Но вот, наконец, пришло решение. Композиция скульптуры проста: ученый стоит в позе, корпус чуть повернут вправо, в левой руке держит перо, в правой – раскрытую книгу. Масштаб монумента найден удачно, он соразмерен зданию института. Соотношение фигуры к пьедесталу и общий силуэт сооружения производят впечатление уравновешенности и единства. Скульптура наполнена внутренним движением. Перед нами первый бурятский ученый-просветитель, передовой интеллигент-демократ 40-50 годов XIX столетия. Таким и хотел его показать А. И. Тимин.
Доржи Банзаров питал симпатию к революционному движению, и он даже мечтал стать одним из богатырей, если нагрянет революция в России. Очевидно, этой симпатией определялось его уважительное отношение к декабристам. По свидетельству биографов, декабриста Николая Бестужева, отбывавшего ссылку в Селенгинске, навещал Доржи Банзаров и они подолгу беседовали.
Первый раз Доржи Банзаров, по сообщению М. З. Барановской, автора книги «Декабрист Николай Бестужев», посетил декабриста вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым, совершавшим поездку по краю, второй раз – с И. С. Сельским – писателем, членом совета Главного Управления Восточной Сибири, правителем Сибирского отделения Русского географического общества. В этот приезд Доржи Банзаров и И. С. Сельский пробыли у Бестужева около четырех дней, и Н. Бестужев написал их портреты. По воспоминаниям И. С. Сельского Николай Бестужев и Д. Банзаров провели время в «задушевной беседе, говоря о Петербурге, о таланте монголов и заселении Прибайкалья бурятами».
Над темой «Декабристы в Сибири» работала М. Е. Шестакова. Она беседовала с учеными, прочитала много книг о декабристах, ездила в Селенгинск, где жили братья Бестужевы. И вот сюжет найден. В Селенгинск к Бестужевым приезжает Доржи Банзаров.
Банзаров изображен на полотне в кругу семьи Бестужевых. Николай вдохновенно читает стихи. Михаил весь погружен в свои думы, сестра Ольга стоит у окна. За спиной Банзарова в окне виднеется мрачный холодный закат, от которого на снег падают красные отблески. Так в небольшой по размеру картине художник Шестакова сумела раскрыть большую идею – несмотря на преследование царского самодержавия, подавляющего всякую передовую мысль, в России зреют новые прогрессивные силы, способные противостоять унижению и бесправию.
В 1953-1958 годах вышли две книги Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей» с иллюстрациями народного художника Бурятии А. А. Окладникова.
Поколение молодых художников, пришедшее в искусство в конце 50-х годов, продолжило тему о Банзарове.
Ко второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве К. Дульбеев написал картину о Доржи Банзарове. Выбрал момент, когда Банзаров находился у Н. Бестужева. Хотелось показать образ ученого многогранно, в связи с тем временем, той эпохой. Показать его близость к передовым идеям, демократические взгляды и одновременно показать трагичность судьбы декабристов и первых представителей национальной интеллигенции.
Сюжет картины таков: гостиная в доме Бестужевых, посреди комнаты стоит клавесин, на котором играет Ольга – сестра декабриста. Фигура смотрится темным силуэтом на фоне окна. За окном лютый сибирский мороз. Ольга не замечает, что шаль сползла с ее плеча, что в комнате холодно: она погружена в мир музыки.
Николай Бестужев – больной, поседевший. Закутавшись в пальто, он слушает музыку, весь отдавшись воспоминаниям. Позади тяжелые годы ссылки, долгая борьба за существование, непрекращавшаяся научная и общественная работа. Доржи Банзаров, облокотившись на клавесин, тоже слушает музыку. Он молод, полон творческих сил. Лицо его полно вдохновения и одухотворенности. Он стоит на пороге новых открытий, смело смотрит в свое будущее – таким он хотел показать его в своей картине. Основная же идея произведения – это исторические истоки дружбы русского и бурятского народа.
В 1970-е годы молодой скульптор Э. Цыденов работает над бюстом ученого. Скульптура установлена на родине Банзарова в с. Верхний-Ичётуй Джидинского района.
Член Союза художников Бурятии и Союза художников СССР художник Эрдэмтэ Эрдынеевич Аюшеев, один из образованнейших людей Курумкана, в честь 170-летия со дня рождения ученого создал новый портрет «Доржи Банзаров» размером высотой 120 см, шириной 90 см. Это дар автора республиканскому музею имени Ц. Сампилова. Эта картина имеет интересную историю: она основывается на старинном оригинале (она заново написана или скопирована). На обратной стороне портрета крупно написано «Всемирный творческий союз «Россия». Под портретом начертано: «Доржи Банзаров» и мелким шрифтом помечено: «клише и печать С. М. Прокудина-Горского, СПб». Дата не указана. «Этот портрет столетней давности хранился у моего отца», - поведал Э.Э. Аюшеев корреспонденту. По совету поэта Н. Г. Дамдинова, художник размножил и сделал 5 портретов ученого. Один из этих портретов находится в школьном музее на родине ученого.
Также в школьном музее с. Верхний Ичётуй есть портрет нашего земляка. Автор этой картины К. Дульбеев сам лично подарил школе к 175-летию со дня рождения ученого.
Портреты кисти Баира Тайсаева, будь то изображение современника или исторического персонажа, полны одухотворенности и настроения. В них переданы тонкие нюансы человеческой натуры, определяющие типологические черты и неповторимую сущность личности. Таков, к примеру, портрет бурятского ученого – Д. Банзарова (работа эта широко известна по репродукциям на почтовых конвертах, выпущенных Министерством связи РФ).
В 1972 году на родине ученого на 150-летие со дня рождения Д. Банзарова состоялось открытие мемориальной доски, установленной у входа в правление колхоза.
Доржи Банзаров родился в долине Ичетуя в местности «Сарабдын хутэл». Это в нескольких километрах южнее автотрассы Улан-Удэ-Закаменск. Эту местность еще называют «Пятын хутэл» в честь предка Банзарова. В 20-е годы прошлого столетия на месте стоянки родителей Банзарова можно было увидеть следы небольшого дома. Говорят, что отец Банзарова построил небольшой рубленый дом, и заказал круглый стол с точеными ножками, два стула в надежде, что по окончании его сын вернется на родину. Рассказывают, что Доржи Банзаров лишь один раз, по приезде из Казани, был в этом доме и встречал гостей.
И вот в этом предполагаемом месте рождения знаменитого земляка в год 170-летия со дня рождения ученого (1992) по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятник с мемориальной табличкой, к которому могут подъехать все желающие почтить память известного ученого-ориенталиста.
Крупный бурятский композитор Бау Ямпилов, Герой Социалистического Труда, написал эпическую поэму «Доржи Банзаров». Еще одно интересное пополнение в память ученому – это песня о Доржи Банзарове, слова Р. Шоймарданова и музыка Б. Дондокова.
Не обошло стороной Банзарова и кино. В художественном фильме Бараса Халзанова «Нет чужой земли» есть кадры, показывающие встречу Банзарова с декабристами в Селенгинске.
Таким образом, личность ученого стала предметом творческого вдохновения не только маститых и молодых мастеров прозы и поэзии, драматургии и театра, но и живописи и гравюры, музыки и песни, а также скульптуры. Нет сомнения, что о нем появятся новые шедевры в различных жанрах литературы и искусства.
Заключение
Из краткого обозрения темы «Образ Доржи Банзарова в искусстве» видно, что личность ученого стала предметом творческого вдохновения маститых и молодых мастеров прозы и поэзии, драматургии и театра, живописи и гравюры, музыки и песни, а также скульптуры. Нет сомнения, что о нем появятся новые шедевры в искусстве.
Список литературы:
1. Бухаев С. Он памятник воздвиг себе… //Правда Бурятии. 1972, 7 апреля.
2. Дульбеев К. К 80-летию Мэрдыгеева. //Правда Бурятии. 1980, 12 апреля.
3. Дульбеев К. Образ ученого в изобразительном искусстве Бурятии. //Правда Бурятии. 1972, 29 марта.
4. Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии – Новосибирск, 1983.
5. Санжиев Б. С. Доржи Банзаров. Иркутск, 1992.
6. Дунаев С. Д. Банзаров /Стихи/. Улан-Удэ, 1947.
Колумбово яйцо
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Два плуга
Мост Леонардо
Соленая снежинка